Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Счетная палата Российской Федерации

Некоторые проблемы совершенствования системы государственного финансового контроля

Сегодня, когда в России идут активные коренные политические, экономические и правовые преобразования резко возрастает значение контрольных функций государства за своими активами. В становление и развитие системы государственного финансового контроля важную роль сыграл принятый в 1995 году Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", послуживший созданию правовых основ деятельности нового органа контроля.

Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам. Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало.

В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Конкретно, представляется необходимым:

  • уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
  • конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
  • введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
  • принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
  • наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

Существование в России двухпалатного парламента предопределяет паритетный механизм формирования самой Счетной палаты. Было бы целесообразно внести в действующий закон "О Счетной палате Российской Федерации" дополнения о соотношение полномочий Председателя и заместителя Председателя, а также полномочий руководства и аудиторов Счетной палаты. Разделение полномочий должно вытекать из конституционных различий между верхней и нижней палатами и предусматривать ответственность руководителей перед парламентом. Очевидно, что более четкое разграничение полномочий и тесная работа с парламентом будет находиться в полном согласии с курсом Президента России на укрепление правопорядка и всей системы власти.

По закону, Счетная палата Российской Федерации, обладая организационной и функциональной независимостью, в то же время подотчетна Федеральному Собранию. Палаты имеют право на участие в планировании контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. В 2000 году предложения членов Совета Федерации по тематике проверок были направлены в Счетную палату, для включения их в план работы. Такая возможность использования полномочий Счетной палаты как инструмента контроля является весьма демократичной, достаточно эффективной и заслуживает продолжения. Это реальный механизм влияния граждан России на власть через представителей регионов - членов Совета Федерации.

Однако, пока следует признать, что эффективность парламентского контроля в России недостаточно высока. Для ее повышения одними поправками к действующим законам не обойтись, потребуется разработка, анализ и принятия ряда законов таких как: "О государственном финансовом контроле", "Об аудиторской деятельности", в этой работе должны принять активное участие Совет Федерации, Государственная Дума и другие заинтересованные органы.

Еще одна важная проблема парламента и Счетной палаты - закон об исполнении федерального бюджета. Правительством России в Государственную Думу было направлено несколько законопроектов об исполнении очередного бюджета. По всем этим законопроектам Счетная палата давала развернутые заключения и направляла их в парламент, как и свою информацию об исполнении очередного федерального бюджета. Учитывая важность бюджетного процесса в жизнедеятельности государства, ежегодный накал страстей при рассмотрении и принятии бюджета, думается, что Государственная Дума, и Совет Федерации должны принять меры к тому, чтобы процедура утверждения исполненного бюджета, наконец, была реализована. Кроме этого следует упомянуть, что бюджетный процесс в России, финансовые взаимоотношения различных государственных органов и иных субъектов регулируются множеством законодательных актов и международных договоров России. Поэтому требуется уточнение правового статуса Счетной палаты Российской Федерации как органа государственного финансового контроля, осуществляющего свою деятельность с учетом всех федеральных законов, определяющих бюджетный процесс, а также международных договоров России. Может быть, учитывая мировой опыт, следует наделить Счетную палату правом проводить финансовую экспертизу проектов соответствующих законов, определяющих бюджетный процесс в России.

Становление и деятельность Счетной палаты Российской Федерации проходили в условиях развивающегося российского федерализма, основанного не только на территориальном, но и на национально-государственном характере субъектов Федерации. Процесс образования контрольных органов субъектов Федерации базировавшийся на законодательстве этих субъектов, как правило, был связан с собственной контрольно-финансовой деятельностью представительных органов субъектов Федерации. Счетные палаты образованы и действуют пока в половине регионов. Безусловным шагом вперед в законодательном обеспечении деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации явилось закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (Глава 26), основ государственного и муниципального контроля. Статья 265 определила едионообразно формы финансового контроля , осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, обособив их от других форм контроля исполнительной власти.

Продуктивными на наш взгляд являются тенденции дальнейшего развития контрольно-счетных органов в субъектах Федерации. Правовой основой их деятельности безусловно послужило бы ускорение процедуры принятия федерального законопроекта "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации". Такой закон позволил бы установить единые правовые основы организации и деятельности контрольно-счетных палат в субъектах Российской Федерации, определить их статус, принцип деятельности, функции, полномочия и ответственность.

Прошедшее в декабре 2000 года всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов, создавших Ассоциацию контрольно-счетных органов России служит укреплению и развитию правового государства, совершенствованию деятельности различных государственных институтов Российской Федерации.

Создание Президентом Российской Федерации федеральных округов и назначение в них своих представителей ставят перед Счетной палатой задачу налаживания конструктивного взаимодействия с этими органами и требуют законодательного обеспечения такой работы..

Счетная палата Российской Федерации стала ведущим институтом государственного финансового контроля. Новые задачи и функции Счетной палаты потребуют от ее работников дополнительных мер по совершенствованию профессионализма. Учитывая уже накопленный опыт и результаты работы, настало время рассмотреть возможность создания на ее базе научно-методического центра (института), который мог бы так же заниматься подготовкой и переподготовкой кадров для финансово-контрольных органов России.

Действующий закон "О Счетной палате Российской Федерации" позволяет Президенту использовать возможности Счетной палаты для тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности практически любых органов власти и других субъектов. Но для повышения эффективности такой работы, исключения дублирования следует внести дополнения в действующий закон, обязывающие контрольные органы Президента России и Правительства, государственные налоговые, а также силовые государственные структуры оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

Давно назрела необходимость установления контроля за работой Центрального банка России, для чего требуется внести соответствующие поправки в действующее законодательство, позволяющие Счетной палате осуществлять ежегодный контроль за его финансово-хозяйственной.

Представляется весьма важной наметившиеся возможность использования аналитического инструментария Счетной палаты, для диагностирования финансово-экономического состояния России, выявления узких мест, опасных тенденций в бюджетной сфере.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории Российской Федерации единое поле финансового контроля.

Войтенко Лидия Владимировна
17 мая 2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки