Предложения и поправки в проект федерального закона
1.Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что в ряде стран существует
жесткое регулирование ТЭК, цен и тарифов на энергоносители.
Одновременно отработана
система защиты малоимущих слоев населения при оплате коммунальных услуг.
В основном применяются следующие подходы:
В США тарифы на федеральном рынке электроэнергии устанавливаются на несколько лет
(до 5 лет) Федеральным законом принимаемым Конгрессом США.
Федеральная энергетическая комиссия США не имела до последнего времени права самостоятельно
вносить изменения в тарифы. Ее роль заключалась, в основном, в проверке обоснованности
изменения тарифа. Департаменты ФЭК США занимаются аудитом энергетики. В ФЭК же России даже
нет департаментов аудита. В штатах США существуют при администрации губернаторов комиссии по
социальным вопросам, которые не только устанавливают для конечных потребителей тарифы на
газ, электроэнергию, тепло, телефон, но и ведут учет категории населения, которым положены
компенсации и доплаты. Так, например, в штате Орегон, который в 1998 году посетила делегация
Счетной палаты Российской Федерации, около 7 % населения имело льготы, как граждане, имеющие
доход ниже установленных нормативов. Все вышеуказанные мероприятия регулировались законом
штата Орегон, а не решениями различных энергетических комиссий. При этом расположенные в
штате Орегон крупные гидроэлектростанции являлись федеральной собственностью США и управлялись
Инженерным корпусом армии США как объекты стратегического назначения.
Министерство энергетики США и его региональные подразделения составляют энергетические
балансы, стоимостные расчеты поставок регулируемых энергоресурсов между штатами, обеспечивают
координацию технической политики в энергетике, т.е. фактически выполняют часть функции РАО
"ЕЭС России". Важной функцией федеральных и региональных энергетических комиссий ("комиссий
по социальным вопросам") является координация работ по энергосбережению. Именно региональные
комиссии согласовывают энергетические параметры применения теплоизоляционных и строительных
материалов, электротоваров и т.п.
Проведение достаточно жесткого государственного регулирования позволило в течение 90-х годов
практически не повышать тарифов на электроэнергию. При этом наиболее эффективными являются ряд
крупных тепловых электростанций, работающих на угле, с применением новых технологий его
сжигания, что повысило КПД и снизило затраты на 1 квт/час. Одновременно себестоимость добычи
угля "на гора" снизилась к 1998 году с 60 долларов за тонну( в 70 годах) до 20-25 долларов.
3. В Российской же Федерации из-за практического ухода государства от решения вышеуказанных
задач положение в энергетике с каждым годом ухудшается, что и показали зимы 2000-2001 годов.
Так, например, целые населенные пункты отключались от электроэнергии, оставались без тепла, и
отключались, в том числе добросовестные плательщики. По официальным данным, за последние 6 лет
аварийность в системах жилищно-коммунального хозяйства возросла в 10 раз. Только на отопление
окружающей среды ежегодно тратится 420 миллионов гигакалорий, на которые мы тратим 80
миллионов тонн условного топлива на сумму почти 24 миллиарда рублей. "Опыт" Приморья в
следующую зиму могут повторить уже десятки регионов, и никаких министерств по чрезвычайным
ситуациям не хватит для того, чтобы ликвидировать последствия. В угольной отрасли только на
территории Ростовской области при осуществлении так называемой "реструктуризации" было закрыто
44 шахты из 66, осталось только около 20. Добыча угля упала с 30 миллионов тонн до 10
миллионов тонн. И таких шахт по стране было закрыто 170. Это привело к потере 51,4 % мощностей
по добыче угля в таких бассейнах. как Печорский, Кузнецкий, в Приморье, в восточном Донбассе.
В тоже время в электро- и теплоэнергетике увеличивается дефицит угля.
4. Вместе с тем следует отметить, что как показал энергетический кризис в Калифорнии, в
США также существуют проблемы государственного регулирования ТЭК. В настоящее время
Экспертно-консультативным Советом при Председателе Счетной палаты Российской Федерации
проводится анализ причин возникновения кризиса и мер, принятых Администрацией США,
Губернатором Калифорнии для решения возникшей проблемы.
Одновременно Совет вырабатывает предложения по улучшению государственного регулирования
ТЭК России .Данные предложения разрабатываются на основе опыта проверок Счетной палатой
Российской Федерации РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", АК "Транснефть", АО "Мосэнерго",
нефтяных компаний, МПС России, ФЭК России, Минтопэнерго России, Мингосимущества России и др.
Член Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации
А.Е.Панин
|