Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год
Доходы проекта федерального бюджета
Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год

4. Доходы проекта федерального бюджета

4.1. Увеличение доходов федерального бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, посредством создания благоприятных условий для развития частного бизнеса, недопущение роста налоговой нагрузки на экономику и последовательное снижение налогового бремени, дальнейшее развитие налоговой реформы, укрепление системы и повышение эффективности налогового и таможенного администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, осуществление комплекса мероприятий по погашению накопившейся налоговой задолженности предприятий, ускорение создания системы эффективного управления государственными активами и обеспечение, начиная с 2002 года, значительного роста доходов федерального бюджета, получаемых от использования федеральной собственности, являются первоочередными задачами бюджетной политики в области доходов, определенными Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании.

4.2. Доходы прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" сформированы с учетом принятия отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации и введения их в действие с 1 января 2002 года. Принятые изменения налогового законодательства позволят в 2002 году обеспечить снижение налогового бремени на предприятия и организации на 195,5 млрд. рублей или на 1,8% к ВВП.

Осуществляемые изменения налогового законодательства оказали влияние на сужение доходной базы консолидированного бюджета в объеме 30,6 млрд. рублей. Под влиянием указанных изменений доходная база федерального бюджета уменьшилась на 55,3 млрд. рублей, однако с учетом изменений распределения налогов по уровням бюджетной системы она увеличилась на 46,0 млрд. рублей.

4.3. В 2002 году общая сумма доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, включая доходы целевых бюджетных фондов, прогнозируется в размере 3435,7 млрд. рублей, или 32,4% к ВВП, а без учета расходов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет поступлений от единого социального налога, составит 3178,1 млрд. рублей или 29,9% к ВВП. Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации должны составить в 2002 году 2616,2 млрд. рублей, или 24,7% от прогнозируемого объема ВВП, что ниже уровня 2001 года на 0,2% ВВП.

Как и в предыдущие годы, увеличение доходов федерального бюджета в определенной степени достигается за счет перераспределения доходов консолидированного бюджета в пользу федерального бюджета. Если в 1999 году доля всех доходов федерального бюджета составила 50% от доходов прогноза консолидированного бюджета, в 2000 году - 51,9%, в 2001 году предусмотрена в размере 51,0%, то в 2002 году она составит 54,8%, в том числе в налоговых доходах прогноза консолидированного бюджета на 2002 год - 62,2 процента. Таким образом, в 2002 году в пользу федерального бюджета будет перераспределено дополнительно доходов прогноза консолидированного бюджета на сумму 151,8 млрд. рублей (4,8% от общих доходов прогноза консолидированного бюджета 2002 года). Перераспределение налоговых доходов составит 318,2 млрд. рублей (12,2 процента).

Изменение существующего в 2001 году распределения налогов по уровням бюджетной системы за счет установления норматива поступления в федеральный бюджет вводимого с 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых в размере 75,4-80% с зачислением в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами, лесным фондом, объектами животного мира и других приведет к увеличению доходной базы федерального бюджета в 2002 году на 46 млрд. рублей.

4.4. В предлагаемом проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета рассчитаны, исходя из оптимистичного макроэкономического прогноза, и составят 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к прогнозируемому объему ВВП. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога составят 1740,9 млрд. рублей, или 16,42% к прогнозируемому объему ВВП (15,4% к ВВП в соответствии с федеральным бюджетом на 2001 год и 16,74% к ВВП, исходя из ожидаемой его оценки в 2001 году).

Налоговые доходы в соответствии с законопроектом, составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,95 процентных пункта. Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов составит 93,4%. Практически весь номинальный прирост доходов федерального бюджета в размере 547,38 млрд. рублей достигается за счет прироста налоговых поступлений - 510,95 млрд. рублей (93,3%). Неналоговые доходы составят 100,7 млрд. рублей, или 0,95% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,12% к ВВП и практически на уровне ожидаемой их оценки текущего финансового года.

4.5. Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утверждаемых в федеральных законах о федеральном бюджете за ряд лет свидетельствует о недостаточно глубокой проработке их расчетов.

Так, если в 1997-1998 годах завышение объема доходов привело к существенному недофинансированию расходов федерального бюджета и практически к дезорганизации бюджетного процесса, то занижение объема доходов федерального бюджета в 1999-2001 годах явилось причиной получения дополнительных доходов, не учитываемых в федеральных законах о федеральном бюджете.

4.6. На достоверность параметров важнейших доходов федерального бюджета существенное влияние оказывает как неточность прогноза основных макроэкономических показателей, так и недостатки, связанные собственно с методами оценки доходной базы федерального бюджета.

В целом при превышении объема ВВП в 2002 году только на 1% по сравнению с прогнозируемым, при сохранении в проекте бюджета уровня мобилизации доходов в федеральный бюджет (16,4% к ВВП), дополнительные доходы федерального бюджета могут составить 17,4 млрд. рублей. В этой связи могут быть уточнены представленные расчеты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, формирующие 52,1% всех доходов федерального бюджета на 2002 год, как вследствие неточности ожидаемой оценки объема ВВП на 2001 год, так и прогнозируемого объема ВВП на 2002 год.

Анализ доходов федерального бюджета на 2002 год по сравнению с утвержденным и ожидаемым исполнением федерального бюджета за 2001 год (в номинальном выражении и сопоставимых ценах).

4.7. Поступления в 2002 году в федеральный бюджет налога на прибыль (доход) организаций предусматриваются в сумме 191,4 млрд. рублей, что ниже ожидаемой оценки поступлений данного налога в 2001 году на 28,7 млрд. рублей или на 13,1%. Сумма отмененных льгот по налогу на прибыль составит в 2001 году по оценке Минфина России 404,5 млрд. рублей. Однако в 2002 году адекватного этой сумме увеличения налогооблагаемой базы не прогнозируется. В расчетах по налогу на прибыль налогооблагаемая база уменьшена на 304,4 млрд. рублей в связи с изменениями, внесенными в соответствии с нормами главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за счет снятия ограничений по отнесению на затраты расходов по добровольному страхованию имущества и ответственности (74,5 млрд. рублей), включения в затраты расходов работодателей по страхованию своих работников по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования, добровольного личного страхования (25,8 млрд. рублей), расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (39,2 млрд. рублей), изменения порядка исчисления и отнесения на затраты амортизации (84 млрд. рублей), отнесения на финансовый результат убытков, полученных в предшествующем налоговом периоде (54,4 млрд. рублей) и некоторых других затрат.

Указанное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере 304,4 млрд. рублей представляется существенно завышенным и требует дополнительного обоснования Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что у предприятий накоплен значительный объем кредиторской задолженности, которая на 1083,5 млрд. рублей превышает дебиторскую задолженность (по состоянию на 1 июля 2001 года), свободные остатки средств предприятий на счетах предприятий в первую очередь будут направляться на погашение этой задолженности, а не на цели добровольного страхования.

4.8. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" поступления налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, предусматриваются в сумме 516,9 млрд. рублей с ростом против ожидаемых поступлений в 2001 году на 96,9 млрд. рублей, или на 23,1 процента.

Несмотря на принимаемые в последнее время Правительством Российской Федерации меры по повышению уровня собираемости налогов (в среднем 90,6% в проекте бюджета на 2002 год), собираемость налога на добавленную стоимость предусмотрена в размере 83,3% или на уровне, ожидаемом в 2001 году, при наличии значительной задолженности перед бюджетом на данному налогу (по расчету 270 млрд. рублей по состоянию на 1 июля 2001 года). Принятие мер по повышению собираемости налога на добавленную стоимость по сравнению с 2001 годом может дать существенные дополнительные поступления в доходную часть федерального бюджета.

Возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам продукции в 2002 году предусматривается в сумме 225 млрд. рублей. При этом необходимо отметить, что на протяжении ряда лет темпы роста объемов возмещения данного налога превышают темпы роста объемов экспорта и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории страны. При прогнозируемом в 2002 году по сравнению с 1999 годом росте экспорта, облагаемого налогом на добавленную стоимость, в 2 раза, увеличении поступлений налога на добавленную стоимость в 3 раза, объем возмещения налога организациям-экспортерам возрастает в 4,6 раза, а его доля в экспорте - с 3,1% в 1999 году до 7,4% в 2002 году при практически неизменной за эти годы структуре экспорта. Сумма возмещения в общем объеме поступлений налога увеличивается с 19,3% до 30,3 процента.

В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо представить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дополнительные материалы по объективному анализу ситуации с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, а также информацию о намечаемых мерах по установлению эффективного контроля за правомерностью его возмещения, особенно в условиях расширения объема экспорта, облагаемого налогом. Решение о суммах возмещения налога на добавленную стоимость в федеральном бюджете на 2002 год целесообразно принять по результатам рассмотрения данных материалов.

4.9. Законопроектом предусматривается рост размеров акцизов по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации, в номинальном выражении на 4,4% по сравнению с ожидаемыми показателями 2001 года.

Несмотря на предусмотренную индексацию ставок акцизов на 12% в соответствии с прогнозируемым ростом инфляции темпы прироста поступлений акциза на природный газ предусматриваются на уровне лишь 1,6%. В связи с этим необходимо дополнительно вопрос о повышении цены реализации природного газа, принятой при расчете акциза, и общего размеров поступлений акциза.

Целесообразно также применять дифференцированный подход к индексации ставок акцизов по каждой группе подакцизных товаров (в частности, на алкогольную продукцию), стимулирующий увеличение налогооблагаемой базы за счет расширения легального производства.

4.10. Платежи за пользование природными ресурсами в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматриваются в размере 179,9 млрд. рублей, что в 4,8 раза больше соответствующих поступлений, утвержденных бюджетом 2001 года. Существенный рост данных платежей связан с введением в действие с 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых, основную долю в составе которого занимает налог на добычу нефти, поступление которого предусматривается в размере 164,4 млрд. рублей.

4.11. В материалах к законопроекту Правительством Российской Федерации не представлен комплекс мер по сокращению совокупной налоговой задолженности, предусматривающий использование прав налоговых органов по взысканию данной задолженности в соответствии со статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2001 года совокупная задолженность перед федеральным бюджетом составляла 35% к прогнозируемым налоговым доходам федерального бюджета на 2002 год (568,9 млрд. рублей), в том числе недоимка - 13,8% (224,7 млрд. рублей). Правительством Российской Федерации в проекте бюджета предусматриваются поступления от погашения налоговой задолженности в результате проведения ее реструктуризации, которая осуществляется еще недостаточно эффективно. Предусматриваемые в 2002 году дополнительные поступления от погашения задолженности составят лишь 7,9 млрд. рублей, или 1,4% от ее общего объема на 1 января 2001 год, в том числе от недоимки - 3,5%.

4.12. Правительством Российской Федерации в законопроекте предусматривается снижение вывозных таможенных пошлин с 217,3 млрд. рублей (ожидаемое исполнение 2001 года) до 197,2 млрд. рублей в 2002 году, или на 9,2%. Данное сокращение связано с объективным фактором уменьшения объемов экспорта сырьевых энергоносителей в связи с некоторым ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры.

4.13. Правительством Российской Федерации в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривается повышение налоговых поступлений от ввозных пошлин с 96,2 млрд. рублей (ожидаемое исполнение 2001 года) до 118,7 млрд. рублей, или с номинальным ростом на 23,4%. С учетом индекса-дефлятора ВВП рост поступлений от ввозных пошлин предусматривается в размере лишь 7,5%. В условиях сохранения действующих в 2001 году ставок ввозных пошлин это обусловлено в основном увеличением физических объемов импорта на 10,7% по сравнению с оценкой текущего финансового года.

Предлагаемое в законопроекте сохранение снижения ввозных (импортных) пошлин, введенных в конце ноября 2000 года, должно быть более обосновано и подкреплено оценкой соответствующего роста конкурентоспособности национальных товаропроизводителей по соответствующим группам товаров. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлена прозрачная и экономически обоснованная система определения ставок импортных пошлин по всему кругу ввозимых товаров, предусматривающая оптимальное соотношение фискальной функции ставок - увеличение поступлений в федеральный бюджет и регулирующей функции - разумной защиты внутреннего рынка от импорта.

Правительству Российской Федерации необходимо провести более детальную работу по определению продукции и товаров, прежде всего технологического оборудования, снижение ставок по которому даст эффект для роста производства, повышения его конкурентоспособности в ближайшем будущем, а также товаров, производство которых не является приоритетным для Российской Федерации, и по которым снижение ставок даст наибольший эффект в части увеличения платежей.

4.14. Исходя из установок Бюджетного послания целесообразно в процессе рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" продолжить работу по отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот. Несмотря на проделанную работу в данном направлении, налоговые льготы по-прежнему занимают высокий удельный вес в составе налоговых доходов. Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным налоговым законодательством, составит в 2002 году 497,5 млрд. рублей, или 4,69% к прогнозируемому объему ВВП по консолидированному бюджету, в том числе 209,7 млрд. рублей или 1,98% к ВВП по федеральному бюджету.

4.15. Правительством Российской Федерации в законопроекте предусматривается рост таможенных сборов по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года в 1,9 раза, что соответствует сложившейся тенденции увеличения поступлений данного налога. В то же время таможенные сборы в представленном законопроекте и в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" отнесены к группе неналоговых доходов, что противоречит статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что они являются налоговыми доходами федерального бюджета. В связи с этим необходимо привести в соответствие указанные законодательные акты в части отнесения таможенных сборов к одной группе доходов.

4.16. Несмотря на требования Президента Российской Федерации, сформулированные в Бюджетном послании, Правительство Российской Федерации по-прежнему недостаточно сориентировано на повышение эффективности управления государственным имуществом и увеличение доходов от его использования.

Поступления в федеральный бюджет по статье неналоговых доходов "Дивиденды по акциям, принадлежащим государству" на 2002 год определены в размере 4,9 млрд. рублей против 2 млрд. рублей, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", и 4,7 млрд. рублей, ожидаемых в 2001 году.

Несмотря на определенный рост объема данных неналоговых доходов, их удельный вес составит лишь 0,3% в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год, а 73% поступлений дивидендов прогнозируется лишь от 6 акционерных обществ ("Газпром", "Роснефть", "Славнефть", РАО "ЕЭС России", "ТВЭЛ", "АК "Алроса") из 3949 акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, акционерные общества с государственным участием направляют на выплату дивидендов значительно меньшую по сравнению с полностью приватизированными компаниями долю чистой прибыли. Результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации показывают, что работа в Минимуществе России по прогнозированию доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству, должным образом не организована, отсутствует необходимая нормативно-методическая база.

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году на акции, принадлежащие Российской Федерации, будет приходиться не менее 97,8 млрд. рублей чистой прибыли (по крупнейшим плательщикам). При наличии на рынке общей тенденции увеличения доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, прогноз доходов по данной статье бюджета, рассчитанный на основе усредненного значения части прибыли, направленной на выплату дивидендов в 2000 году в разрезе крупнейших плательщиков (7,9%), может составить 7,7 млрд. рублей.

Правительству Российской Федерации необходимо ускорить создание эффективной системы управления государственными активами, в том числе принадлежащими государству акциями, предусматривающей не только упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, но и определение целей участия государства в акционерных обществах; планирование их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе объема дивидендов по государственным акциям, разработку необходимой нормативно-методической базы.

До настоящего времени не сформирован институт профессиональных государственных представителей в органах управления акционерных обществ, не разработана соответствующая нормативная правовая база их деятельности, не решены вопросы финансирования расходов, связанных с управлением государственными пакетами акций, не проведена инвентаризация существующей задолженности акционерных обществ по перечислениям в федеральный бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

Низкая эффективность существующей системы управления государственными акциями приводит к недопоступлению доходов в федеральный бюджет. Основные доходы от распоряжения государственной собственностью предполагается получить от приватизации (35 млрд. рублей), что в 7 раз превышает поступления от дивидендов по акциям государственных предприятий. Кроме того, программа приватизации представлена Правительством Российской Федерации без необходимых расчетов и обоснований и не основана на единой утвержденной методике предварительной оценки стоимости пакетов акций, предусматриваемых к продаже.

Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривается увеличение платежей от государственных и муниципальных организаций с 9,5 млрд. рублей, утвержденных в бюджете 2001 года, до 13,97 млрд. рублей в 2002 году. При этом основную часть поступлений (88,6%), как и в предыдущие годы, составляют доходы совместного предприятия "Вьетсовпетро" в размере 12,4 млрд. рублей. Платежи от 9718 федеральных государственных унитарных предприятий и организаций предусмотрены в проекте бюджета на 2002 год в размере лишь 0,5 млрд. рублей при том, что по оценкам Счетной палаты Российской Федерации чистая прибыль, полученная государственными унитарными предприятиями только в 2000 году, составила 50 млрд. рублей.

Работа по оптимизации количества федеральных государственных унитарных предприятий и их преобразованию в акционерные общества не должна исключать работу по увеличению доходов федерального бюджета от деятельности существующих государственных унитарных предприятий. Для увеличения поступлений от государственных унитарных предприятий необходимо утверждать им основные показатели хозяйственной деятельности, целевого использования прибыли с учетом размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. При этом следует усилить контроль за целевым использованием предприятиями амортизационных отчислений.

Гражданский кодекс Российской Федерации наделяет собственника в лице государства правом самостоятельно распоряжаться активами принадлежащих ему предприятий, включая прибыль и амортизационные отчисления. В этой связи остается актуальной задача дальнейшего реформирования существующей системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, которая может быть реализована не только преобразованием предприятий в акционерные общества, но и принятием федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, как это установлено статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также более эффективной работой Правительства Российской Федерации по созданию нормативной правовой и методической базы, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность государственных унитарных предприятий. Несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени федеральными органами исполнительной власти не утверждается минимальный перечень показателей экономической деятельности, в том числе размер (доли) прибыли федеральных государственных унитарных предприятий и размер дивидендов открытых акционерных обществ, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.

В целях обеспечения логики бюджетного учета платежи от федеральных государственных унитарных предприятий необходимо консолидировать в доходах федерального бюджета исключительно по соответствующей статье бюджетной классификации. Инвестиционные программы государственных унитарных предприятий должны утверждаться в составе федеральной адресной инвестиционной программы.

Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" запланировано увеличение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года с 5,6 млрд. рублей до 8,4 млрд. рублей, или с ростом на 49,5%. Однако, по сравнению с ожидаемой оценкой 2001 года, номинальный рост доходов по данной статье бюджета составит лишь 5,9%, что в 2 раза ниже прогнозируемых темпов инфляции на 2002 год. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, исключая арендную плату за землю, вообще прогнозируется на уровне ожидаемой оценки 2001 года. Таким образом, Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по выполнению требования Бюджетного послания по значительному увеличению доходов федерального бюджета, получаемых от использования государственной собственности, существенным источником которых должны стать доходы от использования объектов недвижимости.

Проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, свидетельствуют о несоответствии ставок арендной платы, определяемых в заключаемых организациями и учреждениями договорах, ставкам, устанавливаемым Минимуществом России в централизованном порядке, наличии значительной части договоров, срок действия которых истек, об отсутствии должного контроля за полнотой и своевременностью перечисления арендных платежей.

В целях существенного увеличения доходов федерального бюджета по данной статье неналоговых доходов Правительству Российской Федерации необходимо усилить контроль за безусловным применением механизма установления рыночных ставок за аренду государственного имущества, обеспечить учет в доходах федерального бюджета всех без исключения средств, получаемых министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, продолжить работу по формированию полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом, для чего предусматривать механизм возмещения расходов на инвентаризацию и оценку недвижимости.

Совершенствование системы управления недвижимостью в Российской Федерации должно быть направлено на максимально возможное повышение доходности объектов федеральной недвижимости, повышение их инвестиционной привлекательности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

4.17. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматриваются поступления в доход федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей от прибыли Центрального банка Российской Федерации, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" должно составлять 50% балансовой прибыли Банка России, полученной за 2001 год.

В соответствии с действующим законодательством Банк России самостоятельно определяет смету расходов и правила ведения бухгалтерского учета, формирования учетной политики. В связи с этим финансовые результаты его отдельных операций отражаются, минуя счета доходов, что оказывает влияние на размер прибыли, отражаемой Центральным банком Российской Федерации. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" должны быть внесены изменения, предусматривающие введение государственного внешнего контроля за формированием его прибыли, исполнением сметы расходов на его содержание, организацией бухгалтерского учета и учетной политики.

4.18. Существенным дополнительным источником пополнения доходной части федерального бюджета 2002 года должны стать доходы федеральных органов исполнительной власти от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако, в законопроекте эти объемы поступлений по группе доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" не указаны. При формировании объемов расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, указанные объемы уменьшаются на сумму прогнозируемых ими доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, такой подход к формированию расходов федерального бюджета не позволяет в достаточной степени оценить обоснованность размеров дополнительных источников финансирования, а также нарушает установленный статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов общей суммой доходов бюджета, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

4.19. Слабо востребованным резервом получения дополнительных ресурсов федерального бюджета является задолженность ряда государств по долгам бывшему СССР. Нуждаются в дополнительном обосновании объемы доходных ресурсов федерального бюджета от возврата государственных кредитов Российской Федерации правительствами иностранных государств и государств-участников СНГ; иностранных кредитных ресурсов и инвестиционных кредитов, погашаемых предприятиями и организациями; доходов от реализации финансовых активов, средств от возврата бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). Анализ отклонений фактических объемов предоставленных и погашенных кредитов и ссуд от утверждаемых в федеральных законах о федеральном бюджете или бюджетной росписи за ряд лет свидетельствует о недостаточно глубокой их проработке. При налаживании должного контроля за операциями с активами должников могут быть привлечены дополнительные источники поступлений в федеральный бюджет.

4.20. Отмечая предполагаемое существенное повышение среднего уровня собираемости налоговых доходов в законопроекте по сравнению с предшествующими годами, Счетная палата Российской Федерации полагает, что точность и достоверность проектировок отдельных показателей проекта бюджета нуждается в дополнительном обосновании. В ходе рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в комитетах и комиссиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно детально рассмотреть все имеющиеся резервы увеличения возможных поступлений в федеральный бюджет, в том числе от возврата ранее предоставленных средств федерального бюджета на возвратной основе.

4.21. Немаловажной проблемой достоверности и обоснованности проекта доходов федерального бюджета на 2002 год является состояние нормативно-методической базы по их формированию. Единственным документом, регламентирующим работу по разработке проекта доходов на федеральном уровне, являются утвержденные заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным 12 апреля 2001 года Методические рекомендации по формированию доходов федерального бюджета на 2002 год. Однако данные методические рекомендации носят достаточно общий характер, определяют лишь основные подходы к формированию доходов бюджета, используемую отчетность и информацию, и не раскрывают технологию и алгоритм расчета конкретных показателей налоговых и неналоговых доходов. Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета осуществляются на основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики. В целях создания более основательной методической базы Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению разработки полноценных методических указаний по расчету значений соответствующих показателей в разрезе групп, подгрупп, статей и подстатей доходов классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Данные методические указания должны предусматривать алгоритмы расчета налогооблагаемой базы, облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых и внутренних цен и других параметров.

Счетная палата
Российской Федерации
Экспертно-аналитическая деятельность



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру