Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год
9. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов
9.1. На 2002 год предполагаемая сумма ассигнований федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) без учета субсидий на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога составит 49491,7 млн. рублей, что выше утвержденных ассигнований в 2001 году (34039,0 млн. рублей) на 28,1%.
Однако федеральный бюджет в 2002 году не погасит полностью ПФР образовавшиеся долги за прошлые годы. В соответствии с действующим законодательством задолженность федерального бюджета перед ПФР за 1996 - 1997 годы по возмещению расходов, связанных с обслуживанием привлеченных ПФР кредитов банков и доставкой и пересылкой всех видов пенсий, в том числе трудовых, составляет 6002,0 млн. рублей.
9.2. Статьей 121 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" (приложение 17) предлагается приостановить действие:
- статьи 8 Федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год";
-
статьи 4 (абзац восьмой) и части первой статьи 5 в части оплаты расходов на доставку трудовых пенсий за счет средств федерального бюджета, части второй статьи 6 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год".
Приостановка действия этих Федеральных законов может создать дополнительные финансовые трудности при реализации в 2002 году реформы пенсионного обеспечения, что нецелесообразно.
9.3. За 1994-1999 годы сложилась задолженность федерального бюджета по расходам, произведенным Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) на выплату пособий сверх установленных норм, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", произведенных ФСС в 1994-1999 годах, в размере 766,4 млн. рублей сверх сумм, поступивших из федерального бюджета в указанный период.
Статьей 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" указанные расходы признаны целевыми расходами по реализации указанного закона и предусматривается возмещение указанных расходов Фонду в сумме 766,3 млн. рублей. Однако Минфином России в текущем году перечисление этих средств не осуществляется. В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2001 года № П12-02248 и от 22 февраля 2001 года № ВМ-П12-03059 указанный вопрос необходимо рассмотреть при подготовке законопроектов о федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год.
Однако в проекте федерального бюджета на 2002 год средства на возмещение указанной задолженности не предусмотрены.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2001 года, по данным контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, сумма задолженности федерального бюджета ФСС увеличилась и достигла 817,9 млн. рублей.
Статья 121 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и приложение 17 к нему предусматривают приостановление действия законов, определяющих порядок возмещения задолженности федеральным бюджетом Фонду социального страхования Российской Федерации:
Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" (статья 10);
Федерального закона от 1 мая 1999 года № 86-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год" (статья 2);
Федерального закона от 2 января 2000 года № 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" (статья 15);
Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" (статья 7).
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, следует ускорить (до утверждения федерального бюджета на 2002 год) принятие пакета законопроектов по пенсионной реформе, в рамках которого отрегулировать вопросы, связанные с задолженностью федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации.
Экспертно-аналитическая деятельность
|