Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год
Выводы и предложения
Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год

11. Выводы и предложения

11.1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован, исходя из стратегических направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 31 мая № Пр-1098 "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу", а также в соответствии с первоочередными задачами, определенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № Пр-606 "О бюджетной политике на 2002 год", и в целом направлен на их реализацию.

Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в срок, установленный статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Перечень и содержание документов, представленных в составе материалов к законопроекту, в основном соответствует требованиям указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, установлены отдельные несоответствия внесенного законопроекта требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, содержание плана развития государственного и муниципального секторов экономики на 2002 год не соответствует требованиям статьи 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Перечень и содержание федеральных целевых программ не соответствуют требованиям статей 179 и 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предлагаемое в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" распределение налоговых доходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Российской Федерации не позволяет обеспечить исполнение статей 48 и 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Противоречит пункту 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов, определенного статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и искажает структуру федерального бюджета консолидация в федеральном бюджете части поступлений от единого социального налога в размере 257,5 млрд. рублей или 2,43% ВВП, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации образование финансового резерва в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета очередного (предстоящего) финансового года.

Выявлены иные несоответствия отдельных статей внесенного законопроекта Бюджетному кодексу Российской Федерации и иному действующему законодательству.

11.2. Прогноз параметров основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", основан на экономическом курсе Правительства Российской Федерации, который предполагает создание условий для благоприятного инвестиционного климата, стимулирования внутреннего платежеспособного спроса населения посредством обеспечения роста его реальных доходов, проведение сдержанной политики укрепления рубля, ограничение темпов инфляции и государственных расходов.

Прогноз объема ВВП на 2002 год в размере 10600 млрд. рублей, или 104,3% к ожидаемому объему ВВП в 2001 году, индекса-дефлятора ВВП - 114,8%, индекса потребительских цен (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года) - 111-113% не основывается на надежной оценке ожидаемых параметров этих показателей в 2001 году и не соответствует основным параметрам Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р.

Решение проблемы надежности прогноза макроэкономических показателей, являющихся исходными для составления проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", требует существенного повышения качества исходных статистических данных, а также всей системы экономического прогнозирования, как на федеральном, так на отраслевом и региональном уровнях.

Представляется необходимым в кратчайшие сроки разработать методические указания по составлению годовых, средне и долгосрочных прогнозов, улучшить экономико-статистические методы прогнозирования, внести необходимые дополнения в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".

Исходя из требований статьи 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целесообразно зафиксировать в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" объем валового внутреннего продукта на 2002 год, темп его роста, уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года).

11.3. Проект федерального бюджета на 2002 год сбалансирован. Впервые он сформирован с превышением доходов над расходами в размере 126,5 млрд. рублей, или 1,19% к ВВП. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" разработан в условиях действия норм и положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечивающей общее снижение налогового бремени на предприятия и организации на 1,8% к ВВП.

Вместе с тем основная задача бюджетной политики, поставленная Президентом Российской Федерации на 2002 год в Бюджетном послании, о защите в максимальной степени федерального бюджета от внешних воздействий и формировании федерального бюджета из двух частей в достаточной степени не реализована.

Правительством Российской Федерации по существу предложены два варианта одного и того же сценария формирования доходной и расходной частей федерального бюджета, основанные на разной прогнозной оценке экспортной цены на нефть, а не на мобилизации в федеральный бюджет дополнительных источников внутренних финансовых ресурсов. Меры по защите федерального бюджета от воздействий внешнеэкономических факторов сведены к механическому ограничению его непроцентных расходов.

11.4. Отмечая поступательное повышение среднего уровня собираемости налоговых доходов (с 88,7% в 2000 году до 89,9% в 2001 году и 90,6% в 2002 году), Счетная палата Российской Федерации полагает, что в законопроекте не учтены значительные потенциальные резервы увеличения доходной части федерального бюджета.

Важнейшими из них являются: дальнейшая легализация хозяйственного оборота, уточнение налогооблагаемой базы по налогам на прибыль и добавленную стоимость, меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования и таможенного администрирования, взыскание налоговой недоимки, увеличение поступлений в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходов от сдачи в аренду государственной собственности, платежей от государственных предприятий, активизация работы по погашению долговых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, взыскание иной дебиторской задолженности федеральному бюджету.

Существенным резервом ресурсной части федерального бюджета являются остатки на счетах по учету средств федерального бюджета, которые по состоянию на 1 июля 2001 года достигли 246,4 млрд. рублей.

Целесообразно детально рассмотреть все имеющиеся резервы увеличения ресурсов потенциальных поступлений в федеральный бюджет, не допуская необоснованного увеличения его доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

11.5. В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" нашли отражение результаты мероприятий по инвентаризации бюджетных расходов, их концентрации на приоритетных направлениях и сокращению нерациональных расходов.

Крупными направлениями расходов федерального бюджета в 2002 году должны стать расходы на социальную сферу и науку (19,0% к общим расходам), на финансовую помощь бюджетам других уровней (15,2%), судебную и военную реформы. На финансирование обеспечения внешней и внутренней безопасности государства предполагается направить 29,4% расходов федерального бюджета, на обслуживание государственного долга - 17,9%.

В тоже время непроцентные расходы федерального бюджета сформированы по остаточному принципу, не основаны на законодательно установленных нормативах финансовых затрат и контрактных формах бюджетного финансирования. Их предлагаемое ограничение носит механический характер, не способствует полноценному финансовому обеспечению реализации государственных функций и не приводит к положительным качественным изменениям в бюджетной сфере.

Правительством Российской Федерации не предпринято мер по усилению инвестиционной направленности бюджетной политики, концентрации ресурсов федерального бюджета на возможных "точках роста" экономики страны.

11.6. Отмечая усилия, направленные на упорядочение и сокращение долговых обязательств, Счетная палата Российской Федерации констатирует, что Правительство Российской Федерации не создало единую систему управления государственным внутренним и внешним долгом, как этого требовал Президент Российской Федерации в Бюджетном послании.

Оценка Правительством Российской Федерации объема государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2002 года и на 1 января 2003 года нуждается в уточнении, вследствие чего нуждаются в уточнении и объемы расходов федерального бюджета, направляемых на его обслуживание и погашение в 2002 году.

11.7. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года предусматривается более четкое и прозрачное осуществление финансовой помощи бюджетам других уровней, выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Вместе с тем, в условиях сложившейся устойчивой тенденции на снижение доли бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах и расходах консолидированного бюджета не урегулирован вопрос об источниках повышения в 2002 году заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемым по единой тарифной сетке, в дотационных субъектах Российской Федерации, не обеспечено в достаточной степени финансирование всех "федеральных мандатов".

Система межбюджетных отношений до сих пор не основывается на четком разделении предметов ведения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, законодательно утвержденных минимальных государственных социальных стандартах и нормативах финансовых затрат на предоставление законодательно закрепленного набора государственных услуг, а, следовательно, и обоснованных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Ежегодные изменения и уточнения методических подходов формирования Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, разработка новой редакции методики распределения средств Фонда компенсаций не меняют по существу сложившуюся за последние годы систему межбюджетных отношений, основанную на распределении трансфертов, а не на укреплении собственного доходного потенциала регионов.

11.8. Количество федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, сокращено до 49, что позволяет сделать вывод о начавшейся концентрации бюджетных расходов на финансирование приоритетных программ. В то же время анализ формирования и исполнения программ за ряд лет, в том числе предлагаемых в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", позволяет сделать вывод о недостаточно системном и комплексном подходе к их формированию, недостаточной концентрации финансовых ресурсов на реализации действительно приоритетных проектов, о продолжающемся распылении бюджетных средств по многочисленным объектам, ведущему к росту незавершенных работ и снижению эффективности использования бюджетных средств. В структуре расходов федеральных целевых программ не предусмотрено кардинального сокращения расходов на прочие нужды и соответствующего увеличения расходов на государственные инвестиции и НИОКР, вследствие чего федеральные целевые программы все больше становятся лишь дополнительным источником финансирования текущих расходов.

Экспертно-аналитическая деятельность



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"