Доходы федерального бюджета
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Финансирование расходов федерального бюджета
Уточненные объемы финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации на июнь, по предварительной оценке исполнены:
далее - к уточненному заданию) (приложения №№ 1, 2)
по расходам - в сумме 122,7 млрд. рублей, или на 83,1% к уточненному заданию на июнь с учетом переходящих остатков финансирования предыдущих месяцев с начала года (приложения №№ 1, 2)
По предварительной оценке федеральный бюджет в июне т.г. исполнен с профицитом в сумме 4,7 млрд. рублей (приложения №№ 1, 2), что составляет 3,8% от суммы произведенных расходов, или 0,6% от прогнозного объема ВВП на июнь.
Остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета (без учета остатков на лицевых счетах бюджетополучателей – которые учитываются при анализе исполнения федерального бюджета на кассовой основе) на 1 июля 2001 г. по предварительной оценке составили 77,4 млрд. рублей, т.е. за июнь произошло их уменьшение на 6,3 млрд. рублей.
Основные параметры исполнения федерального бюджета в июне 2001 года характеризуются следующими данными:
млн. рублей
|
Уточненный лимит |
Исполнение |
Отклонение |
% выполнения |
Доходы |
117 240,10 |
127 461,80 |
10 221,70 |
108,7% |
Расходы |
147 743,50 |
122 749,10 |
- 24 994,40 |
83,1% |
Профицит (+)/ Дефицит (-) |
16 564,10 |
4 712,70 |
- 11 851,40 |
28,4% |
Источники финансирования: |
- 16 564,10 |
- 4 712,70 |
11 851,40 |
|
- внутренние |
2 739,30 |
2 326,30 |
- 413,00 |
84,7% |
- внешние |
- 17 032,00 |
- 13 384,90 |
3 647,10 |
78,6% |
- изменение остатков на счетах |
- 2 271,40 |
6 345,90 |
|
|
Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета в июне т.г. по предварительной оценке сложились в сумме 127,5 млрд. рублей, что составляет 108,7% от уточненного задания на июнь, или 17,1% ВВП месяца.
После сезонного увеличения поступления доходов в апреле и мае (18,9% и 18,7% ВВП соответственно) в связи с поступлением налоговых платежей по итогам хозяйственной деятельности предприятий и организаций за 2000 год, в июне их объем сократился до 17,1% и приблизился к среднему за полугодие. Однако это на 0,2 пункта выше доходов I квартала 2001 года, отнесенных к соответствующему объему ВВП, и на 0,8 пункта ВВП выше доходов июня 2000 года.
Доходы июня текущего года складываются из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей (приложение № 3):
- администрируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам – в сумме 77,4 млрд. рублей, что составило 10,4% ВВП (уточненное задание июня выполнено на 102,4%).
Таблица 1.
Исполнение объемов поступления доходов федерального бюджета в 1999-2001 гг.
- администрируемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации – 44,3 млрд. рублей, что составляет 120,6% к уточненному заданию и 6,0% к ВВП.
- поступлений, администрируемых Министерством имущественных отношений Российской Федерации, в июне составивших 1,2 млрд. рублей (95,9%).
Поступления сложились по следующим основным позициям:
- от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в сумме 0,2 млрд. рублей.
Эта сумма также включает доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и учреждениями культуры и искусства.
- от дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, в сумме 0,3 млрд. рублей (по акциям ОАО “Роснефть” и ОАО “Совкомфлот”), что составляет 137,5% от планового задания на июнь 2001 года (210,0 млн. рублей).
- от деятельности совместного Российского-Вьетнамского предприятия “Вьетсовпетро”, в сумме 0,7 млрд. рублей, что составляет 100,9% от планового задания на июнь.
- администрируемых Минфином России и другими федеральными органами – 2,4 млрд. рублей. Уточненное задание на июнь по ним выполнено на 117,1%;
- поступлений, администрируемых Госкомитетом России по рыболовству – 1,0 млрд. рублей (442,8% к уточненному заданию). Перевыполнение бюджетного задание связано с неравномерностью поступления средств от проведения аукционов, отсутствием четких сроков поступления этих средств и связанными с этим трудностями в прогнозировании указанных доходов.
>
Таблица 2.
Доходы федерального бюджета в июне 2001 года
Как видно из приведенной таблицы, доходы, сбор которых администрируется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, составляют наибольший удельный вес в сумме всех поступивших доходов – 60,7%, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации – 34,7%, поступления сумм неналоговых платежей, администрируемых Мингосимуществом России – 0,9%, Министерством финансов Российской Федерации – 1,9%, Минатомом Российской Федерации – 1,0%, Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству – 0,8% в общей сумме всех доходов.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Федеральный бюджет в июне т.г. по предварительной оценке исполнен с профицитом в сумме 4,7 млрд. рублей (приложения № 1, 2).
млн. рублей
|
Уточненный лимит |
Исполнение |
Отклонение от лимита |
% выполнения |
Профицит бюджета |
16 564,10 |
4 712,70 |
|
|
Источники финансирования–всего |
-16 564,10 |
-4 712,70 |
|
|
Внутренние источники финансирования |
2 739,30 |
2 326,30 |
-413,0 |
84,9% |
-сальдо внутреннего госдолга |
2 739,30 |
2 266,5 |
|
|
-привлечение |
9 000,00 |
6 157,2 |
-2 842,8 |
68,4% |
-погашение |
-6 260,70 |
-3 890,7 |
2 370,0 |
62,1% |
- сальдо по приватизации |
0 |
59,7 |
59,70 |
|
- сальдо по госзапасам |
0 |
0,1 |
0,10 |
|
-доходы |
1 200,00 |
0,1 |
-1 199,90 |
0,0% |
-расходы |
-1 200,00 |
0 |
1 200,00 |
0,0% |
Внешние источники финансирования |
-17 032,00 |
-13 384,90 |
3 647,10 |
78,6% |
-привлечение |
0 |
818,2 |
818,20 |
|
-погашение |
-17 032,00 |
-14 216,60 |
2 815,40 |
83,5% |
Курсовая разница |
|
13,5 |
|
|
Изменение остатков на счетах |
-2 271,40 |
6 345,9 |
|
|
Получить данные в формате Microsoft Excel 97
Внутренние источники финансирования федерального бюджета в июне т.г. по предварительной оценке составили 2,3 млрд. рублей и складываются из следующих элементов:
- доходы по приватизации в объеме 59,7 млн. рублей,
В доход федерального бюджета были перечислены средства от продажи акций ОАО "Михайловский ГОК", Нижневартовскнефтегаз, Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие.
- сальдо по госзапасам составило 0,1 млн. рублей,
- сальдо внутреннего госдолга составило 2,3 млрд. рублей, в том числе привлечение средств – 6,2 млрд. рублей, и погашение внутреннего госдолга – 3,9 млрд. рублей.
Лимитами на июнь 2001 г. было предусмотрено привлечение средств за счет размещения ГКО - 6000,0 млн. рублей, за счет размещения ОФЗ-ФК 3000,0 млн. рублей. Вместе с тем, с учетом конъюнктуры рынка государственных ценных бумаг объявленные к размещению объемы составили 4000,0 млн. руб. по ГКО и 5000,0 млн. рублей по ОФЗ-ФК, а фактическое привлечение денежных средств от размещения и допродажи ГКО составило 3,9 млрд. рублей, ОФЗ-ФК – 2,3 млрд. рублей.
Кроме того, в рамках проведения операций по новации по ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 года было отражено привлечение средств по ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК в размере соответственно 0,4 млн. рублей и 1,6 млн. рублей.
В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники финансирования в части привлечения по ОФЗ-ФК были уменьшены на сумму накопленного купонного дохода (НКД) в размере 0,57 млн. рублей, полученного Минфином России при допродажах ОФЗ-ФК выпуска 27013RMFS.
Расходы по погашению ГКО были предусмотрены в лимитах на июнь с учетом переходящих остатков в размере 2,98 млрд. рублей. Фактически на погашение основной суммы долга по этим облигациям было направлено 2,89 млрд. рублей. Экономия по данной позиции объясняется проведением новации в меньших объемах по сравнению с запланированными.
Экономия в части погашения основной суммы долга по ОФЗ-ПД с учетом переходящих остатков объясняется в основном тем, что запланированный в предыдущие месяцы выкуп ОФЗ-ПД не был проведен.
В июне 2001 года Сбербанк России продолжил выплату предварительной компенсации по вкладам граждан. На эти цели были перечислены средства в сумме 1,0 млрд. рублей.
Сальдо внешних источников финансирования федерального бюджета в июне т.г. по предварительным данным сложилось в сумме (-13,4) млрд. рублей, в том числе привлечено связанных кредитов на сумму 0,8 млрд. рублей, и погашено основного внешнего долга – 14,2 млрд. рублей; курсовая разница составила 0,01 млрд. рублей.
Финансирование расходов федерального бюджета
Финансирование основных направлений расходов федерального бюджета, предусмотренных уточненным заданием на июнь т.г. с учетом переходящих остатков финансирования предыдущих месяцев, произведено Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета (приложение № 1):
Таблица 3.
Финансирование расходов федерального бюджета в июне 2001 года
В целом выполнение уточненных объемов финансирования июня (с учетом переходящих остатков предыдущих месяцев) по предварительной оценке сложилось на уровне 83,1%.
При этом в полном объеме профинансированы следующие разделы: “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, “Образование”, “Культура, искусство и кинематография”, “Здравоохранение и физическая культура” “Средства массовой информации”, “Пополнение государственных запасов и резервов”.
Недофинансирование по отдельным разделам сложилось по следующим причинам:
- по разделу “Государственное управление” недофинансирование составило 1,9% и в большей части объясняется неполным использованием средств резерва, предусмотренного на выплаты гарантий и компенсаций высвобождаемых работников в связи с реорганизацией министерств и ведомств;
- по разделу “Судебная власть” расходы профинансированы на 85,3%. Отклонение исполнения на 157,3 млн. рублей по целевой статье 063 “Содержание мировых судей” на июнь обусловлено поэтапным назначением / избранием мировых судей на должности;
- по разделу “Национальная оборона” расходы профинансированы на 69,1%. Недофинансирование произошло в связи с продолжающимся процессом заключения договоров по финансированию государственного оборонного заказа;
- по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” расходы профинансированы на 64,5% от уточненного лимита на месяц. Недофинансирование произошло:
по подразделу “Топливно-энергетический комплекс” - в связи с задержкой подписания протокола Межведомственной комиссии, регламентирующего отношения Минэнерго России с получателями. В настоящее время ведется подписание договоров и оплата производится по мере их оформления;
по подразделу “Строительство и архитектура” (инвестиции) – в связи с задержкой сроков согласования с Минэкономразвития России перечня объектов финансирования кредиторской задолженности. При этом в полном объеме были профинансированы средства на увеличение уставного капитала “Российского Банка Развития”;
- по разделу “Сельское хозяйство” - 58,2%. Недофинансирование связано с тем, что отдельные ведомства (Минсельхозпрод России и др.) не предоставили документы на финансирование расходов (в частности, на закупку удобрений). При этом в полном объеме были профинансированы средства на увеличение уставного капитала “Россельхозбанка”;
- По разделу “Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика” финансирование расходов произведено на 83,4% уточненного лимита. Недофинансирование произошло по подразделу “Дорожное хозяйство” в связи с тем, что не профинансированы переходящие остатки прошлого года. Кроме того, до проверки бухгалтерской отчетности по Чеченской Республике не выделяются средства на финансирование объектов дорожного хозяйства на ее территории;
- по разделу “Социальная политика” - 95,4%. Финансирование по подразделу “Миграционная политика” проводилось не полностью с связи с тем, что главные распорядители (в частности, Минфедерации России) не представили отчеты об исполнении бюджета за 2000 год, и в соответствии с Бюджетном кодексом Российской Федерации операции по их счетам были приостановлены. При этом перечисление средств в бюджет Пенсионного фонда России обеспечено полностью – 2,8 млрд. рублей (100%);
- по разделу “Обслуживание государственного долга” финансирование произведено на 92,7%, при этом обслуживание внутреннего государственного долга профинансировано на 89,3%, внешнего – на 93,5%..
Уменьшение фактических расходов на обслуживание внутреннего долга объясняется тем, что фактические объемы проведенной новации по ГКО и ОФЗ-ФК оказались ниже запланированных. Расходы, связанные с проведением новации, являются расчетными величинами при формировании лимитов. Сроки подачи заявок на проведение новации определяются инвесторами самостоятельно, и предусмотреть точные суммы выплат отдельно по месяцам не представляется возможным.
Недофинансирование по обслуживанию внешнего долга объясняется разницей между расчетным курсом доллара и фактическим курсом на момент платежа;
- по разделу “Исследование и использование космического пространства” финансирование произведено на 95,0% от уточненного лимита, что связано с продолжающимся процессом заключения договоров по финансированию государственного оборонного заказа;
- по разделу “Целевые бюджетные фонды” финансирование произведено на 36,7% от уточненного лимита. Причиной недофинансирования по фонду Министерства Российской Федерации по атомной энергии стало то, что плановые задания по поступлениям формировались, исходя из предварительных графиков поставок, которые в процессе их последующего согласования с компанией "ЮСЕК" - исполнительным агентом американской стороны - претерпели существенные изменения в связи с увязкой графиков поставок с ценовой политикой. Неоднократные переговоры по принятию нашего графика поставок к успеху не привели. Со сменой руководства в США Совет национальной безопасности США начал рассмотрение по исполнению межправительственных соглашений, в том числе и в области разоружения и контроля над вооружениями. В этой связи посольство США уведомило, что компания "ЮСЕК" не уполномочена вести переговоры с российской стороной в части условий исполнения межправительственного соглашения, что сделало практически невозможным влияние на графики поставок;
- по разделу “Финансовая помощь бюджетам других уровней власти” расходы профинансированы в сумме 22,2 млрд. рублей, что составило 91,7% от уточненного лимита.
В июне т.г. года из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации было перечислено 13,0 млрд. рублей, в том числе:
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
12,2 млрд. рублей |
Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства |
0,7 млрд. рублей |
Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области |
0,08 млрд. рублей |
Получить данные в формате Microsoft Excel 97
Кроме того, из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации в июне т.г. предусматривалось направить средства на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” - 882,0 млн.рублей и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” - 1905,4 млн.рублей. Финансирование указанных мероприятий в июне т.г. произведено в полном объеме.
Предусмотренные дотации бюджетам субъектов РФ на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций перечислены в июне т.г. на сумму 1,0 млрд. рублей с учетом выполнения графиков погашения задолженности по бюджетным ссудам.
Финансирование города-курорта Сочи в июне 2001 года предусмотрено в размере 67,3 млн. рублей и произведено в полном объеме.
Финансирование Республики Башкортостан и Республики Татарстан осуществлялось в соответствии со статьей 43 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” в целях урегулирования межбюджетных отношений в пределах поступления доходов от уплаты федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет в 2001 году с территорий указанных субъектов Российской Федерации. Оказание финансовой помощи в июне т.г. произведено в пределах установленного лимита финансирования расходов: Республике Башкортостан – в сумме 625,6 млн. рублей, Республике Татарстан – 964,4 млн. рублей.
На финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в июне 2001 года направлено из федерального бюджета 817,2 млн.рублей, в том числе:
- в соответствии с выделенным лимитом ЗАТО, в пределах которых находятся объекты Минобороны России и Минатома России – 754,2 млн.рублей, в том числе 533,4 млн.рублей – дотация, 183,0 млн.рублей – субвенции на капвложения, 37,7 млн.рублей – субвенции на отселение. Приостановлено финансирование по дотации и субвенции ЗАТО г.Саров Нижегородской области в соответствии с письмом от 06.04.2001г. № 10-07-3 на сумму 44,3 млн.рублей;
- г.Байконур (содержание инфраструктуры города, связанной с арендой космодрома Байконур) – 63,0 млн.рублей, в том числе 40,5 млн.рублей – дотация, 4,5 млн.рублей – субвенции на капвложения, 18,0 млн. рублей – субвенции на отселение.
До утверждения Программ социально-экономического развития ЗАТО Правительством Российской Федерации перечисление средств на их финансирование бюджетам ЗАТО не осуществляется.
Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в июне 2001 года перечислено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации 665,0 млн. рублей в соответствии с лимитами финансирования на указанные цели.
Наряду с этим, в июне текущего года предусматривалась выдача бюджетных ссуд на покрытие кассового разрыва на сумму 1590,0 млн. рублей и погашение ссуд – на 1421,1 млн. рублей.
Фактически перечислено субъектам 2,95 млрд. рублей с учетом переходящих сумм с мая и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2001 года № 478 “О комплексе мер по ликвидации последствий наводнения 2001 года в Республике Саха (Якутия)”, погашено бюджетных ссуд по состоянию на 16.06.01 на сумму 0,6 млн. рублей. Указанная сумма будет уточнена в первой декаде июля по представлению подтверждений от территориальных органов федерального казначейства.
В течение июня в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим.
На эти цели в июне т.г. перечислено 22,4 млрд. рублей (35,9% бюджетной росписи второго квартала).
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-июнь т.г. исполнен по доходам - в сумме 712,8 млрд. рублей, что составило 59,7% к бюджетным назначениям на год и 121,3% к утвержденной бюджетной росписи на I полугодие (приложения № 2, 3).
По расходам федеральный бюджет по предварительным данным исполнен в сумме 653,7 млрд. рублей, что составило 54,8% к бюджетным назначениям 2001 года (приложения № 2, 4).
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета в январе-июне т.г. показывает, что он исполнен с профицитом в сумме 59,1 млрд. рублей, что составляет 9,0% от суммы расходов и 1,5 % ВВП (приложение № 2).
Первичный профицит составляет 187,5 млрд. рублей, или 4,6% ВВП (приложение № 2).
Остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета (без учета остатков на лицевых счетах бюджетополучателей) по предварительной оценке уменьшились с начала года на 2,9 млрд. рублей и по состоянию на 01.07.2001составили 77,4 млрд. рублей (приложение № 2).
Приложение 1.
Предварительное исполнение объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета за июнь 2001 года на основании данных о финансировании
Приложение 2.
Справка об основных характеристиках федерального бюджета за 2001 год
Приложение 3.
Справка о предварительном поступлении доходов федерального бюджета за январь-июнь 2001 года
Приложение 4.
Предварительное исполнение объемов финансирования расходов федерального бюджета за январь-июнь 2001 года.
Предварительная оценка исполнения объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета в июне и с начала 2001 года на основании данных о финансировании / Главное управление федерального казначейства. - 5 июля 2001 г.
Данные о финансировании представляются на основе отчетных данных по доходам (обороты по счету 40102 с 1 по 30 июня) и выписок по расходным счетам ГУФК Минфина. Кассовый отчет об исполнении бюджета составляется на основании отчетов территориальных органов федерального казначейства и отчетов министерств (не переведенных на казначейское обслуживание). Разница между финансированием и кассовым расходом должна соответствовать объему остатка на лицевых счетах бюджетополучателей. Данные об исполнении бюджета на основе кассового исполнения становятся известны не ранее чем через 25 дней после отчетного периода.
|