Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Отчеты о контрольных мероприятиях Счетной палаты РФ
ОТЧЕТ о результатах анализа и проверки выполнения представлений, предписаний, постановлений, заключений и иных решений Счетной палаты Российской Федерации

ОТЧЕТ о результатах анализа и проверки выполнения представлений, предписаний, постановлений, заключений и иных решений Счетной палаты Российской Федерации, принятых по результатам тематической проверки по вопросам организации, обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в федеральный бюджет, правильности формирования и развития налогооблагаемой базы, соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей, погашения налоговых кредитов, инвестиционных кредитов в налоговых, финансовых органах и на Балаковской атомной электростанции в Саратовской области за 1998-1999 годы.

Основание для проведения проверки.

План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год (пункт 1.8.1.1), утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. № 42 (234).

Цель проверки.

Анализ выполнения представлений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, принятых по результатам тематической проверки по вопросам организации, обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в федеральный бюджет, правильности формирования и развития налогооблагаемой базы, соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей, погашения налоговых кредитов, инвестиционных кредитов в налоговых, финансовых органах и на Балаковской атомной электростанции Саратовской области за 1998-1999 годы.

Предмет проверки.

Состояние расчетов с федеральным бюджетом по налогам и другим обязательным платежам (улучшение, ухудшение по сравнению с 1999 годом) на ГП "Балаковская АЭС" и основные причины, тормозящие своевременное поступление платежей в федеральный бюджет.

Действующие формы и виды расчетов с покупателями электроэнергии и мощности и их влияние на своевременное поступление налоговых платежей.

Меры, принятые ГП "Балаковская АЭС" по выполнению представлений Счетной палаты Российской Федерации от 13 марта 2000 г. № 03-03-15/122, направленного в его адрес и РАО "ЕЭС России" от 13 марта 2000 г. № 03-03-15/120 в части устранения недостатков, установленных при проведении тематической проверки в 2000 году на ГП "Балаковская АЭС".

Меры, принятые Управлением МНС России по Саратовской области по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации от 13 марта 2000 г. № 03-03-15/121 по вопросам соблюдения налогового законодательства ГП "Балаковской АЭС" при исчислении платы за пользование водными объектами.

Меры, принятые Инспекцией МНС России по Балаковскому району Саратовской области по результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации тематической проверки на ГП "Балаковская АЭС" по вопросам своевременного и полного поступления налоговых платежей в федеральный бюджет и сокращения недоимки.

Объекты проверки.

Управление МНС России по Саратовской области (далее по тексту Управление).

Инспекция МНС России по Балаковскому району Саратовской области (далее по тексту Инспекция).

Балаковская атомная электростанция (далее по тексту ГП "Балаковская АЭС").

Перечень изученных материалов.

Бухгалтерская отчетность за 2000 год.

Решения арбитражных судов по искам ГП "Балаковская АЭС" по вопросам погашения задолженности за поставленную покупателям продукцию (выборочно).

Договоры на поставку, получение и оплату электрической энергии, и оказание услуг на ФОРЭМ (выборочно).

Отчетность налоговых органов по установленным формам за 1999-2000 годы.

Акты проверок, проведенных налоговыми органами в 2000 году на ГП "Балаковская АЭС".

Документы, направленные в арбитражные суды по вопросу правильности взимания платы за пользование водными объектами (переписка, решения арбитражных судов).

Нормативные документы.

В период проверки все затребованные документы были представлены в полном объеме и своевременно.

Все акты проверок подписаны без замечаний.

Проверкой установлено.

Счетной палатой Российской Федерации в январе-феврале 2000 года на ГП "Балаковская АЭС" и в Инспекции МНС России по Балаковскому району Саратовской области была проведена тематическая проверка по вопросам организации, обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в федеральный бюджет, правильности формирования и развития налогооблагаемой базы, соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей, погашения налоговых кредитов, инвестиционных кредитов за 1998-1999 годы.

Отчет о результатах тематической проверки был рассмотрен на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 10 марта 2000 года (протокол № 8 (200), и направлены представления РАО "ЕЭС России", Управлению МНС России по Саратовской области и ГП "Балаковская АЭС".

На указанные представления Счетной палаты Российской Федерации была получена информация от РАО "ЕЭС России" от 10 мая 2000 года № ЛМ-3429, Управления МНС России по Саратовской области от 6 апреля 2000 года № 03-13/1776 и 26 июля 2000 г. № 3-12/4094.

В то же время ГП "Балаковская" АЭС не представила Счетной палате Российской Федерации информацию на направленное ему представление от 13 марта 2000 г. № 03-03-15/122, нарушив статью 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

В ходе проверки установлено, что основные технико-экономические показатели ГП "Балаковская АЭС" имеют тенденцию к росту. Так, на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (далее ФОРЭМ) отпущено в 2000 году 26089 млн. кВт. Час, или на 6816 млн. кВт. Час (26,0 %) больше, чем в 1999 году. Реализовано продукции (без НДС) на сумму 3283,0 млн. рублей или на 926,0 млн. рублей (28,0 %) больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, балансовая прибыль в 2000 году увеличилась на 107,7 млн. рублей (39,5 %) и составила 380,1 млн. рублей.

Однако, несмотря на темпы роста объема реализации, остается высокой дебиторская задолженность и по состоянию на 1 января 2001 года составляет 2416,4 млн. рублей, в том числе по покупателям и заказчикам-1792,3 млн. рублей, или 74,2 процента от всей дебиторской задолженности.

В целом дебиторская задолженность предприятия увеличилась на 20,3 млн. рублей (менее 1,0 %), так как почти в 2 раза сократилась задолженность по прочим дебиторам. В то же время дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам увеличилась на 228,9 млн. рублей (15,0 %), в том числе за электроэнергию-226,9 млн. рублей.

Кредиторская задолженность за 2000 год увеличилась на 460,0 млн. рублей и составила на 1 января 2001 года 2840,8 млн. рублей. При этом кредиторская задолженность выше дебиторской задолженности на 424,4 млн. рублей, так как в ее составе отражена пеня в размере 521,7 млн. рублей, в том числе-346,6 млн. рублей, начисленная за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Удельный вес задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет от общего объема кредиторской задолженности составил в 2000 году 18 %, тогда как в 1999 году эта величина составляла около 16,0 процентов.

В предыдущей проверке ГП "Балаковская АЭС" Счетная палата Российской Федерации отмечала, что задолженность предприятия перед федеральным бюджетом только за 2 года (1998-1999 гг.) возросла в 4,4 раза и длительное время не погашалась, так как сложившаяся система расчетов с покупателями за поставленную им электроэнергию и мощность не обеспечивала поступление денежных средств на расчетные счета предприятия.

Учитывая неудовлетворительное состояние предприятия с налоговыми платежами в федеральный бюджет, Счетная палата Российской Федерации в представлении, направленном ГП "Балаковская АЭС", предложила принять меры для погашения задолженности по налогам и платежам перед федеральным бюджетом.

В ходе анализа и проверки выполнения вышеуказанного представления установлено следующее.

Задолженность по налогам и платежам перед федеральным бюджетом предприятием в течение 2000 года не погашалась и продолжала увеличиваться. Хотя за 2000 год темпы роста задолженности несколько снизились, за год задолженность перед федеральным бюджетом возросла на 323,0 млн. рублей, или в 1,7 раза. В результате, по состоянию на 1 января 2001 года ГП "Балаковская АЭС" имеет задолженность перед федеральным бюджетом в размере 776,0 млн. рублей, в том числе недоимка по налогам-455,3 млн. рублей (58,6 %), пени и штрафные санкции-320,7 млн. рублей (41,4 %).

Снижение темпов роста задолженности (и, прежде всего недоимки) связано, прежде всего, с тем, что несколько улучшилось состояние уплаты в федеральный бюджет текущих налоговых платежей. Показатель, характеризующий величину уплаты налоговых платежей от начисленной суммы в федеральный бюджет, составил в 2000 году 41,7 % против 20 % в 1999 году, а в январе 2001 года эта величина увеличилась до 100 процентов. Всего в 2000 году в федеральный бюджет было уплачено налоговых платежей на сумму 122,9 млн. рублей или в 3,2 раза больше, чем в 1999 году.

В представлении, направленном Счетной палатой Российской Федерации РАО "ЕЭС России", ставились вопросы: о сложившейся на ГП "Балаковская АЭС" ситуации с расчетами за поставленную покупателям (АО-энерго) электрическую энергию и мощность, которая привела к систематической неуплате предприятием налоговых платежей в федеральный бюджет; схеме формирования платежей, применяемой на ФОРЭМ; об использовании в расчетах между поставщиками и покупателями векселей, которые путем оперативного обналичивания направлялись в основном на выплату заработной платы и другие нужды предприятия, но не на уплату налоговых платежей.

РАО "ЕЭС России" в ответ на представление Счетной палаты Российской Федерации письмом от 10 мая 2000 г. № ЛМ-3429 сообщило, что Общество принимает все меры по повышению денежной составляющей в оплате за покупную электроэнергию и мощность; имеет место также положительная тенденция в изменении структуры платежей; снижается уровень оплаты электроэнергии взаимозачетами; увеличивается доля живых денег.

Как показала настоящая проверка, денежная составляющая в расчетах покупателей с ГП "Балаковская АЭС" в 2000 году увеличилась до 26 % против 2 % в 1999 году. Увеличение денежной составляющей в расчетах с покупателями за отпущенную на ФОРЭМ электроэнергию, несколько снизило применение в расчетах векселей. Если удельный вес расчетов векселями составлял в 1999 году 60,0 %, то в 2000 году-40 процентов.

В расчетах с энергосистемами применяются в основном векселя третьих лиц, основными эмитентами которых являются ЗАО "Концерн ТВЭЛ", дочернее государственное унитарное предприятие "Расчетный центр атомной энергетики", ПО "Тольятиазот" и другие. Полученные от энергосистем векселя передаются другим предприятиям и организациям по акту приема-передачи векселей в счет оплаты за оказанные ГП "Балаковская АЭС" услуги и поставленные ей товарно-материальные ценности.

Значительные объемы продукции засчитываются в реализуемую продукцию взаимозачетами. Так, в 2000 году взаимозачетами было оплачено продукции на сумму 1229,0 млн. рублей или 34 % от всей реализации. Взаимозачетами ГП "Балаковская АЭС" проводила, в основном, уплату задолженности налогов либо текущих платежей в территориальный бюджет и внебюджетные фонды, приобретая топливо для электростанции, и рассчитываясь с подрядчиками за оказанные ему услуги.

Распространение в расчетах за отпущенную на ФОРЭМ электроэнергию и мощность векселей и взаимозачетов в значительной степени предопределяют установленные Оперативной комиссией РАО "ЕЭС России" размеры задания по перечислению энергосистемами денежных средств на расчетные счета предприятия. Так, размер планового задания Оперативной комиссии на перечисление денежных средств от покупателей электроэнергии (энергосистем) составил в 2000 году всего лишь 44 % от фактической товарной продукции. Вместе с тем, это значительно выше, чем это имело место в 1999 году-15,6 процентов.

Состояние расчетов с покупателями на ГП "Балаковская АЭС", как отмечалось и в акте предыдущей проверки, является неудовлетворительным. Так, процент оплаты отпущенной электроэнергии и мощности (с учетом дебиторской задолженности на 1января 2000 г.) в 2000 году поднялся незначительно (с 64 до 68 %), в результате-дебиторская задолженность покупателей (энергосистем) остается высокой, и составила на 1 января 2001 года 1773,9 млн. рублей. В составе дебиторской задолженности 153,2 млн. рублей или около 10 % приходится на электроэнергию, которая в плановой схеме платежей ЗАО "Центра договоров и расчетов ФОРЭМ" (далее ЗАО "ЦДР ФОРЭМ") и в счетах-извещениях за электроэнергию (фактический платеж) числится как недоплата по балансу и тарифам ФЭК России, т. е. выработанная и отпущенная на ФОРЭМ электроэнергия и потребленная в дальнейшем регионами, в течение 2000 года на указанную сумму не была прикреплена к энергосистемам (плательщикам) и, в результате, не оплачена.

Кроме того, ГП "Балаковская АЭС" часть электроэнергии (560 млн. кВтч) в 2000 году поставила в сети РАО "ЕЭС России" для ее дальнейшей передачи на экспорт в республику Беларусь. Применяемый экспортный тариф колебался в 2000 году в зависимости от курса доллара и составил в среднем 328,83 руб./тыс. кВтч. В то же время при отпуске электроэнергии на ФОРЭМ средневзвешенный тариф составил в 2000 году 148,32 руб./тыс. кВтч. Товарная продукция на сумму 103, 7 млн. рублей (за счет разницы в тарифах) не была включена в фактические счета-извещения ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" и также не оплачена. В то же время в соответствии с действующим законодательством налоговые платежи были исчислены с учетом указанной суммы.

ГП "Балаковская АЭС" осуществляла в течение 2000 года меры по изменению негативной ситуации с оплатой электроэнергии и мощности в лучшую сторону, препятствующую своевременному и полному поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет и ликвидации задолженности. Основной мерой воздействия предприятия на энергосистемы (крупных должников) явилось проведение претензионно-исковой работы.

В результате исков, предъявленных ГП "Балаковская АЭС" к энергосистемам в течение 1998-2000 годов, арбитражными судами были вынесены решения о взимании с покупателей (ОАО "Саратовэнерго", ОАО "Пензаэнерго", ОАО "Ульяновскэнерго", ОАО "Мордовэнерго" и ОАО "Мариэнерго") задолженности на общую сумму 1341,2 млн. рублей. Фактически же энергосистемами по состоянию на 1 января 2001 года была погашена задолженность только на сумму 149,5 млн. рублей или 11 % от предъявленной суммы задолженности. Однако возврат задолженности происходил не путем перечисления денежных средств на расчетные счета ГП "Балаковская АЭС", а через проведение взаимозачетов.

Таким образом, принимаемые ГП "Балаковская АЭС" меры в этом направлении практически были сведены к нулю и не изменили ситуацию с задолженностью за поставленную энергию и мощность, и, соответственно, с ликвидацией задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет.

В связи с тем, что недоимка перед федеральным бюджетом ГП "Балаковская АЭС" в течение 2000 года не погашалась, а текущие платежи в федеральный бюджет поступали несвоевременно и не в полном объеме, Инспекцией МНС России по Балаковскому району Саратовской области к недоимщику были приняты следующие меры.

Руководствуясь статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес ГП "Балаковская АЭС" в прошедшем году было направлено 42 требования об уплате налоговых платежей на общую сумму 732,1 млн. рублей. Направленные требования были частично погашены добровольно на сумму 59,8 млн. рублей (8,2 %), в том числе в федеральный бюджет-27,1 млн. рублей (1,4 %).

Налоговыми органами на расчетные и валютный счета предприятия только в 2000 году было выставлено 339 инкассовых поручений на списание и перечисление в бюджеты денежных средств на сумму 6989,8 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет-5079,6 млн. рублей.

Общая сумма по выставленным инкассовым поручениям для взыскания денежных средств в федеральный бюджет в 2000 году почти в 3 раза превысила сумму по инкассовым поручениям 1999 года. Списано по инкассовым поручениям с расчетных счетов предприятия всего лишь на сумму 1,8 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет-0,1 млн. рублей.

В январе 2000 года Инспекцией МНС России по Балаковскому району Саратовской области производилось также приостановление операций по расчетным счетам предприятия, что не изменило в лучшую сторону ситуацию с налоговыми платежами в федеральный бюджет, так как денежные средства за поставленную продукцию на расчетные счета в этот период практически не поступали.

Из-за отсутствия денежных средств на расчетных счетах ГП "Балаковская АЭС", Инспекцией МНС России по Балаковскому району Саратовской области было вынесено и вручено предприятию решение от 9 февраля 2000 г. за № 42 о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика на сумму 695,4 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет-85,7 млн. рублей, а 11 февраля того же года было вынесено постановление о производстве ареста имущества на указанную сумму, которое было направлено в Прокуратуру по г. Балаково и Балаковскому району для вынесения соответствующего решения. После получения вышеуказанного решения ГП "Балаковская АЭС" было добровольно погашено налоговых платежей лишь на сумму 4,1 млн. рублей.

В то же время прокурором г. Балаково было отказано в даче санкции на проведение ареста имущества, так как надзорные функции за деятельностью ГП "Балаковская АЭС" возложены на спецпрокуратуру г. Саратова.

Для дальнейшего решения вопроса о наложении ареста на имущество предприятия Инспекция МНС России по Балаковскому району Саратовской области в марте 2000 года направила материалы по ГП "Балаковская АЭС" в спецпрокуратуру г. Саратова (письмо от 1 марта 2000 года за № 16-04/1271). Однако из спецпрокуратуры в адрес налоговых органов поступило письмо от 15 марта 2000 г. № 155 с отказом в санкционировании производства ареста ГП "Балаковская АЭС" со следующей мотивировкой "наложение ареста на имущество БАЭС отрицательно скажется на бесперебойном и безопасном функционировании станции и единой энергосистемы РФ в целом".

В ходе проверки установлено также, что, руководствуясь телеграммой Управления МНС России по Саратовской области от 30 августа 2000 г. № 16-05/1242 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балаковскому району в осенне-зимний период 2000 года приостановила к ГП "Балаковская АЭС", до особого распоряжения Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, меры принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам в федеральный бюджет и пени, числящиеся за предприятием, включая обращение взыскание недоимки предприятия на его имущество. Указанное поручение было дано Управлением МНС России по Саратовской области на основании телеграммы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29 августа 2000 г. за № ВГ-6-10/700.

Исходя из вышеизложенного, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации на основании указанной телеграммы, предоставило фактически предприятию отсрочку по налоговым платежам в федеральный бюджет и пеням, числящимся за ним. Между тем, в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса принятие решения об изменении срока уплаты по федеральным налогам и сборам предоставлено Министерству финансов Российской Федерации, и только при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 Налогового кодекса. В результате нормы Налогового кодекса Российской Федерации не соблюдены.

В представлении Счетной палаты Российской Федерации, направленном РАО "ЕЭС России", ставился также вопрос о пересмотре подхода к установлению тарифов на электрическую электроэнергию и мощность, так как существующий подход не стимулирует атомные электростанции для дополнительной их загрузки, получению прибыли, и не способствует дополнительному поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет.

При освещении этой проблемы РАО "ЕЭС России" в своей информации вышеуказанным письмом от 10 мая 2000 года сообщило, что установление тарифов на электроэнергию и мощность для субъектов ФОРЭМ является прерогативой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК России). Полное или частичное ограничение на использование установленной мощности атомных электростанций и отмена предельных значений коэффициента должны пройти соответствующее переутверждение в ФЭК России.

В ходе настоящей проверки установлено, что в течение 2000 года коэффициент выполнения задания по мощности, установленный для атомных электростанций в пределах от 0,95 до 1,05%, поднимался в прошедшем году выше установленной величины (1,05%), в результате, "недополучены" выручка и прибыль за 2000 год в сумме 201,4 млн. рублей и как, следствие, бюджеты имеют потери по налогу на прибыль на сумму 60,4 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет-22,2 млн. рублей (определено расчетным путем).

В представлении Счетной палаты Российской Федерации также ставился вопрос перед РАО "ЕЭС России" о необходимости ликвидации недостатков в существующем подходе формирования базовых плательщиков за поставленную им электроэнергию и мощность, который не отвечает основному принципу рынка-созданию равноценных условий для партнеров (поставщиков и покупателей) при осуществлении сделки купли-продажи. Перечень базовых покупателей (плательщиков) электроэнергии для Балаковской АЭС был установлен приказом РАО "ЕЭС России" от 25 сентября 1997 г. № 292 "О мерах по совершенствованию работы ФОРЭМ" и после истечения указанного срока перечень не пересматривался.

РАО "ЕЭС России" в представленной информации Счетной палате Российской Федерации, изложив основные принципы формирования базовых плательщиков, сообщило, что для реализации указанного приказа были заключены договоры на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг по функционированию ФОРЭМ, которые были пролонгированы по решению Правления РАО "ЕЭС России" на 1998-2000 годы. Кроме того, в целях развития конкуренции на рынке электроэнергии и мощности, возможности участия электростанций в отборе покупателей, ФЭК России и РАО "ЕЭС России" совместным приказом от 11 февраля 2000 года №73/8 был утвержден состав рабочей группы для разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам совершенствования функционирования ФОРЭМ.

В ходе проверки указанного вопроса установлено, что перечень базовых покупателей не пересматривался, заявки ГП "Балаковская АЭС" при распределении электроэнергии по покупателям в полном объеме на 2000 год не были приняты. Договоры на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг на ФОРЭМ, заключенные с энергосистемами в 1997 году, продлены на 1 полугодие 2001 года на основании телеграммы ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".

Отдельно в представлении Счетной палаты Российской Федерации, направленном ГП "Балаковская АЭС", ставился вопрос о правильности начисления платы за пользование водными объектами, так как на предприятии в период предыдущей проверки отсутствовала лицензия на водопользование, и ГП "Балаковская АЭС" пользовалась просроченным "Разрешением на специальное водопользование".

В расчетах платы за пользование водными объектами ставка платы не была увеличена в 5 раз, как это установлено пунктом 6 Закона "О плате за пользование водными объектами", и в федеральный бюджет было недоначислено по плате за пользование водными объектами за апрель-декабрь 1999 года около 3,8 млн. рублей.

Установлено, что лицензия на водопользование была получена ГП "Балаковская АЭС" 25 февраля 2000 г. за № ВЛГ 00025, выданная Нижне-Волжским бассейновым водным управлением, сроком на 2 года.

По вопросу соблюдения ГП "Балаковская АЭС" налогового законодательства при исчислении платы за пользование водными объектами было направлено представление от 13 марта 2000 г. № 03-03-15/121 Управлению МНС России по Саратовской области. В указанном представлении Счетная палата Российской Федерации предложила Управлению МНС России по Саратовской области провести проверку ГП "Балаковская АЭС" по вопросу соблюдения им налогового законодательства при исчислении платы за пользование водными объектами.

В ходе проверки вопроса выполнения вышеуказанного представления установлено, что Управлением МНС России по Саратовской области в марте 2000 года была проведена выездная налоговая проверка ГП "Балаковская АЭС" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование водными объектами за период апрель-декабрь 1999 года (акт проверки от 31 марта 2000 г. № 387). В соответствии с актом проверки налоговых органов из-за неприменения предприятием 5-ти кратной ставки по плате за пользование водными объектами был доначислен в бюджеты всех уровней налог в сумме 9,2 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет 3,7 млн. рублей, финансовые санкции в федеральный бюджет составили 1,9 млн. рублей.

По вынесенному решению налоговых органов между ГП "Балаковская АЭС" и Управлением МНС России по Саратовской области возникли разногласия по вопросу правомерности доначисления в бюджеты всех уровней налога на указанные суммы; ГП "Балаковская АЭС" отказалась от подписания акта и добровольной уплаты в бюджет доначисленной суммы налога, пени и штрафа и предъявило Управлению иск в арбитражный суд Саратовской области о признании недействительным указанного выше акта проверки. Арбитражным судом Саратовской области исковое требование ГП "Балаковская АЭС" было удовлетворено (решение от 6 июля 2000 г. №5385/2000-5), т. е. вынесенное Управлением по налогам и сборам по Саратовской области решение о привлечении к налоговой ответственности ГП "Балаковская АЭС" за совершение налогового правонарушения было признано недействительным.

Управление МНС России по Саратовской области направило в Высший Арбитражный Cуд Российской Федерации заявление от 6 октября 2000 г. за № -7-06/5433 о принесении протеста в порядке надзора на решение суда I инстанции от 6 июля 2000 года Арбитражного суда Саратовской области и постановление кассационной инстанции от 19 сентября 2000 года Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу № 5385/2000-5 считая, что вынесенное ранее решение не соответствует действующему законодательству.

Рассмотрев заявление Управления, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации письмом от 13 декабря 2000 г. № 8485/00 сообщил, что "заявителем не доказаны обстоятельства, связанные с наличием события налогового правонарушения".

Управление письмом от 6 октября 2000 г. за № 07-06/5431 направило также в Правовой департамент Министерства Российской Федерации по налогам и сборам материал по вопросу рассмотрения в арбитражных судах правильности исчисления платы за пользование водными объектами при отсутствии лицензии на водопользование и обратилось с просьбой оказать содействие в рассмотрении спора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Ответа на указанное письмо в период настоящей проверки не поступало.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что подобная практика при рассмотрении дел в арбитражных судах, когда налоговые органы не могут доказать факт совершения налогоплательщиками налогового правонарушения, имеет место из-за нечеткого трактования тех или иных вопросов в действующем законодательстве.

По существу изложенного выше вопроса.

Пунктом 6 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" определено, что "при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации".

Как видно из приведенного текста, в Законе существует как бы двоякое толкование в определении основополагающего документа для водопользования-лицензия или разрешение, что в свою очередь дает возможность осуществлять водопользование без лицензии на основании разрешения и даже просроченного, как это имело место на ГП "Балаковская АЭС".

Статьей 28 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ определено, что "водопользователь-юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом".

При рассмотрении иска ГП "Балаковская АЭС" в арбитражном суде и вынесении решения арбитражный суд руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии". При этом пункт 46 вышеуказанных правил предусматривает, что "до оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих Правил, гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользованием в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования".

Таким образом, указанный пункт "Правил" входит в противоречие с Водным кодексом Российской Федерации.

Выводы

ГП "Балаковская АЭС" нарушило статью 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", не представив Счетной палате Российской Федерации информацию на направленное ему представление от 13 марта 2000 г. № 03-03 -15/122.

ГП "Балаковская АЭС" несколько улучшило в 2000 году состояние уплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, однако, предприятие не выполнило основной пункт представления Счетной палаты Российской Федерации и не погасило задолженность по налогам и платежам перед федеральным бюджетом. За прошедший год задолженность увеличилась на 323 млн. рублей.

Проведенная проверка представления Счетной палаты Российской Федерации, направленного РАО "ЕЭС России", свидетельствует о том, что на ГП "Балаковская АЭС":

  • увеличилась доля оплаты электроэнергии и мощности денежными средствами с 2 до 26 процентов от реализации, однако это не решило в полной мере вопрос даже с уплатой текущих налоговых платежей в федеральный бюджет;
  • установленная для атомных электростанций величина коэффициента выполнения задания по мощности в 2000 году (1,05), как правило, поднималась выше указанного размера, вследствие чего недополучена выручка и прибыль, а федеральный бюджет имеет потери по налогу на прибыль в сумме 22, 2 млн. рублей;
  • перечень базовых покупателей электроэнергии и мощности в проверяемом периоде не пересматривался; заявки предприятия в полной мере не были учтены, в результате в плановых расчетах и в фактических счетах-извещениях имеет место так называемая сумма недоплаты по балансу, которая приводит к увеличению дебиторской задолженности.

Сложившаяся ситуация на ГП "Балаковская АЭС" с оплатой отпущенной на ФОРЭМ электроэнергии, когда дебиторская задолженность энергосистемами практически не погашается, а в расчетах распространены векселя и взаимозачеты, когда денежные средства, поступающие на расчетные счета предприятия не могут обеспечить в полной мере даже уплату текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, ликвидировать имеющуюся задолженность (776,0 млн. рублей) по налоговым платежам перед федеральным бюджетом ГП "Балаковская АЭС" в ближайшее время не в состоянии.

Нечеткое изложение в нормативных документах вопроса правильности исчисления платы за пользование водными объектами при отсутствии лицензии, приводит к тому, что налоговые органы не могут доказать в полной мере факт совершения налогоплательщиками налогового правонарушения.

Принимаемые налоговыми органами к предприятию недоимщику меры нерезультативны, так как вся действующая система расчетов за электроэнергию и мощность ориентирована на то, что денежные средства поступают на расчетные счета в минимальных размерах и не могут обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в федеральный бюджет.

Предложения

Направить представление Министерству Российской Федерации по атомной энергии по вопросам сложившейся системы расчетов за электроэнергию и мощность и непогашения ГП "Балаковская АЭС" задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Направить представление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации о пересмотре существующего подхода по дополнительной загрузке атомных электростанций.

Направить информационное письмо Министерству по налогам и сборам Российской Федерации по вопросу нестыковки отдельных положений нормативных актов при исчислении платы за пользование водными объектами.

Направить информационное письмо с приложением отчета о результатах проверки в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Направить информационное письмо с приложением отчета результатах проверки в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Направить информационное письмо с приложением отчета о результатах проверки полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

В. Г. Пансков


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"