Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Вопросы методологии
Методические указания на выполнение контрольных работ

Щербакова И.А. Финансы: Методические указания на выполнение контрольных работ. – Хабаровск: ДВГУПС, 1998.– 26 с.

В курсе “Теория финансов” изучаются вопросы сущности финансов, тенденций их развития, элементы финансовой системы, финансовая политика, управление финансами, финансовый менеджмент, рассматриваются проблемы создания нового финансово-бюджетного механизма в России, основные направления укрепления финансов, мероприятия по преодолению инфляции и бюджетного дефицита, проблемы бюджетного федерализма.

Курс основан на знании дисциплины “Основы экономической теории”, тесно связан с дисциплинами “Денежно-кредитная система”, "Налоги и налогообложение”.

В ходе изучения дисциплин ставятся задачи овладения знаниями в области теории финансов, изучения финансовых отношений и применения полученных знаний на практике.

Изучив дисциплины, студенты должны:

а) знать содержание финансовых категорий, механизм их применения в практике финансовой работы, современные бюджетно-финансовые проблемы;

б) уметь применять на практике полученные теоретические знания в области финансов, выявлять основные тенденции развития финансовых отношений в России, решать проблемные ситуации, возникающие при использовании финансового механизма, конкретные вопросы, связанные со стабилизацией финансов, укреплением денежного обращения, преодолением дефицитности бюджетов различного уровня, дальнейшим совершенствованием межбюджетных отношений.

Успешное овладение курсом позволит применять полученные знания и навыки на практике, облегчит усвоение специальных дисциплин “Финансы предприятия” и “Финансовый менеджмент”.

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Финансы и финансовая система

1. Сущность финансов. Функции финансов. История и тенденции развития.

2. Финансовая политика и управление финансами.

3. Финансовая система.

Возникновение категории финансов исторически и генетически связано с развитием товарно-денежных отношений и государства. Социально-экономическая сущность финансов раскрывается в соотношении с категориями денег, капитала, стоимости, она неразрывно связана с целевым распределением стоимости произведенного товара. Сущность финансов раскрывается через их основные функции: распределительную, перераспределительную, регулирующую и контрольную. Финансы и их организация отражают социально-экономическую ситуацию в стране, участвуют в процессе воспроизводства на макро- и микроуровне, воздействуют на социальную сферу. Изучая эту тему, необходимо обратить внимание на кризисное состояние финансов Российской Федерации и требуемые мероприятия по их стабилизации.

Финансовая политика Российской Федерации, ее цели и задачи отличаются на различных этапах развития в условиях централизованной системы управления и в период становления и развития рыночных отношений, отличаются они и от финансовой политики стран с развитой рыночной экономикой. В определенной мере финансовая политика влияет и на организационную структуру управления финансами. Необходимо рассмотреть финансовый аппарат Российской Федерации, цели и функции: Министерство финансов, Государственное Казначейство, финансовый аппарат национально-государственных и административно-территориальных образований. Местные финансовые органы.

Государственная налоговая служба и ее функции в управлении финансами, налоговые инспекции, департамент налоговой полиции и его органы. Финансовые службы предприятий и коммерческих организаций.

Особое внимание следует обратить на сущность и значение финансового контроля в условиях становления и развития рыночных отношений. Виды и формы финансового контроля. Финансовый контроль высших органов государственной власти и управления. Счетная Палата и ее функции. Финансовый контроль Министерства финансов, финансовых отделов административно-территориальных образований и местных органов власти. Финансовый контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой и Департаментом налоговой полиции. Аудиторский контроль. Банковский контроль. Роль финансового контроля в финансовой стабилизации страны.

Понятие финансовой системы, элементов финансовой системы. Финансовые отношения как объект финансовой системы, стадии их развития. Звенья финансовой системы: государственный бюджет – центральное звено финансовой системы; консолидированные внебюджетные фонды, финансы отраслей и корпоративные финансы, финансы предприятий как источник возникновения финансов и финансы коммерческих организаций, финансы кредитных и страховых организаций, финансы общественных организаций и объединений, ассоциаций не коммерческого характера. Финансовый механизм; методы и инструменты, система контроля. Роль финансового механизма в становлении и развитии рыночных отношений.

Тема 2. Бюджет и бюджетная система

1. Бюджет и его роль в социально-экономических процессах.

2. Основы бюджетного устройства. Государственная бюджетная система. Бюджетный федерализм. Проблемы межбюджетных отношений.

3. Бюджетный процесс, планирование и исполнение бюджета.

4. Доходы бюджета. Содержание, принципы, структура.

5. Налоговая система Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные бюджеты.

6. Расходы бюджетной системы. Содержание, принципы, структура. Капитальные и текущие расходы.

7. Государственные кредиты и государственные займы. Управление государственным долгом. Проблемы бюджетного дефицита.

8. Внебюджетные фонды.

Возникновение финансов как особой сферы денежных отношений относится к этапу отделения государственной казны от правителя, созданию специфического денежного фонда. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, ему принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, распределении и перераспределении валового национального продукта и национального дохода; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Бюджет является основным финансовым планом государства, инструментом экономической политики государства, регулирования экономических процессов, совершенствования народнохозяйственных пропорций; является финансовым обеспечением государственных целевых программ и инвестиций, развития социальной инфраструктуры и социальной защиты населения. В условиях финансовой нестабильности особенно велика роль бюджета как регулятора экономических процессов и обеспечения социальной защиты населения.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру; взаимосвязь объединенных в ней бюджетов определяется государственным устройством. Бюджетная система представляет собой совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. К основным принципам бюджетного устройства относятся: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов. Взаимодействие бюджетов, т.е. бюджетный федерализм, представляет собой сложную, до конца не решенную проблему. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. В 1994г. был введен механизм регулирования межбюджетных отношений через целевой фонд поддержки регионов путем перечисления трансфертов регионам, нуждающимся в поддержке. Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения бюджетных ассигнований на федеральные целевые программы, дотации бюджетам отдельных административно-территориальных образований. Проблемы межбюджетных отношений, особенно в условиях финансового кризиса, не могут быть окончательно решены. Новая методика расчета величины трансфертов и определения регионов, нуждающихся в поддержке, направлена на исключение субъективизма в выделении финансовой поддержки.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти в отличие от бюджетов отдельных уровней управления. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, близкой бюджетной классификации западных стран. Бюджетная классификация включает классификацию доходов и расходов бюджетов РФ, функциональную, экономическую классификацию расходов бюджета, источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию видов внутренних государственных долгов, государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, перечень прямых получателей средств и другие классификации федеральных расходов. Единая классификация облегчает осуществление бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц. Процесс состоит из четырех стадий: составления проекта; рассмотрения и утверждения бюджета; исполнения; составления отчета об исполнении бюджета и его утверждения. Продолжительность стадий различна по странам. В России продолжительность бюджетного процесса составляет примерно 3 года: составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета – около 20 месяцев; бюджетный период (исполнение бюджета) – календарный год; отчет об исполнении и его утверждение – 5 месяцев. Счетный период включает бюджетный и льготный периоды (один месяц) для завершения операций по обязательствам в рамках исполнения бюджета.

Совершенствование бюджетного процесса (принципов и методов планирования и регулирования бюджетов) происходит на основе полной самостоятельности бюджетов всех уровней. Задачи бюджетного процесса – выявление резервов, определение доходов и расходов, согласование бюджета с общей программой экономического развития, сокращение бюджетного дефицита и др. Принципы организации бюджетного процесса – единство, самостоятельность, балансовый метод. Составление проекта бюджета имеет особенности, связанные с получением территориями прав полной самостоятельности в направлении расходов и расширением прав по формированию доходной части (включая установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов). Порядок установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в нижестоящие бюджеты и определение сумм дотаций, субвенций из федерального бюджета, а также сумм трансфертов их фонда финансовой поддержки регионов для обеспечения сбалансированности бюджетов. Устанавливается как в законодательном порядке, так и путем заключения договоров и соглашений между федеральными органами власти и управления и региональными. Необходимо обратить внимание на порядок рассмотрения федерального бюджета и принятия закона. Утверждение нормативов отчислений от регулирующих федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов федерации; размеров сумм дотаций, субвенций и трансфертов. Организация исполнения бюджета. Кассовое исполнение бюджета. Роль казначейства в составе министерства финансов РФ. Оперативное исполнение бюджета – роспись. Порядок изменения бюджетных ассигнований. Введение секвестра на утверждённые расходы. Отчёты об исполнении бюджетов. Роль Счётной Палаты РФ в усилении контроля за исполнением федерального бюджета.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Бюджетные доходы составляют основную часть доходов государства, включают доходы бюджетов всех уровней. Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Основные методы его перераспределения: налоги, займы и эмиссии денег. Соотношение между методами определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

Доходы бюджета классифицируются по источникам образования, видам налогов. Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги – обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налоги и сборы являются основными источниками не только федерального, но и региональных и местных бюджетов. Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, федеральный налог на доход (прибыль) предприятий, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог, налог на недвижимость, социальный налог, государственная пошлина, таможенные пошлины и сборы, некоторые налоги, связанные с использованием природных ресурсов, экологические налоги, сбор за использование государственной символики, федеральные лицензионные сборы. Закреплённые налоги – налоги, поступающие в соответствующие бюджеты. Дополнительные средства, перечисляемые из вышестоящих бюджетов – регулирующие доходы.

Среди налоговых поступлений – доходы от внешнеэкономической деятельности, о приватизации, реализации государственных запасов, возврат бюджетных ссуд. Кроме того, в составе доходов федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счёт которых финансируется значительная часть социальных расходов.

Современная налоговая система строится в соответствии со следующими принципами: однократность обложения, строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, взимаемых на территории России, чёткое распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Современную налоговую систему можно классифицировать как прямые и косвенные (по объекту налогообложения и взаимоотношений плательщика и государства); общие и специальные (по использованию); федеральные, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги (по органам взимания и использованию) и т.д.

Расходы бюджетной системы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено рядом факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, сложностью связей бюджетов с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. В первую очередь расходы подразделяются в соответствии с их влиянием на процесс расширенного воспроизводства: выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Экономическая классификация отражает соотношение расходов на потребление и вложение в основной капитал, прирост запасов. Функциональная классификация отражает предмет финансирования. Существует также классификация по ведомственному, целевому, территориальному признакам.

Осуществление расходов производится путём бюджетного финансирования.

Основные принципы финансирования:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат;
  • целевой характер;
  • предоставление бюджетных средств в меру использования ранее отпущенных ассигнований;
  • безвозвратность;
  • бесплатность.

    Формы бюджетного финансирования:

  • “нетто-бюджет” – ассигнования на ограниченный круг затрат;
  • “брутто-бюджет” – ассигнования на все виды расходов.

    Наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. В связи с дефицитом бюджета средства выделяются на ограниченный круг объектов. Второй по значению и наибольшей по размеру является выплата дотаций предприятиям:

  • на продукцию, реализуемую по государственным регулируемым ценам;
  • для покрытия убытков.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием всё больше увеличивается значение кредитования предприятий путём выдачи бюджетных ссуд. Бюджетные ссуды выдаются на льготных условиях (по сравнению с ссудами коммерческих банков) по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве кредитора, заёмщика и гаранта. Главная форма кредитных отношений – государство выступает как заёмщик.

Государственный кредит имеет особенности: обеспечением выступает всё имущество, находящееся в его собственности, или какой-либо доход; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

Государственные займы классифицируется по ряду признаков:

  • по субъектам (размещаемые центральными и местными органами управления);
  • от места размещения (внутренние и внешние);
  • в зависимости от обращения на рынке (рыночные и нерыночные);
  • по срокам привлечения;
  • по обеспечению (закладные и беззакладные);
  • по характеру выплачиваемого дохода (выигрышные, процентные, с нулевым купоном);
  • в зависимости от метода определения дохода (с твёрдым и плавающим доходом);
  • от прав кредитора на досрочное погашение займа.

Кредитные отношения в качестве гаранта не сразу сказываются на величине централизованных денежных фондов, и лишь неплатежеспособность заемщика влечет увеличение расходов.

Управление государственным кредитом – формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В узком смысле – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий. При управлении государственным кредитом решаются следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; регулирование насыщенности рынка обязательствами, ограничение резких колебаний их курса. Огромный государственный долг России, как внешний, так и внутренний, является свидетельством финансового кризиса, как и тенденция к его увеличению. Следует отметить, что бюджеты большинства развитых стран также являются дефицитными. Опасность же заключается не в факте дефицита, а в его относительной величине и тенденциях изменения. Проблема возникает, когда для сокращения дефицита приходится прибегать ко все большим заимствованиям, а полученные средства направляются на потребление. Меры по сокращению бюджетного дефицита затрагивают как расходные, так и доходные статьи.

Особое место в расходах бюджетной системы занимают консолидированные внебюджетные целевые фонды. Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим – дорожные фонды, фонд финансового регулирования, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации и др.

Тема 3. Финансы предприятий и организаций

1. Финансы предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм. Отраслевые и корпоративные финансы.

2. Банковская система и ее связь с финансовой системой.

3. Система страхования.

4. Фонды общественных организаций.

Финансы предприятий – основа финансовой системы. Стадии воспроизводства и трансформация финансов. Структура финансовых ресурсов и фондов предприятия. Первичное и вторичное распределение. Особенности финансов предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм. Основы организации финансовой работы на предприятии.

Отраслевые финансы, история их развития, значение. Корпоративные финансы и их особенности. Финансово-промышленные группы.

Общее и отличия категорий “финансы” и “кредит”, их роли в организации денежного обращения. Банковская система, ее изменения при переходе к рыночным отношениям. Банки – специфическая коммерческая организация. Особенности финансов банков.

Сущность страхования и его роль в воспроизводственном процессе. Система страхования и ее изменения при переходе к рынку. Классификация страхования. Страховые компании как специфические коммерческие организации. Особенности финансов страховых компаний.

Общественные организации и объединения, особенности их финансов. Роль фондов общественных организаций в развитых странах.

Тема 4. Финансовый рынок

1. Понятие финансового рынка. Субъекты, сегменты финансового рынка.

2. Фиктивный капитал. Ценные бумаги, виды, производные ценные бумаги.

3. Международные валютно-финансовые отношения. Международные финансовые организации. Регулирование международных финансов.

Сущность финансового рынка, роль в воспроизводственном процессе. Биржи, банки и другие посредники рынка капиталов. Механизм действия рынка капиталов. Эволюция развития рынка капиталов. Особенности формирования и развития рынка капиталов в Российской Федерации. Сегменты финансового рынка. Ссудный капитал и его особенности. Функции рынка ссудного капитала.

Сущность фиктивного капитала. Ценные бумаги, их виды. Государственные ценные бумаги, их роль в финансовой политике государства. Корпоративные ценные бумаги, долговые и долевые. Производные, международные ценные бумаги. Рынок ценных бумаг, его функции. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынки ценных бумаг.

Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей. Платежные балансы. Государственное регулирование внешнеэкономических операций. Международные финансовые организации и их роль в регулировании международных финансов. Международные финансовые системы, формирование мировой финансовой системы.

2. ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Контрольная работа состоит из двух частей.

1. Анализ бюджета

Объектом анализа может выступать бюджет любого уровня, проект бюджета. Предпочтительнее выбор федерального бюджета текущего года. В процессе анализа должны быть рассмотрены следующие вопросы:

  • дефицитность бюджета и источники покрытия дефицита;
  • структура доходов бюджета (по плательщикам, объектам обложения, видам поступления);
  • структура расходов бюджета (текущие и капитальные расходы, по направлению использования);
  • выводы и предложения.

Объем анализа с приведенным бюджетом – 8-10 страниц.

2. Реферат по теории финансов

Тема реферата определяется по варианту (см. табл. 1, 2* ).

При написании работы необходимо изучить законодательные и инструктивный материалы, учебную литературу, материалы периодических изданий. Список литературы оформляется в соответствии со стандартом. Работа не должна дословно излагать материалы учебников. Работа должна содержать план (не менее 3 пунктов).

К каждой теме даны перечень вопросов и рекомендуемая литература.

Таблица 1

Вариант темы

Первая буква

Последняя цифра зачетной книжки

фамилии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А – З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

И – П

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Р – Я

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Таблица 2
Последняя цифра

зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Вариант темы

2

3

4

10

13

15

16

18

28

30

Министерство путей сообщения РФ
Дальневосточный государственный университет
путей сообщения
Кафедра “Финансы и кредит”

Хабаровск
1998г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Финансовый контроль

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"