В рамках программы межпарламентского сотрудничества в Москву приехала делегация Конгресса США во главе с Джеймсом Личем. Возглавляемый им комитет по банкам и финансовым услугам прошлой осенью инициировал слушания об отмывании "русской мафией" доходов через Bank of New York. Сегодня Лич встречается с председателем думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александром Шохиным. Вчера Шохин ответил на вопросы "Ведомостей".
- Какова сверхзадача вашего общения с Личем – закрыть скандальную страницу истории с Bank of New York?
- Скандал затухает сам по себе. Питер Берлин и Люси Эдвардс признали вину в уклонении от уплаты налогов. Суду уже ничего не надо делать, кроме определения тяжести наказания. Прежней политизации у процесса нет. Но, несмотря на спад пены, западные банки – не только американские, но и британские - закрывают корреспондентские счета российских банков и компаний. На всякий случай. Это чревато остановкой целых направлений торгово-экономического, финансового сотрудничества. Чтобы переломить ситуацию и привнести в диалог конструктивную ноту, нужно дать возможность конгрессмену Личу и его коллегам высказаться по существу вопроса. Суть же не в том, что мафиозные деньги в огромных размерах уходят из России, отмываясь по дороге. Существо вопроса в том, что недостаточно совершенно российское законодательство, Тяжелый налоговый пресс, в частности, провоцирует отток капитала. У нас богатые люди еще не легализовались в полном объеме и работают под псевдонимами, совпадающими с названиями офшорных фирм. Потому и отток капитала в отличие от Запада идет не в столь легальной форме. Национальный капитал уходит из России из-за незащищенности прав собственности, высоких политических, инвестиционных, бюрократических и иных рисков. Бизнес, а не мафиозные деньги перемещается за пределы России.
- Вы готовы предъявить Личу таможенную статистику, которая покажет наличие серого импорта, в том числе со стороны известных американских компаний?
- Мы пригласили на слушания руководство ГТК, МНС и ВЭК. Полагаю, они располагают такой информацией. Надеюсь повернуть наш разговор в конструктивное русло - как предотвратить необоснованно высокий отток капитала. Это целая система структурных и институциональных реформ. Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на то, что провоцирующей отток капитала, в том числе в серых и более интенсивных красках и тонах, является офшорная технология. Это не российское изобретение, как известно. Она используется во всем мире - в странах "семерки" и ЕС - для так называемой оптимизации налоговых режимов. Соединяясь с повышенной конфиденциальностью офшорных схем, она не может не способствовать оттоку капитала из России. Я не хочу сказать, что российский бизнес чист, а его развращают взрослые дяди с запада. Безусловно, наш бизнес за 10 лет освоил все "достижения" человечества. Но тем не менее без партнеров и учителей с той стороны вряд ли все это происходило. В российском законодательстве достаточно много белых пятен и щелей. Их умело используют в том числе и наши западные советчики, консультанты компаний. Поэтому нужна очень тщательная система контроля и финансового надзора, и самое главное - нужны программы международного сотрудничества. Видимо, здесь нужно вырабатывать новые подходы, Понятно, что банковскую тайну совсем отменить не решатся. Но, наверное, по примеру Швейцарии следует по запросам правоохранительных органов раскрывать информацию о счетах.
- К каким последствиям может привести ваша беседа с Линем с точки зрения закрытия щелей, усовершенствования банковского законодательства?
- Мы хотели бы оградить российский бизнес от огульных обвинений, предотвратить блокировку счетов. Должны быть достаточные основания для признания тех или иных операций незаконными, должны быть заранее объявленные признаки подозрительности сделок. Недопустимо применять санкции против страны в целом. Это прямо противоречит всем правилам международного бизнеса. Но на конкретных примерах надо очень жестко наказывать нарушителя. Швейцарское законодательство по предотвращению отмывания денег, которое принято совсем недавно, перекладывает ответственность на саморегулируемые организации - банковские союзы, ассоциации финансовых, торговых посредников. Условно говоря, они должны друг за другом следить, и, ежели промашку кто-то дает, они должны исключать из своих рядов и требовать отзыва лицензии. В конце мая, когда наши депутаты поедут в Вашингтон, мы надеемся собрать все материалы и статистику по широкому кругу проблем.
- К июньской поездке на Окинаву для участия в саммите "восьмерки" Путину наверняка не повредил бы закон о противодействии легализации и отмыванию незаконно полученных доходов.
- Мы попробуем принять его в июне.
Ведомости №76 (158), 26 апреля 2000г.
Александр Беккер
|