I. Актуальность, развития государственного финансового контроля Российской Федерации
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки.
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере, роль которого в период проведения социально-экономических реформ и либерализации экономических отношений достаточно велика, предполагает наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие и тормозящие экономическое развитие и в полной мере обеспечивающей экономическую безопасность страны.
В настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных денежных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, массовый вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
По данным Счетной палаты Российской Федерации за последние пять лет из государственных ресурсов страны в результате различных финансовых правонарушений незаконно изъято более 20 млрд. долларов США.
Недостаточно контролируется использование средств федерального и региональных бюджетов (особенно в части использования неучтенных доходов при формировании и исполнении бюджетов), доходы и расходы внебюджетных государственных фондов, средства, поступающие в распоряжение органов власти помимо бюджетов, финансовые результаты деятельности государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием иностранного капитала.
Основными причинами такого положения являются отсутствие методологической базы, технологии, внутреннего (внутриведомственного, регионального) контроля, в определенной степени бессистемность осуществления государственного финансового контроля и его правовая неопределенность, а также недостаточная численность контрольно-ревизионного аппарата, не позволяющая охватить проверками все государственные средства. Отсутствие единой информационной системы о выявленных правонарушениях в сфере экономики ведет к неупорядоченности государственного .финансового контроля, зачастую неоднократно проверяются одни организации, другие годами оказываются вообще вне сферы контроля. Немаловажное влияние на снижение эффективности государственного финансового контроля оказывает зачастую слабое взаимодействие между контролирующими органами, недостаточное использование своих полномочий территориальными структурными подразделениями федеральных органов контроля, серьезные недостатки в ведомственной отчетности о контрольных мероприятиях, отсутствие их сопоставимости.
В этой связи актуальное значение приобретает усиление роли контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации, являющихся основой структуры государственного финансового контроля.
В целях борьбы с незаконным вывозом капитала из страны, уклонением от уплаты налогов и другими правонарушениями в финансовой сфере необходимо создать специальный орган в структуре федеральной исполнительной власти с подразделениями в центрах федеральных округов, осуществляющий сбор, обработку, мониторинг, анализ и хранение информации о крупных финансовых операциях, в том числе связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным (преступным) путем, поступающей от таможенных, налоговых органов, агентов валютного контроля (коммерческие банки), включая Банк России. Этот орган должен иметь право доступа к информации, содержащейся в ведомственных базах данных контролирующих и правоохранительных органов.
Органы государственного финансового контроля должны получить безоговорочную возможность проверять своевременность и полноту формирования, сохранность, эффективность и целевое расходование всех без исключения государственных средств, финансовые результаты использования государственного имущества, правильность и эффективность реализации кредитных ресурсов, предоставленных государством или полученных под гарантии государства.
Государственный финансовый контроль должен стать реальным механизмом. защиты от угроз экономической безопасности, так как финансово-кредитная система страны может работать эффективно при жестком, комплексном, регулярном и действенном контроле.
Одновременно в условиях рыночной экономики использование только органов государственного финансового контроля для противодействия угрозам нормального функционирования финансовых отношений недостаточно. Необходима развитая аудиторская деятельность форма финансового контроля, востребованная потребностями и особенностями рыночного хозяйства.
Для изменения сложившегося положения необходимо предпринять ряд мер, направленных на законодательное (правовое) обеспечение государственного финансового контроля, повышение его эффективности в части пресечения и выявления .финансовых правонарушений, определения меры ответственности, а также возмещения нанесенного ущерба.
II. Цель и основные задачи государственного финансового контроля в Российской Федерации
Целью государственного финансового контроля в Российской Федерации является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в бюджетную систему, сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений в государственном секторе экономики и укрепление экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация этой фундаментальной цели в условиях проведения экономических реформ в Российской Федерации предполагает осуществление следующих основных задач:
- установление скоординированной структуры государственного финансового контроля в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
- разработка механизма взаимодействия и четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля Российской в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;
- разработка основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;
- содействие проводимой Российской Федерации единой финансовой, денежно-кредитной и инвестиционной политике, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского" капитала;
- установление порядка осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Российской Федерации, законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового 'контроля и деятельности его органов;
- совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации потерь от ошибок и злого умысла;
- обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;
- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- проверка выполнения государственных международных финансовых обязательств;
- сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами государственного финансового контроля;
- повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.
Решение данных задач позволит, при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства, обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, снизить количество злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально способствовать усилению вертикали власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в России.
В то же время недостаточное внимание к проведению государственного финансового контроля может усилить негативные тенденции при формировании и использовании денежных и материальных ресурсов, ослабить ответственность соответствующих должностных лиц и, как следствие, затруднит улучшение социально-экономической обстановки в стране.
III. Система обеспечения государственного финансового контроля в Российской Федерации.
1. Законодательство Российской Федерации о государственном финансовом контроле.
Правовая база настоящей Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации состоит из Конституции 'Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской федерации. Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных и правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров и соглашений, заключенных или признанных Российской Федерацией. При этом в ходе принятия и реализации Единой концепции государственного финансового контроля возможно совершенствование действующей законодательной базы.
2. Принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Основными принципами осуществления государственного финансового контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:
- соблюдение законности в действиях органов государственного финансового контроля и их должностных лиц;
- объективность;
- независимость органов государственного финансового контроля при осуществлении своих полномочий от государственных органов и организаций и должностных лиц;
- гласность результатов проводимых проверок с сохранением государственной и коммерческой тайны проверяемых субъектов финансово-хозяйственной деятельности;
- скоординированность действий контрольных органов;
- разграничение функций и полномочий между органами государственного финансового контроля и правоохранительными органами;
- соизмеримость финансовых правонарушений и мер воздействия к нарушителям;
3. Формы и виды государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций на стадии принятия управленческих решений по формированию и утверждению бюджетов, финансовых планов, смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов с целью эффективного, использования государственных средств на основе соблюдения законодательных, нормативных и правовых, актов, норм, стандартов и правил. Его назначение состоит в предотвращении возможных нарушений до того, как они произошли. Играет важную роль в создании надежной системы управления государственными финансовыми и материальными ресурсами.
Текущий контроль осуществляется на стадии совершения финансовых операций по формированию и использованию государственных средств государственными органами и организациями в целях предотвращения нарушений при расходовании этих средств и способствует соблюдению финансовой дисциплины, своевременности проведения финансово-денежных расчетов.
Последующий контроль за сохранностью, своевременным, целевым и эффективным использованием государственных средств, а также за достоверностью отчетов об их использовании осуществляется по итогам совершения финансовых операций с государственными средствами государственными органами и организациями, путем анализа и ревизии (проверки) финансовой и бухгалтерской документации на основе соблюдения бюджетного, банковского, налогового, таможенного и валютного законодательства.
Государственный финансовый контроль осуществляется в виде внешнего и внутреннего контроля.
Внешний контроль по отношению к проверяемому объекту проводится органами государственного финансового контроля, вышестоящими организациями, исходя из возложенных на них полномочий.
Внутренний контроль представляет собой финансовый контроль за целевым и эффективным использованием и сохранностью государственных финансовых и материальных ресурсов, полнотой, своевременностью и достоверностью ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской и статистической отчетности, осуществляемый непосредственно организацией.
Государственные органы и организации вне зависимости от видов и форм собственности, использующие государственное имущество, обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль за целевым и эффективным использованием и сохранностью государственных финансовых и материальных ресурсов, полнотой, своевременностью и достоверностью ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в системе исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации и основы их взаимодействия.
Органами государственного финансового контроля Российской Федерации являются:
Счетная палата Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Государственные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации всех уровней и организации, включая Центральный банк Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и другие государственные органы, выполняющие отдельные контрольные функции государственного финансового контроля, осуществляют его в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями.
Задачи, функции, права, обязанности, социальные гарантии и ответственность должностных лиц органов государственного финансового контроля определяются законодательными, нормативными и правовыми актами Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Методологическое руководство в области государственного финансового контроля органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также координацию их контрольной деятельности осуществляет Счетная палата Российской Федерации.
Методологическое руководство" в области государственного финансового контроля органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также координацию их контрольной деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственного финансового контроля между собой, а также с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации всех уровней и организациями, выполняющими отдельные контрольные функции государственного финансового контроля, осуществляется на основе согласованных планов проведения совместных контрольных мероприятий и информационного обмена.
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации осуществляет составление Единого плана контрольной работы в Российской Федерации до наступления календарного года, в том числе с учетом информации, получаемой из специального органа в структуре исполнительной власти.
5. Специальный орган в структуре федеральной исполнительной власти.
Специальный орган в структуре федеральной исполнительной власти образуется в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и осуществляет сбор и анализ результатов плановых мероприятий органов государственного финансового контроля, а также сбор и анализ данных других государственных органов с целью предупреждения операций по легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; незаконного получения кредита; злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности;
злоупотреблений при выпуске ценных бумаг (эмиссии); изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов; незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте; уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов и других противоправных действий в сфере экономики, наносящей ущерб интересам государства.
Деятельность специального органа в структуре федеральной исполнительной власти направлена на:
- выявление необычных сделок, требующих повышенного внимания и дополнительного контроля,
- обеспечение максимальной прозрачности крупных финансовых операций,
- координацию информационного взаимодействия между государственными финансовыми органами.
Деятельность специального органа не ограничивается сферой государственного финансового контроля в узком смысле, он также осуществляет мониторинг операций с негосударственными средствами.
Кроме того, специальный орган в структуре федеральной исполнительной власти анализирует эффективность законодательных, нормативных и правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность в сфере экономики, организует информационный обмен органов государственного финансового контроля и. предоставление информации органам государственной власти о результатах контроля, осуществляет поиск и внедрение эффективных форм и методов взаимодействия контрольных органов, обобщает практику и результаты проводимых контрольных мероприятий и готовит предложения по совершенствованию организации контроля, изучает зарубежный опыт осуществления государственного финансового контроля, разрабатывает предложения по его использованию в деятельности контрольных органов Российской Федерации.
При обнаружении признаков, указывающих на возможность финансовых правонарушений, специальный орган в структуре федеральной исполнительной власти передает материалы в правоохранительные органы для расследования и возможного применения мер административной и уголовной ответственности. При этом правоохранительные органы не могут иметь права доступа к базам данных специального органа в структуре федеральной исполнительной власти по собственной инициативе.
6. Объекты государственного финансового контроля в Российской Федерации
Объектами государственного финансового контроля Российской Федерации является деятельность федеральных органов государственной власти (в том числе их аппаратов), государственных федеральных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций с государственным участием, а также иных организаций, вне зависимости от видов и форм собственности, использующих государственное имущество.
На деятельность органов местного самоуправления, общественных объединений, негосударственных фондов, иных негосударственных некоммерческих организаций и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием федеральных государственных средств или управлением ими в соответствии с законодательными, нормативными и правовыми актами Российской Федерации.
7. Правоохранительное обеспечение государственного финансового контроля в Российской Федерации
В целях противодействия правонарушениям в экономической области организуется специализированное правоохранительное сопровождение государственного финансового контроля, в том числе через Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).
Взаимодействие органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов осуществляется на основе разграничения полномочий, исходя из возложенных на них функций, включая вопросы планирования и информационного обмена.
Актуальное значение имеет совместная работа по совершенствованию действующего законодательства в части предупреждения и пресечения экономических преступлений, определения меры ответственности, а также возмещения государству ущерба, нанесенного противоправными действиями.
Надзор за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, включая законодательство в области государственного финансового контроля, осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации.
IV. Механизм реализации Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации и контроль за ее исполнением
Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации подлежит реализации в соответствии с Планом реализации Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации (прилагается).
Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации является основополагающим актом для подготовки федеральных законов "О государственном контроле в Российской Федерации" и "Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации", а также по изменению и дополнению действующих законодательных и нормативных и правовых актов Российской Федерации, в части осуществления государственного финансового контроля.
Контроль за своевременным и надлежащим исполнением Плана реализации Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации возлагается на Главное контрольное управление Президента Российской Федерации.
|