Об основных направлениях и перспективах развития
финансового контроля в сфере образования
Действующими
законодательными и нормативными правовыми актами
установлен приоритет образования в государственной
политике, определены стратегия и основные направления
его развития.
В законах об образовании и высшей школе, Национальной
доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной
программе развития образования большое внимание
уделяется финансированию системы образования за
счет средств бюджета и различных внебюджетных источников.
Естественно, возникает вопрос об эффективном и действенном
финансовом контроле в сфере образования.
При этом необходимо принимать во внимание, что контроль
- это процесс обеспечения достижения поставленных
целей. При помощи контроля руководители определяют
правильность принятых решений, как фактически они
выполняются, имеется ли потребность в соответствующей
корректировке. Контроль позволяет своевременно выявить
назревающую кризисную ситуацию и принять эффективные
меры по ликвидации ее и предотвращению в последующем
периоде.
Финансовый контроль за образованием и использованием
фондов денежных средств является важнейшей функцией
государственного управления. Роль его повышается
в период качественных преобразований экономики Российской
Федерации, ее отраслей, включая образование.
Значение финансового контроля усиливается при перестройке
форм управления экономикой - от командных к рыночным.
Финансовый контроль начинает активно воздействовать
на интенсивность перестроечных процессов. Все более
наглядно проявляется назначение финансового контроля
- содействие реализации финансовой политики государства,
соблюдению интересов государства и экономических
субъектов (например, в области образования), обеспечению
сохранности, целевого и эффективного использования
финансовых ресурсов.
Отечественные ученые-экономисты высказывают различные
мнения по вопросам реформы финансового контроля,
определения направлений и перспектив его развития,
в том числе в сфере образования.
Исследования разнообразных точек зрения на эту проблему
показали, что во многом они далеко не исчерпывают
перечня необходимых мероприятий. В предлагаемом
комплексе мероприятий не находят необходимого отражения
такие важные вопросы, как сущность и функции финансового
контроля в условиях проводимых в России социально-экономических
преобразований, совершенствование государственного
управления экономикой страны, использование рыночных
механизмов и принципов федерализма. Учитывая данные
обстоятельства, финансовый контроль должен осуществляться
адекватно курсу рыночных реформ и с учетом отраслевых
особенностей, например сохранения государственной
собственности в системе образования.
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что
до сих пор не придается должного внимания вопросам
определения направлений научных исследований по
проблемам финансового контроля в сфере образования,
методического обеспечения финансового контроля,
разработки его стандартов. Недостаточно проводится
исследований Российской академией образования и
учеными высших учебных заведений страны.
По нашему мнению, основные направления и перспективы
развития финансового контроля в сфере образования
России представляются в следующем.
Прежде всего требуется разработка и приведение методологической
базы финансового контроля в соответствие с современными
условиями развития образования в Российской Федерации.
В первую очередь это относится к определению научно
обоснованных понятий финансового контроля в сфере
образования и каждого его вида - государственного
и негосударственного. Одновременно с этим должны
определяться также концепция развития финансового
контроля, цели и задачи, принципы и требования в
условиях действия в экономике государственного управления,
рыночных отношений и принципов федерализма.
Важным является изучение теоретических разработок
и опыта осуществления государственного и негосударственного
финансового контроля в зарубежных странах в области
образования.
Целесообразно научные исследования в сфере образования
проводить по актуальным проблемам как государственного,
так и негосударственного финансового контроля.
Развитие и реформирование финансового контроля в
отрасли должно быть обеспечено необходимой системой
и завершенной нормативно-правовой базой.
Основополагающие принципы организации финансового
контроля и функционирования его органов следует
конкретизировать в соответствующих законодательных
актах об образовании - федеральных и субъектов Российской
Федерации. При этом целесообразно учитывать необходимость
финансового обеспечения условий для полноценного
обучения и воспитания в образовательных учреждениях
всех форм, типов и видов (государственных и негосударственных).
Большое значение будет иметь определение субъектов
и объектов государственного и негосударственного
(аудиторского и общественного) финансового контроля
в сфере образования, границ контрольной деятельности,
прав и обязанностей каждого органа финансового контроля,
периодичности контрольных мероприятий, порядка взаимодействия
и координации контрольных органов.
При разработке законодательной базы необходимо четко
отрегулировать такие правоотношения, как контроль
за финансовыми средствами образования, находящимися
в распоряжении органов государственной власти (федеральных,
субъектов Российской Федерации, местного самоуправления),
контроль за финансовыми средствами образовательных
учреждений.
На федеральном уровне объективная необходимость
давно уже проявляет себя: во внесении дополнений
и изменений в основополагающее законодательство
- Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс
Российской Федерации, законы об образовании и высшей
школе (в части четкой формулировки вопросов о финансовом
контроле); в безотлагательном принятии федеральных
законов "О государственном финансовом контроле в
Российской Федерации" и "Об аудиторской деятельности
в Российской Федерации"; во внесении дополнений
и изменений в Федеральный закон "О Счетной палате
Российской Федерации" (по контролю за расходованием
бюджетных средств на образование).
Соответственно требуется создание нормативно-правовой
базы финансового контроля в сфере образования для
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
(с учетом законодательно определенных прав, обязанностей
и ответственности по финансово-бюджетным вопросам,необходимости
дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия
государственных и муниципальных органов управления
образованием).
В области образования функционируют одновременно
государственные и негосударственные образовательные
учреждения. Так, на начало 2000 года в Российской
Федерации наряду с государственными действовало
негосударственных 349 высших учебных заведений и
134 учреждения среднего профессионального образования,
в которых обучались порядка 270 тыс. человек.
Поэтому особенно важным является нормативно-правовое
определение современных организационных структур
государственного и негосударственного финансового
контроля в сфере образования. Требуется также осуществлять
научно обоснованный прогноз перспектив их развития.
Все это будет активно содействовать: выработке стройной
системы органов государственного финансового контроля;
развитию независимого (аудиторского) и модернизации
общественного финансового контроля (за финансово-хозяйственной
деятельностью общественных организаций в области
образования).
Постепенно в сфере образования должен быть создан
комплекс органов финансового контроля, соответствующий
современному этапу социально-экономического развития
Российской Федерации, активно содействующий функционированию
системы образования в интересах личности, общества
и государства.
В настоящее время имеется большая потребность в
научном обосновании методики и стандартов финансового
контроля. Методику и стандарты следует разрабатывать
с учетом деятельности государственного и негосударственного
(аудиторского и общественного) финансового контроля.
При этом должны учитываться финансовая политика
государства, интересы государства и образовательных
учреждений, безусловное обеспечение сохранности,
целевое и эффективное использование финансовых средств
в учреждениях образования всех форм собственности.
Актуальность контроля за использованием и сохранностью
денежных средств определена значительным объемом
средств, обращающихся в системе образования. Так,
только в первом квартале 2001 года из федерального
бюджета на развитие образования было направлено
свыше 11 млрд. рублей.
Следует особо подчеркнуть большую значимость и перспективность
взаимодействия всех видов финансового контроля в
области образования; организационную и правовую
координацию деятельности государственного и негосударственного
(аудиторского и общественного) финансового контроля;
обобщения и анализа результатов всех видов финансового
контроля, коллегиального обсуждения их, проведения
совместных конференций, "круглых столов", семинаров
и других мероприятий по повышению квалификации.
Весьма перспективным является кадровое обеспечение
финансового контроля, целенаправленная подготовка
специалистов финансового контроля для системы образования
страны по специально разработанным учебным планам
и учебным программам. Систематичность финансового
контроля может быть обеспечена только при необходимом
количестве соответствующих специалистов высокого
класса, владеющих всесторонними знаниями специфики
деятельности образовательных учреждений и профессионально
глубоко разбирающихся в вопросах финансового обеспечения
образовательного процесса на всех его этапах, применяющих
наиболее эффективные методы финансового контроля.
Поэтому актуальной является разработка нормативов
численности специалистов, непосредственно осуществляющих
финансовый контроль в сфере образования, и настойчивое
внедрение этих нормативов в процесс пересмотра и
утверждения структуры и штатов.
Общеизвестно, что эффективность деятельности органов
всех видов контроля во многом зависит от их информационного,
финансового, материально-технического и социально-бытового
обеспечения.
Так, необходимо обеспечивать органы финансового
контроля в области образования нормативно-правовыми
актами, информационными данными по вопросам социально-экономического
развития отрасли образования в целом, в отдельных
субъектах Российской Федерации, финансовых ресурсов,
включая бюджетные средства в сфере образования,
состояния учета и достоверности отчетности, о результатах
контрольных мероприятий и фактическом выполнении
решений, принятых по их результатам.
Самостоятельное финансовое обеспечение органов финансового
контроля в сфере образования позволит осуществлять
на практике принцип независимости контроля. Это
будет в свою очередь содействовать улучшению качества
проводимых контрольных мероприятий, объективности
и обоснованности материалов контрольных органов.
Существенное значение следует придавать вопросам
материально-технического обеспечения органов финансового
контроля в системе образования, что должно способствовать
созданию необходимых условий работы. Сюда входят
современно оборудованные служебные помещения, техническое
оснащение работников контрольных органов, средства
транспорта и связи, охрана, техническая защита для
обеспечения государственной тайны.
Социально-бытовое обеспечение работников финансового
контроля в области образования необходимо нацеливать
на оптимальное решение проблем оплаты труда, разработку
и применение показателей стимулирования труда, установление
и использование компенсаций и других социальных
льгот, проведение мероприятий охраны здоровья, соответствующее
жилищно-бытовое обеспечение.
Весьма важным является обеспечение государственной
защиты должностных лиц контролирующих органов (государственных
гарантий им и членам их семей).
Все эти актуальные проблемы должны быть отражены
в законодательных и нормативных правовых актах,
активно решаются в практической деятельности органов
финансового контроля в сфере образования.
Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ
заслуженный экономист Российской Федерации,
член-корреспондент
Международной академии информатизации
"Учительской газеты"
2001 г.
|