Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Мнения экспертов
Деньги считать будем?

Об основных направлениях и перспективах развития финансового контроля в сфере образования Действующими законодательными и нормативными правовыми актами установлен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и основные направления его развития.

В законах об образовании и высшей школе, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования большое внимание уделяется финансированию системы образования за счет средств бюджета и различных внебюджетных источников. Естественно, возникает вопрос об эффективном и действенном финансовом контроле в сфере образования.

При этом необходимо принимать во внимание, что контроль - это процесс обеспечения достижения поставленных целей. При помощи контроля руководители определяют правильность принятых решений, как фактически они выполняются, имеется ли потребность в соответствующей корректировке. Контроль позволяет своевременно выявить назревающую кризисную ситуацию и принять эффективные меры по ликвидации ее и предотвращению в последующем периоде.

Финансовый контроль за образованием и использованием фондов денежных средств является важнейшей функцией государственного управления. Роль его повышается в период качественных преобразований экономики Российской Федерации, ее отраслей, включая образование.

Значение финансового контроля усиливается при перестройке форм управления экономикой - от командных к рыночным. Финансовый контроль начинает активно воздействовать на интенсивность перестроечных процессов. Все более наглядно проявляется назначение финансового контроля - содействие реализации финансовой политики государства, соблюдению интересов государства и экономических субъектов (например, в области образования), обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Отечественные ученые-экономисты высказывают различные мнения по вопросам реформы финансового контроля, определения направлений и перспектив его развития, в том числе в сфере образования.

Исследования разнообразных точек зрения на эту проблему показали, что во многом они далеко не исчерпывают перечня необходимых мероприятий. В предлагаемом комплексе мероприятий не находят необходимого отражения такие важные вопросы, как сущность и функции финансового контроля в условиях проводимых в России социально-экономических преобразований, совершенствование государственного управления экономикой страны, использование рыночных механизмов и принципов федерализма. Учитывая данные обстоятельства, финансовый контроль должен осуществляться адекватно курсу рыночных реформ и с учетом отраслевых особенностей, например сохранения государственной собственности в системе образования.

Вместе с тем практика свидетельствует о том, что до сих пор не придается должного внимания вопросам определения направлений научных исследований по проблемам финансового контроля в сфере образования, методического обеспечения финансового контроля, разработки его стандартов. Недостаточно проводится исследований Российской академией образования и учеными высших учебных заведений страны.

По нашему мнению, основные направления и перспективы развития финансового контроля в сфере образования России представляются в следующем.

Прежде всего требуется разработка и приведение методологической базы финансового контроля в соответствие с современными условиями развития образования в Российской Федерации. В первую очередь это относится к определению научно обоснованных понятий финансового контроля в сфере образования и каждого его вида - государственного и негосударственного. Одновременно с этим должны определяться также концепция развития финансового контроля, цели и задачи, принципы и требования в условиях действия в экономике государственного управления, рыночных отношений и принципов федерализма.

Важным является изучение теоретических разработок и опыта осуществления государственного и негосударственного финансового контроля в зарубежных странах в области образования.

Целесообразно научные исследования в сфере образования проводить по актуальным проблемам как государственного, так и негосударственного финансового контроля.

Развитие и реформирование финансового контроля в отрасли должно быть обеспечено необходимой системой и завершенной нормативно-правовой базой.

Основополагающие принципы организации финансового контроля и функционирования его органов следует конкретизировать в соответствующих законодательных актах об образовании - федеральных и субъектов Российской Федерации. При этом целесообразно учитывать необходимость финансового обеспечения условий для полноценного обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов (государственных и негосударственных).

Большое значение будет иметь определение субъектов и объектов государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля в сфере образования, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей каждого органа финансового контроля, периодичности контрольных мероприятий, порядка взаимодействия и координации контрольных органов.

При разработке законодательной базы необходимо четко отрегулировать такие правоотношения, как контроль за финансовыми средствами образования, находящимися в распоряжении органов государственной власти (федеральных, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), контроль за финансовыми средствами образовательных учреждений.

На федеральном уровне объективная необходимость давно уже проявляет себя: во внесении дополнений и изменений в основополагающее законодательство - Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, законы об образовании и высшей школе (в части четкой формулировки вопросов о финансовом контроле); в безотлагательном принятии федеральных законов "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации" и "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации"; во внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (по контролю за расходованием бюджетных средств на образование).

Соответственно требуется создание нормативно-правовой базы финансового контроля в сфере образования для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (с учетом законодательно определенных прав, обязанностей и ответственности по финансово-бюджетным вопросам,необходимости дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием).

В области образования функционируют одновременно государственные и негосударственные образовательные учреждения. Так, на начало 2000 года в Российской Федерации наряду с государственными действовало негосударственных 349 высших учебных заведений и 134 учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались порядка 270 тыс. человек.

Поэтому особенно важным является нормативно-правовое определение современных организационных структур государственного и негосударственного финансового контроля в сфере образования. Требуется также осуществлять научно обоснованный прогноз перспектив их развития.

Все это будет активно содействовать: выработке стройной системы органов государственного финансового контроля; развитию независимого (аудиторского) и модернизации общественного финансового контроля (за финансово-хозяйственной деятельностью общественных организаций в области образования).

Постепенно в сфере образования должен быть создан комплекс органов финансового контроля, соответствующий современному этапу социально-экономического развития Российской Федерации, активно содействующий функционированию системы образования в интересах личности, общества и государства.

В настоящее время имеется большая потребность в научном обосновании методики и стандартов финансового контроля. Методику и стандарты следует разрабатывать с учетом деятельности государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля. При этом должны учитываться финансовая политика государства, интересы государства и образовательных учреждений, безусловное обеспечение сохранности, целевое и эффективное использование финансовых средств в учреждениях образования всех форм собственности.

Актуальность контроля за использованием и сохранностью денежных средств определена значительным объемом средств, обращающихся в системе образования. Так, только в первом квартале 2001 года из федерального бюджета на развитие образования было направлено свыше 11 млрд. рублей.

Следует особо подчеркнуть большую значимость и перспективность взаимодействия всех видов финансового контроля в области образования; организационную и правовую координацию деятельности государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля; обобщения и анализа результатов всех видов финансового контроля, коллегиального обсуждения их, проведения совместных конференций, "круглых столов", семинаров и других мероприятий по повышению квалификации.

Весьма перспективным является кадровое обеспечение финансового контроля, целенаправленная подготовка специалистов финансового контроля для системы образования страны по специально разработанным учебным планам и учебным программам. Систематичность финансового контроля может быть обеспечена только при необходимом количестве соответствующих специалистов высокого класса, владеющих всесторонними знаниями специфики деятельности образовательных учреждений и профессионально глубоко разбирающихся в вопросах финансового обеспечения образовательного процесса на всех его этапах, применяющих наиболее эффективные методы финансового контроля.

Поэтому актуальной является разработка нормативов численности специалистов, непосредственно осуществляющих финансовый контроль в сфере образования, и настойчивое внедрение этих нормативов в процесс пересмотра и утверждения структуры и штатов.

Общеизвестно, что эффективность деятельности органов всех видов контроля во многом зависит от их информационного, финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения.

Так, необходимо обеспечивать органы финансового контроля в области образования нормативно-правовыми актами, информационными данными по вопросам социально-экономического развития отрасли образования в целом, в отдельных субъектах Российской Федерации, финансовых ресурсов, включая бюджетные средства в сфере образования, состояния учета и достоверности отчетности, о результатах контрольных мероприятий и фактическом выполнении решений, принятых по их результатам.

Самостоятельное финансовое обеспечение органов финансового контроля в сфере образования позволит осуществлять на практике принцип независимости контроля. Это будет в свою очередь содействовать улучшению качества проводимых контрольных мероприятий, объективности и обоснованности материалов контрольных органов.

Существенное значение следует придавать вопросам материально-технического обеспечения органов финансового контроля в системе образования, что должно способствовать созданию необходимых условий работы. Сюда входят современно оборудованные служебные помещения, техническое оснащение работников контрольных органов, средства транспорта и связи, охрана, техническая защита для обеспечения государственной тайны.

Социально-бытовое обеспечение работников финансового контроля в области образования необходимо нацеливать на оптимальное решение проблем оплаты труда, разработку и применение показателей стимулирования труда, установление и использование компенсаций и других социальных льгот, проведение мероприятий охраны здоровья, соответствующее жилищно-бытовое обеспечение.

Весьма важным является обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов (государственных гарантий им и членам их семей).

Все эти актуальные проблемы должны быть отражены в законодательных и нормативных правовых актах, активно решаются в практической деятельности органов финансового контроля в сфере образования.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ
заслуженный экономист Российской Федерации,
член-корреспондент
Международной академии информатизации
"Учительской газеты"
2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Финансовый контроль

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya