Проблема контроля за исполнением федерального бюджета, возложенная на Счетную палату, приобретает особую важность на современном этапе. Масштабность данной задачи определяется многообразием деятельности государственных органов. При этом каждый государственный орган является уникальным в порядке своих полномочий, правовых и материально-финансовых средств для осуществления своей деятельности. Поэтому создание целостной системы государственного финансового контроля РФ - одна из наиболее актуальных и наукоемких задач сегодняшнего дня.
С первых дней Счетная палата сделала основной акцент в своей работе на обеспечение контрольной деятельности путем "поведения ревизий к проверок.
Поскольку организация государственного финансового контроля - задача, решаемая в нашей стране впервые, поэтому формы, методы и технологии финансового контроля еще далеки от совершенства и нуждаются в их поставленном развитии.
Система финансов государства охватывает все виды
денежных потоков (как ни федеральном и региональном, так и на
уровне отдельных хозяйствующих субъектов), поэтому финансовый контроль становится многоуровневым и всесторонним и должен сопровождать весь процесс движения денежные средств, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Для повышения эффективности финансового контроля было бы целесообразно изменить сам механизм его проведения. Поскольку в ходе проверок выявляются огромные непроизводительные расходы и хищения, исчисляемые миллионами долларов, то необходимо принять решение о введении так называемого предварительного контроля, целью которого является предупреждение и приостановление незаконных операций и финансовых нарушений, наносящих ущерб интересам государства. Предлагаемый метод контроля должен заключаться в том, что финансовые документы" оформленные в установленном порядке" поступают на проверку в Счетную палату. И лишь только после прохождения документов через предварительный квалифицированный контроль дается разрешение на осуществление конкретной операции.
Главным объектом финансового контроля должна стать не только ответная документация, но и информация по всем платежным документам, подтверждающим движение средств,
первичным учетным документам, информация по операциям с ценными бумагами, с имуществом и т.д.
Вместе с тем в задачи учета не входит оценка по тем или иным критериям. Такая оценка входят в задачу управления и
контроля. С этого момента и начинается финансовый контроль, в ходе которого должна определяться эффективность, целесообразность и обоснованность расходования государственных средств, эффективность использования федеральною имущества.
Все это наглядно показывает масштаб и сложность создания системы государственного финансового контроля РФ.
Очевидно, что для актуальности и оперативности в системе государственного финансового контроля РФ необходимо иметь постоянный доступ к информации обо всех финансовых операциях, требующих повышенного внимания, а учитывая масштабность и сложность решаемой задачи, становится очевидным, что осуществить все это можно только с использованием новых информационных технологий.
Анализ содержания задач финансового контроля, его сложность, масштабность и многогранность показывают, что в современных условиях только распределенная информационная система Счетной палаты РФ, имеющая доступ к информационным ресурсам всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, построенная на современных средствах вычислительной техники и средствах связи, позволит с использованием достоверных и оперативных данных оптимизировать подготовку и процедуру проведения государственного финансового контроля В этой связи современная информационная технология должна обеспечить сотрудников Счетной палаты необходимой информацией,
обладающей свойствами полноты, достоверности, актуальности и оперативности.
Созданием Единого информационного пространства органов исполнительной власти РФ, внедрением новых информационных технологий мониторинга и определяются сложности и проблемы создания целостной системы государственного финансового
контроля РФ.
К глубокому сожалению, столь важная для страны науко- и финансово- емкая задача не нашла достойного места в Программе "Электронная Россия".
Дополнительно следует отметить отсутствие в Программе упоминаний о Сытной палате или ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, прерогативой которых является проведение государственного финансового контроля таких глобальных программ, а не ведомственного или общественного, которые подразумеваются в программе.
Для успешного создания целостной системы государственного финансового контроля РФ Счетная палата в Программе "Электронная Россия" должна занять ключевую позицию в роли Заказчика на новые информационные системы и технологии. Именно Счетная палата должна задавать требования к построению ведомственных информационных систем, определять механизм и технологий испиторинга финансовых и документальных потоков для всех без исключения контролируемых органов. Результатом выполнения Программы, прежде всего, должно быть то, что через определенный срок должна быть создано Единое информационное пространство исполнительных органов власти - как основа создания целостной системы государственного финансового контроля РФ.
В материалы необходимо вставить еще следующую добавку.
Насущная необходимость создания целостной системы государственного финансового контроля в РФ отмечена в одобренной Постановлением Правительством РФ от 16 августа 2001г. "Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации не период до 2005 года".
"Региональные и местные бюджеты остаются недостаточно презренными, отсутствует целостная система мониторинга состояния И качества управления государственными и муниципальными финансами (общественными финансами), результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам"
С уважением Ковалевский С.С.
|