Законодательством Российской Федерации функции государственного контроля за формированием, распределением и использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов возложены на различные государственные органы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль осуществляется налоговыми органами, таможенными органами , органами внебюджетных фондов и органами налоговой полиции в пределах их компетенции и в порядке, определяемом по соглашению между ними.
Бюджетный кодекс предусматривает, что финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, законодательными органами, представительными органами местного самоуправления, органами исполнительной власти (Министерством финансов российской Федерации, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями и и распорядителями бюджетных средств).
Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль возложен на Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной федеральным законом компетенции, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти), агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти).
Таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации осуществляется таможенный контроль и частично валютный контроль.
Анализ правовых норм, определяющих виды, формы и органы контроля, приводит к выводам о том, что законодательно не определены:
- понятия "финансовый контроль" и "система финансового контроля";
- единые принципы финансового контроля;
- перечень контролирующих и надзорных органов, относящихся к органам финансового контроля;
- порядок взаимодействия органов финансового контроля. Очевидно, что в целях эффективного использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов необходим строжайший контроль со стороны государства. Это не может быть обеспечено без создания единой и полноценной системы финансового контроля в стране. Для создания и функционирования системы финансового контроля было бы целесообразно заложить ее правовую основу в специальном федеральном законе, который, с одной стороны, объединит разрозненные органы финансового контроля, с другой стороны, разграничит их функции и полномочия.
Координатор направления-Президент ЗАО "Промышленно-страховая компания"
Б.И.Пастухов
|