В настоящее время Россия находится на пороге третьего тысячелетия. Все россияне питают надежду, что вступление России в XXI век будет сопровождается развитием экономических отношений на ее территории, т.е. развитием производства, увеличением количества инвестиций, снижением темпов инфляции, что в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики и гос. финансов, а это в конечном счете подразумевает выход из экономического и политического кризисов. И наконец-то по уровню жизни Россия сравняется с ведущими странами мира. Но достижение такого уровня развития, а также финансовой стабилизации немыслимо без хорошо и надежно функционирующего института гос. финансового контроля, который является составной частью государственного контроля.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов гос. контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна. Поэтому существующие пробелы функционирования элементов системы фин. контроля следует преодолеть, по нашему мнению, путем установления на федеральном уровне общих основ организации гос. фин. контроля с учетом особенностей регионов. В Указе Президента РФ “О мерах по обеспечению гос. фин. контроля” от 25.07.96 г. для всех органов гос. фин. контроля в качестве форм контроля предписаны комплексные ревизии и тематические проверки, в Федеральном законе “О Счетной палате” от 11.01.95 г. в статье 15 предусмотрены просто ревизии и проверки, а в Налоговом кодексе закреплены камеральные и выездные налоговые проверки. Наряду с данными формами контроля в доктрине финансового права существуют и другие гос. финансового контроля. Из этого следует, что пришло время узаконить не только ревизию, но и все формы осуществления финансового контроля: для органов казначейства и КРУ Минфина РФ, а так же контрольно-ревизионных органов исполнительной власти – ревизию; для государственных органов налоговой, таможенной служб, служб по валютному и экспортному контролю – счетную проверку; для института счетных палат – счетно-аналитическую проверку; для аудиторских фирм – аудиторскую проверку.
Государственный финансовый контроль в России сегодня может осуществлять и осуществляет относительно большое количество органов государственной власти, Президент, Счетная палата, КРУ Минфина РФ, Министерство РФ по налоговым сборам и т. д. Основной их задачей на современном этапе является повышение эффективности их деятельности в области государственного финансового контроля. Так же необходимо избежать ненужного дублирования финансово-контрольной деятельности одних органов другими. Необходимо и создание общей информационной базы, на которой будет основываться финансовый контроль всеми контролирующими органами и будет являться основанием для координации их деятельности.
Человеческое общество в своем развитии создало глобальные финансовые планы – бюджет, который является основным финансовым планом любого государства, в том числе и России. Бюджетная система является центральным звеном финансовой системы РФ, а бюджетная система – основным институтом финансового права. В бюджете мобилизуется огромное количество денежных средств, которые потом расходуются исходя из цели задач, стоящих перед государством.
Согласно статьи 2 Федерального закона “О счетной палате” счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый федеральным собранием и подотчетный ему. Институт Счетных палат в силу своего статуса может реализовать критерий законности с наибольшей эффективностью. Важнейшими подлежащими финансово-экономическому контролю со стороны счетных палат являются:
1. Бюджетный процесс, а точнее финансово- экономическая экспертиза проекта бюджета и его исполнения.
2. Эффективность и рациональность использования государственных средств конечными пользователями: казенными, унитарными предприятиями и бюджетными организациями.
Ввиду того, что финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета проводится 1 раз в год, причем в сжатые сроки, а экспертиза его исполнения – в лучшем случае 1 раз в квартал, основное рабочее время Счетная палата посвящает финансово-экономическому контролю использования гос. финансов конечными пользователями. При всем плачевном состоянии финансовой науки в России методология бюджетного анализа все же развивается. Но совсем иначе обстоит дело с разработкой методологии осуществления второго аспекта контрольной деятельности Счетных палат. Сегодня нет научного обоснования даже основной формы контроля использования государственных финансов конечными потребителями.
Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату, не боясь того, что денежные средства по дороге в очередной раз “бесследно исчезнут”, и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действию.
Акбарова Ж.Д.
г. Барнаул, Алтайский экономико-юридический институт
|