Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Мнения экспертов
Госконтроль: на одного с сошкой...

С середины января 2001 года в России наблюдается беспрецедентный за последние десять лет всплеск контрольной активности.

Счетная палата России проводит одну проверку за другой, добивается расширения своих полномочий в Госдуме, обвиняет Минфин России в ошибках в бюджетном планировании на 145 миллиардов рублей, предлагает разработать и принять закон о финансовом контроле и создать новый орган контроля за госдолгом.

Минфин России выполняет целевую федеральную программу "Развитие органов федерального казначейства"(2000-2004 годы) с суммарным объемом финансирования в 17 миллиардов рублей, резко повышающую эффективность контроля за исполнением госбюджета. Минфин представил в Правительство проект "Единой концепции государственного финансового контроля" и тут же получил его назад на доработку из-за множества возражений. Федеральная служба налоговой полиции пробивает идею создания нового контрольного органа за крупными капиталами - финансовой разведки с 6000 разведчиков.

МНС организует централизованную систему контроля за производством и оборотом алкоголя и планирует создать трехуровневую систему контроля за работой крупнейших налогоплательщиков. ГТК в добавление к уже существующим системам таможенного контроля внедряет электронную систему таможенных платежей, гарантирующую эффективный контроль и своевременное поступление средств на счета Федерального казначейства.

Минэкономразвития подготовило беспрецедентный законопроект "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)". Полномочные представители Президента России в семи федеральных округах организуют контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства, за реализацией федеральных программ. В чем причина такого интереса государственных ведомств и служб к контрольной деятельности?

Заполнение вакуума

Всплеск контрольной активности государства за последний год объективно обусловлен почти полным отсутствием таковой в 1992-1999 годах. "Младореформаторы" посчитали, что "невидимая рука рынка" сама все отрегулирует, поэтому полностью упразднили механизмы государственного планирования и контроля. В упомянутые годы Россию скрепляли только рельсы, трубы, провода и силовые структуры. В экономике образовался вакуум государственных механизмов управления. На месте государственного планирования остались только такие инструменты воздействия, как федеральный бюджет и целевые федеральные программы.

В развитых странах государственные органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. Эти органы объединяются в Международную организацию высших контрольных органов (ИНТОСАИ), которая руководствуется Лимской декларацией руководящих принципов контроля, принятой в 1977 году. В ее первой статье сформулирована цель государственного контроля: "Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях - привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб".

В США действуют: главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях ("Совет честности и эффективности"). Суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов, по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов.

Россия, действуя по примеру развитых стран, усиливает государственный контроль, что безусловно положительно. Вместе с тем неправильное использование механизмов госконтроля или их неадекватность современным потребностям содержат потенциальные угрозы.

Недостатки госконтроля

Контрольные органы обладают возможностями на законной основе собрать информацию против любого чиновника, против любой коммерческой структуры, против любой приватизационной сделки со всеми вытекающими последствиями. В этом смысле контрольные органы являются не только составной частью технологического процесса управления государством, но и эффективным инструментом экономической борьбы. В этой двойственности государственного контроля заключается сила контроля как инструмента управления и беда контроля, поскольку его постоянное использование в качестве инструмента экономической борьбы мешает, тормозит его развитие как части процесса управления.

Существующая система многочисленных дублирующих друг друга контрольных органов неэффективна. Они используют только метод последующего контроля, т. е. какое-либо событие уже произошло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контрольные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвечают за конкретные результаты. Все проконтролировать система контроля физически не может, поэтому выбор объекта и предмета контроля носит субъективный и заказной характер. Такой контроль неэффективен, он несозидательный.

Принципы созидательной системы

В России предпринимаемые меры по созданию системы государственного контроля пока недостаточны. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году была создана рабочая группа по разработке предложений о пересмотре системы государственного контроля и обеспечения создания специализированных контрольных инстанций, проектов концепции системы государственного контроля в Российской Федерации и федерального закона о государственном контроле в РФ, а также проекта доклада Президенту РФ. Пока концепция системы государственного контроля, которая отвечает назревшим задачам России, не создана. Созидательная система государственного контроля должна строиться не на старых принципах, на которых действовал Комитет народного контроля СССР. Поныне в основном на этих принципах со всеми вышеперечисленными недостатками действуют Счетная палата России, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, контрольно-надзорные органы ЦБ России, ведомственные контрольные органы и службы, контрольно-счетные палаты и контрольные управления субъектов Федерации.

Эта система должна базироваться на следующих принципах: процессный подход с использованием информационных технологий, а не структурный с ориентацией на задачу; четкая ответственность за конкретный процесс и результат; учет поведения людей в контрольных ситуациях; ориентированность контроля на будущее, а не на прошлое.

Наш подход заключается в том, что сначала необходимо создать систему государственного контроля на принципах созидательного контроля. Для этого надо разработать "Доктрину государственного контроля". После этого выстраивать ведомственные системы контроля, например систему финансового контроля на основе "Концепции государственного финансового контроля".

Одно из предложений - создать Министерство государственного контроля. В принципе эту роль может выполнить и Счетная палата России при соответствующей реорганизации и изменении Закона о Счетной палате РФ. В любом случае некоторое упорядочение контроля, придание ему функций преимущественно "профилактического", а не карательного характера жизненно необходимо.

Госконтроль, а не беспредел

Минэкономразвития РФ предлагает принять закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора).

В законопроекте формулируются основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Это включает обеспечение единства экономического пространства на территории страны, соблюдение законности, осуществление государственного контроля только государственными служащими либо должностными лицами государственных органов и государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) над законодательством РФ. В соответствии с законопроектом декларируется недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение контрольных мероприятий, за исключением случаев возмещения расходов по проведению испытаний, измерений, экспертиз, в ходе которых обнаружены нарушения обязательных требований, предусмотренных законодательством. (ПРАЙМ-ТАСС).

Е. КОЧЕРИН,
президент "Фонда контрольных исследований",
д.э.н., профессор
Российской академии государственной службы
при Президенте РФ

"Российская газета",
1999-2001 г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Финансовый контроль

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"