Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Мнения экспертов
России нужна еще одна разведка. Финансовая

Хотел бы обратиться к проблеме, которая приобрела особую актуальность: государственному финансовому контролю, точнее - информационно-аналитическому и организационно-концептуальному обеспечению.

К концу 90-х годов стало окончательно ясно, что проверка на практике некоторых гипотез, которые выдвигались на начальном этапе российских реформ, показала их несостоятельность. Так, например, рассредоточение правоохранительных функций между многочисленными ныне силовыми и контрольными ведомствами не привело к эффективной борьбе с экономической преступностью. Также, впрочем, как и рассредоточение в рамках этих ведомств информационно-аналитических подразделений, не привело в целом к улучшению финансового контроля государства.

Очевидно, что для исправления этой ситуации необходимо предпринять ряд шагов. Рассмотрим организационный аспект проблемы. Во-первых, следует отметить, что опыт стран, где доминирует рыночная экономика, указывает на то, что подобного рода государственные органы (структуры) должны иметь разноуровневый статус, и, во-вторых, в ходе своего функционирования дополнять возможности друг друга. Прежде всего система таких органов предполагает существование общенационального организационного звена, которое опиралось бы на информационно-аналитические технологии, и распознавало бы симптоматику финансовых правонарушений. Этот компонент системы финансового контроля традиционно имеет статус гражданского ведомства и оперирует специальными методиками, такими, как компьютерный, экспертный и иной финансовый анализ, которые не предполагают раскрытие информации об исследуемых объектах. Проще говоря, анализу подвергается поток информации, а не деятельность конкретных физических и юридических лиц. Целью работы является выявление расхождений в данных о финансовых потоках, получаемых из различных источников, составление меморандума, который подлежит передаче в силовые структуры. Последние являются вторым базовым компонентом системы финансового контроля, который осуществляется не только финансовыми, но и силовыми методами, когда задействованы оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные функции.

Если проецировать эту модель на отечественные реалии, то, прежде всего, бросается в глаза наличие комплекса отраслевых оперативных служб МВД (ГУБЭП, ГУБОП), ФСБ (ДЭБ), а также самостоятельного федерального ведомства в виде ФСНП РФ, которые принимают активные оперативные меры по добыванию информации в комплексе с аналитическими методами. Объектом изучения становятся документы, представляющие оперативный интерес. Таким образом, правоохранительные органы имеют в своем составе аппараты, которые обеспечивают полный цикл работы с информацией о противоправном поведении в сфере экономической деятельности - от ее получения и оперативной проверки, до использования на правовом поле уголовного и налогового законодательства.

Поскольку, однако, большая часть функций обеспечения экономической безопасности рассредоточена между этими ведомствами, то возникает вопрос об их взаимодействии и координации. Очевидно, что налицо существование параллельных структур со сходной компетенцией, действующих на одном и том же оперативном пространстве, добывающих информацию одного и того же характера и т.д. Эта проблема не только известна, но и постоянно обсуждается, более того, предлагаются различные варианты ее решения, в т.ч. и создания единого координирующего органа.

При этом важно подчеркнуть, что идея создания единого государственного финансового органа контроля до сих пор отвергалась, вероятно, по той причине, что её реализация станет настолько эффективной, что затронет интересы значительной массы людей, вовлечённых в мир теневой экономики.

Вместе с тем росло и понимание неотложной необходимости создания координирующего органа. На эту тему сегодня высказываются различного рода гипотезы и предложения. Например, отстаивалась идея преобразования органов ФСНП в органы финансовой полиции с одновременным созданием в её составе органов финансовой разведки. Однако ФСНП РФ, как и иное оперативно-розыскное ведомство, вправе осуществлять операционно-аналитический поиск и использовать его результаты только по линии своей подследственности. Тем более трудно ожидать, что ФСНР сможет выполнять координирующие функции.

Есть и иная точка зрения. Периодически вносятся предложения передать эти функции гражданским федеральным ведомствам - Минфину или Центробанку. Очевидный минус заключается в том, что данные ведомства подобного рода деятельностью ранее никогда не занимались. Здесь все необходимо начинать "с нуля" - потребуется концепция организации, кадровое и материально-техническое обеспечение, создание соответствующих методик мониторинга и контроля, а главное - время.

Наконец, были и предложения по созданию финансовой разведки, как самостоятельного финансово-аналитического центра. В этой связи следует отметить, что наблюдавшаяся в течение последнего десятилетия тенденция к организационному разобщению правоохранительных и контрольных ведомств положительных результатов не принесла, породив, в свою очередь проблемы с ресурсами, кадрами и, как результат, нездоровую конкуренцию. Кроме того, если говорить о финансовой разведке, как о самостоятельном федеральном ведомстве, то такая структура тоже будет испытывать сложности с получением необходимой для работы информации от других структур в силу все тех же межведомственных барьеров. Другое дело, если финансовая разведка станет частью государственного органа финансового контроля. Понятно, что контроль без анализа невозможен. Но и ведомственный анализ, как мы видим, проблемы не решает.

Новая структура - финансовая разведка должна стать звеном ведомства, обладающего приоритетными полномочиями истребовать необходимые материалы от любого ведомства, а также непосредственно получать их в ходе своей деятельности. Подобного рода полномочиями и статусом обладает, на наш взгляд, Счетная палата Российской Федерации, в число задач которой в частности уже входят:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности.

    Каковы дополнительные аргументы в пользу этой идеи?

Как было отмечено выше, основная цель Счетной палаты состоит в том, чтобы через нее осуществлялась реализация права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан. Таким образом, государственный финансовый контроль - основная функция Счетной палаты. Более конкретно эта функция реализуются следующим образом:

Во-первых, Счетная палата контролирует не только поступление и расходование федеральных государственных средств, с точки зрения полноты, своевременности, эффективности, законности, но и эффективности деятельности всех органов власти, участвующих в реализации государственной политики.

Во-вторых, полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, а также на негосударственные учреждения и организации в случае, если они распоряжаются государственными средствами, используют федеральное государственное имущество, имеют налоговые, таможенные или иные льготы.

В-третьих, с правовой точки зрения по своему статусу и полномочиям Счетная палата является "высшим" органом государственного финансового контроля. По международной терминологии Счетная палата является органом "внешнего" контроля, оценивающим эффективность и целесообразность расходования государственных средств, в том числе, и на государственное управление.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации определила демократический порядок формирования Счетной палаты и положила в основу ее организации, формирования и деятельности принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, что соответствует задаче построения гражданского общества, и устраняет опасения в излишнем усилении того или иного ведомства.

Правовой аспект вопроса заключается в том, что при действующем законодательстве сформировать Службу финансовой разведки, (СФР) при Счётной палате Российской Федерации можно уже сейчас. Однако полное организационное построение приведенной выше структуры государственного финансового контроля потребует принятия дополнительных правовых мер. По сути дела именно это сейчас и делается. Для того, чтобы Счетная палата могла эффективно решать весь рассмотренный круг проблем и успешно координировать деятельность контрольных и правоохранительных органов в сфере экономики, в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в конце 2000 года подготовлены и внесены необходимые поправки. Текст статьи 9, например, предлагается изложить в следующей редакции: "В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Федерального закона, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

Новым задачам соответствует и текст статьи 13, который предлагается сформулировать в следующей редакции: "Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, и их должностные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для реализации ее задач…, а также обеспечить специалистам Счетной палаты и финансовой разведки доступ в реальном масштабе времени к необходимым банкам данных в части, касающейся использования бюджетных средств, других государственных и местных ресурсов".

Наконец, немаловажно и то, что экономический аспект создания Службы финансовой разведки (СФР) на базе Счетной палаты Российской Федерации прост и очевиден: создание не потребует привлечения значительных материальных ресурсов - аппарат сотрудников этого ведомства может составлять всего несколько десятков человек, а в межведомственный центр при СФР войдут представители контрольных и правоохранительных органов, находящиеся в числе действующих аппаратов своих ведомств. Таким образом будут сэкономлены значительные материальные ресурсы из средств федерального бюджета, а главное - сэкономлено время.

Алексей Подберезкин
доктор исторических наук
лидер ВОПД "Духовное наследие"
26 февраля 2001 г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Финансовый контроль

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"