Конкурентная политика в современных условиях является одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами. Успех в достижении этой цели во многом связан с созданием эффективной системы государственного антимонопольного регулирования, контроля экономической концентрации и процесса перераспределения прав собственности, обеспечением условий для развития конкуренции и предпринимательства, формированием единого экономического пространства. Это возможно только при наличии развитой законодательной базы, необходимых правовых механизмов антимонопольного регулирования и должно осуществляться в тесном взаимодействии с комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В частности, следует ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу:
- проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" и в Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О естественных монополиях".
Необходимо также ускорить разработку проектов Федеральных Законов:
- "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- "О кредитной кооперации";
- "О взаимном страховании";
- "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
- Важным представляется и своевременная разработка проектов постановлений Правительства Российской Федерации:
- "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2001-2003 годах";
- "Об организации и развитии биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами".
Следует принять меры по укреплению антимонопольных органов, прежде всего территориальных управлений МАП России, с учетом того, что только эти органы осуществляют в субъектах Российской Федерации законодательно закрепленные за антимонопольными органами функции государственного антимонопольного регулирования, государственного контроля экономической концентрации, выявления и пресечения недобросовестной конкуренции.
Представляется необходимым ускорить рассмотрение и принятие Государственной Думой:
- проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О рекламе", разработанного депутатами Государственной Думы и Правительством Российской Федерации;
- проекта Федерального Закона "О биржах и биржевой деятельности".
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) выполняет важные для продвижения рыночных реформ в России функции, обеспечивающие рыночное развитие экономики. В функции МАП России входит: проводить государственную антимонопольную и конкурентную политику; осуществлять государственный контроль исполнения основополагающих федеральных рыночных законов, направленных на развитие добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках. МАП России и его территориальные антимонопольные органы содействуют сохранению экономической целостности государства, преодолению регионального сепаратизма, осуществляют государственное антимонопольное регулирование как в интересах государства и общества, так и в интересах предпринимателей, потребителей товаров (работ, услуг).
МАП России образовано в сентябре 1998 года как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области антимонопольного регулирования, регулирования деятельности естественных монополий в области связи и на транспорте, развития конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и о защите прав потребителей.
Эффективность выполнения функций, возложенных на МАП России, напрямую связана с законодательным обеспечением. Блок законов, регулирующих конкурентные отношения в реальном и финансовом секторах экономики, а также защиту прав потребителей и рекламную деятельность включает: Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; Федеральный закон "О естественных монополиях"; Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"; Федеральный закон "О рекламе"; Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Антимонопольное законодательство Российской Федерации приобрело более завершенный вид с принятием в июне 1999 года Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Согласно указанному закону, МАП России предоставлены полномочия осуществлять антимонопольный контроль за участниками финансового рынка, а также фьючерсных и опционных контрактов на фондовом рынке.
Для осуществления возложенных функций в субъектах Российской Федерации в составе МАП России образовано 70 территориальных органов, из которых 13 осуществляют функции в двух и более субъектах Российской Федерации.
1999 год явился важным этапом в реализации конкурентной, предпринимательской и потребительской политики, усилении государственного регулирования субъектов естественных монополий. Деятельность МАП России и его территориальных управлений была направлена на последовательную нормализацию и укрепление экономической ситуации в стране, развитие конкурентной среды в экономике Российской Федерации, преодоление регионального сепаратизма, поддержку отечественных товаропроизводителей.
На фоне снижения цен на многие виды российской экспортной продукции и растущего государственного протекционизма в промышленно развитых странах, обострилась конкуренция на мировых рынках, особенно рынках черной и цветной металлургии. В отношении российских предприятий - экспортеров металлургической (черные и цветные металлы, прокат черных металлов) и химической продукции начаты антидемпинговые расследования. При этом российская экспортная и таможенно-протекционистская политика отстают от реалий мировой экономики. В прошедшем году усилились рецидивы монополистической ценовой политики в металлургической, нефтеперерабатывающей и ряде сырьевых отраслей.
Эти обстоятельства вносят значительные коррективы в государственную антимонопольную политику, деятельность по поддержке предпринимательства, регулирование сферы естественных монополий.
В 2000 г. МАП России намерено усилить внимание к вопросам обеспечения экономической безопасности и целостности государства, предотвращения концентрации в одних руках рыночной власти в стратегических отраслях экономики, перехода контроля над ними к иностранным инвесторам. С этой целью МАП России намерено повысить эффективность контроля процессов перераспределения прав собственности, сосредоточив усилия на дальнейшем совершенствовании практики государственного антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках, формировании нормативно-правовой базы, необходимой для реализации Федерального Закона "О защите конкуренции на рынках финансовых услуг", а также осуществлении контроля за выполнением Федерального закона "О естественных монополиях", улучшении методического обеспечения, необходимого для выполнения возложенных функций.
ПРЕСС-ЦЕНТР МАП России
28 марта 2000 г.
|