В соответствии с планом основных мероприятий Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации на I квартал 2000 г. от 29 10.00г. сообщаем следующее.
В настоящее время система государственного финансового контроля (далее - ГФК) функционирует на основе ряда разрозненных нормативно-правовых актов различной юридической силы, регламентирующих либо деятельность отдельных органов ГФК как, например, Федеральный закон от 11.01.95 г. № 4-ФЗ "О счетной палате Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации ^от 16.03.96 г. №383 "О главном контрольном управлении Президента Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. №273, утвердившее Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.93 г. № 864, утвердившее Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, либо определяющих осуществление ГФК по отдельным его направлениям, например, налоговому и валютному контролю, соответственно - Закон РФ от
21.03.91 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Закон РФ от 09.10.92 г. №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.
Единственным нормативно-правовым актом, в целом определяющим систему ГФК является Указ Президента РФ от 25.07.96 № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля Российской Федерации" (с изменениями от 25.07.00 г.). В соответствии с которым ГФК включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В названном Указе также обозначены основные органы, осуществляющие ГФК; Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионного управление) Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Представляется, что имеется необходимость разработки Федерального закона "О государственном финансовом контроле" и закрепления в нем состава
органов ГФК, их компетенции, целей и задач, направления деятельности, ответственности за нарушение финансового законодательства. Данный закон позволит придать стройность системе ГФК и упорядочит взаимодействие контролирующих органов.
Попытка разработки Федерального закона "О государственном финансовом контроле", инициированная Минфином России в 1995 г. не получила своего логического завершения.
В настоящее время ведется работало разработке Федерального закона "О государственном финансовом контроле", но соответствующий проект ни в Комитеты, ни на обсуждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.
Предлагаем провести обсуждение и экспертную оценку проекта Федерального закона "О государственном финансовом контроле" после его внесения на обсуждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Начальник Академии налоговой полиции В.И.Лисов
|