Вследствие пробелов в законодательском регулировании организации управления финансами, отсутствия правовой базы для действенного контроля, банковская система Российской Федерации оказалась неподготовленной к развитию рынка и появлению большого количества новых альтернативных финансовых структур: коммерческих банков, страховых компаний, других финансовых учреждений, выступающих зачастую в роли посредников между Центробанком и организациями различных форм собственности.
Однако, как показала практика последних лет, коммерческие банки не выполнили своей задачи по реконструкции и поднятию экономики. Их роль в осуществлении капиталовложений и развитии отечественной промышленности, сельского хозяйства и других сфер экономики оказалась минимальной, а в ряде случаев деструктивной. В массовом порядке осуществлялось не целевое использование государственных средств. Деятельность некоторых банков свелась исключительно к спекуляции валютой.
Дезорганизация, сложившаяся в банковской системе, привела к тому, что банки в руках криминальных структур стали действующим звеном по "отмыванию грязных денег" и вывоза капитала за границу.
По экспертным оценкам, за последние пять лет из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 млрд. долларов, при этом доля "грязных денег" составляет до 40 % общего объема российского капитала, осевшего за рубежом.
По информации Банка России, только в банках Швейцарии, как следует из официального заявления федерального прокурора этой страны, хранится более 40 млрд. долларов, имеющих незаконное российское происхождение.
Подобное положение сложилось вследствие того, что в России до настоящего времени не существует реальной и эффективной системы противодействия "отмыванию" преступно нажитых капиталов через банковские структуры. Нет действенной системы выявления незаконных банковских операций.
Мировая практика показывает, что многие страны в настоящее время сталкиваются с небывалым ростом преступлений в банковской сфере, в том числе, связанных с использованием методов из сферы высоких технологий.
Например, в США в 1993 году банковские преступления выросли на 70 %, в 1994 году - на 170 %, а в 1995 году - уже на 250 %. В то же время, по мнению экспертов, латентность данных преступлений составляет до 90 %.
Пессимизм американских коллег опирается на их значительный опыт борьбы с организованным криминалитетом и довольно сильную систему контроля над банковскими операциями, создаваемую в стране в течение последних 25 лет.
По данным МВД России, в последние годы темпы роста количества банковских преступлений в стране сравнимы с американскими показателями. По нашему мнению, учитывая фактическое отсутствие системы государственного контроля над правонарушениями в банковской сфере, в том числе, и со стороны правоохранительных органов, количество совершаемых противоправных деяний этой категории в нашей стране может быть на порядок выше.
Для создания эффективной системы противодействия организованной преступности в банковской сфере необходимо учитывать следующие исходные требования, выработанные на основе многолетней практики борьбы с преступлениями данного вида правоохранительными органами зарубежных стран:
- полностью избавиться от преступности в банковской сфере невозможно, однако ее можно контролировать;
- чрезмерный контроль может, в свою очередь, вести к коррупции;
- постоянные механизмы контроля неэффективны, так как никакая система правил (запретов) не застрахована от создания системы противодействия этим запретам и от коррумпированного влияния;
- принятые с самыми хорошими намерениями нововведения зачастую превращаются в источник новых видов банковских правонарушений, коррупции и должностных преступлений.
В последнее время на разных уровнях представительной и исполнительной власти все чаще раздаются призывы к эффективному противодействию экономической преступности, в том числе в банковской сфере. Однако при анализе предлагаемых мер наблюдается разноречивость толкований и подходов к созданию системы борьбы с названными преступлениями, в том числе, на уровне Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации.
Отсутствует согласованность в этих вопросах между правоохранительными органами. К сожалению, даже в МВД России не сформирована общая позиция по приоритетным направлениям борьбы с данными видами преступности.
Наглядным примером несогласованности позиций в вопросах борьбы с банковскими преступлениями между федеральным структурами и федеральными органами исполнительной власти могут служить поступившие в ноябре-декабре в МВД России поручения Совета Безопасности и Правительства Российской Федерации о проработке мер по противодействию экономической преступности.
Аппаратом Правительства в МВД России направлены предложения Генеральной прокуратуры о создании в составе Минфина структурного подразделения, которое могло бы обеспечить исполнение федеральных законов о выделении по требованию правоохранительных органов специалистов для участия в проведении проверок и документальных ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики независимо от формы собственности. Совет Безопасности Российской Федерации внес предложение о создании Межведомственного центра правоохранительных и контролирующих органов по финансовым расследованиям.
В свою очередь, МВД России в рамках данной работы поддержало идею о создании в составе Минфина России структурного подразделения для проведения проверок и документальных ревизий с образованием института представителей данного федерального органа исполнительной власти во всех без исключения банках и одновременно представило в Правительство Российской Федерации предложение о создании межведомственного центра финансовых расследований в системе ФСНП.
Учреждение межведомственного органа (предложенного Советом Безопасности Российской Федерации), занимающегося этими проблемами, увеличит и без того раздутый аппарат контролирующих организаций еще одной недееспособной структурой, потребует определенных финансовых вложений для ее функционирования, а получение информации, в конечном счете, будет производиться все равно через систему Минфина или Центробанка России.
Также необходимо учитывать фактор субъективного отторжения финансовыми организациями органов, наделенных правом ведения оперативно-розыскной работы.
Подобная несогласованность во мнении по одному вопросу приводит к различию понимания места подразделения, которое стало бы заниматься указанными проблемами, в системе правоохранительных или финансовых органов, его задач и функций, и, как результат, разнице мер, предлагаемых ветвями исполнительной власти.
Таким образом, необходимо формирование единой позиции правоохранительных и государственных органов по вопросу создания Единой системы государственного финансового контроля, которая обеспечит, в том числе, условия для прозрачности банковских финансовых операции, связанных с переводом денежных средств и иных финансовых документов (ценных бумаг и т.п.) в иностранной валюте за рубеж, а также подтверждения законности их происхождения.
В этой связи считаем целесообразным:
Возложить разработку Единой системы государственного финансового контроля на Минфин России, с представлением предложений Центробанка, Госналогслужбы, ФСНП, ГТК, ВЭК, Генеральной прокураты, ФСБ, МВД и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Образовать в структуре Минфина России специализированное подразделение по контролю законности банковских операций, в том числе, для сбора и анализа информации о физических и юридических лицах, занимающихся "отмыванием денег" через банковские и финансовые учреждени
Деятельность подобного подразделения позволит:
- разработать систему контроля и других превентивных мер по недопущению незаконных финансовых операций,
- иметь банк данных обо всех подозрительных финансовых операциях, лицах и организациях, их совершивших,
- стать посредником между правоохранительными органами и другими заинтересованными организациями по передаче им необходимой информации, с ограничением сохранения банковской тайны в разумных пределах.
Одновременно виделось бы возможным поставить вопрос о создании в указанном подразделении Минфина института представителей во всех без исключения банках и финансовых учреждениях Российской Федерации, в задачу которых входил бы контроль за законностью совершения банковских и иных финансовых операций.
Настоящая система контроля за законностью банковских операций могла бы иметь три или более взаимосвязанных уровня: Банк - Минфин России - МВД России (другие правоохранительные и контролирующие организации) и функционировать в следующем режиме:
а) Представитель Минфина, выявляя незаконные или подозрительные операции в курируемом им банке, передает информации об этом в специализированное подразделение Минфина по контролю законности банковских операций.
б) Специализированное подразделение производит оценку данных банковских операций и, при выявлении признаков преступления, направляет информацию для проверки в правоохранительные органы (МВД, ФСНП и др.).
в) На уровне МВД России, подразделением, которое взяло бы на себя роль организатора оперативно-розыскной работы в данном направлении, мог бы стать специализированный отдел (управление) в составе ГУБЭП МВД России.
д) Указанный отдел (управление) ГУБЭП МВД России, выявив в процессе оперативно-розыскной деятельности какие-либо нарушения в сфере банковских операций, не установленных специализированным подразделением Минфина по контролю законности банковских операций, направляет туда запрос о получении всей необходимой информации, которая с соблюдением режимных ограничений банковской тайны передается инициатору запроса.
Аналогичным образом другие правоохранительные и контролирующие организации, выявив банковские правонарушения, по запросу в специализированное подразделение Минфина, будут получать требуемую информацию.
е) Соответствующее подразделение ГУБОП МВД России проводит на постоянной основе, вне зависимости от наличия жалоб и заявлений, оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников специализированного подразделения Минфина по контролю законности банковских операций и их представителей в банках, с целью выявления среди них лиц, предающих интересы службы, замеченных в коррупции, взяточничестве, злоупотреблениях служебным положением, контактах с организованной преступностью.
|