Успех реформ в экономике напрямую связан с результатами работы
фискальных ведомств. Об этом заявил Президент РФ на Всероссийском
совещании руководителей налоговых органов и налоговой полиции. Однако
проблема в том, что уже притчей во языцех стала запутанность и неэффективность
налогового законодательства. Произошедшие в нем изменения в настоящее
время лишь добавили неясностей.
ЗАКОНЫ МЕНЯЮТСЯ, ПРОРЕХИ
ОСТАЮТСЯ
Региональное нормотворчество зачастую не соответствует федеральному.
Так, например, после внесения 5 августа 2000 года изменений и дополнений
в Бюджетный кодекс РФ федеральное законодательство не предусматривает
применения безденежных зачетных схем. Но как показали проверки Счетной
палаты в Тамбовской области и Алтайском крае, это не мешает территориальным
налоговым органам брать налоги привычными безденежными зачетами,
проводимыми городскими и региональными администрациями. Отчетные
данные о задолженности по налоговым платежам, таким образом, занижаются,
и можно победно рапортовать о наполнении казны.
Подобной забывчивостью грешат не только в регионах. Никто не спешит
отменить или привести в соответствие с законодательством Порядок
проведения реструктуризации кредиторской задолженности (утвержденный
постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002). Этот
Порядок разрешает списывать задолженность по пеням и штрафам при
условии своевременного и полного внесения в федеральный бюджет текущих
налоговых платежей, что противоречит и Налоговому, и Бюджетному
кодексу. Порядок допускает рассрочку по погашению задолженности
по пеням и штрафам в течение 10 лет, а Налоговый кодекс - всего
шесть месяцев, не предусматривая к тому же предоставления рассрочки
по уплате штрафов.
Сам Налоговый кодекс тоже еще далек от совершенства. Во всяком случае
его пока нельзя отнести к законам прямого действия. Только в одной
статье 149 главы 21 НДС, посвященной освобождению от
налогообложения отдельных операций, есть шесть положений, дающих
право правительству разрабатывать порядок и условия получения соответствующей
льготы.
Первая часть НК не содержит правовых оснований по взиманию налогов
в натуральной форме, исключение сделано только для режима действия
соглашения о разделе продукции. А Закон О недрах допускает
натуральную форму платежей за пользование недрами без заключения
соглашений о разделе продукции.
Так, Газпром в 1999-2000 годах уплатил налоги в бюджет Ямало-Ненецкого
автономного округа не деньгами, а поставкой 80 млрд. кубометров
природного газа. В результате коллизии законов получилось, что ни
Газпром, ни администрация этого округа не уплатили акциз в сумме
более 800 млн. рублей.
В сфере недропользования, кстати, особенно заметны правовые пробелы.
До сих пор законодательно не определены ни налоговая база, ни принципы
и порядок расчетов ставок бонусов при достижении определенных результатов,
которые согласно Закону О соглашениях о разделе продукции
инвестор должен уплачивать государству за пользование недрами.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ
НЕДОИМЩИКОВ
Из сферы контроля налоговых органов выпасть довольно просто:
не вставать на налоговый учет, не отчитываться о своей деятельности
или представлять так называемую нулевую отчетность, скрывая свои доходы.
Так поступает ни много ни мало половина зарегистрированных юридических
лиц. В результате ежегодные потери бюджетов всех уровней составляют,
по самым скромным экспертным оценкам, свыше 10 млрд. рублей в год.
Эту цифру отчасти подтверждают проверки в 1999-2000 годах Счетной
палаты в девяти субъектах РФ, где задолженность организаций, не представляющих
отчетность или ограничивающихся нулевыми балансами, составила свыше
2 млрд. рублей
Многие предприятия-недоимщики располагают немалыми денежными средствами,
однако налоги не платят, открывая счета в заведомо неплатежеспособных
банках. В результате по состоянию на 1 января 2001 года в бюджеты
всех уровней не поступило 31,5 млрд. рублей. Контроль за соблюдением
порядка работы с денежной наличностью возложен на банки, которые из-за
боязни потерять клиентов особенно усердствовать в этом не заинтересованы.
Налоговые органы, ссылаясь на недостаток прав, тоже в полной мере
не отслеживают движение денежных средств по счетам недобросовестных
налогоплательщиков в проблемных банках. В то же время по материалам
проверок Счетной палаты в Ульяновской области, Краснодарском крае,
Карелии, направленным в ФСНП, были возбуждены уголовные дела
Счетной палатой установлены случаи, когда предприятия, имеющие значительную
задолженность по налоговым платежам, открывали до ста и более счетов.
Причем часто специально для проведения одной операции, что позволяет
укрываться от уплаты налогов и снижает эффективность контроля за финансовыми
потоками недоимщиков.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
РФ
- Принять специальный федеральный закон о государственной регистрации
хозяйствующих субъектов: регламентировать требования к срокам и месту
регистрации, порядок постановки на налоговый учет, а также меры ответственности
за представление контролирующим органам недостоверных данных об организационно-правовом
статусе регистрируемых юридических лиц, их финансово-хозяйственной
деятельности
- Разработать проект федерального закона, устанавливающего основные
требования к организации и осуществлению оборота наличных денег, а
также ответственность субъектов оборота за нарушение установленных
правил и норм проведения операций с наличными деньгами
- Для предприятий, имеющих значительные, неснижаемые долги бюджету,
законодательно ограничить предельное число расчетных счетов. Восстановить
для таких предприятий счета недоимщиков, предусмотрев
систему мер ответственности предприятий-должников и их руководителей
за уклонение от открытия этих счетов и нарушение режима их работы
- Восстановить право налоговых органов на бесспорное взыскание задолженности
по платежам в бюджет со счетов дебиторов организаций-недоимщиков
Счетная палата РФ
2001 г.
|