Буквально через пару дней, 1 февраля, в России начинает работу совершенно новая для нашей страны структура - Комитет финансового мониторинга. В этот же день вступает в силу и закон, в соответствии с которым будет работать "финансовая разведка". Подробности - в эксклюзивном интервью главы КФМ Виктора Зубкова Стране.Ru.
- Виктор Алексеевич, после принятия закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и создания КФМ России какие действия останется предпринять России, чтобы ее исключили из так называемого черного списка FATF?
- "Останется" создать в России систему борьбы с отмыванием "грязных" денег на практике, то есть сделать так, чтобы заработал указанный закон, развернуть активную деятельность КФМ России. Такую задачу мы в КФМ России сейчас решаем. При этом о своих шагах в этом направлении подробно информируем FATF и других зарубежных партнеров.
Должен отметить, что исключение России из черного списка - задача, безусловно, очень важная, но не самоцель для нашего государства, поскольку, я повторю, России прежде всего необходимо создать реально действующую систему борьбы с отмыванием денег. Если такая система у нас заработает, никому в мире не придет в голову оставлять Россию в списке государств, "не участвующих в сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег".
- Как бы вы сформулировали основную задачу КФМ России, чем Комитет займется в самую первую очередь? Возглавить его поручено вам, а не кому-либо из представителей правоохранительных органов. Значит ли это, что сотрудники вашего ведомства будут заниматься в основном экспертной работой?
- Основная задача КФМ России - добиться того, чтобы финансовые потоки в России стали прозрачными. Это даст возможность повысить эффективность борьбы с преступностью.
В КФМ России сегодня из-за дефицита времени приходится заниматься всеми направлениями работы параллельно, без установления особых приоритетов. Тут и подготовка соответствующих проектов правительственных документов, подбор кадров и помещения, создание информационной системы по борьбе с отмыванием денег, масса других проблем.
Еще в проекте упомянутого выше закона уполномоченный орган (в дальнейшем им стал КФМ России) был определен как информационно-аналитический финансовый центр без функций оперативно-следственных органов, т.е. как не правоохранительный орган. При этом учитывалась основная тенденция в мире на отделение в рамках борьбы с отмыванием денег оперативно-следственной деятельности от финансовой и придание последней основной роли в такой борьбе. Именно финансовым анализом и будет заниматься КФМ России.
- Выполнение указанного выше закона предполагает огромный объем работы вашего комитета. Достаточно ли для этого выделенных государством средств?
- В настоящее время в Правительстве Российской Федерации рассматривается вопрос о выделении КФМ России, по возможности, достаточного количества средств.
- Изменилось ли понятие "грязные деньги" в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 года в США? Вызовет ли Указ Президента Российской Федерации "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН # 1373 от 28 сентября 2001 года" более тесное взаимодействие КФМ России, который уже называют финансовой разведкой, с "обычной" разведкой и контрразведкой?
- На мой взгляд, "грязные" деньги" всегда будут "грязными", поскольку получены в результате совершения преступления. Задача КФМ России как раз и заключается в том, чтобы не дать преступнику возможности "отмыть" такую грязь.
Трагические события 11 сентября 2001 года в США показали, что терроризм представляет собой серьезнейшую угрозу всему миру. Нельзя допустить использования террористами национальных и международных финансовых систем, для чего необходимо наладить систему борьбы с финансированием терроризма. Такая система сегодня в России создается. Очевидно, она должна будет оказывать адекватную помощь правоохранительным структурам в борьбе с терроризмом как у нас в стране, так и за рубежом. От такой помощи во многом будет зависеть сокращение количества жертв террора в мире.
В настоящее время функции борьбы с финансированием терроризма на КФМ России не возложены.
- Как влияет ситуация в России с отмыванием денег на экономическое развитие страны? Какими могут быть социальные и политические последствия легализации преступных доходов, если ее не остановить?
- Как-то, когда в России еще только обсуждался проект будущего закона, эксперты по борьбе с отмыванием денег из США, страны, занимающей сегодня лидирующие позиции в мире в данной области, поделились с нами информацией о ходе принятия подобного закона в США. Тогда разработчики американского закона пошли на серьезные уступки по тексту законопроекта, лишь бы закон был принят, потому что иначе во власти в США могли оказаться преступные элементы. Вот такая история.
Говорят, в тихом омуте черти водятся. В России сегодня, по некоторым данным, более 40% экономики развивается в тени. Это ли не причина для тревоги за экономическую безопасность страны.
Таким образом, принятый у нас закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия отмыванию "грязных" денег и является частью широких мер по созданию необходимых условий для развития в России законопослушного предпринимательства.
- Какие существуют рычаги для воздействия на организации, не выполняющие добровольно норм закона о предоставлении КФМ России информации о сделках свыше 600 тыс. рублей?
- Хотел бы подчеркнуть, что контролироваться будут те операции, которые согласно закону подлежат обязательному контролю. То есть если сумма операции, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей и при этом по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного закона.
Закон дает возможность наладить борьбу с капиталами, полученными преступным путем. В этом, как правило, заинтересованы сами организации, обязанные предоставлять информацию в КФМ России, поскольку такая практика поможет им сократить риск попасть в зависимость от преступных элементов, а также поднять свое реноме в глазах клиентов.
Злостные нарушители будут лишаться лицензий на осуществление своей деятельности.
В дальнейшем, возможно, будут предприниматься шаги по внесению поправок в закон с целью закрепления в нем более жестких мер наказания за неисполнение данного законодательства.
- Не увеличит ли, на ваш взгляд, борьба с отмыванием денег бегства капиталов за рубеж?
- Борьба с отмыванием денег - это часть работы по введению в обществе ясных и понятных правил игры в экономике. Тот, кто не замешан в преступлениях и кому нечего бояться, может только приветствовать подобные действия властей в любой стране. Думаю, при таком понимании вопроса борьба с отмыванием денег скорее привлекает капиталы в страну, чем гонит их.
- Существует мировая статистика преступлений, связанных с отмыванием денег; вероятно, она будет собираться и по России. Существует опыт взаимодействия стран в борьбе с такими преступлениями. В какой мере предполагается у нас использование мирового опыта в этой сфере?
- Да, КФМ России, очевидно, будет заинтересован в сборе и обработке статистических данных в указанной области по России. Мы надеемся, что их анализ поможет в работе. Тем более что такая статистика в России уже существует, в частности, по статье 174 УК РФ (легализация (отмывание) доходов). Со дня вступления ее в силу (январь 1998 г.) правоохранительными органами было возбуждено более 3000 уголовных дел.
В мире накоплен значительный опыт в области борьбы с отмыванием денег. Убежден, что не следует изобретать велосипед. Мы сейчас активно изучаем зарубежный опыт, в создании КФМ России нам помогают иностранные эксперты, хотя мы при этом стараемся максимально учитывать российские особенности.
Саввина Нина
Серана.ру
|