Уважаемый Сергей Вадимович!
Уважаемые коллеги и участники совещания!
Как сказал американский писатель Pоберт Сарнофф: "государственные финансы - это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут". Для искоренения и контроля за таким искусством и созданы Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.
В июне этого года Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа исполнилось 5 лет. Мы считаем, что это немалый срок. За этот период мы приобрели определенный опыт работы проведения контрольных мероприятий, подготовки экспертных и аналитических документов. И набили немало шишек. Наша палата была создана одной из первых в России. В то время мы не имели каких-либо методических документов, опыта работы. Деятельность начиналась с белого листа. Счетная палата Российской Федерации создана немного ранее. У нее уже имелся определенный багаж наработок, методик, научный и кадровый потенциал. Поэтому мы с самого начала брали у нее все положительное. Приезжали перенимать опыт. И не случайно Счетная палата округа обратилась к Счетной палате России с предложением заключить соглашение об оказании взаимной помощи, обмене информацией и проведении возможных совместных мероприятий. В октябре 1996 года впервые такое соглашение было заключено между Счетной палатой России и тремя Счетными палатами - Ханты-Мансийского автономного округа, Воронежской и Самарской областей.
В рамках предоставленного времени невозможно в полной мере осветить деятельность палаты по финансовому контролю. Да и вам не интересно заслушивать отчет о проделанной нами работе. У всех у нас есть и положительные результаты, и общие проблемы, и интересы. Примерно у всех они одинаковые и равные.
Здесь хочу сказать о следующем.
Стоит обратить внимание на два проекта законов "О Государственном финансовом контроле" и "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации". Как и многие мои коллеги, я полагаю, что в силу недостаточной проработки первого названного законопроекта рано направлять его для принятия в Федеральное Собрание. Необходимо четко определить субъект и объект финансового контроля, их права и обязанности, ответственность и санкции за нарушения и другие положения закона. Считаю необходимым разослать указанный законопроект не только контрольно-счетным, но и всем органам, осуществляющим государственный финансовый контроль, для проработки и внесения предложений.
Остановимся на проекте Закона "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации". Для эффективной организации деятельности этих органов необходим рамочный закон, который отражал бы основы организации деятельности, правовой статус органа, задачи, права и обязанности, ответственность как должностных лиц контрольно-счетного органа, так и объекта проверки с применением к нему мер воздействия, штрафных санкций. Этот закон должен быть ориентиром, основой, руководством для организации единообразной деятельности контрольных органов. На практике в настоящее время правовой статус контрольно-счетных органов различен. Одни являются самостоятельным юридическим лицом. Другие находятся при законодательном (представительном) органе власти. Необходимо четко определить полномочия должностных лиц, наделив их полномочиями должностных лиц других контролирующих органов, таких, как контрольно-ревизионное управление, налоговые органы, органы налоговой полиции и, возможно, правоохранительные органы. Думаю, что необходимо внести в закон положения о гарантии правовой и социальной защиты сотрудников, аналогичные гарантиям сотрудников вышеназванных органов, в том числе и судебной системы. В целях независимости деятельности и социальной защиты руководителей контрольно-счетных органов целесообразно оговорить в законе сроки назначения на эти должности. В различных иностранных государствах руководители контрольно-счетных органов назначаются или избираются либо на постоянный срок, либо на различные длительные сроки - 7 лет, 12 лет, 15 лет. Почему бы и нам не перенять их опыт. Этим мы предотвратим возможное давление на руководителей органов, осуществляющих независимую объективную деятельность. В связи с ограниченным временем выступления невозможно рассмотреть подробно все моменты законопроекта. В настоящее время нами изучается данный законопроект, и мы готовы представить свой вариант. Я еще раз
призываю моих коллег представить
свои варианты либо дополнения до
15-20 декабря этого года, как мы ранее и обговаривали срок представления.
Особо хочется подчеркнуть необходимость и важность занятия ведущей роли Счетной палаты Российской Федерации в организации государственного финансового и бюджетного контроля в России. Вокруг нее я считаю необходимым и целесообразным сплотиться всем контрольно-счетным органам субъектов России. Председатель Счетной палаты России Степашин Сергей Вадимович - профессионально грамотный руководитель с огромным опытом работы. С его приходом на этот пост заметно оживился весь организм контрольных органов. Стали более активно вноситься дополнения и изменения в законодательство о Счетной палате РФ, по осуществлению финансового контроля. Заметно повысился авторитет Счетной палаты. Он постоянно ищет пути развития и повышения эффективности работы. Мы все замечаем, что особое внимание он придает развитию равноправных отношений с контрольно-счетными органами субъектов РФ, поднимая уровень их значимости. Понимание и поддержка его идей и новшеств со стороны Президента России Путина Владимира Владимировича и Федерального Собрания России позволяют нам надеяться на успешное продвижение вперед. С целью достижения высоких целей, повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов я призываю руководителей этих органов объединиться в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации под эгидой Счетной палаты России и выбрать на Конференции Председателем нашей Ассоциации Степашина Сергея Вадимовича.
Сергей Вадимович! Как уполномоченный Думы Ханты-Мансийского автономного округа, могу Вас заверить, что и Дума, и Счетная палата округа выражают надежду на дальнейшее наше сотрудничество и оказание Вам поддержки в развитии государственного финансового контроля.
Маслов Евгений Иванович
Счетная палата РФ
22 мая 2001 года
|