Уважаемый Сергей Вадимович! Дорогие товарищи!
Я считаю для себя лестным и важным приглашение поприветствовать вас всех здесь, в Москве, на вашем совещании. Считаю, что деятельность Счетной палаты, а она по своему статусу является очень важной, сейчас по результатам и по оппозиционированию в государстве приобретает больший вес.
Я помню 1987 год, когда соответствующими решениями начали создаваться кооперативы, раскручиваться индивидуально-трудовая деятельность, будучи первым заместителем председателя исполкома Московского совета, я обратился к Рыжкову Николаю Ивановичу с предложением о том, что вместе с поддержкой кооперативного движения и индивидуально-трудовой деятельности в государстве нужно немедленно решать вопросы усиления контроля и создания Налоговой полиции. Тогда впервые прозвучало название этого органа, который бы осуществлял балансовый контроль за порядочностью и соответствием деятельности кооперативов государственным законам.
Это было в апреле 1987 года. И тогда я получил жестокую отповедь от Николая Ивановича. Уже по партийной линии было заявлено, что нельзя доверять этому человеку поддержку и развитие в Москве кооперативного движения, потому что он хочет его контрольными органами задавить. Я тогда еле удержался на своем посту, но, правда, не удержался от всяких высказываний. Я и сейчас считаю, что одновременно с установлением новых структур в государстве, развитием рыночных отношений государство должно уметь обеспечивать государственный контроль и защищать себя, обеспечивать точную реализацию законов, которые оно принимает в области организации рынка, всей деятельности таких структур и в области бюджетной сферы.
Сейчас идут разговоры по дерегулированию экономики. Мне странен этот термин, который сейчас активно внедряют наши либерал-радикалы. Я считаю, что особенно в переходных процессах, а он у нас еще совсем не завершен, к рыночным принципам экономика должна быть координируемой. Не нужно говорить о регулировании, слава Богу, мы доурегулировались, а координацию экономических процессов государство обязано осуществлять.
Идет непонятный мне разговор о стерилизации рубля. Это можно так евнухами сделать всю страну. И все это в общем-то вполне допустимо в нашей многоукладной стране, в нашей многоукладной экономике. Но при всем при этом ответственность органов государственного контроля и важность реализации их потенциала, я считаю, с каждым годом, с каждым периодом развития нашего государства (о развитии нашего государства пока еще говорить не очень приходится) становятся все более и более значимыми.
Второе, о чем я хочу коротко сказать, - это о наших взаимоотношениях, подчеркиваю, о наших взаимоотношениях со Счетной палатой Москвы. Мы считаем, что Счетная палата региона должна быть сильной, должна быть обеспеченной всем для выполнения своей роли, своих задач. И в этом плане в течение целого ряда лет мы решали вопросы материально-технического оснащения и укрепления Контрольно-счетной палаты города. И если Контрольно-счетная палата слабая, если она не имеет территориальной размещенности, если она не дошла до всех объектов контроля, то о государственном контроле и государственной дисциплине можно говорить только в плане сослагательном, в плане пожеланий. А дела в государстве, дела в регионах идут таким образом, что контроль не только необходим. Необходим исключительно сильный, мощный контроль за работой и в рамках реализации бюджетного процесса, и в рамках планирования бюджета, и в рамках исполнения тех или иных решений, которые принимаются исполнительной властью, и, кстати говоря, решений, которые принимаются и представительной властью. И в этом деле наша Счетная палата не зависима ни от исполнительной, ни от представительной власти. Мы договорились в Москве о необходимости обеспечить автономность работы Контрольно-счетной палаты города. Уже целый ряд лет в таком режиме осуществляется эта работа.
Очень важно сделать так, чтобы результаты проверок Контрольно-счетной палаты были предметом действий исполнительных властей. Ни одно из представлений Контрольно-счетной палаты не остается без внимания первого руководителя исполнительной власти. Это закон, который должен существовать, я считаю, везде, и Контрольно-счетная палата города может проверять, в том числе и то, как руководитель исполнительной власти полно и радикально решает вопросы по представленным документам. Если этого нет, вся работа муляжная, бутафорная. По крайней мере, по представлениям Контрольно-счетной палаты у нас были некоторые работники наказаны, уволены, переданы на другие дела в Прокуратуру. Для нас не является главной целью каким-то образом расправляться с кадрами, но сделать авторитетными результаты работы Контрольно-счетной палаты - это наша общая цель.
Последнее. У нас много контролирующих органов. И в этом плане нужна координация. Очень много жалоб от промышленников, от руководителей городских государственных структур о том, что буквально, как вагоны в поезде, один за другим идут на предприятия, в организации контролеры. При полной независимости городских контрольных служб есть необходимость, и она реализуется, в координации этих действий. Причем, подчеркиваю, эта координация должна осуществляться на независимом уровне, то есть собираются руководители различных контрольных служб города и формируют программы и в своих программах учитывают, я считаю основное - это полноту проверки структуры систем и диверсифицированность, то есть неповторяемость, скажем, проверок, которые осуществляют Контрольное управление правительства Москвы или контролирующие организации. Такая координация - это сложный процесс, и тем не менее она дает пользу в увеличении, в расширении охвата подконтрольных систем и структур и недублировании всех этих вопросов и всех этих работ.
Я могу сказать, что с руководителем Контрольно-счетной палаты по его предложениям мэр встречается, и регулярно по целевым проблемам я его принимаю и решаю разные вопросы, в том числе и вопросы хозяйственного обеспечения, так как они совершенно необходимы; Контрольно-счетная палата должна быть сильной, оснащенной, мощной, способной, и вопросы уже результатов проверок.
Считаю, что Контрольно-счетная палата России сейчас стала крепче на, я бы сказал, государственном поле среди различных государственных органов и организаций, стала выдвигать инициативные вопросы. И в этом смысле я считаю, что процесс укрепления авторитета не просто очевиден, но и он идет в абсолютно правильном направлении, потому что тезис о том, что с развитием рыночных отношений, с развитием самостоятельности хозяйствующих субъектов нужно государству обеспечивать эффективный контроль, тезис этот очевиден, это аксиома, и он должен работать.
Я желаю вам успехов.
Лужков Юрий Михайлович
Счетная палата РФ
22 мая 2001 года.
|