Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Выступление Председателя Счетной палаты
Красноярского края
Ланчинского Ивана Алексеевича
"Перспективы развития государственного
финансового контроля в субъектах
Российской Федерации"

Уважаемый Сергей Вадимович!

Уважаемые члены президиума! Уважаемые коллеги!

Начало нового этапа в истории государственного финансового контроля России связано с принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 101 для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Советом Федерации и Государственной Думой образуется Счетная палата Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой позднее были определены федеральным законом.

Появление Счетной палаты Российской Федерации стало стимулом для региональных представительных органов. И уже начиная с 1994 года появляются счетные и контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации.

Сложившаяся экономическая ситуация в России ведет к необходимости усиления государственного финансового контроля.

Пытаясь усовершенствовать систему и механизм государственного финансового контроля, необходимо учитывать российскую практику, а также опыт зарубежных стран. Нужно учиться не только на своих ошибках, но и пытаться перенимать все лучшее, что было достигнуто другими государствами в данном направлении.

Развитие финансового контроля в России необходимо связать в первую очередь с усилением финансовой независимости как федеральных, так и региональных контрольно-счетных органов, а также усилением персональной независимости их должностных лиц.

Не секрет, что на сегодняшний день огромная роль в разработке проекта закона о региональном бюджете, а также во внесении в него изменений и дополнений принадлежит органам исполнительной власти, деятельность которых, в свою очередь, проверяют контрольно-счетные органы. Как в такой ситуации можно говорить о финансовой независимости?

Позволю себе привести выдержки из Лимской декларации руководящих принципов контроля:

"Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния" (пункт 1 статьи 5);

"Высший контрольный орган должен иметь право обращаться с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государственный орган, принимающий решение по национальному бюджету" (пункт 2 статьи 7).

Согласно пункту 1 статьи 6 Лимской декларации независимость высшего контрольного органа неразрывно связана с независимостью его членов.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации и ее субъектов не до конца определены гарантии профессиональной и личной независимости председателей, их заместителей и аудиторов органов государственного финансового контроля. Например, срок их полномочий ограничен, и в случае их неназначения возникает вопрос об их дальнейшем трудоустройстве. Можно обозначить три способа решения проблемы:

  • - либо предусмотреть гарантию их трудоустройства и выплату денежной компенсации;
  • - либо существенно увеличить срок их полномочий. Так, в Канаде, Австрии и США руководители контрольных органов назначаются представительными (законодательными) органами на более длительный срок, чем срок полномочий самих избранников, - на 10, 12, 15 лет соответственно;
  • - либо назначать граждан на перечисленные выше должности пожизненно (по аналогии с судейским корпусом). В Германии члены Федеральной Счетной палаты не могут быть сняты с должности без их собственного на то согласия. Более того, согласно статье 114 Основного закона ФРГ названные выше лица пользуются независимостью судей. Аналогичное положение закреплено в Законе Французской Республики "О Счетной палате".

    Конечно, каждый из трех способов должен сопровождаться одновременным повышением требований к лицам, претендующим на данные должности или уже их занимающим, а также постоянным повышением их квалификации.

    Логическим завершением любой контрольной деятельности является либо констатация отсутствия нарушений, либо при наличии таковых - привлечение виновных к ответственности и компенсация ими причиненного государству ущерба. Государственный финансовый контроль в России на данном этапе своего развития не может похвастаться ни первым, ни вторым. К сожалению, практика показывает, что всегда выявляются хотя бы незна- чительные нарушения, однако до наказания виновных и возмещения денежных средств дело практически не доходит. На мой взгляд, это связано с несовершенством нормативно-правовой базы Российской Федерации и ее субъектов, неудовлетворительным сотрудничеством с правоохранительными органами, давлением на них со стороны органов государственной власти и низким уровнем экономических знаний их сотрудников.

    Часть четвертая Бюджетного кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Однако для ее реализации необходимо внести изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации, не сделано до сих пор.

    Попытка принять закон об административной ответственности на региональном уровне не всегда удается. Например, в Воронежской области она имела положительный результат, а в Красноярском крае нет.

    В 1999 году Счетной палатой Красноярского края подписано Совместное решение с Прокуратурой Красноярского края о порядке взаимодействия по вопросам выявления и пресечения правонарушений, связанных с незаконным, неэффективным и нерациональным расходованием краевых государственных средств и использованием краевой собственности. Счетной палатой Красноярского края за период с января 1999 года по октябрь 2000 года в органы прокуратуры направлены материалы по 10 проверкам. В двух случаях прокуратурой предъявлен гражданский иск, в трех - внесено представление, в четырех - отказано в возбуждении уголовного дела по причине необнаружения нарушений законодательства. Между тем Счетной палатой края в 1999 году выявлено незаконного, нецелевого и неэффективного расходования краевых государственных средств на сумму более 79 млн. рублей, и это при том, что проверками была охвачена только четверть главных распорядителей бюджетных средств. Создание совместных групп из представителей контрольно-счетных и правоохранительных органов могло бы решить проблему. Нельзя не отметить и тот факт, что Прокуратурой Красноярского края уделяется больше внимания надзору за исполнением федерального законодательства, чем регионального.

    В России, как и в ряде других федеративных государств, федеральные и региональные органы государственного финансового контроля выполняют свои задачи как самостоятельные, обладающие организационной и функциональной независимостью, подчиняющиеся только закону государственные учреждения. Среди них не должно быть ни иерархического подчинения, ни права одной палаты давать обязательные указания и осуществлять надзор за другой. Между тем сама организация деятельности, поставленные задачи, компетенция, полномочия, место в системе государственных органов и методы работы являются весьма схожими, следовательно, и проблемы, стоящие перед органами государственного финансового контроля, в большинстве одинаковы. Нельзя не заметить и единообразие ошибок. В сложившейся ситуации следует уделить больше внимания плодотворному сотрудничеству посредством:

  • - проведения совещаний руководителей счетных и контрольно-счетных палат, аналогичных этому;
  • - осуществления совместной работы в рамках ассоциаций и иных организаций;
  • - заключения соглашений;
  • - организации учебы и иных мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников контрольных органов;
  • - создания рабочих групп из представителей федеральных и региональных органов государственного финансового контроля;
  • - проведения совместных проверок.

    Только первые три формы имеют место в практике взаимодействия контрольно-счетных органов. Однако необходимо использовать и другие. Особо отмечу научно-методическую, консультационную и информационно-техническую помощь, оказываемую Ассоциацией по сотрудничеству органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. Для России интерес представляет опыт Германии, где, например, заключено Соглашение о сотрудничестве Федеральной Счетной палаты и счетных палат федеральных земель в области проверки налогов.

    Позволю себе обратить внимание на тот факт, что именно сейчас назрела необходимость принять закон, закрепляющий на федеральном уровне основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Слишком много противоречий и пробелов существует в действующем законодательстве. Особенно это касается взаимодействия региональных счетных и контрольно-счетных палат с налоговыми и иными федеральными органами государственной власти, включая их территориальные органы, а также банками и другими кредитными организациями. Для решения этих проблем достаточно проявить волю государства!

    Сейчас мы все работаем над проектом Федерального закона "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации". Счетной палатой Красноярского края направлены предложения по нему в адрес Ассоциации по сотрудничеству органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации. На наш взгляд, в законопроекте следует предусмотреть гарантии финансовой независимости контрольно-счетных органов и персональной независимости их должностных лиц, обязанность федеральных органов оказывать содействие счетным и контрольно-счетным палатам при осуществлении финансового контроля. Также необходимо расширить задачи, стоящие перед нами, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и обязательно закрепить нормы об административной ответственности за действия, препятствующие осуществлению финансового контроля, а именно: за непредоставление, отказ или уклонение от предоставления информации, а также за предоставление ложной информации.

    Контрольно-счетными органами Российской Федерации за несколько лет существования проделана большая paбота, проведено достаточно много контрольных мероприятий, накоплен немалый опыт. Например, только в 1999 году по предписаниям Счетной палаты края возвращено в краевой бюджет более 46 млн. рублей. В результате финансовой экспертизы законопроектов дополнительно включено в доходную часть бюджета проекта закона края "О краевом бюджете на 2000 год" 76 млн. руб. и 388 млн. руб. в доходы бюджета краевого дорожного фонда. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости иметь как на федеральном, так и региональном уровне независимые контрольные органы.

    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что отсутствие преемственности между ранее существовавшей и благополучно разрушенной системой финансового контроля и вновь образуемой стало залогом того, что законодательные и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации избрали в качестве ориентира и примера Счетную палату Российской Федерации. Любые изменения и дополнения законодательства, касающиеся ее деятельности, а также ее инициативы и начинания оказывают огромное влияние на становление и развитие финансового контроля в регионах. Поэтому Счетная палата Красноярского края приветствует и поддерживает инициативу Счетной палаты Российской Федерации по созданию Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

    Благодарю за внимание!

    Ланчинский Иван Алексеевич
    Счетная палата РФ
    22 мая 2001 года


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки