Уважаемый Сергей Вадимович!
Уважаемые коллеги!
Контрольно-счетная палата Амурской области осуществляет свою деятельность с 01.01.1998 года. Основные направления ее деятельности определяются Законом области "О Контрольно-счетной палате". Разработчики закона руководствовались Федеральным законом "О Счетной палате РФ", поэтому оба закона во многом были идентичны.
Основной задачей деятельности Контрольно-счетной палаты Амурской области является контроль за формированием и использованием средств областного бюджета. С 1999 г. бюджет Амурской области переведен на казначейское исполнение. Вследствие этого трудоемкость проверки правильности использования бюджетных средств области отдельными получателями снижается и появляется возможность уделить больше внимания другим направлениям деятельности Контрольно-счетной палаты области.
Трехлетний опыт работы выявил большую важность контроля за использованием областной собственности. Если информация о формировании и исполнении областного бюджета носит публичный характер, то информация о деятельности областных унитарных предприятий, использовании областной собственности весьма ограничена. Это ограничивает возможности воздействия общественного мнения на деятельность унитарных предприятий, на работу комитета по управлению имуществом, фонда имущества Амурской области.
Необходимо отметить, что существование областных ГУП является неизбежным в силу необходимости производства и распределения общественных благ, которые не вписываются полностью в сферу действия рыночных отношений. В первую очередь это касается тех предприятий, которые обслуживают бюджетную сферу и агропромышленный комплекс.
В Амурской области значительная часть ГУП по замыслу учредителей должны быть бесприбыльными. Фактически часть предприятий являются убыточными. Нельзя сказать, что деятельность ГУП не контролируется Администрацией области. Формальный контроль существует. Однако выборочные проверки деятельности областных унитарных предприятий, проводимые Контрольно-счетной палатой Амурской области, выявили несоответствие финансовой отчетности отдельных предприятий фактическому состоянию сохранности средств предприятий и эффективности их использования. Причинами этого являются как злоупотребления руководителей предприятий, так и низкая квалификация работников бухгалтерии этих предприятий. Материалы проверок были переданы в правоохранительные органы, Администрации Амурской области и в областной Совет, но значительную часть материального ущерба, понесенного как самими предприятиями, так и областным и местными бюджетами, возместить уже невозможно.
В результате проверок у Контрольно-счетной палаты сформировалось убеждение в необходимости постоянного аудита финансовой отчетности областных унитарных предприятий как средства предупреждения возможных нарушений в финансовой деятельности ГУП. Правильность нашего мнения подтвердило и Постановление Правительства РФ "Об обязательности аудиторских проверок ГУП, находящихся в федеральной собственности".
Так как Контрольно-счетная палата Амурской области не обладает правом законодательной инициативы, то через постоянную документальную комиссию по экономике и собственности области нами была внесена статья в областной закон
"О государственной собственности Амурской области", предусматривающая обязательный аудит Контрольно-счетной палаты финансовой отчетности ГУП. Статья устанавливает и экономические критерии, определяющие периодичность проверок.
Аудиторские проверки планируется проводить как силами самой Контрольно-счетной палаты, так и с привлечением аудиторов-предпринимателей.
Проведение аудиторских проверок должно преследовать не только контрольные цели, но и оказание методической помощи по оптимальности налогообложения, улучшению финансового состояния предприятий.
По нашему мнению, целесообразность осуществления постоянного аудита ГУП под руководством контрольно-счетных органов и в других субъектах Российской Федерации несомненна.
Распространение сферы государственного аудита, осуществляемого контрольно-счетными органами субъектов РФ, потребует формирования системы аудиторских стандартов. При их разработке необходимо использовать имеющийся опыт органов финансового контроля других стран. Например, стандарты аудиторских проверок государственных учреждений, предприятий должны более детально формировать процедуру аудиторских проверок, чем это предлагается существующими стандартами аудиторской деятельности.
Эффективность использования государственных средств определяется не только уровнем организации контроля за ней, но и мерами воздействия на лиц, отвечающих за управление ими.
К сожалению, права контрольно-счетных органов субъектов в этом отношении весьма ограничены. Не испытываем мы особых иллюзий по поводу плодотворности сотрудничества с правоохранительными органами, в том числе и с органами прокуратуры. Опыт взаимоотношений с этими органами показывает дремучую экономическую безграмотность работников этих органов, а потому и их нежелание заниматься весьма трудоемкой и квалифицированной работой по защите государственных интересов.
По нашему мнению, федеральное законодательство должно предусматривать права контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации выступать в качестве истцов со стороны государства.
Важным условием эффективности финансового контроля является квалификация специалистов, им занимающихся. Контрольно-счетная палата Амурской области укомплектована специалистами, имеющими большой стаж деятельности на руководящих должностях в финансовых, налоговых органах, в банковской сфере, в народном хозяйстве.
Однако небольшая численность работников палаты 8 (человек) вынуждает использовать их и по тем направлениям деятельности, по которым они не имеют необходимого практического опыта. Поэтому вопросы повышения квалификации работников являются чрезвычайно актуальными.
Считаем, что Счетная палата РФ могла бы выступить координатором проведения практических семинаров по конкретным направлениям деятельности Счетной палаты с участием как аудиторов Счетной палаты и ее специалистов, так и специалистов региональных контрольно-счетных органов, имеющих большой практический и методический опыт в проведении проверок. Участие специалистов Контрольно-счетной палаты Амурской области в семинаре, проводимом под эгидой Счетной палаты в
г. Санкт-Петербурге, по методологии проверок Территориального дорожного фонда; в практической конференции, организованной Контрольно-счетной палатой Иркутской области, позволило перенять опыт наших коллег и значительно повысить качество проверок и их документальное оформление.
По нашему мнению, Ассоциации целесообразно определить ряд контрольно-счетных органов, на которых можно было бы осуществлять повышение квалификации по конкретным направлениям контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы.
Королев Георгий Михайлович
Счетная палата РФ
22 мая 2001 года
|