Проведение контрольно-ревизионных мероприятий является неотъемлемой частью системного подхода по обеспечению конституционных прав и социальных гарантий граждан России.
Эффективная работа контрольно-ревизионных органов возможна при грамотно построенной вертикали власти и оптимальном взаимодействии федеральных органов по горизонтали, в рамках единого правового и экономического пространства при безусловном выделении приоритетов по исполнению законодательно закрепленных социальных гарантий.
Ключевыми моментами, определяющими эффективную работу контрольно-ревизионных органов, является усиление контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджетов всех уровней, направляемых на указанные цели.
Особенно актуальной проблема контроля становится в связи с принятием новой методики выделения средств из федерального бюджета в 2001 году в области межбюджетных отношений. Социальные выплаты, предусмотренные для каждого конкретного гражданина, должны будут пройти цепочку: федеральный бюджет - бюджет субъекта Федерации - муниципальный бюджет. Соответственно этому механизму социальных выплат должны отвечать и унифицированные в каком-то смысле методики проверок и ревизий.
Предлагаемые изменения в механизме проверок дадут положительный результат только при условии согласованной работы федеральных ведомств, их территориальных подразделений на горизонтальном уровне. Это первый ключевой момент.
Одним из главных направлений нашей деятельности в ближайшее время, по-нашему мнению, будут:
1.Координация работ по созданию системы инвентаризации и мониторинга активов и обязательств Российской Федерации. Сопровождение единой методологии инвентаризации и оценки стоимости активов и обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2.Координация работ по повышению эффективности управления федеральной собственностью, разделение полномочий федерального центра и органов власти субъектов Российской Федерации по управлению активами.
3.Координация формирования законодательного и нормативно-правового поля субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в области межбюджетных отношений, включая соответствия вышеуказанных документов Бюджетному кодексу России, разграничения в уровнях ответственности по доходным и расходным полномочиям.
4. "Одинаковость" применения и исполнения законодательства на местах.
Оптимальным решением указанных задач, в т.ч. усиление контроля за бюджетной дисциплиной и эффективным расходованием бюджетных средств, является взаимная координация действий контрольно-ревизионных органов, включающая схему информационного взаимодействия по тематике проводимых проверок и по результатам принятых мер. Очевидно, что в пределах одного федерального округа эта задача может быть решена ускоренными темпами, поскольку уже сейчас имеются окружные структуры федеральных ведомств.
Одним из важных шагов по реализации программы скоординированных действий является сегодня процесс формирования окружных контрольно-ревизионных подразделений Минфина России для согласованных действий контролирующих органов Минфина России в округе и взаимодействие с аппаратом полномочного представителя.
Второе, на чем хотелось бы остановиться, - вопрос повышения профессионального уровня сотрудников всех контрольных органов.
Развертывание системной работы по формированию кадрового резерва государственных служащих, координация процесса повышения квалификации государственных служащих территориальных органов исполнительной власти и кадрового состава администраций субъектов Российской Федерации - является ключевой задачей сегодняшнего дня.
Аналогичная работа должна проводиться всеми контрольно-ревизионными органами. Что имеется в виду?
Помимо проводимой Российской академией государственной службы, различными институтами работы по программе повышения квалификации государственных служащих существуют мероприятия, семинары ведомственного характера, разъясняющие для своих сотрудников те или иные изменения бюджетного, налогового законодательства, особенности методических материалов.
Считаю целесообразным приглашать для участия в таких семинарах и совещаниях сотрудников контрольных органов, что позволит, с одной стороны, повысить эффективность работы по переподготовке персонала, с другой стороны, сократить часть государственных расходов на проведение аналогичных мероприятий.
Совместная работа представителей контрольно-счетных органов в рамках совещаний позволит ускорить процесс построения единой вертикали федеральной власти и обеспечит полное взаимопонимание и сотрудничество на уровне территориальных подразделений.
Мы договорились о разработке под эгидой Главного контрольного управления Администрации Президента единого методического плана по повышению квалификации наших контролеров с участием в семинарах сотрудников профильных ведомств, таких, как Минфин России, МНС России, МАП России.
Хотелось бы достичь полной координации деятельности в области переподготовки и повышения кадров, как одного из основных элементов государственной кадровой политики.
Третий момент, на который нужно обратить особое внимание, - это вопрос цели проводимой работы по контролю за исполнением основных положений федерального законодательства.
Президентом Российской Федерации В.В.Путиным поставлена задача обеспечения социально-экономических прав гражданам России, гарантированных Конституцией России.
Работа аппарата полномочного пред-ставителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе позволила выделить узкие места и критические точки в сфере социально-экономического положения и политической жизни субъектов Российской Федерации в пределах округа.
Контрольный орган аппарата - Отдел Приволжская окружная инспекция согласно утвержденному плану выполнил ряд проверок в пределах округа по соблюдению налогового законодательства и наполнению бюджетов в регионах.
Результаты проверок показали, что имеются нарушения федерального законодательства, органами власти допускаются факты принятия нормативных актов по вопросам налогообложения, противоречащих действующему федеральному законодательству, что негативно сказывается на поступлении налоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Особую тревогу вызывают факты нарушения социальных гарантий, и прежде всего значительная задолженность по выплате детских пособий, по выплате заработной платы бюджетникам, кроме того, практически не уплачиваются начисления на заработную плату бюджетников.
Контроль за предоставлением гражданам социальных гарантий должен осуществляться по всем уровням бюджетов, в т.ч. и муниципальных образований.
Одним из показательных примеров неисполнения социальных гарантий стали материалы результатов проверок в республике Марий Эл. Кредиторская задолженность по выплате детских пособий составляет сумму, эквивалентную двухгодовой выплате по республике. С другой стороны, в этой же республике было создано несколько внебюджетных фондов, источниками формирования которых являлись средства, поступавшие от взыскания пени и штрафов, которые затем использовались на поощрение сотрудников аппарата администрации.
В столице республики г. Йошкар-Ола бюджет города сформирован таким образом, что задолженность подведомственных организаций за коммунальные услуги в настоящий момент превышает бюджет города в два раза.
Другим негативным примером нерационального формирования бюджетов муниципальных образований могут служить конкретные факты, когда реально выделенные средства на второстепенные расходы, в т.ч. на рекламу, в несколько раз превышают средства, выделяемые муниципальным бюджетом на оплату коммунальных услуг и дотаций населению. Таким образом, по формальным признакам бюджет исполнен без нарушения правовых норм, однако основные положения Конституции России не выполнены.
В заключение еще раз хочу обратить ваше внимание, что главная цель работы наших контролеров заключается в обеспечении социально-экономических прав гражданам, гарантированных Конституцией России.
Ключевым в работе контрольных органов на ближайшее будущее должна стать большая координация действий в рамках контрольной работы, а также кадровая политика, особенно в сфере подготовки и переподготовки кадров контрольно-ревизионных органов.
Кириенко Сергей Владиленович
Счетная палата РФ
22 мая 2001года
|