Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Выступление Председателя Счетной палаты
Владимирской области
Чечеткина Виктора Дмитриевича
"О проблемах взаимодействия органов
финансового контроля и исполнительной власти"


Уважаемые коллеги!

Объективная реальность такова, что создаваемые в субъектах России контрольно-счетные органы настойчиво стремятся к взаимодействию. Такое стремление понятно. Их место и роль в системе государственного финансового контроля законодательно не определены. Поскольку такой системы при разделении органов власти на ветви и уровни с одним источником власти - народа России, по существу, нет.

Это и есть первая и, на наш взгляд, важнейшая проблема взаимодействия с исполнительной властью - отсутствие законодательно установленной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Отрадно, что сейчас появился подготовленный профессионалом - депутатом Государственной Думы Шохиным Сергеем Олеговичем законопроект, с которым нас Счетная палата Российской Федерации не только ознакомила, но и предложила совместно поработать.

По нашему мнению, такой федеральный закон необходим и обусловлен следующим:

  • конституционным разделением власти на ветви и уровни с законодательно определенными полномочиями каждой из ветвей власти и с недостаточно определенными предметами ведения уровней власти;
  • отсутствием в системе управления государством и регионами элементов, обеспечивающих оценку адекватности действий органов государственной власти и управления поставленным целям экономического и социального развития государства и регионов;
  • отсутствием в системе управления государством и регионами элементов, обеспечивающих координацию действий по реализации контрольных функций для достижения целей в развитии единого государства с федеративным устройством;
  • созданием органов парламентского контроля, обеспечивающих предварительный, текущий и последующий контроль бюджетной системы Российской Федерации как единого механизма формирования государственных ресурсов в целях реализации функций государства на всей территории России;
  • отсутствием единых методологий в части организации контрольных мероприятий, оценки целесообразности и эффективности использования государственной собственности, формирования кадрового состава органов госконтроля, установления требований к ним самим.

    Должна быть выстроена такая система государственного финансового контроля в условиях федеративного устройства Российского государства, которая обеспечит взаимодействие и координацию деятельности субъектов контроля, а также вертикаль взаимной ответственности с объектами контроля. По нашему мнению, центральным звеном этой системы, высшим постоянно действующим органом государственного финансового контроля должен стать орган, как сейчас его называют, парламентского контроля - Счетная палата Российской Федерации. При этом понятие "орган парламентского контроля" мы рассматриваем даже не как указание на принадлежность и подчиненность парламенту России - Федеральному Собранию. Мы его рассматриваем более как указание на принцип и цель деятельности - гласный контроль для обеспечения граждан, парламента и структур, обладающих правом законодательной инициативы, достоверной, объективной информацией о финансовом и социально-экономическом положении государства для принятия экономически и социально обоснованных законов, которые должны обеспечивать достижение определенных гражданами России целей государственного развития, т.е. определением контрольно-счетных органов как органов независимого государственного контроля.

    В противном случае они будут или вырождаться в органы проверок только документов, представляемых исполнительной властью по исполнению бюджета, либо провоцировать противостояние двух ветвей власти и загружать работой третью. Что никак не будет способствовать повышению эффективности использования государственных ресурсов в достижении целей социально-экономического развития государства.

    Однако состояние дел таково, что пока трудно назвать какой-либо контрольно-счетный орган, обладающий достаточной для исполнения своих функций самостоятельностью. Даже те, которые наделены организационной и функциональной независимостью, в том числе наша Счетная палата, не могут утверждать, что независимы от влияния даже объектов проверки. Одна из причин заключается в том, что формирует проект бюджета и его исполняет подконтрольный нам орган исполнительной власти. Дадут средства - живи, нет - погибай. Другая же состоит в непонимании отдельными государственными мужами объективности процесса зарождения принципиально новых для России контрольно-счетных органов. Таким образом, статус постоянно действующих и организационно, функционально, персонально и финансово независимых контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля объективно необходим и должен быть закреплен федеральным законом. Причем финансовая независимость может быть определена нормативно, например, установлением расходов на содержание контрольно-счетных органов конкретной долей в объеме расходов консолидированного бюджета.

    При определении их места в системе государственного управления необходимо исходить, по нашему мнению, из того, что государственный механизм должен преобразовываться из механизма подчинения гражданина целям развития государственного устройства в механизм обеспечения равенства прав, возможностей и ответственности гражданина, как исходного элемента государственной власти, в обществе и перед обществом. Поэтому контрольно-счетные органы должны стать невластными контрольно-аналитическими структурами системы государственного управления.

    Исходя из этого, и опыт нашей работы показывает, следует расширить круг задач, решаемых контрольно-счетными органами, определив их постоянно действующими органами экономико-финансового контроля и анализа. Поскольку и так мы стремимся организовывать проверки, место контроля во всех направлениях деятельности контрольно-счетных органов не столько в установлении фактов правильности или неправильности действий исполнителей в бюджетной сфере, сколько в установлении соответствия реализуемой политики в экономике, финансах, доходах и расходах бюджетов, в управлении государственным имуществом, выработанным обществом целям и задачам развития государственного образования, которые формулируются высшим должностным лицом государства.

    Другая крупная проблема взаимодействия вытекает из трехуровневой структуры бюджетной и налоговой систем в России. С одной стороны, не только объем, но и структура расходной составляющей бюджета любого уровня определяется его доходной частью, которая достаточно жестко регламентирована федеральным законодательством, а также контролируема федеральными структурами исполнительной власти на территории субъекта Федерации.

    В то же время, с другой стороны, информация о поступлениях налоговых платежей в бюджетную систему РФ от конкретных налогоплательщиков определена конфиденциальной и недопустимой к распространению, что существенно ограничивает возможности контроля доходной части бюджета контрольно-счетными органами субъекта Федерации. А о том, что такой контроль необходим, говорит лишь одна проверка, проведенная нами совместно со Счетной палатой Российской Федерации. По ее результатам ликвидация в текущем году недоимки прошлых лет только одним налогоплательщиком дала фактически областному бюджету около 20 млн. руб.

    Если задачу контроля за наполнением доходной части не только федерального бюджета, но и консолидированных бюджетов субъектов России решать необходимо, а в этом мы убеждены, то считаем целесообразным:

  • создать единую информационную систему исполнения бюджетов всех уровней;
  • создать механизм получения контрольно-счетными органами информации о налоговых платежах в соответствующий бюджет;
  • установить такой порядок, при котором контрольно-счетные органы наделяются правом проверять территориальные структуры федеральных органов, которые контролируют поступление государственных доходов и распределяют их по уровням бюджетной системы России.

    Таким образом, лишь две отмеченные проблемы показывают насущность и возможность создания в рамках действующего законодательства механизма взаимодействия контрольно-счетных органов Российской Федерации. Как первый шаг - это должна быть ассоциация без образования юрлица, в которой центральным звеном станет Счетная палата Российской Федерации. После этого можно идти дальше. К примеру, законом дать право федеральной Счетной палате делегировать на определенных законом условиях отдельные свои полномочия контрольно-счетным органам субъектов России. Что важно понять, такое взаимодействие позволит выстроить новую вертикаль, характерную для гражданского общества, - вертикаль ответственности.

    Ответственности государственных и муниципальных чиновников за такую систему формирования государственной казны, которая будет стимулировать производство товаров, работ и услуг и, что принципиально важно, спрос на них. То есть контроль в конечном итоге должен способствовать не только увеличению налогооблагаемой базы при сокращении налоговой нагрузки, но и росту налогоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе и государственной собственности.

    Ответственности государственных и муниципальных чиновников за такую систему распределения государственных средств, которая будет опираться на структуру государственных приоритетов, в конечном итоге обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину России.

    Ответственности чиновников высшего уровня перед бюджетами нижнего уровня за оптимальное перераспределение государственных доходов между субъектами бюджетных отношений и ответственности чиновников нижнего уровня за полноту и объективность представляемых параметров для расчетов межбюджетных отношений, за полноту и законность распределения и использования бюджетных средств.

    Наша работа в этом направлении обязана и по сути своей будет способствовать укреплению государственности в России, усилению социальной направленности экономики, реальному повороту к строительству гражданского общества, где центральное место занимает гражданин с его личными правами и ответственностью перед обществом.

    Вот поэтому мы активно выступаем за единую систему государственного финансового контроля, за создание Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации как нового шага в развитии системы государственного экономико-финансового контроля и анализа.

    Благодарю за внимание.

    Чечеткин Виктор Дмитриевич
    Счетная палата РФ
    22 мая 2001 года


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки