Уважаемые коллеги!
В системе управления контрольные функции государства всегда были в числе наиболее важных, приоритетных задач, во многом предопределяющих успешное проведение социально-экономической политики.
Поэтому, учитывая, что прежняя система контроля перестала функционировать, Верховным Советом Республики Башкортостан в июле 1993 года было принято решение о создании принципиально нового контрольного органа - Государственного контрольного комитета. Его создание стало естественным шагом органов власти республики по защите интересов государства. Решение о создании комитета было продиктовано резким ростом экономических и должностных правонарушений.
Сегодня Государственный контрольный комитет стал важнейшей составляющей частью системы профилактики и предупреждения экономических и коррупционных правонарушений в республике. Он осуществляет свою деятельность во всех городах и районах республики. В его состав входят центральный аппарат и 8 территориальных управлений, общая численность - 169 чел.
Особенностью Государственного контрольного комитета республики в отличие от контрольных органов других регионов страны и иных контролирующих органов является то, что он имеет двойную подчиненность. Комитет подотчетен Государственному Собранию и Президенту Республики Башкортостан, ежегодно представляет им отчет о своей деятельности, регулярно информирует о результатах проведенных проверок. Таким образом, комитет выступает как единый контрольный орган государственной власти республики, а не только одной из ее ветвей.
Деятельность Госкомитета подкреплена серьезной законодательной базой. Это Законы республики "О Государственном контрольном комитете РБ", "О борьбе с коррупцией", "Об административной ответственности за нецелевое использование государственного или муниципального имущества и средств, выделенных из республиканского или местного бюджетов и внебюджетных фондов". Эти законодательные акты предоставляют комитету достаточно высокий правовой статус и широкие полномочия по контролю за выполнением органами исполнительной власти, предприятиями и организациями действующего на территории республики законодательства по всему спектру экономических и социальных вопросов.
В частности, комитет осуществляет контроль:
- за деятельностью должностных лиц органов государственной власти по исполнению законов Республики Башкортостан, Указов и распоряжений Президента республики;
- за выполнением Правительством, республиканскими органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента республики и законов;
- за работой органов исполнительной власти, а также предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности по расходованию бюджетных и внебюджетных денежных средств, по владению, использованию и распоряжению государственной собственностью.
Для выполнения этих задач комитет наделен значительными правами. Так, Законом "О Государственном контрольном комитете Республики Башкортостан" предусмотрена ответственность за невыполнение постановлений комитета, за противодействие органам госконтроля, за предоставление ложных сведений, за неявку по вызову ГКИ РБ. На виновных решениями судов по представлению председателя Госконтроля может быть наложен административный штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Этим правом мы достаточно активно пользуемся. Только за 9 месяцев текущего года к административной ответственности в соответствии с этим Законом привлечено 47 должностных лиц.
Основной формой деятельности комитета являются проверки непосредственно в хозяйствующих субъектах, органах управления, как наиболее результативная форма контрольной работы. В ходе наших проверок изучается не узкий круг вопросов, а проводится комплексный анализ состояния дел в организациях.
В целом за период своей деятельности комитет и его территориальные подразделения провели около 5 тысяч проверок. Результаты многих из них рассмотрены на заседаниях коллегии комитета и советов территориальных управлений. За это время по рекомендациям коллегиальных органов Госконтроля целый ряд руководителей и должностных лиц за допущенные нарушения освобождены от занимаемых должностей, ряд должностных лиц привлечен к материальной и административной ответственности.
Повышению эффективности нашей контрольной работы способствует и тесное сотрудничество с правоохранительными органами. В их адрес по фактам выявленных правонарушений нами был направлен целый ряд материалов, 350 из них послужили основанием для возбуждения уголовных дел.
Только за 9 месяцев текущего года в результате устранения нарушений, выявленных в ходе проверок контрольного комитета, в консолидированный бюджет республики, в кассы и расчетные счета предприятий возвращены и восстановлены около 118 млн. руб. денежных средств.
Установлены деловые связи комитета также с органами федеральной исполнительной власти в Республике Башкортостан: управлениями налоговой полиции, Министерства РФ по налогам и сборам, федерального казначейства и КРУ Минфина РФ.
Но жизнь ставит перед нами все новые и новые проблемы, успешное решение которых требует создания хорошо отлаженного механизма государственного контроля в целом по стране. Нужны единая правовая и методологическая база контрольной работы, взаимосвязанная информационная система. Уже не первый год ставится вопрос о необходимости принятия Закона Российской Федерации о системе государственного контроля, который решил бы многие проблемы. Хотел бы остановиться только на некоторых из них.
Значительно затрудняет нашу работу отсутствие связи контрольных органов как по вертикали, так и по горизонтали, что ведет к замкнутости в работе.
Зачастую в ходе или по результатам проверок хозяйствующих субъектов возникает необходимость уточнить те или иные вопросы в различных регионах страны, принимать согласованные меры по устранению выявленных нарушений, но далеко не всегда это удается.
Законодательно так и не решен вопрос о координирующем центре, который мог бы направлять усилия всех контролирующих органов, в т.ч. ведомственных, на решение общих узловых задач. Всем понятно, что разобщенность никогда на пользу дела не шла.
У нас, к примеру, по предложению контрольного комитета при Президенте республики в сентябре 1999 года создан Межведомственный совет по координации деятельности государственных контролирующих органов, действующих на территории Республики Башкортостан. В его состав вошли представители всех ведомств, осуществляющих в той или иной степени контрольную деятельность.
Следующая проблема связана с нашим взаимодействием с правоохранительными органами, которое оставляет желать много лучшего, несмотря на приведенные мной выше цифры. Нужны организационные меры по налаживанию этой работы. Ввиду отсутствия правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, и имея в виду, что принятие Закона - процесс длительный, считаю целесообразным принятие Указа Президента РФ по данному вопросу.
Уверен, что он позволил бы снять существующие проблемы в этом направлении, выработать механизм нашего взаимодействия с правоохранительными органами и в конечном счет значительно повысить эффективность нашей деятельности.
На наш взгляд, требуется внесение изменений и в законодательство о банковской системе, с банковской тайной надо заканчивать, она явно направлена против интересов государства. Проверять движение через банки государственных средств контрольные органы должны иметь возможность, ибо это деньги налогоплательщиков, наших граждан.
Внимательно изучив проекты федеральных законов "О государственном финансовом контроле" и "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации", мы направили в адрес Счетной палаты свои предложения о внесении во второй из них отдельных изменений и дополнений, а также разработанный нами альтернативный вариант Федерального закона "О государственном контроле в Российской Федерации". Надеемся, уважаемый Сергей Вадимович, что они будут внимательно Вами рассмотрены.
В заключение хочу выразить уверенность в том, что сегодняшнее совещание даст хороший импульс взаимодействию контрольных органов России. Предложение о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации поддерживаю в надежде, что она будет способствовать решению назревших проблем организации контрольной деятельности на государственном уровне.
Спасибо за внимание.
Бобылев Петр Миронович
Счетная палата РФ
22 мая 2001года
|