Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Выступление Председателя Счетной палаты
Тюменской области
Шерегова Сергея Александровича
"Проблемы реформирования действующего
государственного финансового контроля,
создание механизмов обеспечения независимости органов
государственного финансового контроля"


Уважаемый Сергей Вадимович!

Спасибо за интересный, содержательный доклад. Он станет у нас настольным документом.

Уважаемые участники!

Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами субъектов РФ абсолютно своевременно поставлен вопрос о реформировании, развитии и единстве контрольно-счетных палат и органов финансового контроля.

Государственный контроль во всех его проявлениях является неотъемлемым атрибутом государственной власти, более того, государственный контроль - это одна из форм существования власти. При этом государственный контроль в любой сфере однозначно требует системного подхода к решению поставленных перед ним задач. Существующая система государственного финансового контроля в РФ имеет достаточно сложную многоуровневую структуру. В качестве критерия классификации органов государственного финансового контроля можно использовать уровень бюджетных отношений (Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления) и принадлежность органов государственного финансового контроля к различным ветвям власти (законодательной, исполнительной) и т.д.

Значительная часть органов государственного финансового контроля традиционно находится в ведении исполнительной власти. Это так называемый ведомственный контроль. Спецификой ведомственного контроля (вне зависимости от его уровня) является то, что информация, получаемая в результате проверок, направляется исключительно своей вышестоящей организации. В силу прямого подчинения ведомственного органа финансового контроля нарушения, допущенные вышестоящей организацией и выявленные ими в ходе проверок, как правило, не становятся известными другой вышестоящей организации. Органу исполнительной власти любого уровня, распорядителю бюджетных ассигнований нецелесообразно заявлять об имеющихся у него нарушениях бюджетного законодательства публично, и они благополучно замалчиваются.

Развитие нового направления государственного финансового контроля связано с появлением контрольно-счетных палат, создаваемых органами законодательной власти. В настоящее время контрольно-счетные палаты созданы на федеральном уровне (Счетная палата РФ) и в большинстве субъектов РФ. Основными отличиями контрольно-счетных палат от органов ведомственного контроля являются:
1. независимость контрольно-счетных палат,
2. гласность их деятельности.

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса принцип гласности помимо всего прочего означает полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Считаю, что такую информацию должны получать не только органы государственной власти; каждый потенциальный потребитель такой информации (за исключением секретной) должен иметь реальную возможность ознакомиться с результатами контрольно-ревизионных мероприятий контрольно-счетных палат любых уровней. Только в этом случае мы сможем говорить о прозрачности бюджета и реальной оценке эффективности бюджетного контроля. В этой связи совершенно необходимо создание мощной централизованной информационной базы с использованием компьютерных технологий, обеспечивающей потенциальных потребителей полной и достоверной информацией о ходе исполнения бюджетов различных уровней, соблюдении бюджетного законодательства и т.п. Создание таких информационных баз, в том числе в субъектах РФ, а также иная информационная поддержка входят в число задач создаваемой Ассоциации контрольно-счетных органов РФ.

В целях повышения эффективности деятельности региональных контрольно-счетных палат должна быть решена проблема их независимости. Проблема независимости имеет несколько аспектов:

  • институциональный: по нашему мнению, контрольно-счетная палата должна быть в обязательном порядке юридическим лицом, а не структурным подразделением органов власти;
  • финансовый: существующая у органов исполнительной власти возможность влиять на принимаемые контрольно-счетными органами решения с помощью "финансового рычага" не способствует взаимопониманию сторон. Необходимо решить эту проблему путем финансирования региональных КСП через федеральное казначейство;
  • профессиональный: обучение кадров для системы государственного финансового контроля должно осуществляться по специальной централизованной программе;
  • организационный: необходим единый законодательный подход в вопросе о полномочиях органов государственной власти в сфере государственного финансового контроля, в том числе при назначении должностных лиц контрольно-счетных палат и их законных прав.

    Для проведения комплексных проверок использования средств бюджетов различных уровней необходимо создание единой методической базы проведения контрольно-ревизионных мероприятий. При условии единства подходов к проведению проверок вполне реальным становится делегирование полномочий одного контрольно-счетного органа другому. Этот вопрос можно попытаться решить в рамках создаваемой ассоциации на договорной либо другой правовой основе.

    Хотелось бы несколько слов сказать о взаимоотношениях с правоохранительными органами. Деятельность региональных контрольно-счетных палат и правоохранительных органов достаточно часто пересекается, однако не следует их отождествлять друг с другом. Контрольно-счетные палаты часто вынуждены прибегать к помощи правоохранительных органов для обеспечения своей деятельности в случаях непредставления необходимой документации, при отказе в доступе на проверяемый объект и т.п. Однако подобные ситуации для правоохранительных органов, скажем прямо, не представляют особого интереса. С другой стороны, проведение бухгалтерских и финансово-хозяйственных экспертиз, в которых заинтересованы правоохранительные органы, обычно выходит за рамки полномочий контрольно-счетных палат (они полномочны только в части бюджетных средств). Привлечение сотрудников контрольно-счетных палат для проведения бухгалтерских и других экспертиз на договорной основе в настоящее время также невозможно в силу законодательного запрета аудиторам заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Но мы по мере предоставленных нам законодательством возможностей стараемся идти навстречу правоохранительным органам.

    В целом существующая система контрольно-счетных палат далека от совершенства. Это неоднократно отмечалось на третьей Всероссийской научно-практической конференции органов государственного финансового контроля РФ, проходившей 28-29 ноября 2000 года в г. Тюмени. В итоговом документе конференции прямо указывается на необходимость реформирования существующей системы государственного финансового контроля в РФ. На сегодняшний день у нас отсутствуют единые законы, стандарты и методические рекомендации по осуществлению контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, единые квалификационные требования к аудиторскому и инспекторскому составу, взаимодействия между контрольно-счетными палатами ограничиваются обменом документацией и информацией о проведенных контрольно-ревизионных мероприятиях, а также методологической помощью.

    Предложенный проект декларации и регламента создаваемой Ассоциации контрольно-счетных органов РФ предусматривает развитие взаимоотношений контрольно-счетных палат именно в этом направлении. Однако существует возможность кардинальным образом решить целый ряд проблем, стоящих перед контрольно-ревизионными органами, путем принятия федерального закона о высшем органе государственного финансового контроля. При создании этого законопроекта необходимо использовать весь имеющийся у контрольно-счетных палат опыт контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической деятельности, опыт работы с органами законодательной власти и т.п.

    По нашему мнению, закон должен образовать своего рода вертикаль, основанную на обязательном законодательно закрепленном предоставлении высшему органу государственного финансового контроля всей полноты власти и необходимой информации по результатам контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, а также, возможно, и на прямом подчинении одних органов государственного финансового контроля другим.

    Нелишним будет отметить, что принимать закон о высшем органе государственного финансового контроля необходимо только в пакете с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс, Бюджетный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т.п. В противном случае мы можем вновь столкнуться с проблемой отсутствия адекватных санкций за нарушение закона о высшем органе государственного финансового контроля. Считаю, что деятельность Ассоциации контрольно-счетных органов РФ с момента ее образования нужно сосредоточить именно на этом направлении. Особая роль здесь, безусловно, должна отводиться Счетной палате РФ как высшему органу государственного финансового контроля.

    В заключение хотелось бы отметить, что создание Ассоциации контрольно-счетных органов РФ - это всего лишь первый шаг на пути к созданию эффективной системы государственного финансового контроля в стране. Надеюсь, что за этим шагом последуют и другие шаги в направлении укрепления позиций контрольно-счетных органов, как федеральных, так и региональных.

    Шерегов Сергей Александрович
    Счетная палата РФ
    22 мая 2001 года


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки