Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Выступление Председателя Контрольно-счетной
палаты Ленинградской области
Семенова Владимира Александровича
"Опыт взаимодействия контрольно-счетных палат,
входящих в Ассоциацию региональных
контрольно-счетных палат и комитетов"


Уважаемые коллеги, наше совещание решает очень важный вопрос сегодня - это создание Российской ассоциации счетных палат во главе со Счетной палатой Российской Федерации и его Председателем. Я думаю, что среди нас нет противников, даже сомневающихся нет в важности вопроса о создании Ассоциации.

Наша конференция в Рязани приняла решение единогласно поддержать эту идею и выразила доверие возглавить Ассоциацию Степашину Сергею Вадимовичу. Я не сомневаюсь, что Сергей Вадимович будет достойно представлять наши интересы в органах государственной власти России.

Второй важнейший вопрос, который сегодня-завтра мы решаем, - это обсуждение проектов федеральных законов о государственном финансовом контроле, об основах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Ленинградская палата, просмотрев эти проекты законов, считает, что законы составлены профессионалами высокого уровня, знающими свое дело. Однако обидно, что они не были приняты еще пять лет тому назад. Тогда бы не было таких мытарств, которые до сих пор испытывают региональные органы финансового контроля представительной власти. Но самое важное, сколько было бы за эти годы сбережено денег налогоплательщика.

В дальнейшем я хочу доложить о взаимодействии Контрольно-счетной палаты (комитета) с органами представительной и исполнительной власти в регионах. Сегодня единственными органами финансового контроля, по-настоящему представляющими интересы налогоплательщиков, являются Счетная палата Российской Федерации, региональные контрольно-счетные палаты, комитеты, комиссии и другие органы, которые созданы представительной властью.

Мы являемся той частью государственной власти в России, которая занимается бюджетно-финансовым контролем, то есть контролем за расходованием денег налогоплательщика. Процесс создания в России региональных финансово-контрольных органов представительной властью еще продолжается. И процесс этот сложный. На его пути имеются серьезные проблемы как организационного и законодательного характера, так и прямого противодействия органов власти в некоторых регионах, которые игнорируют право налогоплательщиков знать, куда потрачен каждый бюджетный рубль.

Особенно неблагоприятно влияет на нашу работу и на процесс создания в дальнейшем таких работоспособных контрольно-счетных палат отсутствие законодательства на федеральном уровне, которое четко и недвусмысленно регламентировало бы деятельность контрольно-счетных органов. Я бы хотел ваше внимание обратить на то, что если внимательно прочитать те пункты Бюджетного кодекса, которые связаны с финансовым контролем в регионах, то нельзя не убедиться в том, что такую путаницу при составлении Бюджетного кодекса могли допустить люди, которые далеки от финансового контроля в регионах.

Немного о Контрольно-счетной палате Ленинградской области. Палата начала формироваться с 23 сентября 1997 года, Палате был сразу придан статус юридического лица, и в своей работе она подотчетна только Законодательному собранию. Отсюда вроде бы прямого подчинения кому-либо из высших руководителей области или комитетов и комиссий представительной власти нет, но в то же время имеется вопрос (почему я о Палате говорю, потому что именно хочу обострить внимание на тех вопросах, которые встречаются, когда общаешься с коллегами, в других контрольно-счетных палатах).

27 апреля 1999 года Законодательное собрание приняло областной Закон о внесении дополнений в областной закон, в Устав Ленинградской области, очень хорошее, прогрессивное было дело. Согласно данному закону Палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным собранием и подотчетным ему. Здесь же приведу пример, к чему приводит отсутствие федерального законодательства по контрольно-счетным палатам регионов, который определил бы их статус в системе государственного финансового контроля России. А недавно в связи с требованием приведения в порядок законодательных актов к федеральному уровню был вынесен на обсуждение правительства проект нового Устава Ленинградской области. Так вот, уже в нем нет даже упоминания о Контрольно-счетной палате. Правда, он на заседании правительства был как недоработанный отклонен, но это яркий пример нашей беззащитности. Я думаю, с этим могли встретиться и любые остальные контрольно-счетные палаты, в частности, такая история повторяется в Карелии.

Основной задачей Контрольно-счетной палаты является контроль за отношениями в бюджетно-финансовой сфере. В рамках задач, определяемых действующим законодательством, Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Палата финансируется из областного бюджета. Средства на ее содержание предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой. Палата размещается территориально отдельно от других органов государственной власти. В отсутствие же законодательно-нормативной базы на федеральном уровне, регламентирующей работу региональных органов финансового контроля, созданных представительными органами власти субъектов Федерации, возникающие в ходе их практической деятельности проблемы требуют постоянного совершенствования правовых условий функционирования Контрольно-счетной палаты.

В 1999 году Законодательное собрание области внесло дополнения в Закон о Контрольно-счетной палате, которые позволили расширить полномочия Палаты в контроле бюджетных средств. Эти полномочия теперь распространяются на все органы государственной власти и местного самоуправления и организации всех форм собственности, получающих бюджетные средства Ленинградской области, а также налоговые и другие льготы за счет сокращения доходов бюджета. Кроме этого, Палата получила право проверять финансово-хозяйственную деятельность любых получателей средств из областного бюджета.

Палата имеет свою Коллегию. Я уже неоднократно на конференциях выступал, повторяться не буду, потому что в состав Коллегии входит как руководство Палаты, так и руководство Законодательного собрания, и руководство органа финансового контроля Ленинградской области.

Хочу еще сказать о том, что главным принципом нашей работы является гласность. Все документы по проверкам отдаются в печать и постоянно публикуются. У нас нет случаев секретных справок. Поверьте мне, гласность - это наше оружие, наша сила. В конечном итоге за что мы получаем зарплату? А за то, что представляем интересы народа, интересы налогоплательщика. А народ, как говорится, должен знать своих "героев" и имеет на это право.

Наша Палата заключила договор о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации. Ежегодно мы проводим 3-4 совместные проверки. Мы получаем от Счетной палаты Российской Федерации копии документов по тем проверкам, которые нас интересуют, а также методические разработки. В принципе я думаю, и все вы подтвердите, что сейчас отношения у региональной Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации такие, что, может быть, даже желать лучшего и нечего, потому что мы находим поддержку во всех вопросах. Мало того, мы еще с ними мало работаем, потому что мне постоянно напоминают о том, что ты, дескать, не приезжаешь, не берешь разрешение на те спорные проверки, которые начинают нам говорить, что наша Палата не имеет право проверять, только имеет право проверять Федеральная палата.

С первых дней своей работы Палата придерживается следующих принципов: анализ, на что и зачем тратятся бюджетные средства, какая для этого имеется законодательная база и как тратятся деньги? В этом смысле работа Палаты, ее отличие от других контрольных органов, которые выполняют в основном третью часть, как тратятся деньги, это не просто принцип работы, а это наша идеология. Здесь хотелось бы отметить, как бы в шутку сказано, но вот в Анапе было сказано так, что принцип работы наших контрольных органов - это народный контроль в условиях демократического общества. Я думаю, что сказано было, Сергей Вадимович, не в бровь, а в глаз. Поэтому в штат Палаты кроме финансистов-экономистов дополнительно приняты эксперт по строительству, эксперт по жилищно-коммунальному хозяйству, эксперт-инженер - специалист по ценообразованию.

Вообще, мы как-то на одной из конференций говорили, что наш сотрудник не может иметь одно высшее образование. Никогда финансовую деятельность ЖКХ не проверит специалист, который кроме финансового образования не имеет еще образования на уровне, наверное, высшего, связанного с жилищно-коммунальным хозяйством. Что же мешает повысить эффективность работы органа финансового контроля представительной власти? Это прежде всего недостатки или отсутствие законодательной базы на федеральном и региональном уровне, приводящие к ограничению полномочий Палаты, неопределенности ее статуса, возможности уйти от ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, нанесение ущерба нарушителями. Не предусмотрена ответственность за невыполнение решений Палаты по вопросам ее компетенции согласно законодательству. Отсутствие в Прокуратуре и органах МВД необходимого количества грамотных специалистов по финансовым преступлениям.

Имеются и другие причины. Главное достижение контрольно-счетных палат - это то, что исполнительная власть поняла, что появился орган независимого контроля, который проконтролирует, как она работает с деньгами налогоплательщика. Результаты наших проверок мы доводим до каждого депутата, а через печать - до каждого жителя региона, публикуя это в областной газете. Все справки, которые мы имеем, мы всегда публикуем в областной газете.

Финансовый контроль, осуществляемый Контрольно-счетной палатой, - это соблюдение финансовых интересов области и каждого гражданина. Законность финансового контроля прежде всего означает, что содержание контроля, полномочия Контрольно-счетной палаты определяются на законодательном уровне. Контрольно-счетная палата не может самостоятельно применять, превышать или ограничивать свои полномочия. Это компетенция общества и государства. Палата строго исполняет то, что ей определено Законом. Законность финансового контроля реализуется в том, что создаваемые Палатой документы, акты по результатам проверок имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и судебных органов.

Одним из принципов финансового контроля является его объективность. Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической документальной основе. Палата имеет дело с реальными фактами финансово-хозяйственной деятельности, отчетными данными об этой деятельности. Принцип объективности определяет высокие требования подготовки и компетенции работников Контрольно-счетной палаты. Их квалификация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать никакого повода усомниться в их способности выполнять работу на требуемом уровне. Мы уже как-то по этому поводу поднимали вопрос на конференции в Рязани, что Счетной палате Российской Федерации пора наконец иметь свой институт финансового контроля, который начнется, может быть, с отделения переподготовки и с отделения, которое будет уже со школы готовить специалистов в области финансового контроля, потому что ни одно учебное заведение в России не готовит специалистов нашего профиля. Я перед этим сказал, может быть, вы считаете спорным вопрос о том, что наш специалист должен иметь как минимум два высших образования.

Еще один важнейший принцип финансового контроля - в его независимость. Он гарантируется прежде всего Законом. Независимость позволяет Палате работать с высокой степенью инициативы. Крайне важно для независимости финансовое обеспечение. Государственный контрольный орган должен, безусловно, получать из государственного бюджета целевым назначением финансовые средства, достаточные для выполнения возложенных на него задач, иметь право самостоятельно использовать выделенные ему средства.

Важен в работе Палаты и принцип гласности. Контроль, осуществляемый келейно, втихаря, теряет свои основные общественно значимые качества, превращается в сыск. Практически принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступными. Это осуществляется двумя способами: представление отчета о своей деятельности Законодательному собранию и публикация результатов проверок.

Необходимо отметить, что в работе контрольных органов представительной и исполнительной власти нередко наблюдается дублирование. Это объясняется тем, что задачи, стоящие перед ними, общие. Хотя исполнительная власть больше уделяет внимания проверке своевременности и полноты исполнения своих нормативных и распорядительных документов, ее контроль направлен на решение конкретных вопросов текущей хозяйственной деятельности. Законодательную власть больше интересует эффективность работы администрации, ее соответствие действующему законодательству.

В связи с ростом авторитета Контрольно-счетной палаты в том, что она проводит более глубокие проверки, чем другие органы, считаю, что координатором при составлении годовых планов финансовых проверок должны быть в своих регионах именно органы финансового контроля представительной власти. Здесь необходимо отметить, что Минфин поставил следующие задачи перед Контрольно-ревизионным управлением, а именно за год необходимо проверять использование 75% федеральных средств и 50% организаций, получающих федеральные деньги. Чтобы выполнить эти задачи, Минфин рекомендует уменьшить со стороны КРУ проверки местных бюджетов, так как в 1999 году 44 региональных управления КРУ проверили менее 50% федеральных средств. Отсюда вывод, что главным контролером региональных бюджетов должны стать КСП районов, регионов, а также местных бюджетов, так как в местных бюджетах практически нет никаких органов финансового контроля, за исключением 4-5, что имеются у нас в России.

Есть еще один сложный вопрос в работе Палаты, а именно контроль за поведением наших сотрудников. Коррупция может быть разных видов: от подарков до прямых взяток. И на этот вопрос нельзя никому закрывать глаза, особенно нам, руководителям палат, и руководству Счетной палаты Российской Федерации. Девиз сотрудника Палаты: "Честность, принципиальность, неподкупность". Я поддерживаю предложение, высказанное сегодня Сергеем Вадимовичем, о том, что Ассоциации нужно создать потом "Кодекс чести работника финансового контроля". Это очень важный вопрос. И мы с этим вопросом, между прочим, постоянно сталкиваемся. Я думаю, что все руководители с этим сталкивались.

В течение 2000 года я участвовал в 4 конференциях Ассоциации контроль-но-счетных палат. В итоговых документах основными пунктами были:

  • контрольно-счетные палаты с правами юридического лица и подотчетными органам законодательной власти, как формы, наиболее отвечающей задачам органов государственного финансового контроля;
  • принять федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, в котором должна быть глава о статусе и полномочиях контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации;
  • доработать Бюджетный кодекс в вопросе целевого и нецелевого использования бюджетных средств, контроле за их использованием, мерах наказания за нецелевое их использование;
  • Счетной палате Российской Федерации организовать подготовку специалистов по финансовому контролю для контрольно-счетных палат.

    Успехов нам в работе. Спасибо за внимание.

    Семенов Владимир Александрович
    Счетная палата РФ
    22 мая 2001 года


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки