Уважаемые коллеги, здравствуйте, я хотела бы, во-первых, поздравить вас с тем, что, наверное, сегодня вы впервые собрались для того, чтобы консолидировать свои знания и усилия, для того, чтобы осуществить работу по контролю за эффективным использованием государственных средств на новом качественном уровне. Думаю, что это совещание должно стать началом большой работы по координации взаимодействия всех счетных палат всех регионов, и прежде всего не только борьбы с нерациональным использованием тех средств, которые уже запланированы в бюджете, но и с тем, чтобы увидеть экономику регионов и, возможно, дать законодательным и исполнительным органам власти шанс для изыскания новых возможностей поступления средств бюджета. Мне кажется, это является очень важной задачей с точки зрения органов контроля не только, что очень правильно, за расходованием тех средств, которые уже предусмотрены в бюджетах, изысканы и есть, но и тех неиспользованных возможностей, которые дает экономика регионов.
Мы, как Центральный банк, может быть, как один из многих органов денежно-кредитного регулирования в стране, имеем довольно большую информацию даже в ежедневном режиме, но делаем анализ ежемесячно об экономике регионов, и мы видим, какие средства в регионах, как они используются. Мы видим, какие долги есть в регионах: и внешние, и внутренние, каким образом эти регионы различаются по стране. И видим, что в отдельных регионах власти, в том числе законодательная и исполнительная, принимают те или иные усилия для того, чтобы использовать имеющиеся ресурсы.
Вы знаете, одним из очень важных показателей развития экономики регионов является такой технический показатель, на первый взгляд, - это грузооборот основных перевозок. И вторая, еще более значимая техническая характеристика развития региона, - это сумма и количество проведенных в данном регионе платежей в их реальном выражении. И вот, анализируя эту информацию, а мы ее имеем ежедневно, повторяю, мы видим, насколько активно тот или иной регион участвует во всей экономике России. Думаю, что анализ экономического развития регионов является очень важным с точки зрения руководителей счетных палат. Не знаю, используете ли вы контакты, насколько я знаю, слабо, с Центральным банком, с нашими подразделениями на местах именно не с точки зрения проверки, что тоже очень важно, я повторяю, а с точки зрения анализа экономики, потому что методики, которые мы применяем, применяют в Центральном банке, они полностью адекватны международному пониманию в других странах как в разрезе отдельных предприятий, я не знаю, знаете ли вы или нет, что Центральный банк обладает очень хорошими методиками мониторинга деятельности предприятий и, кроме того, мониторингами деятельности всей экономики регионов.
Поэтому хотелось бы, чтобы вы использовали эти контакты и, возможно, наладили бы связи с подразделениями Центрального банка, у нас есть такое подразделение - это подразделение по работе с нашими филиалами, которое занимается анализом развития регионов, и в основном реального сектора в этих регионах, и анализирует предпочтение предприятий на будущий период времени, инвестиционный климат региона, инфляционные ожидания, другие различные показатели, которые являются очень важными с точки зрения изыскания возможностей увеличения доходов и поступления доходов бюджета.
Вторая проблема, о которой я хотела бы сказать, она была здесь затронута - об органах государственного контроля, которые являются важными для контроля за использованием государственных средств. И здесь очень важным является, как мне кажется, создание, хотя она уже и есть, но создание полного видения возможностей всех органов контроля со стороны исполнительной власти и других органов, которые должны контролировать ту или иную сферу деятельности. Что я имею в виду? Вот здесь абсолютно правильно говорилось о том, что такими органами являются не только Счетная палата, но и по Закону являются и другие органы, в том числе и Налоговая, в том числе и казначейство. Но в рыночной экономике всегда присутствуют и другие, такие характерные для нее сферы возможностей контроля.
Что я имею в виду? Прежде всего аудит. Кто контролировал банки или участвовал в проверке бюджетных средств банка, тот знает, что не может быть принят банковский баланс, если он не проаудирован независимым аудитором. Плохо ли, хорошо ли - это уже второй вопрос, но все равно должна быть осуществлена публикация баланса по установленной форме для общественности, и это дает возможность в дальнейшем по закону предъявления тех или иных претензий к тому лицу, которое дало неправильную информацию. Вот такой прозрачности в большинстве сфер, кроме банков, нет. И опять-таки во многих странах существуют эти требования. И, наверное, нам в тех целях, чтобы обеспечить прозрачность, предотвратить потери и изыскать возможные ресурсы, вероятно, тоже нужно подумать о внедрении аудита в определенные, даже промышленные, других сфер, компании с определенной величиной капитала или с определенной величиной присутствия на всероссийском или региональном рынке.
Я считаю, что очень правильная постановка, хотя в терминах можно расходиться, хотя они имеют очень важное значение, это создание системы внутреннего контроля. Опять-таки в других странах эту систему называют внутренним контролингом, и она присутствует практически во всех предприятиях и хозяйственных субъектах. Сейчас она существует в банках. По требованию Центрального банка в каждом банке создана система внутреннего контроля, но подобных требований к другим сферам деятельности не существует, в том числе и в органах исполнительной власти.
Поэтому, наверное, поддерживая идею создания такой службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, контролинга, можно говорить о терминах, но каждый термин имеет и разные оттенки: юридические и практические, наверное, нужно говорить о создании такой системы внутреннего контроля и чем аудит отличается от ревизии. Вы знаете, что ревизия у нас - это проверка кассы, это проверка всех конкретных операций и т.д. Аудит имеет совершенно другое содержание. Это выборочная проверка с какой-то выборкой до 70, положим, процентов массива и т.д.
То есть я бы хотела сказать, что создание системы государственного контроля - это не создание одного конкретного органа, а это действительно должна быть система, которая должна быть как бы классифицирована, функции которой всем должны быть понятны. И совершенно очевидно, что многие страны имеют такую систему, и нам здесь, может быть, не надо много выдумывать, нам просто нужно ее приложить к нашим собственным условиям, и я думаю, что роль Счетной палаты в этом может быть новаторской, инициирующей, потому что и федеральная Счетная палата, и счетные палаты на местах - это органы, как я знаю в других странах, в свое время еще несколько лет назад, еще до создания Счетной палаты, когда работала там, где я работаю сейчас, мы занимались этим вопросом и знакомились с опытом работы многих счетных палат. Знаю, что там не только направление расходования средств, а важно изыскание и увидеть проблему, когда еще она не стала проблемой.
Поэтому, конечно, это требует очень большой квалификации от людей, которые работают в Счетной палате, от аудиторов, обучения многим вопросам и просто жизненного опыта, это очень важно для аудитора, как мне кажется.
Поэтому я бы хотела пожелать вам такой направленности в работе, чтобы она приносила максимальную пользу для нашей страны, для каждого региона конкретно. И если у вас есть интерес, вы можете координироваться и использовать тот квалифицированный опыт, который есть во многих наших региональных учреждениях. Спасибо.
Парамонова Татьяна Владимировна
Счетная палата РФ
22 мая 2001 года
|