Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Выступление Председателя Счетной палаты Рязанской области
Мясникова Владимира Викторовича
"Совершенствование законодательства по вопросам государственного
финансового контроля - одна из важнейших задач создаваемой
Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации"


Уважаемые коллеги!

Прошло более пяти лет, как в системе финансово-экономических отношений в России начали формироваться новые органы государственного финансового контроля - контрольно-счетные палаты. Проводимые в последнее время региональные совещания свидетельствуют о том, что накоплен опыт их деятельности, наработана определенная практика организации и методов проведения контрольных мероприятий.

Поэтому речь сейчас должна уже идти о повышении эффективности деятельности органов финансового контроля, связанной с эффективным формированием, распределением и использованием денежных ресурсов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Объединение нашего потенциала, выработка единых подходов в осуществлении государственного финансового контроля и в конечном итоге повышение его эффективности невозможны без взаимодействия контрольно-счетных палат регионов и Счетной палаты Российской Федерации. Этим и вызвано стремление субъектов Российской Федерации к созданию Ассоциации контрольно-счетных органов под эгидой Счетной палаты Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы имеют много общих проблем, различающихся лишь разной остротой и масштабностью и требующих решения как на региональном, так и на федеральном уровне.

Наиболее слабым звеном в организации системы бюджетно-финансового контроля на региональном уровне является недостаточная нормативно-правовая база.

Введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации во многом решает вопросы регулирования бюджетно-финансового контроля. Вопросы финансового контроля предстают в нем как важная и органичная составляющая бюджетного процесса, а органы государственного и муниципального контроля признаются полноправными участниками бюджетного процесса. Получили законодательное закрепление применяемые на практике формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий. Определено их содержание.

Однако Бюджетный кодекс является системообразующим нормативно-правовым актом, содержащим основополагающие начала бюджетного процесса, в том числе бюджетно-финансового контроля. Для реализации многих положений Кодекса очевидна настоятельность принятия ряда нормативно-правовых актов.

Необходимо законодательно определить основные принципы взаимодействия контрольно-счетных органов с федеральными структурами исполнительной власти, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, так как отношения контрольных органов с Центральным банком, Федеральным казначейством, государственными налоговыми инспекциями, правоохранительными органами и объектами проверки могут быть урегулированы лишь федеральным законом.

Сейчас на федеральном уровне заключены соглашения с Генеральной прокуратурой, МВД, Федеральными службами безопасности и налоговой полиции. Координация деятельности органов финансового контроля и федеральных правоохранительных органов на региональном уровне весьма проблематична. На наш взгляд, целесообразно назначение в прокуратуре ответственного лица по взаимодействию с контрольно-счетными органами, с особыми полномочиями и выходом в решении вопросов напрямую на прокурора области.

Для проведения оперативного контроля, аналитической деятельности и подготовки материалов о ходе исполнения бюджета и представления их в законодательный орган необходимо обязательное постоянное и отлаженное взаимодействие с органами, обладающими информацией по финансовым вопросам. В областном законе о Счетной палате определено, что налоговые органы и органы федерального казначейства обязаны представлять в Счетную палату информацию об исполнении бюджета. Однако из-за отсутствия аналогичной нормы в федеральном законодательстве возникают определенные трудности в получении от федеральных структур необходимой информации.

Необходимо внести ряд законодательных норм в Бюджетный кодекс РФ, например, об обязательности принятия на региональном уровне законодательного акта о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В нашей области данный закон до сих пор не принят.

Еще пример. Бюджетным кодексом РФ установлено, что при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета заслушивается доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства. В областной же закон, регламентирующий порядок рассмотрения исполнения областного бюджета, включить аналогичную норму не представляется возможным, так как прокуратура является федеральным органом исполнительной власти.

Серьезной проблемой является тот факт, что в федеральном законодательстве отсутствует ответственность за непредоставление информации по запросам Счетной палаты, предоставление ложной информации, а также за отказ от допуска на проверяемый объект без достаточных на то оснований.

Отсутствуют также действенные санкции, применяемые к должностным лицам, по фактам, вскрытым в результате контрольно-ревизионных мероприятий.

Законодательством не определен порядок контроля за рациональным и эффективным использованием долей государства в акционерных обществах, а также не установлены рычаги финансового воздействия (санкции) за неэффективное их использование, в связи с чем возникают определенные трудности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, имеющих в уставном фонде долю государственной собственности.

Серьезной проблемой является определение квалификации выявляемых фактов. Содержание понятий: "нецелевое использование бюджетных средств", "нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств" в федеральных законах не определено, что приводит к различному их толкованию при определении квалификации правонарушения применительно к каждому конкретному случаю и зачастую к возникновению спорных ситуаций на стадии подписания актов, а также при исполнении финансовыми органами представлений и предписаний Счетной палаты на возмещение в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению.

В законодательстве не предусмотрено право контрольных органов представительной власти самостоятельно требовать возврата на счета областного бюджета средств, использованных не по целевому назначению, что снижает эффективность и результативность деятельности Счетной палаты.

Органы финансового контроля не наделены правом обращения в суд с исками в защиту интересов государства. Прокуратура не всегда адекватно реагирует на предложения выступить с соответствующим иском.

Таким образом, можно констатировать необеспеченность федеральным законодательством работы органов власти субъектов Российской Федерации с точки зрения правового обеспечения деятельности независимого бюджетного и финансового контроля. В связи с чем возникает и существует ряд общих проблем, с которыми постоянно сталкиваются контролирующие органы при осуществлении своих функций, и их не могут разрешить регионы каждый в отдельности.

Решению вышеназванных проблем, несомненно, будет способствовать принятие федеральных законов "О государственном финансовом контроле" и "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации", проекты которых были разосланы нам Счетной палатой Российской Федерации.

Но, учитывая опыт прохождения в Госдуме подобных законов (об аудиторской деятельности, о бухгалтерском учете и др.), можно представить, что процесс рассмотрения и принятия предлагаемых проектов законов может затянуться еще на годы. Нам же сейчас нужны конкретные нормативные акты по насущным вопросам.

В соответствии с этим есть предложение, не откладывая, конечно, законотворческой работы, в течение 3-4 месяцев разработать "Временное положение об организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации" и ввести его в действие Указом Президента России. Такое Временное положение может помочь в наработке более эффективных норм в предложенных проектах законов.

Но оно, как и отмеченные законопроекты, даст небольшую пользу, если не будут внесены соответствующие изменения в действующие законодательные акты (законы: о прокуратуре, о судебной системе, кодексы: об административных правонарушениях, Бюджетный, Налоговый и др. акты), которые бы действительно создали мощную нормативно-правовую основу деятельности региональных контрольно-счетных палат.

Решение проблемы создания и совершенствования правовой базы должно стать одной из главных задач и создаваемой Ассоциации.

Это, как мне представляется, наиболее важная, так сказать, внешняя, проблема повышения эффективности деятельности региональных контрольных органов. Вместе с тем в каждом регионе имеются свои частные проблемы по работе Контрольно-счетной палаты, например, отсутствие нормативной документации, в частности стандартов на проведение внешнего контроля исполнения бюджета, обязательность которого установлена Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Недостаточное методологическое обеспечение контрольных мероприятий особо остро ощущается в период становления контрольных органов, так как в связи с широким и разнообразным спектром их деятельности каждая тематика проверки практически вновь изучается и разрабатывается аудиторами и инспекторами. Многие сложные проблемы приходится решать на ходу, методом проб и ошибок.

Поэтому решение проблемы по разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, а также контроля за использованием государственной собственности также является одной из важнейших задач создаваемой Ассоциации контрольно-счетных органов.

Вечной как мир проблемой является кадровое обеспечение. Актуальность профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников Счетной палаты диктуется еще и тем, что для работы в Счетной палате нужны специалисты, досконально знающие не только процедуры контроля, но и вносящие предложения по совершенствованию финансового законодательства.

Начальный период формирования коллектива Счетной палаты Рязанской области предопределил ориентацию на отбор сотрудников, имеющих большой опыт экономической и финансовой работы. Учитывая, что не менее важными задачами Счетной палаты являются финансовая экспертиза проектов областных законов, затрагивающих средства областного бюджета и использование областной собственности, и подготовка заключений Счетной палаты на законопроекты, внесены изменения в структуру Счетной палаты. Будет значительно усилена юридическая служба, предусмотрена должность по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами и связям со средствами массовой информации.

С нашей стороны проводится работа по повышению квалификации сотрудников. Все аудиторы Счетной палаты прошли переподготовку в Центральной аттестационно-лицензионной комиссии Министерства финансов Российской Федерации и получили аттестаты профессиональных аудиторов. Инспекторский состав также пройдет такую переподготовку.

Нами заключено соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации, в том числе по вопросам содействия в повышении квалификации специалистов, обмена опытом и оказания методической помощи в разработке нормативных документов.

Наверное, выражу общее мнение о необходимости создания курсов, учебно-методических центров, институтов, информационных баз по вопросам государственного финансового контроля. То есть системы профессиональной подготовки сотрудников контрольных органов, главным организатором которой, должны стать Счетная палата Российской Федерации и создаваемая Ассоциация.

Одним из элементов системы могло бы стать проведение (ежеквартально или два раза в год) в Счетной палате Российской Федерации семинаров-совещаний по аудиторским направлениям деятельности.

В заключение хочу сказать, что скорейшее принятие предложенных законопроектов, а также объединение и координация деятельности контрольных органов субъектов Российской Федерации путем создания Ассоциации, обсуждения важнейших проблем контрольно-финансовой работы на регулярно проводимых совещаниях и встречах, несомненно, будет способствовать повышению эффективности финансового контроля представительных органов власти за использованием бюджетных и внебюджетных средств, государственной собственности.

Мясников Владимир Викторович
Счетная палата РФ
22 мая 2001 года


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки