Уважаемые участники совещания!
Формирование системы независимого бюджетно-финансового контроля в постсоветских государствах задача актуальная, и инициатива Счетной палаты Российской Федерации, организовавшей это совещание, заслуживает высокой оценки.
Выражу общее мнение, если скажу, что это совещание является важным шагом в процессе становления эффективного государственного бюджетно-финансового контроля в странах Содружества.
Разрешите от имени армянской делегации, думаю, ко мне присоединятся и другие делегации, поблагодарить Счетную палату Российской Федерации, ее Председателя г-на С.В.Степашина за организацию этого совещания.
Сделан еще один шаг по укреплению международных связей между странами Содружества, в данном случае в области бюджетно-финансового контроля.
Образование и становление контрольно-счетных палат в странах Содружества идет непросто, отличается разнообразием подходов к проблеме их правового статуса, функций и задач, полномочий и компетенции.
Не везде контрольно-счетные палаты наделены достаточными для эффективного контроля полномочиями, не всегда пользуются необходимой поддержкой государственных органов власти.
Однако всем очевидно, что организованный контроль является необходимостью для государства и для тех, кто им управляет. Осознается, что гласность, прозрачность в работе является одним из главных условий успеха в борьбе с коррупцией.
И в этом плане данное совещание и создание Совета руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств участников Содружества Независимых Государств это закономерный процесс, поскольку возрождение и укрепление государственного бюджетно-финансового контроля является принципиально важным этапом в реформировании экономики и системы управления в наших странах.
Основной проблемой развития института контрольно-счетных палат является неразработанность и несовершенство законодательной базы их деятельности.
Часто недоработки в законах о контрольно-счетных палатах, отсутствие конкретизации его норм затрудняют практическую работу.
Думаю, что одной из главных функций вновь создаваемого Совета должна быть функция разработки методического обеспечения деятельности независимых контрольных финансовых органов с учетам мирового опыта, в частности, таких организаций, как ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ и АЗОСАИ.
Мы, конечно же, понимаем, что особенности задач, функций и полномочий контрольно-счетных палат требуют разработки собственных методик проведения контрольных мероприятий, однако накопленный действующими контрольно-счетными палатами опыт поможет сформировать стандартный пакет нормативных документов, необходимых для нормальной работы палат.
Другой вопрос, в котором важная роль может быть отведена Совету, это подготовка кадров контрольно-счетных палат, разработка специальных учебных программ для курсов повышения квалификации их работников.
В сущности, контрольно-счетные палаты наших стран работают отчасти изолированно. Нет четкой системы обмена опытом, налаженных каналов получения информации о деятельности контрольно-счетных палат, об организации и практике работы зарубежных контрольных органов.
Уверен, что Совет может стать действенным механизмом постоянного сотрудничества контрольно-счетных палат для совместного, а значит, более эффективного решения перечисленных задач.
Думаю, что вновь создаваемый Совет имеет все шансы повысить роль высших контрольно-ревизионных органов стран СНГ в ЕВРОСАИ и АЗОСАИ.
Теперь несколько слов о Контрольной палате Национального собрания Республики Армения.
Учитывая то, что укрепление представительных органов власти невозможно без становления и развития внешнего парламентского финансового контроля, в Конституции РА был заложен механизм этого контроля Контрольная палата Национального собрания.
Исходя из новых политических и экономических отношений, формирующихся в стране, было необходимо создать развитую бюджетно-финансовую систему контроля.
Контрольная палата Армении стала основой такой системы. Это орган экономического и финансового контроля, работающий при Национальном собрании и подотчетный только ему. Деятельность Палаты регулируется Конституцией Армении, Законом “О Контрольной палате Национального собрания Республики Армения” и Регламентом Палаты.
Контрольная палата была создана в конце 1996 года с численностью 24 человека.
Свою работу Палата начала с нуля. Первые шаги были направлены на разработку технических и оперативных методов контроля, корректировку правовых основ контрольных мероприятий, подбор кадров, определение главных сфер деятельности и так далее.
Одна из первых задач состояла в том, чтобы набрать штат умелых и профессионально подготовленных сотрудников. Часть кадров имеют ученую степень в области экономики, другая большой опыт профессиональной работы. Средний возраст сотрудников 42 года.
Основные проблемы, возникавшие в ходе начального периода существования Палаты, были решены Палатой в содействии с международными организациями. При участии иностранных специалистов был проведен ряд семинаров, предназначенных для членов Палаты.
Для ознакомления с работой других контрольных органов нами были организованы посещения ВОФК различных стран. Некоторые из наших сотрудников приняли участие в конференциях, организованных Международной организацией высших органов финансового контроля, INTOSAI.
6 сотрудников повысили свою квалификацию за рубежом.
Благодаря всем этим мероприятиям и усилиям, приложенным сотрудниками Палаты, всего за три года стало возможным не только создание органа, реально контролирующего государственные финансы, но и достижение им высоких показателей эффективности в своей работе.
При разработке организационной структуры Палаты и ее правового ста-туса мы исходили из международного опыта.
Палата осуществляет свои функции в соответствии с основополагающими принципами независимости, коллегиальности и гласности. Независимость это краеугольный камень в деятельности высших органов финансового контроля большинства стран, проводящих демократические преобразования. В то же время независимость органа финансового контроля напрямую связана с личной независимостью специалистов, осуществляющих контрольные мероприятия.
Должен сказать, что до нынешнего года наша Контрольная палата была в прямой финансовой зависимости от Национального собрания, однако в конце прошлого года были внесены изменения в Закон “О Контрольной палате Национального собрания Республики Армения”, и сегодня Контрольная палата финансово независима.
Доверие граждан к Правительству зависит от его отчетов, представляемых в Национальное собрание. Отчеты Правительства имеют большое значение для составления государственного бюджета и конкретных планов, основывающихся на реальном положении дел. Главная роль Палаты в этом процессе состоит в ревизии и анализе деятельности и отчетов Правительства. Палата представляет в Национальное собрание свои независимые отчеты (резюме, протоколы, заключения и доклады) в отношении выявленных фактов. Палата сообщает об обнаруженных нарушениях и выдает рекомендации о возможных способах их исправления.
Отчеты Палаты позволяют Национальному собранию сформировать более ясное представление о финансовой деятельности Правительства и повысить эффективность контроля в соответствии с Конституцией Армении.
Финансовый контроль
В настоящее время в целом создана приемлемая нормативно-правовая база для проведения контрольных мероприятий в пределах компетенции Контрольной палаты.
Исходя из этого планируем проведение контрольных мероприятий, дополняем их контрольной работой по запросам комиссий и групп НС, представляем Национальному собранию заключения по контрольным мероприятиям.
Существующая модель распределения ответственности обязывает Правительство страны отчитываться перед Национальным собранием за управление государственными финансами.
Контрольная палата, работающая при Парламенте, представляет в Национальное собрание свои заключения по правительственным отчетам и тем самым доводит их до сведения широкой общественности.
Принцип передачи этой информации в Парламент и ее доведения до сведения граждан страны соответствует практике передовых систем финансового контроля и закреплен в действующем законодательстве Армении.
Первая официальная программа на первый год работы Контрольной палаты была принята Национальным собранием Армении в 1997 году. При составлении этого плана учитывались предложения депутатов Парламента и Постоянных парламентских комиссий.
Контрольная палата Армении публикует ежегодные отчеты о своей деятельности. После ратификации в Парламенте эти отчеты публикуются в Официальных ведомостях Республики Армения. Отчеты об отдельных контрольных мероприятиях публикуются после обсуждения в Совете Палаты.
Соответствующие сессии Национального собрания транслируются по государственным каналам радио и телевидения, позволяя общественности ближе познакомиться с деятельностью Контрольной палаты. Заинтересованные граждане могут следить за ходом парламентских дебатов по отчетам Палаты. Интерес граждан к деятельности Контрольной палаты постоянно растет, вследствие чего средства массовой информации и представители самой Палаты периодически выступают перед гражданами, чтобы объяснить или проанализировать итоги конкретных контрольных мероприятий.
Благодаря реальным результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольной палатой, этот орган получил широкое признание в обществе.
Цели и задачи
Контрольная палата представляет собой контрольный орган законодательной власти Республики Армения, цели и задачи которой отличаются от целей и задач контрольных органов исполнительной власти.
Закон предоставляет Контрольной палате Армении следующие полномочия:
А) Передавать результаты проверок на обсуждение в Национальное собрание республики и информировать о них Правительство страны.
Б) Выдавать Национальному собранию республики свои заключения по следующим документам:
По ежегодному отчету Правительства о выполнении государственного бюджета.
По отчету Правительства о выполнении годового плана приватизации.
По ежегодному отчету Центрального банка Армении.
В) Два раза в год передавать на рассмотрение депутатов Национального собрания Республики Армения свои заключения о ходе выполнения государственного бюджета и использования займов и кредитов, поступающих от иностранных государств и международных организаций.
Г) Предоставлять методологическую и профессиональную помощь комитетам и депутатам Национального собрания.
Контрольная палата осуществляет свою деятельность путем исследования документов, правовых актов, деклараций и протоколов.
Организационная структура
Численный состав Контрольной палаты Армении составил 33 человека, из которых 28 специалисты, 5 обслуживающий персонал.
Контрольная палата состоит из пяти отделов, выделенных по профессиональному признаку. Каждый отдел, содействующий выполнению целей и задач Палаты, включает группу старших и ведущих специалистов, работающих под руководством заведующего отделом.
Работой всей Палаты руководит Председатель Контрольной палаты (доктор экономических наук А.А.Тавадян), а в его отсутствие заместитель Председателя (С.Г.Мелкумян).
Совет Контрольной палаты
Совет организует и планирует деятельность Палаты, обсуждает методологические проблемы финансового контроля и утверждает рекомендации, протоколы, заключения и отчеты, предназначенные для передачи в Национальное собрание.
В Совет входят Председатель Палаты, его заместитель и заведующие отделами.
Заседания Совета ведет Председатель Палаты.
Структурные подразделения (отделы)
Отделы Контрольной палаты, работающие каждый в своей области, формулируют результаты и заключения по проверкам для их последующего обсуждения на Совете Палаты или для непосредственного представления в Национальное собрание. В дополнение к этому отделы готовят материалы, предназначенные для ежегодного отчета Палаты и представляют предложения по составлению плана работы на год.
Отдел бюджетного контроля
В настоящий момент в этом отделе работают шесть человек. Руководитель г-н Артавазд Гаспарян.
Департамент бюджетного контроля проверяет:
- Выполнение государственного бюджета, в частности, его доходных и расходных статей, ресурсов государственного бюджета, отклонения от государственного бюджета и реальные показатели выполнения бюджета.
- Использование государственных средств, ассигнований государственным и частным предприятиям, организациям и учреждениям по выполнению государственных проектов и подрядов.
- Использование ассигнованных средств правительством и местными органами власти.
Этот отдел:
- Осуществляет финансовый контроль в вверенных ему областях.
- Готовит заключения по отчету Правительства о выполнении государственного бюджета.
- Готовит ежеквартальные и полугодовые отчеты о ходе выполнения государственного бюджета.
Отдел по контролю использования
иностранных займов и кредитов
Численность этого отдела в настоящее время шесть человек. Руководитель г-жа Рузан Зазян.
Отдел по контролю использования иностранных займов и кредитов проверяет, как расходуются и погашаются займы и кредиты, предоставленные Армении иностранными государствами и международными организациями.
Этот отдел:
- Осуществляет финансовый контроль во вверенных ему областях.
- Осуществляет мониторинг займов и кредитов, предоставленных Правительству Армении и Центральному банку.
- Готовит ежеквартальные и полугодовые отчеты об использовании и выплате иностранных займов и кредитов.
Отдел контроля приватизации
и денационализации
В настоящее время в отделе работают четыре человека. Руководитель
г-н Владимир Маргарян.
Отдел контроля приватизации уполномочен проводить финансовый контроль по выполнению программы приватизации государственных предприятий и незавершенных объектов строительства, проверки на соблюдение министерствами и региональными органами власти распространяющихся на них правовых ограничений в области приватизационной деятельности, а также проверки выпуска, распределения и выкупа приватизационных ваучеров.
Этот отдел:
- Осуществляет финансовый контроль во вверенных ему областях.
- Составляет заключения к отчету Правительства о выполнении годовой программы приватизации и денационализации государственных предприятий и незавершенных объектов строительства.
- Готовит ежеквартальные и полугодовые отчеты о ходе выполнения программы приватизации и денационализации.
Отдел проверки выполнения бюджетов органами местного самоуправления
В отделе работают четыре человека. Руководитель г-н Самвел Елян.
Этот отдел уполномочен контролировать выполнение местных бюджетов, в частности его доходных и расходных статей, ресурсов местных бюджетов, расходов на содержание органов местного самоуправления, отклонений от бюджета и реальных показателей его выполнения.
Сводно-аналитический, информационно-методологический отдел
В настоящее время в отделе работают шесть человек. Руководитель
г-н Ашот Тевикян.
Отдел уполномочен участвовать в мероприятиях других отделов Контрольной палаты или осуществлять собственные контрольные мероприятия. Здесь осуществляются методологические разработки и генерируется информация.
Этот отдел:
- Составляет заключение к годовому отчету Центрального банка Армении.
- Представляет отделам Палаты информацию об использовании государственных средств местными органами власти.
- Готовит годовой план мероприятий Контрольной палаты.
- Готовит ежегодный отчет Контрольной палаты.
- Оказывает методологическую и профессиональную помощь депутатам Национального собрания и постоянным парламентским комиссиям.
Международные отношения
Контрольная палата Армении основывается в своей деятельности на принципах Лимской декларации, принятой в 1977 году на IX Семинаре INTOSAI в Лиме (Перу), а также на Стандартах INTOSAI. Эти Cтандарты были переведены на армянский язык и переданы членам Палаты. Использование Стандартов INTOSAI в практической деятельности контрольного органа гарантирует объективность его проверок по отношению к подконтрольной организации.
В ноябре 1998 года, на XVI Конгрессе INTOSAI, состоявшемся в г. Монтевидео (Уругвай), Контрольная палата Армении вступила в INTOSAI. В мае 1999 года, на Совещании Руководящего комитета EUROSAI, состоявшемся в Париже (Франция), Контрольная палата Армении была принята в EUROSAI.
С момента своего создания Контрольная палата Армении взаимодействует с родственными учреждениями и организациями иностранных государств. Палата имеет полномочия для подписания договоров и для направления своих сотрудников на работу в иностранные аудиторские организации.
Установлены отношения с ВОФК других стран в рамках Программы развития ООН, а также с высшими органами финансового контроля Нидерландов, Италии, Испании, Великобритании, Бельгии, Чешской Республики, Индии, Словакии и Кипра.
В 1997 году в Ереване была организована конференция с участием иностранных экспертов, которые поделились с нами опытом своей работы. Члены Контрольной палаты Армении также приняли участие в семинаре на тему “Роль ВОФК в управлении”, состоявшемся в Братиславе под эгидой ООН.
В 1998 году Палата расширила свои международные контакты. Члены Палаты приняли участие в международных семинарах INTOSAI и ООН в Вене и Будапеште. По приглашению ВОФК Италии и Англии делегация Палаты посетила эти страны. Там были обсуждены конкретные программы сотрудничества на уровне руководства. Контрольная палата Армении также установила контакты с ВОФК Норвегии, Китая, Дании, Ирана, Египта, Германии и других стран.
Выводы
За три года работы Контрольная палата нашла соответствующие формы взаимодействия с подконтрольными органами. Сотрудничаем с Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов, казначейством. В ходе такого сотрудничества договорились с Министерством финансов о необходимости координации контрольной деятельности с целью исключения дублирования в работе и повышения ее качества и эффективности.
Конечно, у нас есть еще проблемы в законодательстве, связанные с повышением организационно-функциональной независимости Контрольной палаты, законодательно не решены проблемы координации, роль высшего контрольного органа и других органов контроля.
Перечисленные проблемы обсуждались в парламентских комиссиях, находят понимание, и, мы полагаем, в скором времени будут разрешены. Тем самым повысится эффективность Контрольной палаты и финансового контроля в целом.
Хотя наша Палата создана недавно, она быстро развивается, и этот процесс продолжится и в будущем.
|