Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Доклад Председателя Палаты аудиторов Азербайджанской Республики д.э.н. профессора В.Т. Новрузова

Многоуважаемый господин Председатель Счетной палаты Российской Федерации!

Уважаемые руководители высших контрольно-peвизионных органов!

Уважаемые дамы и господа!

В начале своего выступления я хочу выразить признательность господину Степашину Сергею Вадимовичу за его идею и инициативу проведения этого важного и знаменательного совещания, участниками которого являются руководители высших контрольно-ревизионных органов стран Содружества Независимых Государств.

Значимость этого форума определяется его повесткой, а именно обсуждением роли и места высших контрольно-ревизионных органов государств участников СНГ в развитии и укреплении государственного финансового контроля. Дело в том, что в условиях, когда международная интеграция становится одной из ведущих мировых тенденций, развитие сотрудничества в различных сферах как в рамках международных организаций, так и в рамках СНГ приобретает особую актуальность.

В этом отношении государственный финансовый контроль не является исключением. Осуществление взаимовыгодного сотрудничества, взаимодействия и обмена опытом способно принести неоценимую пользу в развитии и совершенствовании системы государственного финансового контроля в наших странах.

И поэтому мы считаем совершенно правильным, что в основном докладе формам и методам взаимодействия SAI в рамках СНГ уделено особое внимание.

Развитие демократии, повышение уровня правовой защиты населения непосредственно связано с действующим в каждой стране механизмом контроля за использованием финансовых средств. Этот механизм должен обеспечивать прозрачность использования финансовых ресурсов.

Развитие рыночных отношений в наших странах, появление структур, присущих рынку, акционерных предприятий, коммерческих банков, фондовых и финансовых бирж, инвестиционных институтов и других требует коренной реорганизации системы финансового контроля.

Интересы каждого гражданина и экономики в целом вызывают необходимость создания независимых органов финансового контроля аудита.

Для выполнения возложенных задач аудит сам должен быть правильно организован, обеспечивать в соответствии с принятыми в мировой практике правилами независимый, объективный и непредвзятый характер.

Хочу отметить, что под руководством Президента Азербайджанской Республики господина Алиева Гейдара Алиевича роль и значение аудита в республике укрепляется все больше и больше.

Опираясь на международный опыт финансового контроля, в целях эффективного использования финансовых ресурсов и устранения препятствий в развитии предпринимательской деятельности Президентом республики были изданы Указы “Об упорядочении государственного контроля в системе производства, услуг, финансово-кредитной деятельности и отмене необоснованных проверок”, “О создании Государственной комиссии по реформированию в государственном секторе” и “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля”. Указанные акты играют исключительно важную роль в создании демократических принципов в экономике республики и в борьбе с коррупцией.

Развитие института аудита и расширение его сферы предусмотрены и в принятых за последнее время законодательных актах, таких, как Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы, в законах “Об инвестиционных фондах”, “О прокуратуре”, “О финансово-промышленных группах”, “Об охране окружающей среды”, “О страховании”, “О предприятиях с ограниченной ответственностью”, “О Счетной палате”, “Программа приватизации государственного имущества” и т.д.

Уважаемые коллеги!

В Указе Президента Азербайджанской Республики “О создании Государственной комиссии по реформированию государственного сектора” основное внимание уделено четырем важнейшим направлениям деятельности в процессе реформы государственного сектора, которыми являются: (1) управление государственными расходами и контроль;
(2) реформирование системы аудита;
(3) административные реформы и (4) реформы правовой и судебной системы.

Из указанного видно, что в Азербайджане реформированию системы аудита придается весьма большое значение, и этот процесс опережает в некоторой степени реформы в других областях социально-экономической жизни. Используя предоставленную мне возможность, хотел бы вкратце ознакомить вас с состоянием системы аудита в нашей стране.

В республике системно развиваются все направления аудита: внутренний, внешний (как предпринимательская деятельность) и государственный.

Хочу вкратце остановиться на отдельных аспектах развития направлений аудита.

Внутренний аудит

В июне 1999 года азербайджанские аудиторы первые из стран СНГ были приняты в члены Института внутренних аудиторов США и получили соответствующие международные сертификаты.

С сентября месяца прошлого года функционирует подразделение Института внутренних аудиторов “Аудит-Азербайджан”, и наши внутренние аудиторы активно участвуют в международных встречах, семинарах и тренингах.

Только за последние 5 месяцев наши внутренние аудиторы участвовали в крупных форумах, проходивших в Нью-Йорке, Стамбуле и Берлине.

Рекомендации и методические пособия, получаемые от головного института и его филиалов, помогают внутренним аудиторам совершенствовать свою квалификацию и строить свою работу в соответствии с требованиями международных стандартов и правил.

Актуальность подготовки внутренних аудиторов определяется еще и тем, что согласно Указу Президента “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля” контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств и других органов исполнительной власти, за исключением Министерства финансов, полностью ликвидированы.

Внешний аудит

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и Законом “Об аудиторской службе” была создана новая структура, присущая рыночной экономике, Палата аудиторов Азербайджанской Республики.

Деятельность Палаты регламентируется Положением “Об Аудиторской палате”, утвержденной Парламентом страны.

Палата фактически начала свою деятельность в апреле 1996 года.

Основными направлениями работы Палаты являются организация государственного регулирования аудита, разработка нормативных актов и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование аудита в республике, защита интересов государства, экономических субъектов и аудиторов, а также осуществление контроля за деятельностью аудиторов.

Председатель и заместитель Председателя Палаты аудиторов назначаются Парламентом.

Палата является независимой финансовой организацией и не подотчетна законодательной и исполнительной властям республики.

Палата выполняет в основном следующие функции:

организует и регулирует работу аудиторской службы;

проводит аудиторские проверки в государственных учреждениях по специальному заказу (заявке) полномочных государственных органов, а именно аппарата Президента, Парламента, Прокуратуры, Министерства национальной безопасности, МВД, Экономического суда и т.д.;

готовит соответствующие законодательные документы и т.д.

За последние три года по заказу указанных государственных органов проведено 50 проверок, по результатам которых выявлены факты особо крупных хищений государственной собственности, разбазаривания сырьевых и материальных ресурсов, злоупотребления в использовании международных кредитов, финансовых средств, благотворительной помощи и т.д.

Государственный аудит

Согласно Конституции Парламент республики в июне 1999 года принял Закон “О Счетной палате”, определяющий статус, функции и полномочия Палаты.

Счетная палата является государственным органом бюджетного контроля, отчитывающимся перед Парламентом республики.

Основу деятельности Палаты составляет содействие осуществлению полномочий Парламента по утверждению государственного бюджета республики и контролю за его исполнением.

В этих целях Счетная палата осуществляет следующие функции:

дает заключение по проекту государственного бюджета и отчету его исполнения;

анализирует проведение финансирования из бюджета;

информирует Парламент об исполнении доходов и расходов государственного бюджета;

проводит финансовую экспертизу международных договоров республики и проектов законов, связанных с государственным бюджетом;

проводит ежегодную аудиторскую проверку государственных счетов и представляет Парламенту отчет о результатах этой проверки.

Таким образом, Счетная палата в процессе рассмотрения бюджетных и финансовых вопросов будет действовать прежде всего в качестве консультативного органа Парламента.

Счетная палата будет состоять из Председателя, заместителя Председателя и 7 аудиторов, срок их полномочий определен по 7 лет.

При анализе доходов и расходов государственного бюджета Счетная палата в необходимых случаях может проводить аудит на предприятиях и в организациях.

Счетная палата при осуществлении своих функций может по взаимному согласию привлекать представителей органов государственной власти, а также независимых аудиторов и отдельных специалистов на договорной основе.

Вместе с тем, на наш взгляд, действующая правовая основа не позволяет четко определить сферу охвата высшего аудита. В Законе “О Счетной палате” упоминаются только бюджетные счета, а они, как известно, отражают лишь определенную часть операций государственного сектора.

Аудиторской проверке не подлежат следующие виды операций и счетов: внебюджетные счета; квазифискальные операции между центральным правительством и другими государственными учреждениями; государственные активы, а также органы государственной власти, хозрасчетные государственные предприятия и организации.

По нашему мнению, необходимо существенно расширить сферу деятельности Счетной палаты, включив в нее все вышеперечисленные виды операций, внебюджетные счета, органы государственной власти и государственные предприятия.

Для приведения юридического статуса, функций и обязанностей Счетной палаты в соответствие международным правилам в первоочередном порядке требуется:

Счетная палата должна быть закреплена как высший бюджетно-финансовый государственный контрольный ор-ган и наделена функциями по реализации полномочий Президента и Парламента относительно бюджетно-финансовой системы страны.

Независимо от отражения в республиканском бюджете управление всеми финансовыми ресурсами должно быть под контролем такого государственного органа, как Счетная палата.

Эти требования, кстати, вытекают и из решений всем вам известной Лимской декларации “Руководящие принципы финансового контроля”.

Наряду с этим, как принято в мировой практике, к функциям Счетной палаты должны добавиться следующие:

  • аудит приватизаций,
  • аудит межгосударственных соглашений по финансово-экономической деятельности,
  • представление перечня рекомендаций и предложений по планированию и рациональному использованию финансовых ресурсов Президенту и Парламенту, а также проверяемым организациям,
  • экологический аудит.

Уважаемые коллеги!

Переход к рыночной экономике, который протекает в быстро меняющихся условиях становления правового государства, и формирование системы финансового контроля, в том числе государственной системы контроля, не может быть кратковременным процессом с заранее заданными параметрами.

В частности, в Азербайджане развитие аудита и реформирование аудиторской системы требуют внедрения в жизнь Закона “О Счетной палате”, дополнений и изменений к Закону “Об аудиторской службе”, утверждения документов, связанных с организацией и реформированием внутреннего аудита, а также изменений и дополнений в соответствующих нормативно-правовых и законодательных актах Азербайджанской Республики.

В целом же, нам представляется, назрела настоятельная необходимость в разработке общей концепции государственной системы контроля в странах СНГ, в т.ч. в Азербайджане, в частности, его правовом закреплении в Законе “О государственном финансовом контроле”.

В этом законе можно было бы закрепить правовые основы государственного финансового контроля в условиях рынка, установить его цели и задачи, определить органы, наделенные правом финансового контроля, утвердить их компетенцию и полномочия.

Структурная основа государственной системы контроля должна, на наш взгляд, сложиться, с одной стороны, из государственного аудита, то есть высших контрольно-ревизионных органов, наделенных Конституцией и законом правом контроля. С другой стороны, ее основной частью могут стать ряд ныне действующих специальных органов государственного контроля, другие ветви аудита.

В связи с вышеизложенным нами в Палате аудиторов была создана комиссия по подготовке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование и реформирование системы аудита в республике. Комиссией недавно была завершена работа над указанным документом, и решением Совета Палаты аудиторов одобренный итоговый вариант предложений по данному вопросу был представлен в соответствующие центральные органы и созданную государственную комиссию.

В разработанной нами концепции главной целью реформирования системы аудита в Азербайджане является обеспечение в экономике страны необходимой финансовой прозрачности.

Основными задачами проведения реформы в области организации аудита являются:

  • создание государственного аудита и внутреннего аудита, совершенствование независимого аудита, отвечающих требованиям международных стандартов;
  • установление взаимных связей и сотрудничества между этими тремя направлениями аудита;
  • повышение эффективности использования аудита в деле проведения консультаций и оказание услуг в хозяйствующих субъектах.

Для решения этих задач в первую очередь предлагается:

  • совершенствование нормативно-правовой базы аудита;
  • подготовка аудиторских кадров и повышение их квалификации;
  • повышение качества аудита и совершенствование его контроля;
  • организация внутреннего аудита.

Все контрольно-ревизионные органы стран бывшего Союза в настоящее время находятся в примерно одинаковых условиях; решают вопросы, связанные с совершенствованием финансового контроля, усилением борьбы с коррупцией, незаконным разбазариванием государственных средств и имущества, созданием гарантированной системы, обеспечивающей максимальную эффективность контроля.

Поэтому, поддерживая идею создания Совета глав SAI стран СНГ, нам представляется целесообразным решение нашими совместными усилиями этих важных проблем, которые в виде тезиса предлагаем к вашему обсуждению:

Первое разработка компьютерной информационной базы данных по законодательству стран участников в области финансового контроля и аудита.

Второе разработка модельных законопроектов по вопросам государственного финансового контроля для их использования в законотворческой деятельности в странах участниках Совета с целью гармонизации законодательств.

Третье создание координационного комитета по подготовке мероприятий по борьбе с коррупцией и финансовым мошенничеством.

Четвертое осуществление совместных проверок.

Пятое координация деятельности организаций-членов по развитию и совершенствованию, повышению статуса и престижа профессии государственного аудитора.

Шестое обмен профессиональной и технической информацией между организациями-членами.

Седьмое проведение конгрессов, конференций и семинаров с целью предоставления возможности специалистам в области контроля встречаться в условиях, способствующих проведению дискуссии и обмену мнениями, а также привлечению внимания и информированию представителей профессии об актуальных проблемах государственного финансового контроля и аудита.

Восьмое публикация и распространение информации с целью стимулирования интереса общественности и государственных органов к деятельности Совета.

Девятое разработка документов по сравнительному анализу положений международных и национальных стандартов государственного аудита стран-участников.

Десятое перевод на русский язык и распространение в странах-участниках материалов международных мероприятий и стандартов по государственному аудиту.

Одиннадцатое разработка методических рекомендаций по проведению государственного аудита.

Двенадцатое подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам профессионального образования.

Тринадцатое содействие членам Совета в организации взаимного обмена опытом в области профессионального образования.

Уважаемые коллеги!

Мне, конечно, не хотелось бы перечисление предлагаемых мероприятий закончить не очень почитаемой цифрой “13”. Но я вас уверяю, что изложенные соображения были сформулированы как тезисы ранее, и только потом я их пронумеровал. Так что не будем суеверными.

В завершение своего выступления хочу пожелать всем вам больших успехов в профессиональной деятельности и надеюсь, что данная встреча сыграет основополагающую роль в развитии сотрудничества и будет способствовать укреплению финансового контроля в экономике наших стран.

Благодарю за внимание.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки