Многоуважаемый господин Председатель Счетной палаты Российской Федерации!
Уважаемые руководители высших контрольно-peвизионных органов!
Уважаемые дамы и господа!
В начале своего выступления я хочу выразить признательность господину Степашину Сергею Вадимовичу за его идею и инициативу проведения этого важного и знаменательного совещания, участниками которого являются руководители высших контрольно-ревизионных органов стран Содружества Независимых Государств.
Значимость этого форума определяется его повесткой, а именно обсуждением роли и места высших контрольно-ревизионных органов государств участников СНГ в развитии и укреплении государственного финансового контроля. Дело в том, что в условиях, когда международная интеграция становится одной из ведущих мировых тенденций, развитие сотрудничества в различных сферах как в рамках международных организаций, так и в рамках СНГ приобретает особую актуальность.
В этом отношении государственный финансовый контроль не является исключением. Осуществление взаимовыгодного сотрудничества, взаимодействия и обмена опытом способно принести неоценимую пользу в развитии и совершенствовании системы государственного финансового контроля в наших странах.
И поэтому мы считаем совершенно правильным, что в основном докладе формам и методам взаимодействия SAI в рамках СНГ уделено особое внимание.
Развитие демократии, повышение уровня правовой защиты населения непосредственно связано с действующим в каждой стране механизмом контроля за использованием финансовых средств. Этот механизм должен обеспечивать прозрачность использования финансовых ресурсов.
Развитие рыночных отношений в наших странах, появление структур, присущих рынку, акционерных предприятий, коммерческих банков, фондовых и финансовых бирж, инвестиционных институтов и других требует коренной реорганизации системы финансового контроля.
Интересы каждого гражданина и экономики в целом вызывают необходимость создания независимых органов финансового контроля аудита.
Для выполнения возложенных задач аудит сам должен быть правильно организован, обеспечивать в соответствии с принятыми в мировой практике правилами независимый, объективный и непредвзятый характер.
Хочу отметить, что под руководством Президента Азербайджанской Республики господина Алиева Гейдара Алиевича роль и значение аудита в республике укрепляется все больше и больше.
Опираясь на международный опыт финансового контроля, в целях эффективного использования финансовых ресурсов и устранения препятствий в развитии предпринимательской деятельности Президентом республики были изданы Указы “Об упорядочении государственного контроля в системе производства, услуг, финансово-кредитной деятельности и отмене необоснованных проверок”, “О создании Государственной комиссии по реформированию в государственном секторе” и “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля”. Указанные акты играют исключительно важную роль в создании демократических принципов в экономике республики и в борьбе с коррупцией.
Развитие института аудита и расширение его сферы предусмотрены и в принятых за последнее время законодательных актах, таких, как Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы, в законах “Об инвестиционных фондах”, “О прокуратуре”, “О финансово-промышленных группах”, “Об охране окружающей среды”, “О страховании”, “О предприятиях с ограниченной ответственностью”, “О Счетной палате”, “Программа приватизации государственного имущества” и т.д.
Уважаемые коллеги!
В Указе Президента Азербайджанской Республики “О создании Государственной комиссии по реформированию государственного сектора” основное внимание уделено четырем важнейшим направлениям деятельности в процессе реформы государственного сектора, которыми являются: (1) управление государственными расходами и контроль;
(2) реформирование системы аудита;
(3) административные реформы и (4) реформы правовой и судебной системы.
Из указанного видно, что в Азербайджане реформированию системы аудита придается весьма большое значение, и этот процесс опережает в некоторой степени реформы в других областях социально-экономической жизни. Используя предоставленную мне возможность, хотел бы вкратце ознакомить вас с состоянием системы аудита в нашей стране.
В республике системно развиваются все направления аудита: внутренний, внешний (как предпринимательская деятельность) и государственный.
Хочу вкратце остановиться на отдельных аспектах развития направлений аудита.
Внутренний аудит
В июне 1999 года азербайджанские аудиторы первые из стран СНГ были приняты в члены Института внутренних аудиторов США и получили соответствующие международные сертификаты.
С сентября месяца прошлого года функционирует подразделение Института внутренних аудиторов “Аудит-Азербайджан”, и наши внутренние аудиторы активно участвуют в международных встречах, семинарах и тренингах.
Только за последние 5 месяцев наши внутренние аудиторы участвовали в крупных форумах, проходивших в Нью-Йорке, Стамбуле и Берлине.
Рекомендации и методические пособия, получаемые от головного института и его филиалов, помогают внутренним аудиторам совершенствовать свою квалификацию и строить свою работу в соответствии с требованиями международных стандартов и правил.
Актуальность подготовки внутренних аудиторов определяется еще и тем, что согласно Указу Президента “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля” контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств и других органов исполнительной власти, за исключением Министерства финансов, полностью ликвидированы.
Внешний аудит
В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и Законом “Об аудиторской службе” была создана новая структура, присущая рыночной экономике, Палата аудиторов Азербайджанской Республики.
Деятельность Палаты регламентируется Положением “Об Аудиторской палате”, утвержденной Парламентом страны.
Палата фактически начала свою деятельность в апреле 1996 года.
Основными направлениями работы Палаты являются организация государственного регулирования аудита, разработка нормативных актов и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование аудита в республике, защита интересов государства, экономических субъектов и аудиторов, а также осуществление контроля за деятельностью аудиторов.
Председатель и заместитель Председателя Палаты аудиторов назначаются Парламентом.
Палата является независимой финансовой организацией и не подотчетна законодательной и исполнительной властям республики.
Палата выполняет в основном следующие функции:
организует и регулирует работу аудиторской службы;
проводит аудиторские проверки в государственных учреждениях по специальному заказу (заявке) полномочных государственных органов, а именно аппарата Президента, Парламента, Прокуратуры, Министерства национальной безопасности, МВД, Экономического суда и т.д.;
готовит соответствующие законодательные документы и т.д.
За последние три года по заказу указанных государственных органов проведено 50 проверок, по результатам которых выявлены факты особо крупных хищений государственной собственности, разбазаривания сырьевых и материальных ресурсов, злоупотребления в использовании международных кредитов, финансовых средств, благотворительной помощи и т.д.
Государственный аудит
Согласно Конституции Парламент республики в июне 1999 года принял Закон “О Счетной палате”, определяющий статус, функции и полномочия Палаты.
Счетная палата является государственным органом бюджетного контроля, отчитывающимся перед Парламентом республики.
Основу деятельности Палаты составляет содействие осуществлению полномочий Парламента по утверждению государственного бюджета республики и контролю за его исполнением.
В этих целях Счетная палата осуществляет следующие функции:
дает заключение по проекту государственного бюджета и отчету его исполнения;
анализирует проведение финансирования из бюджета;
информирует Парламент об исполнении доходов и расходов государственного бюджета;
проводит финансовую экспертизу международных договоров республики и проектов законов, связанных с государственным бюджетом;
проводит ежегодную аудиторскую проверку государственных счетов и представляет Парламенту отчет о результатах этой проверки.
Таким образом, Счетная палата в процессе рассмотрения бюджетных и финансовых вопросов будет действовать прежде всего в качестве консультативного органа Парламента.
Счетная палата будет состоять из Председателя, заместителя Председателя и 7 аудиторов, срок их полномочий определен по 7 лет.
При анализе доходов и расходов государственного бюджета Счетная палата в необходимых случаях может проводить аудит на предприятиях и в организациях.
Счетная палата при осуществлении своих функций может по взаимному согласию привлекать представителей органов государственной власти, а также независимых аудиторов и отдельных специалистов на договорной основе.
Вместе с тем, на наш взгляд, действующая правовая основа не позволяет четко определить сферу охвата высшего аудита. В Законе “О Счетной палате” упоминаются только бюджетные счета, а они, как известно, отражают лишь определенную часть операций государственного сектора.
Аудиторской проверке не подлежат следующие виды операций и счетов: внебюджетные счета; квазифискальные операции между центральным правительством и другими государственными учреждениями; государственные активы, а также органы государственной власти, хозрасчетные государственные предприятия и организации.
По нашему мнению, необходимо существенно расширить сферу деятельности Счетной палаты, включив в нее все вышеперечисленные виды операций, внебюджетные счета, органы государственной власти и государственные предприятия.
Для приведения юридического статуса, функций и обязанностей Счетной палаты в соответствие международным правилам в первоочередном порядке требуется:
Счетная палата должна быть закреплена как высший бюджетно-финансовый государственный контрольный ор-ган и наделена функциями по реализации полномочий Президента и Парламента относительно бюджетно-финансовой системы страны.
Независимо от отражения в республиканском бюджете управление всеми финансовыми ресурсами должно быть под контролем такого государственного органа, как Счетная палата.
Эти требования, кстати, вытекают и из решений всем вам известной Лимской декларации “Руководящие принципы финансового контроля”.
Наряду с этим, как принято в мировой практике, к функциям Счетной палаты должны добавиться следующие:
- аудит приватизаций,
- аудит межгосударственных соглашений по финансово-экономической деятельности,
- представление перечня рекомендаций и предложений по планированию и рациональному использованию финансовых ресурсов Президенту и Парламенту, а также проверяемым организациям,
- экологический аудит.
Уважаемые коллеги!
Переход к рыночной экономике, который протекает в быстро меняющихся условиях становления правового государства, и формирование системы финансового контроля, в том числе государственной системы контроля, не может быть кратковременным процессом с заранее заданными параметрами.
В частности, в Азербайджане развитие аудита и реформирование аудиторской системы требуют внедрения в жизнь Закона “О Счетной палате”, дополнений и изменений к Закону “Об аудиторской службе”, утверждения документов, связанных с организацией и реформированием внутреннего аудита, а также изменений и дополнений в соответствующих нормативно-правовых и законодательных актах Азербайджанской Республики.
В целом же, нам представляется, назрела настоятельная необходимость в разработке общей концепции государственной системы контроля в странах СНГ, в т.ч. в Азербайджане, в частности, его правовом закреплении в Законе “О государственном финансовом контроле”.
В этом законе можно было бы закрепить правовые основы государственного финансового контроля в условиях рынка, установить его цели и задачи, определить органы, наделенные правом финансового контроля, утвердить их компетенцию и полномочия.
Структурная основа государственной системы контроля должна, на наш взгляд, сложиться, с одной стороны, из государственного аудита, то есть высших контрольно-ревизионных органов, наделенных Конституцией и законом правом контроля. С другой стороны, ее основной частью могут стать ряд ныне действующих специальных органов государственного контроля, другие ветви аудита.
В связи с вышеизложенным нами в Палате аудиторов была создана комиссия по подготовке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование и реформирование системы аудита в республике. Комиссией недавно была завершена работа над указанным документом, и решением Совета Палаты аудиторов одобренный итоговый вариант предложений по данному вопросу был представлен в соответствующие центральные органы и созданную государственную комиссию.
В разработанной нами концепции главной целью реформирования системы аудита в Азербайджане является обеспечение в экономике страны необходимой финансовой прозрачности.
Основными задачами проведения реформы в области организации аудита являются:
- создание государственного аудита и внутреннего аудита, совершенствование независимого аудита, отвечающих требованиям международных стандартов;
- установление взаимных связей и сотрудничества между этими тремя направлениями аудита;
- повышение эффективности использования аудита в деле проведения консультаций и оказание услуг в хозяйствующих субъектах.
Для решения этих задач в первую очередь предлагается:
- совершенствование нормативно-правовой базы аудита;
- подготовка аудиторских кадров и повышение их квалификации;
- повышение качества аудита и совершенствование его контроля;
- организация внутреннего аудита.
Все контрольно-ревизионные органы стран бывшего Союза в настоящее время находятся в примерно одинаковых условиях; решают вопросы, связанные с совершенствованием финансового контроля, усилением борьбы с коррупцией, незаконным разбазариванием государственных средств и имущества, созданием гарантированной системы, обеспечивающей максимальную эффективность контроля.
Поэтому, поддерживая идею создания Совета глав SAI стран СНГ, нам представляется целесообразным решение нашими совместными усилиями этих важных проблем, которые в виде тезиса предлагаем к вашему обсуждению:
Первое разработка компьютерной информационной базы данных по законодательству стран участников в области финансового контроля и аудита.
Второе разработка модельных законопроектов по вопросам государственного финансового контроля для их использования в законотворческой деятельности в странах участниках Совета с целью гармонизации законодательств.
Третье создание координационного комитета по подготовке мероприятий по борьбе с коррупцией и финансовым мошенничеством.
Четвертое осуществление совместных проверок.
Пятое координация деятельности организаций-членов по развитию и совершенствованию, повышению статуса и престижа профессии государственного аудитора.
Шестое обмен профессиональной и технической информацией между организациями-членами.
Седьмое проведение конгрессов, конференций и семинаров с целью предоставления возможности специалистам в области контроля встречаться в условиях, способствующих проведению дискуссии и обмену мнениями, а также привлечению внимания и информированию представителей профессии об актуальных проблемах государственного финансового контроля и аудита.
Восьмое публикация и распространение информации с целью стимулирования интереса общественности и государственных органов к деятельности Совета.
Девятое разработка документов по сравнительному анализу положений международных и национальных стандартов государственного аудита стран-участников.
Десятое перевод на русский язык и распространение в странах-участниках материалов международных мероприятий и стандартов по государственному аудиту.
Одиннадцатое разработка методических рекомендаций по проведению государственного аудита.
Двенадцатое подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам профессионального образования.
Тринадцатое содействие членам Совета в организации взаимного обмена опытом в области профессионального образования.
Уважаемые коллеги!
Мне, конечно, не хотелось бы перечисление предлагаемых мероприятий закончить не очень почитаемой цифрой “13”. Но я вас уверяю, что изложенные соображения были сформулированы как тезисы ранее, и только потом я их пронумеровал. Так что не будем суеверными.
В завершение своего выступления хочу пожелать всем вам больших успехов в профессиональной деятельности и надеюсь, что данная встреча сыграет основополагающую роль в развитии сотрудничества и будет способствовать укреплению финансового контроля в экономике наших стран.
Благодарю за внимание.
|