Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Доклад Председателя Счетной палаты Украины В.К.Симоненко

Уважаемый Сергей Вадимович!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего разрешите выразить благодарность организаторам проведения форума, лично Вам, Сергей Вадимович, за конкретную реализацию идеи создания Совета руководителей высших государственных органов финансового контроля и тем самым положить основу нашего многостороннего сотрудничества.

Мы в целом разделяем подход и пути реализации этого сотрудничества, высказанные в ходе совещания, и считаем, что наряду с процессами социально-экономического развития каждого государства, особенностями международных отношений один из главных вопросов сотрудничества использование наработанных стандартов и технологий аудиторской практики, которые применимы к условиям общественного развития наших стран.

Думаю, что эти факторы и должны лечь в основу нашей работы. Ведь синдром переходной рыночной экономики глубокими корнями кризисных явлений вошел в основу финансово-бюджетной политики наших государств. Система контроля над использованием государственных средств и имущества, усовершенствование бюджетной политики и стратегии социально-экономического развития являются одними из типичных и главных проблем государственного строительства. Именно этим вопросам Счетная палата Украины отдает приоритет в формировании политики международного сотрудничества.

Теперь коротко о нашей работе.

Счетная палата Украины, созданная в 1997 году, является единственным конституционным органом страны, который призван осуществлять контроль за законным, целевым, своевременным и эффективным использованием государственных средств, анализ, экспертизу бюджетного процесса на всех его этапах. Мы рассматриваем государственный бюджет как концентрированное выражение экономической политики государства, отчеты Антимонопольного комитета Украины и Фонда государственного имущества Украины, а также проводим экспертизу законопроектов, регламентирующих бюджетный процесс.

Деятельность Счетной палаты осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины
“О Счетной палате”, другими 26 законодательными актами, касающимися работы нашей институции.

Организация деятельности Счетной палаты осуществляется с учетом:

  1. результатов контрольно-ревизионных, контрольно-аналитических и экспертных мероприятий за предыдущий период ее деятельности, выявленных нарушений и отклонений в исполнении бюджета, бюджетного процесса и использовании государственных финансов.
  2. необходимости охвата контрольными мероприятиями всех этапов бюджетного процесса, первоочередной проверки не полностью охваченных в предыдущий период деятельности субъектов ведомственной и функциональной бюджетной классификации;
  3. максимально полного охвата контрольными мероприятиями поручений Счетной палате, содержащихся в постановлениях Верховной Рады Украины, обращениях Президента Украины.

При этом важнейшая цель перекрыть все позиции правового поля, в котором действует Счетная палата, и обеспечить устойчивую систему осуществления достоверного контроля в рамках единого непрерывного трехлетнего цикла.

Следует отметить характерную особенность нашей деятельности, в которой анализ проекта закона о государственном бюджете является системой экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, доходной и расходных статей государственного бюджета.

Счетная палата постоянно отслеживает выполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной бюджетной классификации. В процессе анализа и в дальнейшем, в ходе обсуждения проекта государственного бюджета в Верховной Раде Украины, Счетная палата вносит предложения по корректировке прогнозных макроэкономических показателей и тех показателей бюджета, которые пребывают в несоответствии социально-экономическим реалиям.

В частности, Счетной палатой Украины в сентябре текущего года осуществлен анализ и экспертиза проекта Закона Украины “О государственном бюджете Украины на 2001 год”. Один из основных выводов данный закон может быть принят Верховной Радой Украины в первом чтении только при условии, если он будет приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства и существенно доработан. Соответствующие конкретные выводы и предложения были направлены в виде отдельных информационных бюллетеней “Анализ и экспертиза проекта Закона Украины “О государственном бюджете Украины на 2001 год”” и “Предложений к проекту Закона Украины
“О государственном бюджете Украины на 2001 год” Президенту, Парламенту и правительству Украины. К примеру, Счетная палата Украины предлагает увеличить доходную часть госбюджета на
2 млрд. 463,6 млн. гривен 8%, с последующим направлением этих средств на погашение задолженности по заработной плате и социальным выплатам, кредиторской задолженности бюджетных учреждений и увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

После принятия закона о государственном бюджете начинается анализ его исполнения со стороны Счетной палаты. Он является второй составной частью непрерывного контрольного цикла за исполнением государственного бюджета, стадией текущего контроля за уже принятым бюджетом. В процессе анализа исполнения государственного бюджета за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года осуществляется сбор, обработка, обобщение разнообразной информации о ходе выполнения бюджета, которая поступает из различных источников и направляется с нашими выводами и предложениями в Верховную Раду Украины, Кабинет Министров для оперативного исправления ошибочных решений, не дожидаясь окончания бюджетного года.

Нам приятно поделиться тем, что в Украине очень ответственно относятся к аргументированным критическим анализам Счетной палаты исполнения государственного бюджета Украины. Практически результаты ни одной проверки не остались без внимания. Буквально десять дней назад на основе наших заключений Парламент принял решение признать исполнение государственного бюджета Украины за 1999 год неудовлетворительным и поручил рассмотреть эти вопросы Генеральной прокуратуре Украины.

Кроме того, многие из выводов и предложений Счетной палаты легли в основу при устранении недостатков, учитывались при выработке планов выхода из финансово-экономического кризиса.

Уважаемые коллеги!

Один из приоритетных принципов, которыми руководствуется Счетная палата Украины, является стремление придать контрольным проверкам системный характер, а их итоги поднять до уровня общегосударственной значимости. Это достигается объединением отдельных контрольных мероприятий в единый комплекс на основании общей тематики и финансово-экономической логики. Такой подход позволяет всесторонне изучить различные группы вопросов, которые имеют большую бюджетную, экономическую, социальную и другую значимость, выяснить существующие или потенциально негативные последствия сохранения имеющихся в наличии недостатков бюджетного финансирования в разрезе функциональной или ведомственной классификации, выдвинуть конкретные предложения относительно улучшения использования бюджетных средств. Поиск наиболее совершенной методологии и технологии проведения подобных проверок продолжается. И, на наш взгляд, дает неплохие результаты.

Так, анализ правового поля бюджетного процесса за прошедшие три года дает возможность выявить четкую тенденцию, сохраняющуюся из года в год, это несогласованность правовых норм разных законов, регулирующих бюджетные отношения. Такая ситуация дает возможность правительству произвольно, на свое усмотрение, трактовать нормы закона о государственном бюджете. Так, за 1999 год Кабинетом Министров Украины было принято 439 нормативных актов, которые касались выполнения государственного бюджета Украины. Отдельные из них изменяли нормы самого Закона Украины “О государственном бюджете Украины” и дестабилизировали бюджетный процесс, провоцировали его нарушения, содействовали незаконному нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.

В результате такого подхода существенно трансформируется внимание и интерес общества к нашей деятельности. В этой связи особо хочу подчеркнуть, что Счетная палата в своей деятельности всегда стремилась и далее стремится отстаивать общегосударственные интересы, тем более что в поле ее зрения постоянно находится основной финансовый документ Украины Закон о государственном бюджете, определяющий все наиболее значимые стороны обеспечения жизнедеятельности государства.

Следует отметить, что в последнее время существенно активизировался процесс обращения граждан Украины в адрес Счетной палаты по поводу наличия фактов нарушения бюджетно-финансовой дисциплины, потребности совершенствования системы эффективного и прозрачного контроля за использованием средств государственного бюджета.

Информационные материалы о деятельности Счетной палаты постоянно предоставлялись средствам массовой информации. Только в течение прошлого года было опубликовано более 400 сообщений, а также 70 интервью с Председателем Счетной палаты, его заместителями, руководителями департаментов по этим вопросам.

С целью улучшения взаимодействия Счетной палаты, как органа финансового контроля, с государственными институтами законодательной, исполнительной и судебной власти активно используется участие в обсуждении вопросов, связанных с бюджетной политикой на пленарных заседаниях сессий Верховной Рады Украины, днях Правительства в Верховной Раде, заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины, Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Совета регионов, Кабинета Министров Украины.

Наряду с этим следует отметить, что накопленный Счетной палатой практический опыт свидетельствует о том, что действующая правовая база ее деятельности требует значительной доработки. Над поиском путей решения этой проблемы в данное время мы продолжаем работу и подготовили парламенту соответствующие предложения.

Разрешите мне привести несколько примеров из нашего опыта аудиторской практики.

На протяжении всего своего функционирования Счетная палата Украины вынуждена вести непримиримую борьбу с неденежными формами выполнения бюджета различного рода взаимозачетами и вексельными платежами. Нашими исследованиями доказано, что неденежные формы исполнения бюджета несут в себе прямой ущерб государственным интересам по нескольким направлениям одновременно уменьшают реальные финансовые возможности государства, вызывают деформацию структуры расходов, служат каналом перетекания бюджетных средств в теневой сектор.

Благодаря принципиальной позиции Счетной палаты была своевременно выявлена деструктивная для бюджетного процесса деятельность, созданного Министерством финансов Украины госпредприятия “Укрспецфин”, предназначением которого была организация и проведение расчетов в бюджетной сфере с использованием векселей Госказначейства. Анализом, проведенным специалистами Счетной палаты, была доказана несовместимость его деятельности с действующим законодательством Украины, установлены суммы прямых убытков государства. В конце концов во многом благодаря усилиям Счетной палаты предприятие “Укрспецфин” было ликвидировано отдельным Указом Президента Украины.

Особое внимание Счетная палата уделяет социальной направленности государственных расходов. В значительной мере благодаря настойчивости Счетной палаты социальные расходы включаются в так называемые “защищенные статьи” госбюджета, и уровень их финансирования гораздо выше, нежели процент исполнения бюджета в целом.

Под постоянным контролем профильных департаментов находятся бюджетные расходы на поддержку и развитие производственных областей экономики. Особое внимание Палата уделяет ключевым для нашей страны сферам, в частности угольной и металлургической промышленности, сельскому хозяйству.

На протяжении нескольких последних лет особенно остро встала проблема государственной задолженности Украины, и прежде всего внешнего государственного долга. В выводах Счетной палаты были впервые названы истинные его объемы, которые в 1,6 раза превышают объемы, которыми оперирует Министерство финансов.

Счетной палатой выявлены и обнародованы факты неэффективного и нецелевого использования кредитов, полученных от международных финансовых организаций, зарубежных правительств, коммерческих структур под гарантии правительства. Сначала было сильное сопротивление, теперь факт консультаций представителей Мирового банка относительно дальнейшего предоставления кредитов с руководством Счетной палаты Украины.

Следует также отметить тот факт, что по инициативе Счетной палаты в Верховной Раде Украины вопрос относительно использования резервов Национального банка Украины поднимался задолго до того, как он был поднят МВФ и Мировым банком. Если бы в тот момент мнение Палаты получило должную оценку и резонанс, Украина не оказалась бы в положении оправдывающейся перед этими международными финансовыми организациями.

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений своего развития Счетная палата Украины считает развитие международного сотрудничества с высшими органами финансово-экономического контроля зарубежных государств.

За три года существования специалисты Счетной палаты приняли участие в работе ряда международных семинаров по вопросам контроля и аудита. Делегации украинских аудиторов побывали с рабочими визитами в Соединенных штатах Америки, Франции, Болгарии, Латвии, Литве, Молдове, во время которых знакомились с полезным опытом, так необходимым для молодой институции Украины. Ряд подобных международных мероприятий были проведены в Киеве.

Со вступлением в международные организации, объединяющие высшие органы финансового контроля ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ, Счетная плата Украины включилась в четкую систему обмена профессиональным опытом аудиторов всего мира.

Немаловажным фактором является формирование контактов с координаторами программ технической помощи и представительствами иностранных организаций в Украине, в частности, с представительствами программы ТАСИС Европейского Союза, Программы развития Организации Объединенных Наций, РЕНД-ЕВРОПА и других.

Используя зарубежный опыт, Счетная палата Украины работает над совершенствованием информационно-аналитической системы контроля за исполнением государственного бюджета Украины, которая функционирует у нас уже не один год. Свою работу в этом плане мы строим не только на зарубежном опыте, технических достижениях, но и широко используем отечественные технические разработки.

Благодаря внедрению данной информационно-аналитической системы мы смогли консолидировать информационные потоки, поднять уровень использования структурными подразделениями нашей Палаты информационных технологий, значительно усилить действенность и качество контроля за исполнением государственного бюджета Украины, создать базы данных документов, которые используются во всех направлениях деятельности Счетной палаты.

Наряду с вышеуказанными процессами и особенностями международного сотрудничества одним из главных, на наш взгляд, вопросов остается внедрение тех технологий и стандартов аудиторской практики, которые в первую очередь приемлемы к условиям социально-экономической ситуации наших государств. Как раз именно этот фактор и должен лечь в основу дальнейшего сотрудничества в рамках стран постсоветского пространства.

Уже сегодня в этом направлении у нас есть наработки, которые могут стать неплохим примером для развития обсуждаемых на нашем совещании вопросов и построения основ для дальнейших многосторонних и двусторонних отношений в рамках нашего сотрудничества.

В сентябре 1998 года между Счетной палатой Украины и Счетной палатой Российской Федерации был подписан договор о сотрудничестве, который предусматривает вопросы:

  • обмен опытом в области совершенствования методологии контрольно-ревизионной деятельности;
  • взаимодействие в сфере профессионального обучения и повышения квалификации кадров;
  • проведение совместных контрольных мероприятий;
  • информационный обмен.

В развитие договоренностей между нашими институциями в июне 2000 года был подписан протокол о конкретной реализации определенных в договоре совместных контрольных мероприятий.

В первую очередь они были определены в сфере:

  • возврата гражданам Украины валютных вкладов во Внешэкономбанке;
  • анализа системы расчетов за транспортировку нефти и аммиака трубопроводным транспортом на территории Украины и России;
  • таможенной деятельности, связанной с внешнеторговым оборотом двух стран;
  • урегулирования взаимной задолженности за поставленные энергетические ресурсы расщепляющих материалов в свете выполнения Соглашения между правительствами Украины и Российской Федерации от 28 мая 1997 года;
  • расходования средств Федерального бюджета Российской Федерации, выделенных на оказание помощи соотечественникам, проживающим в Украине.

Для оперативного решения этих проблемных вопросов Счетная палата Украины создала соответствующие группы аудиторов, рассмотрела круг вопросов на заседании Коллегии и приступила к их конкретной реализации.

Считаю, что именно в таком ключе, отталкиваясь от конкретных проблем наших государств, мы должны использовать кадровый, научный, технический потенциал наших государственных органов для наведения необходимого порядка в финансово-бюджетной сфере.

В первую очередь мы считаем, что нашим высшим органам финансового контроля следует всерьез подойти к организации административного аудита с целью определения степени эффективности принимаемых нашими правительствами решений на межгосударственном уровне.

За время существования Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ был принят целый ряд межгосударственных соглашений, от решения которых в той или иной степени должно улучшиться социально-экономическое и финансовое состояние того или иного государства.

Позвольте перечислить буквально несколько соглашений, к проверке и анализу выполнения которых, на наш взгляд, не прикасалась рука не только международных, но и отечественных аудиторских институтов.

В сфере энергетики, транспорта и связи:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (г. Москва, 12.04.96 г., подписано Советом глав правительств);
  • Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (г. Москва, 12.04.96 г. СГП).

Перечень таких соглашений можно продолжить. Наше совещание, думаю, может выработать свои предложения по поводу реализации административного аудита и контрольно-ревизионных мероприятий для проверки данных или аналогичных вопросов. Такое направление аудиторской практики могло бы, на наш взгляд, стать реальным наполнением многостороннего сотрудничества.

Еще более важным, на наш взгляд, является сотрудничество контрольных органов в процессе подготовки проектов двусторонних и многосторонних соглашений. Широкая общественность должна быть заранее проинформирована о целях и ожидаемых результатах планируемых соглашений, проанализированных и подтвержденных авторитетными специалистами, представляющими интересы всех заинтересованных сторон. Такой предварительный аудит, выводы которого подписываются совместно контрольными органами участвующих в предполагаемом соглашении государств, будет способствовать более полному согласованию интересов наших государств, обеспечивать прозрачность взаимных отношений и предупреждать возможные недоразумения и обвинения в односторонней выгодности тех или иных двух- и многосторонних проектов.

В завершение своего выступления хотел бы обратить внимание отдельно на вопросах проведения нашей встречи, документах, регламентирующих будущую деятельность Совета. Данные документы учитывают практически все аспекты предстоящей деятельности и статуса Совета руководителей высших контрольно-ревизионных органов стран СНГ. Замечания, которые с целью уточнения отдельных моментов Положения и Регламента Совета Счетная палата Украины письменно предоставила организаторам данной встречи, учтены.

Делегация Счетной палаты Украины поддерживает идею создания Совета руководителей высших контрольно-ревизионных органов стран Содружества Независимых Государств, как координационной и консультативной структуры для повышения эффективности аудита в наших государствах, сталкивающихся с общими проблемами государственного строительства.

Стремление органов финансового контроля наших государств к наведению финансового порядка должно лечь на алтарь социально-экономической основы развития, улучшения благосостояния граждан наших государств. Именно в этом направлении мы должны работать. Как у нас говорят: “Дорогу осилит идущий”.

Желаю всем вам дальнейших успехов и уверенности в укреплении нашего международного сотрудничества.

Благодарю за внимание.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки