Уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые коллеги!
Мы, представители Республики Таджикистан, хотим выразить свою благодарность Счетной палате Российской Федерации за инициативу и организацию в Москве совещания руководителей высших контрольно-ревизионных органов стран Содружества Независимых Государств и за приглашение нашей делегации участвовать в нем. За последние 10 лет это наша первая и, надеемся, не последняя встреча.
Свое выступление я хочу начать словами Петра Великого, который говорил: “Я знаю, что я подвержен погрешностям, и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показать мне мои ошибки”. Эти слова сказаны почти триста лет тому назад и не потеряли свою актуальность и в настоящее время.
Уважаемые коллеги, улучшение политико-экономической ситуации в Таджикистане в последние годы позволило сконцентрировать усилия Правительства республики на мерах по достижению макроэкономической стабилизации, снижения уровня бюджетного дефицита, инфляции, укрепления курса национальной валюты и социальной защиты населения. Реформирование экономики Республики осуществляется в соответствии с программой экономического преобразования Правительства на 1995-2000 годы, а также среднесрочной экономической программой по снижению уровня бедности и содействию экономическому росту на 1998-2001 годы.
Сегодня республикой достигнут прогресс в проведении структурных реформ, прежде всего в области малой приватизации, земельной реформы, реструктуризации банковской системы, развитии рыночных институтов и правовой системы. Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в Таджикистане.
Особую значимость контроль приобретает в условиях перехода к рыночным отношениям, когда новые хозяйственные формы еще не сложились, в ряде отраслей внедряются медленно, а механизм регулирования экономическими процессами порой несовершенен.
Саморегулированию экономики должно предшествовать прежде всего самосознание, выработка которого признана способствовать контролю. Важное место в системе государственного контроля в Республике Таджикистан занимают Министерство финансов, его органы на местах, которые в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют систематический контроль за исполнением республиканского и местного бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств и средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов, в том числе иностранных займов и инвестиций, получаемых под гарантию государства.
Согласно Положению о Главном контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов
, утвержденному Министерством финансов Республики Таджикистан, основными его задачами являются:
- организация и проведение как по своей инициативе, так и по поручению вышестоящих органов оперативной ревизии и проверок по отдельным разделам и статьям республиканского и местных бюджетов;
- контроль за финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельностью органов государственного управления всех уровней;
- разработка, на основе обобщения материалов ревизии и проверок, предложений по рациональному использованию государственных средств и ресурсов, повышению платежной дисциплины, расчетов с бюджетом и государственными фондами;
- совершенствование контроля с целью предотвращения хищений, недостач и растрат, а также неэффективного использования финансовых средств и имущества на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях.
Исходя из этого основными задачами Управления являются следующие функции:
- периодическое проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов государственного управления;
- контроль за сохранностью финансов и товарно-материальных ценностей;
- установление контроля за эффективным и целевым использованием кредитов, предоставляемых Республике Таджикистан на основе международных договоров и соглашений;
- осуществление контроля за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в части обеспечения полноты и своевременности поступления валютной выручки и ее использования.
План работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов утверждается самим Министерством финансов. Тематика и объекты ревизии включаются в годовые планы контрольно-ревизионной работы на основе решений и указаний вышестоящих органов, изучения отчетов и других данных о ходе исполнения государственного бюджета, данных о состоянии дел по обеспечению сохранности средств, обобщения материалов ранее проводимых ревизий, жалоб, заявлений и писем граждан о нарушениях финансовой дисциплины, постановлений правоохранительных органов.
Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов и его органами на местах ежегодно проводится от 1500 до 1700 ревизий и проверок. Только за 9 месяцев текущего года осуществлено 1300 ревизий и проверок, которыми выявлен ущерб, причиненный республике в результате различных финансовых нарушений и хищений, на сумму 17 млрд. рублей, что на 3,4 млрд. рублей больше соответствующего периода 1999 года.
Необходимо отметить, что благодаря предпринятым в результате ревизий и проверок мерам взыскано в доход бюджета 4 млрд. рублей, возмещен ущерб на сумму около 2 млрд. рублей, переданы в правоохранительные органы материалы 373 ревизий и проверок на общую сумму 12 млрд. рублей. В своей работе Контрольно-ревизионное управление Министерства и его органы на местах тесно взаимодействуют с правоохранительными органами Республики. Указы Президента Республики Таджикистан о борьбе с организованной преступностью, о мерах по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка, о мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности экономических реформ, о дополнительных мерах по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией и другие нормативные акты дали дополнительный импульс Контрольно-ревизионному управлению и его органам на местах по обеспечению качественного проведения ревизий и проверок, своевременному рассмотрению материалов ревизий и проверок, принятию необходимых мер по каждому факту злоупотреблений, бесхозяйственности и другим нарушениям государственной финансовой дисциплины.
Однако, к сожалению, несмотря на принимаемые меры, экономическая преступность усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя при этом отсутствие надежных механизмов, неразвитые рыночные отношения, активно внедряется в легальную экономику, стремится сохранить господствующее положение.
Результаты нашей работы были бы значительно выше, лучше и качественнее, если бы контрольно-ревизионные органы Содружества Независимых Государств тесно взаимодействовали, помогали друг другу в вопросах, связанных с контролем в области экономики и финансов. Все присутствующие здесь знают, что особый эффект при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов дают встречные проверки. К сожалению, такие проверки в странах Содружества стали невозможными из-за отсутствия правовой базы, а также с принятием некоторыми государствами Содружества визового режима, в связи с чем мы предлагаем разработать механизм проведения встречных ревизий и проверок, который был бы разработан и принят контрольными органами Содружества. И в свою очередь мы всегда готовы оказать любую помощь в проведении таких проверок у нас в республике.
Кроме того, в последние годы в соответствии с утвержденной программой и на основе решения государств участников СНГ проводятся ревизии Исполнительного комитета СНГ и его органов с участием представителей министерств финансов стран СНГ. К сожалению, при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов СНГ сталкиваешься с отсутствием единых нормативных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, утвержденных решениями Совета глав государств или правительств, в связи с чем считаем необходимым разработать единую нормативно-методологическую документацию органов финансового контроля Содружества по бухгалтерскому учету и отчетности.
Экономический контроль в нашей республике становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, способные обеспечить необходимой информацией всю систему и все уровни управления. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности субъектов в условиях рынка является независимый контроль аудит.
До сегодняшнего дня многие ошибочно ставят знак равенства между аудитором и ревизором, хотя между ними существует очень большая разница. Если сравнивать процессы ревизии и аудита, то можно сказать, что ревизия процесс вертикальный, а аудит же горизонтальный в первую очередь в связи с тем, что он осуществляется на основании двустороннего договора с клиентом. При решении зачастую одних и тех же проблем у аудиторов и ревизоров существует различный подход. Ревизор стремится установить законность, добиться максимальной точности данных, особенно при ревизии тех участков, где потенциально возможны хищения и сокрытия. Выявив нарушения, ревизор стремится придать их гласности, аудитор же устанавливает законность, стремится к выяснению истинного положения вещей, при этом сохраняя профессиональную тайну.
Более того, в результате постоянно происходящих бурных изменений в хозяйственном, налоговом, финансовом законодательстве, а также нестабильности формирующихся рыночных отношений помимо контроля возникла потребность в грамотном оперативном консалтинге по вопросам экономической деятельности, анализа финансового планирования и услуг, в связи с чем в республике был принят Закон об аудиторской деятельности и новой службе аудиторской. В связи с этим в республике намечается внедрение подлинно экономических принципов финансового контроля, основанного на договорных платных партнерских взаимоотношениях аудиторов и проверяемых ими хозяйствующих субъектов. Проведена большая работа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовке кадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентации профессиональных обязанностей, прав и ответственности аудиторов. Опубликован ряд пособий по аудиту.
В целях дальнейшего развития и функционирования вновь создаваемых органов независимого финансового контроля ведется активная деятельность по разработке и утверждению соответствующих стандартов. Мы знаем, что во многих странах Содружества опубликован ряд учебников, учебных и практических пособий по аудиту. Кроме того, история проблемы, опыт развития и становления аудита рассматриваются учеными-экономистами и практиками на страницах различных журналов и других периодических изданий. В связи с вышеизложенным убедительно просил бы участников сегодняшнего совещания оказать нашей республике практическую помощь в обеспечении необходимыми материалами, то есть учебниками, нормативными и инструктивными материалами, поделиться с нами своим опытом. Отсутствие четких представлений о существе профессии аудитора, отождествление аудита с обычной ревизией производственно-финансовой деятельности не позволяют как следует наладить аудит в нашей стране и поднять его уровень если не на мировой стандарт, то хотя бы до отметок, вызывающих к нему уважение и доверие.
Между тем время торопит, поскольку с возникновением новых форм предпринимательской деятельности поле применения аудита неуклонно расширяется. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Таджикистан осуществляется прежде всего через его лицензирование с учетом того, что кроме аудиторских проверок, целью которых является подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых объектов, аудиторы выполняют еще целый комплекс аудиторских услуг. В настоящее время в Управлении методологии и совершенствования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерством финансов Республики Таджикистан разрабатываются стандарты, регламентирующие предоставление аудиторскими компаниями сопутствующих услуг.
Разрешите еще раз поблагодарить руководство Счетной палаты Российской Федерации за организацию нашего совещания.
|