Уважаемые дамы и господа участники совещания!
Позвольте прежде всего от всей души поблагодарить руководство Счетной палаты Российской Федерации за инициативу и организацию первого совещания руководителей высших контрольных ревизионных органов государств участников Содружества Независимых Государств.
Я рад встрече и приветствую коллег из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Украины, Республики Таджикистан, Литовской Республики.
Уважаемые участники совещания!
В целях общего ознакомления с функциями и задачами Счетной палаты хочу отметить, что Счетная палата Кыргызской Республики образована в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики” в феврале 1996 года вместо Контрольной палаты, образованной в марте 1992 года.
Закон “О Счетной палате Кыргызской Республики” принят в октябре 1996 года, и в конце 1998 года в него внесен ряд дополнений и изменений.
Счетная палата Кыргызской Республики является постоянно действующим высшим органом государственного финансово-экономического контроля, образуемым Президентом Кыргызской Республики, Законодательным собранием и Собранием народных представителей Жогорку Кенеша, то есть двумя палатами, и подотчетна им (статья 1 Закона “О Счетной палате КР”).
Согласно Закону область действия контрольных полномочий Счетной палаты распространяется на все органы государственного управления, предприятия, учреждения, общественные объединения и негосударственные фонды, компании, концерны и другие хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, если они получали, перечисляли, использовали средства бюджета или государственную собственность либо управляли ею или получали налоговые и таможенные льготы.
Главными задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, внебюджетных доходов, определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности;
контроль за расходами на содержание органов государственной власти Кыргызской Республики;
контроль за своевременным и полным финансированием государственных целевых социальных программ, использованием средств, выделяемых на ликвидацию последствий стихийных бедствий, распределением гуманитарной помощи;
контроль за использованием золотых запасов Правительства и Национального банка Кыргызской Республики;
контроль за законным и рациональным ведением разгосударствления и приватизации государственной собственности;
контроль за использованием кредитных ресурсов, иностранных инвестиций, полученных Правительством Кыргызской Республики;
проверка и оценка деятельности органов, осуществляющих функции финансового контроля.
Уважаемые коллеги!
Счетная палата Кыргызской Республики состоит из Председателя, 12 аудиторов. Председатель и 4 аудитора назначаются Президентом Кыргызской Республики. Еще от каждой палаты Парламента назначается по 4 аудитора.
Следует отметить, что аудиторы Счетной палаты Кыргызской Республики наделены значительными полномочиями и их статус приравнен к статусу министра.
Аудиторы при проведении ревизий и проверок имеют право:
беспрепятственно посещать государственные органы, воинские части, в ходе встречных проверок банки и иные финансово-кредитные учреждения;
требовать представления первичных документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность;
опечатывать дела и места хранения документов, денег и материальных ценностей, при необходимости изымать их и получать от должностных лиц письменные объяснения.
Аудиторы также вправе вносить предложения о наложении штрафов на должностных лиц, допустивших нецелевое использование государственных средств.
Должностные лица, препятствующие проведению ревизий и проверок, не обеспечивающие необходимых условий работы аудиторов и инспекторов Счетной палаты Кыргызской Республики, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Счетная палата строит свою работу на основе годового и текущих планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов с учетом всех направлений деятельности Счетной палаты.
План работы Счетной палаты утверждается на ее заседании. В планы работ Счетной палаты включаются поручения Президента Кыргызской Республики и двух палат Парламента Кыргызской Республики.
По результатам проведенных контрольных мероприятий на заседании Счетной палаты принимаются постановления, органам государственной власти республики направляются представления, а руководителям проверенных предприятий, организаций и учреждений предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
В течение 1999 года Счетная палата Кыргызской Республики осуществила 52 основные проверки и ревизии (без учета встречных) против 41 в 1998 году, или объем контрольных мероприятий увеличился почти на 27 процентов.
В соответствии со статьями 1 и 5 Закона “О Счетной палате Кыргызской Республики” результаты проверок систематически докладывались Президенту Кыргызской Республики, обеим палатам Парламента.
Итоги ряда проверок обсуждались на заседаниях Правительства Кыргызской Республики, коллегиях министерств и ведомств.
В апреле 1999 года на сессии Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики заслушан отчет Председателя Счетной палаты Кыргызской Республики за 1997-1998 годы и наша работа признана удовлетворительной.
В 1999 году результаты контрольных мероприятий рассматривались ежемесячно на заседаниях Счетной палаты, и принято 20 постановлений. В адрес министерств и ведомств направлено 43 представления и предписания. В последующем контролировалось их своевременное и полное исполнение.
По итогам осуществленных контрольных мероприятий нами установлены большие резервы пополнения доходной части бюджета. В 1999 году они составили 643 млн. сомов и 13.5 тыс. долларов США, против 441 млн. сомов в 1998 году. Объем прочих финансовых нарушений, выявленных при проверке составления и исполнения бюджета за 1998 год, составил 2184,9 млн. сомов, 6,5 тыс. долларов США и 5 тыс. DM.
Кроме того, по результатам ревизий и проверок, проведенных Счетной палатой в 1999 году, выявлено незаконных и нецелевых расходов (как по бюджетным, так и по специальным средствам) в сумме более 179 млн. сомов и 79,3 тыс. долларов США, против 123 млн. сомов в 1998 году.
В ходе ревизий и проверок в 1999 году выявлено недостач и хищений в общей сумме 1,5 млн. сомов.
Счетной палатой предпринимались меры по обеспечению возмещения ущерба, нанесенного государству вследствие различного рода незаконных действий. Всего в 1999 году было восстановлено (погашено или зачтено при финансировании) 56,1 млн. сомов и 65,1 тыс. долларов США (в 1998 году 85 млн. сомов). Передано прокуратуре 8 дел, следственному управлению Министерства внутренних дел 7, освобождено от занимаемой должности 10 человек, на 57 человек наложены административные взыскания.
В первом полугодии текущего года только непосредственно аппаратом Счетной палаты выявлено незаконных и нецелевых расходов на сумму 106,8 млн. сомов и 1365,1 тыс. долларов США, недостач и хищений на 1,9 млн. сомов, резервов 84,5 млн. сомов и 39,5 тыс. долларов США, других финансовых нарушений 373,8 млн. сомов и 5100,7 тыс. долларов США.
Восстановлено 8,5 млн. сомов и 427,4 тыс. долларов США.
В целях более полного восстановления средств, подлежащих взысканию или зачету при финансировании, между Счетной палатой и Министерством финансов Кыргызской Республики подписано соглашение по данному вопросу.
Уважаемые участники совещания!
В республике стал наблюдаться параллелизм и дублирование в работе органов, осуществляющих финансово-экономической контроль. Нередко на одних и тех же объектах в течение года проводилось 2-3 и более проверок и ревизий. В результате предприятия (учреждения) на длительное время отрывались от основной работы, составляя для проверяющих различные справки, информации и другие документы. Причем эффективность подобных проверок оставалась низкой и положение дел менялось крайне медленно.
Кроме того, допускалось необоснованное вмешательство государственных контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. В связи этим Президент Кыргызской Республики издал Указ от 16 февраля 2000 года “О мерах по сокращению числа необоснованных проверок в деятельности субъектов предпринимательства”, предусматривающий существенное сокращение количества, очередности и продолжительности проверок, запрещение проведения дублирующих проверок по одному и тому же направлению различными контролирующими органами.
В целях искоренения дублирования в деятельности государственных контролирующих органов, сокращения количества проверок, а также усиления государственного финансово-экономического контроля в республике Указом Президента Кыргызской Республики от 29 июня 2000 года № 164 упразднена Государственная инспекция финансового контроля при Правительстве Кыргызской Республики и все ранее выполняемые ею функции возложены на Счетную палату. Имеющиеся штаты Госинспекции с сокращением на 50 процентов переданы нам. Ликвидированы контрольно-ревизионные службы во многих министерствах и ведомствах республики, со значительным сокращением сохранены в Министерстве финансов, Социальном фонде и Министерстве труда и социальной защиты.
В этих условиях у нас резко возрастет объем работы. Теперь мы должны контролировать ход выполнения не только республиканского, но и множества местных бюджетов.
Для организации своей работы на качественно новом уровне, с учетом сложившихся требований, мы хотели изучить опыт аналогичных органов стран СНГ. И учитывая, что Счетной палатой Российской Федерации накоплен богатый опыт работы, в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным 5 мая 1997 года между Счетной палатой Кыргызской Республики и Счетной палатой Российской Федерации, по официальному приглашению Сергея Вадимовича мы посетили Счетную палату Российской Федерации и получили возможность ознакомиться с ее организационной структурой, основными направлениями деятельности, изучили вопросы создания структурных подразделений Счетной палаты в субъектах Российской Федерации.
Должен сказать, что прием был теплый, конструктивный и деловой. На все вопросы членов нашей делегации давались полные и откровенные ответы
Мы привезли из Москвы массу материалов о работе Счетной палаты Российской Федерации, различные положения, инструкции, методические разработки, рекомендации и многое другое.
Это наглядный пример необходимости тесного сотрудничества между органами финансово-экономического контроля стран СНГ, обмена накопленным опытом контрольно-ревизионной работы. Пользуясь случаем, я хочу еще раз поблагодарить Вас, уважаемый Сергей Вадимович, за оказанную нам своевременную и необходимую помощь.
Хочу отметить, что между Счетной палатой Кыргызской Республики и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан также заключен договор от 6 августа 1997 года, в соответствии с которым обе стороны взаимодействуют в сферах обмена опытом в области порядка и методологии осуществления и совершенствования внешнего аудита, обучения и повышения квалификации кадров, осуществления информационного обмена в других вопросах, которые являются предметом взаимных интересов.
Уважаемые коллеги!
Во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики Счетной палатой проведена работа по упразднению Госинспекции финансового контроля. Так, распоряжением Президента утверждены структура и штат Счетной палаты в количестве 223 единиц, в том числе 196 единиц, содержащихся за счет средств республиканского бюджета (из них в центральном аппарате 110 единиц) и 27 единиц за счет собственных средств.
В структуре центрального аппарата Счетной палаты созданы два управления Управление организационно-правового обеспечения и Управление кадрового и финансово-хозяйственного обеспечения, три отдела Отдел оперативного контроля, Отдел собственной безопасности, Сводно-аналитический отдел. Кроме того, в группе 12 аудиторов работают 48 инспекторов.
По опыту Счетной палаты Российской Федерации мы создали Отдел собственной безопасности, который будет заниматься взаимодействием с правоохранительными органами и Генеральной прокуратурой. Это позволит отслеживать дальнейшую судьбу материалов проверок, направленных Счетной палатой в правоохранительные органы.
Вводим также практику разработки у себя положений, методических указаний и рекомендаций.
Вместо ранее существовавших семи Госинспекций финансового контроля по каждой области, фактически находящихся в “подчинении” местных государственных администраций и органов местного самоуправления, и в целях их независимости созданы три территориальные инспекции по областям с численностью 86 единиц за счет средств республиканского бюджета и 27 единиц за счет собственных средств.
Для качественного подбора кадров была образована конкурсно-аттестационная комиссия, в состав которой вошли как работники Счетной палаты, так и работники Администрации Президента республики. Комиссия с выездом на места, после изучения представленных материалов, деловых качеств, подготовила кандидатуры к зачислению. В настоящее время Счетная палата в основном укомплектована высококвалифицированными кадрами.
Как и предыдущие годы, Счетная палата продолжает поддерживать связи с международными аудиторскими ведомствами зарубежных государств и их международными объединениями.
Поскольку Счетная палата Кыргызской Республики является полноправным членом таких международных объединений, как ИНТОСАИ, АЗОСАИ и ЭКОСАИ, Счетная палата по их приглашениям направляла своих сотрудников для участия в различных семинарах, где обсуждались всевозможные аспекты аудиторской деятельности, изучались современные формы и методы контрольной работы.
Уважаемые коллеги!
Позвольте остановиться на отдельных проблемах, возникающих во взаимоотношениях с Правительством и правоохранительными органами республики, которые пытаются использовать во взаимоотношениях со Счетной палатой те же методы и подходы, которые применяли по отношению к Госинспекции финансового контроля, функционировавшей при Правительстве Кыргызской Республики. В частности, от правоохранительных органов поступает множество просьб о проведении проверок и ревизий, хотя в отдельных из них имеются свои структуры, созданные для этих целей (например, ГУБЭПК при Министерстве внутренних дел).
Хотелось бы, чтобы коллеги из других республик СНГ поделились своим опытом взаимоотношений с правительствами и правоохранительными органами своих государств.
Уважаемые участники совещания!
Думается, что первое совещание руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств участников Содружества Независимых Государств, организованное и проводимое Счетной палатой Российской Федерации, его решения сыграют свою положительную роль в деле решения проблем государственного финансового контроля, его развития и укрепления, повышения действенности и совершенствования методологии финансового контроля, координации деятельности высших контролирующих органов государств участников СНГ, повышения качества сотрудничества, в оказании взаимной правовой помощи и в конечном итоге в решении задач, стоящих перед нашими странами.
Благодарю за внимание!
М.Ч. Садыркулова
|