Уважаемый Сергей Вадимович!
Уважаемые коллеги участники совещания!
Позвольте передать делегатам и участникам совещания приветствие от имени Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и пожелание успешной работы в установлении эффективного многостороннего и двустороннего сотрудничества высших контрольно-ревизионных органов государств участников Содружества Независимых Государств.
От имени делегации Комитета государственного контроля Республики Беларусь позвольте также выразить искреннюю признательность руководству Счетной палаты Российской Федерации, проявившему инициативу в проведении настоящего совещания руководителей высших контрольно-ревизионных органов.
Уверен, что наша встреча будет полезной для всех ее участников, так как все мы, полагаю, чувствуем острую необходимость во взаимном обмене опытом работы. Если сделать небольшой исторический экскурс, то все страны на постсоветском пространстве прошли сходную эволюцию взглядов на роль и место государственного контроля в финансово-экономической сфере. Первоначально, на волне “перестроечной” эйфории, когда в обществе усиленно насаждалось мнение о том, что рынок сам в экономике все устроит и отрегулирует, кое-где, в том числе и в Беларуси, верх одержало суждение о ненужности органов контроля. В числе первых структур под благовидным предлогом сокращения государственного аппарата Верховным Советом Беларуси был упразднен Комитет народного контроля.
Не прошло и двух лет, как самое “рыночное” на то время руководство страны пришло к выводу, что принимаемые Парламентом и Правительством законы и другие нормативные акты не действуют или нарушаются, потому что отсутствовал должный государственный контроль за их исполнением.
Поэтому уже в марте 1992 года Верховный Совет принял решение о создании Контрольной палаты Республики Беларусь. В свою очередь, Правительство в сентябре этого же года образовало Департамент экономического контроля при Совете Министров.
Дальнейшее развитие событий со всей очевидностью подтвердило, что эффективное управление в стране невозможно без постоянного и порой даже жесткого контроля за осуществлением принимаемых государственных решений.
Неудивительно поэтому, что первый Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко менее чем через месяц после избрания Указом от 2 августа 1994 года создал Службу контроля в своей Администрации, вменив ей в обязанности осуществление контроля за деятельностью органов власти и управления, за соблюдением субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, использованием государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов.
Спустя год Указом Главы государства от 4 августа 1995 года контрольный орган был преобразован в Службу контроля Президента Республики Беларусь. Еще через год в соответствии с внесенными после референдума изменениями и дополнениями в Конституцию Указом Президента от 5 декабря 1996 года на базе Службы контроля Президента и Контрольной палаты был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
Образование Комитета государственного контроля имело принципиальное значение для повышения эффективности контрольной работы. Были не только ликвидированы параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных контрольных органов в стране.
Новый контрольный орган обрел статус закрепленного Конституцией звена государственной системы с четко прописанными обязанностями осуществлять контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, выполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Важнейшим событием для Комитета явилось принятие в феврале 2000 года Закона “О Комитете государственного контроля Республики Беларусь”, который конкретизировал правовое поле деятельности контрольного органа.
В пределах своей компетенции Комитет имеет право выносить обязательные для исполнения должностными лицами и индивидуальными предпринимателями решения, в частности, о взыскании в бюджет невнесенных платежей, экономических санкций; о приостановлении разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества; о приостановлении операций по расчетным и иным банковским счетам в случае обнаружения нарушений.
Нам дано право принимать и другие достаточно радикальные меры, в том числе решения о запрещении торговли, производства и реализации товаров; представляющих опасность для людей и окружающей среды, а также о закрытии предприятий и организаций торговли, общественного питания, сферы обслуживания в случае систематических нарушений ими законодательства.
При наличии достаточных оснований Комитет госконтроля может в установленном порядке обращаться в компетентные органы с представлением о возбуждении дела о прекращении деятельности субъектов хозяйствования.
Хотел бы обратить внимание и на то, что Комитету госконтроля предоставлено право согласовывать назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности, а также давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.
Важнейшими приоритетами в нашей работе в соответствии с Законом является обеспечение действенного контроля за:
- выполнением параметров социально-экономического развития Республики Беларусь;
- исполнением республиканского и местных бюджетов;
- целевым и эффективным использованием государственных средств и собственности;
- деятельностью банков, рынка ценных бумаг, страховых и небанковских финансовых организаций;
- соблюдением законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами хозяйствования;
- ценообразованием и состоянием дел на потребительском рынке;
- развитием приоритетных отраслей народнохозяйственного комплекса.
Само собой разумеется, что одним из важнейших направлений работы Комитета является контроль за выполнением государственных программ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так как наша республика наиболее пострадала от нее и с распадом Союза осталась один на один с этой бедой. На эти цели государство тратит значительные средства, и мы внимательно отслеживаем, чтобы они были использованы строго по назначению.
Особое внимание в работе придается контролю за выполнением декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.
Для решения названных задач сформирована соответствующая структура Комитета государственного контроля.
В состав центрального аппарата Комитета входят 12 главных управлений, в том числе управления:
- бюджетно-финансового контроля;
- контроля за деятельностью банков и рынка ценных бумаг;
- внешнеэкономического контроля;
- инспекция валютного контроля;
- государственная торговая инспекция и др.
Система территориальных органов представлена комитетами государственного контроля всех областей республики, а также межрайонными комитетами госконтроля.
Структура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Если коротко представить объемы выполняемых контрольных мероприятий, то в соответствии с планами работы, а также поручениями Главы государства специалистами Комитета госконтроля за 9 месяцев т.г. проведено свыше 8,5 тысячи проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности. По результатам проверок к субъектам хозяйствования применены меры экономической ответственности на общую сумму 21 млрд. белорусских рублей, что в долларовом эквиваленте составило около 38 млн. долларов США.
Вместе с тем применение и взыскание экономических санкций не является для Комитета самоцелью. Более того, применяя и взыскивая санкции, Комитет обязательно учитывает как интересы государства, так и интересы предприятий. При этом коллегии Комитета госконтроля Законом предоставлено право по ходатайствам субъектов хозяйствования или их вышестоящих организаций принимать решения о частичном или полном освобождении от уплаты экономических санкций.
В то же время усиливается персональная ответственность должностных лиц, виновных в нарушениях. Только в текущем году по результатам проверок к административной ответственности привлечено около 8 тысяч человек, от занимаемых должностей освобождено более 500. При необходимости материалы проверок направляются в правоохранительные органы, которыми только в текущем году возбуждено более 150 уголовных дел.
О результатах проверок и принимаемых по ним мерах Комитет государственного контроля регулярно информирует Президента Республики Беларусь, Национальное собрание и Правительство, другие республиканские и местные органы государственной власти и управления. В частности, в текущем году Комитетом внесено органам государственной власти и управления около 3 тысяч предложений по устранению выявленных недостатков и наведению порядка.
Значительное внимание Комитет госконтроля уделяет работе с письменными и устными обращениями граждан. Ежемесячно их поступает до 2 тысяч, что свидетельствует о высоком доверии населения к контрольному органу.
Помимо контрольных мероприятий Комитет государственного контроля выполняет большой объем аналитической работы и инициирует принятие многих нормативных актов, регулирующих экономические и финансовые отношения.
Свою повседневную деятельность Комитет государственного контроля осуществляет в тесном взаимодействии с правоохранительными и другими контролирующими органами.
В республике около 30 государственных органов в той или иной мере контролируют финансово-экономическую сферу, и упорядочение их деятельности является весьма актуальной задачей.
Главой государства поддержан и 15 ноября 1999 года утвержден Указом разработанный Комитетом обязательный для всех контролирующих органов Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций.
В соответствии с этим Указом на Комитет госконтроля возложена обязанность координатора контрольной деятельности в республике, образован Совет по координации контрольной деятельности, который по должности возглавляет Председатель Комитета государственного контроля. В состав Совета входят: Первый заместитель Премьер-министра, заместитель Главы Администрации Президента, заместители министров экономики, финансов, руководители правоохранительных и других органов.
Наряду с реализацией планов взаимодействия с контролирующими органами республики Комитет государственного контроля стремится активизировать свои контакты с контрольными органами и на международном уровне.
Так, 22 февраля 2000 года подписано Соглашение о сотрудничестве и оказании взаимной помощи между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Государственным контролем Литовской Республики. Комитет госконтроля поддерживает также деловые контакты с Министерством государственного контроля Китайской Народной Республики.
В то же время о постоянном деловом сотрудничестве с высшими контрольными органами стран СНГ мы пока говорить не можем. Думается, что это не совсем хорошо.
Мы с удовлетворением поддерживаем изложенные в докладах С.В.Степашина и моих коллег из Азербайджана и Армении предложения о формах и методах взаимодействия высших контрольно-ревизионных органов в рамках Содружества Независимых Государств.
Мы поддерживаем предложение о создании Совета руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств участников СНГ, а также идею проведения в дальнейшем регулярных совещаний руководителей высших контрольных органов.
В то же время мы считаем целесообразным развивать и практику взаимодействия контрольных органов на двусторонней основе.
Учитывая особый характер отношений между Белоруссией и Россией, скрепленных Договором о создании Союзного государства, считаем, что вполне назрела необходимость в подписании Соглашения о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Российской Федерации.
В числе других форм взаимодействия представляется необходимым наладить систематический обмен информацией между высшими контрольными органами государств участников СНГ по методике контроля за исполнением бюджетного законодательства, выполнением межгосударственных внешнеэкономических контрактов и по другим направлениям работы, представляющим взаимный интерес.
Нам видится вполне реальной возможность организации регулярного обмена опытом контрольной деятельности на различных уровнях, в том числе в виде взаимных стажировок специалистов. Сотрудничество в такой форме может достаточно эффективно способствовать повышению квалификации кадров.
Полагаем, этот перечень форм и методов сотрудничества будет продолжен участниками совещания в ходе обмена мнениями. В итоге мы можем отобрать для сотрудничества наиболее взаимоприемлемые и эффективные.
Разрешите выразить уверенность в том, что наша встреча в таком составе положит начало дальнейшему плодотворному сотрудничеству высших контрольных органов стран Содружества.
Спасибо за внимание.
|