Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

Экспертное заключение

Экспертное заключение

выполнение законодательных актов, регламентирующих защиту прав на интеллектуальную собственность

Направление по проведению экспертиз и заключений по контролю за расходами федерального бюджета на науку, образование и по защите интеллектуальной собственности

Москва

2001

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение *

I. Институциональная структура *

II. законодательство об интеллектуальной собственности *

III. права государства на интеллектуальную собственность. служебные изобретения. *

IV. международный трансфер интеллектуальной собственности. секретные изобретения *

V. Определение цены на реализуемую интеллектуальную продукцию *

VI. Количественный анализ интеллектуальной собственности. *

Приложение. Перечень действующих законодательных и нормативных правовых актов *

Введение

В последние годы в Российской Федерации уделяется значительное внимание одному из наиболее перспективных потенциальных ресурсов государства результатам интеллектуальной деятельности. Именно формирование полноценного института интеллектуальной собственности является основой создания современного рынка ценных знаний и технологий.

Рациональное отношение к интеллектуальной собственности и эффективное вовлечение ее в хозяйственный оборот под контролем государства является важнейшим средством создания новых высокоэффективных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Роль этого института в разработке и реализации государственной научно-технической политики определяется также существенными затратами на НИОКР государства и хозяйствующих субъектов.

Несмотря на экономические проблемы в стране, российская наука продолжает существовать как важнейший компонент мировой науки и достигает высоких научных результатов. Наука является критерием развития нашей страны как мировой державы, ее решающим ресурсом в XXI веке. Однако сохраняется существенный разрыв между развитой культурой научных исследований и неэффективной организацией работы по применению результатов интеллектуальной деятельности в рыночных условиях.

Учитывая особую стратегическую, политическую и финансовую значимость интеллектуальной собственности, а также противоречия современной фазы ее государственного регулирования, именно Счетная палата Российской Федерации должна стать центром объективного анализа и контроля, гарантирующего согласование позиций участников и эффективность их деятельности.

Предлагаемая модель анализа выполнения законодательных актов, регламентирующих защиту прав на интеллектуальную собственность, включает шесть основных направлений и соответственно приоритетных задач:

Первое. Определение позиции Счетной палаты по вопросу о целесообразной и эффективной институциональной структуре обеспечения прав на интеллектуальную собственность в Российской Федерации.

Второе. Мониторинг действующего законодательства .

Третье. Реализация прав государства на интеллектуальную собственность, в том числе на служебные изобретения.

Четвертое. Международный трансфер интеллектуальной собственности и секретные изобретения.

Пятое. Определение цены на интеллектуальную продукцию.

Шестое. Аудит выполнения количественных заданий Федерального бюджета по соответствующим разделам и решений Правительства Российской Федерации.

В настоящем экспертном заключении содержится предварительная оценка существующей ситуации по перечисленным направлениям, а также даются некоторые рекомендации, которые могут быть использованы в определении приоритетов контролирующей деятельности Счетной палаты..

В качестве одного из ключевых выводов уже сейчас можно предложить перенести центр тяжести в системе интеллектуальной собственности в сторону создателей интеллектуального продукта и применяющих его предприятий. Соответственно, в центр государственной политики целесообразно поставить интересы именно этих субъектов правоотношений.

Счетная палата Российской Федерации может внести существенный вклад в процесс становления и совершенствования института интеллектуальной собственности, рассматривая эту задачу в качестве одного из приоритетных направлений своей работы.

В рамках решения данной задачи направление Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации по проведению экспертиз и заключений по контролю за расходами федерального бюджета на науку, образование и по защите интеллектуальной собственности намерено в дальнейшем представить предложения по созданию “Информационного фонда интеллектуальной собственности” (ИФИС), включающего реестр результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета .

Институциональная структура

Институциональная структура обеспечения прав на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации претерпела в 90-е гг. значительные изменения и в настоящее время включает три основных центра. Деятельность перечисленных ниже структур и подготовленные ими материалы представляют первоочередной интерес при осуществлении контрольных функций Счетной палаты Российской Федерации:

Функция по обеспечению правовой защиты интеллектуальной собственности возложена на Министерство юстиции Российской Федерации, которое, согласно “Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации”, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 954 от 2 августа 1999 г., выполняет следующие задачи :

осуществление функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные Законами Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, взаимодействие с общественными объединениями, участие в международном сотрудничестве в указанной сфере;

осуществление правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

представление предложений о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности.

При Министерстве юстиции Российской Федерации создано специальное юридическое лицо, наделенное полномочиями от имени государства пользоваться и распоряжаться интеллектуальной собственностью, созданной за счет ассигнований из государственного бюджета. Это Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) государственное учреждение, образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 556 от 14 мая 1998 г. “О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1132 от 29 сентября 1998 г. "О первоочередных, мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, и технологических, работ военного, специального и двойного назначения" и приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 139от 8 октября 1998 г.

Значительная роль принадлежит Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, целый ряд департаментов которого непосредственно связаны со сферой интеллектуальной собственности. Это:

департамент интеллектуальной собственности и технологической безопасности,

департаменты прогноза и приоритетов научно-технологического развития, инноваций и коммерциализации технологий, информационных ресурсов,

департаменты государственного регулирования военно-технического сотрудничества, региональной политики военно-технического сотрудничества,

сводный департамент экономического и военно-технического сотрудничества,

департаменты экспортного контроля и кооперационных поставок, фундаментальных и поисковых исследований, кодификации знаний и развития прикладных технологий.

Позиция Минпромнауки России по вопросу об интеллектуальной собственности была представлена на заседании Правительства Российской Федерации в докладе Статс-секретаря Первого заместителя Министра Б.С.Алешина в январе 2001 г. Министерством разработана Концепция государственной политики в сфере интеллектуальной собственности на разработки, сделанные за счет государственного бюджета. Особенно важно, что в данной концепции предусмотрены также меры по финансированию технологий с высоким коммерческим потенциалом. Предполагается, что данная Концепция будет предложена на утверждение Правительству Российской Федерации после ее обсуждения заинтересованными сторонами.

Наконец, важным центром инициатив по вопросам, связанным с использованием и регулированием результатов интеллектуальной деятельности остается Министерство обороны Российской Федерации. Его интересы представляет, в частности, Лига содействия оборонным предприятиям, которая наиболее тесно связана с Комитетом Государственной Думы по безопасности, курирующим вопросы интеллектуальной собственности.

Наряду с перечисленными структурами существуют также:

Правительственная комиссия по научно-инновационной политике, имеющая секцию по научно-технической политике и секцию по промышленной и инновационной политике. (председателем комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации),

Межведомственная комиссия по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации,

Министерством образования Российской Федерации создан Экспертный совет по вопросам интеллектуальной собственности (приказ N91 от 20 июля 1999 г.),

23 мая 2000 г. Государственной Думе состоялись слушания на тему "Проблемы государственной защиты интеллектуальной собственности в

Российской Федерации". Они были организованы: Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям совместно с Комитетом по образованию и науке и Комитетом по законодательству. Рекомендовано создать межкомитетский Совет Государственной Думы по рассмотрению законопроектов, связанных с проблемами интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Выработаны рекомендации к парламентским слушаниям, которые прошли в Совете Федерации и были также посвящены совершенствованию законодательства в области обеспечения интеллектуальной собственности.

Работают такие общественные организации, как Российское авторское общество, федеральные центры науки и высоких технологий и другие.

Основным вопросом при оценке целесообразности той или иной институциональной структуры, а соответственно, упорядоченности и эффективности деятельности органов федеральной государственной власти, осуществляющих функции управления, контроля, развития, подготовки кадров и государственной защиты интеллектуальной собственности Российской Федерации является правильная расстановка приоритетов. Речь идет об оптимизации соотношения следующих понятий правовая защита результатов научных исследований и правовая защита интересов государства фактически, о соблюдении баланса интересов государства, владельцев и авторов.

В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации в центре системы правовых отношений должны находиться интересы личностей и организаций, генерирующих и применяющих результаты интеллектуальной деятельности. В таком случае правительственные ведомства будут решать задачи по стимулированию и правовому обеспечению интеллектуальной собственности. Практически это означает следующее:

разработка и принятие Концепции государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, включающей направления, связанные с реализацией патентной политики и государственной защитой интеллектуальной собственности;

проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности, финансировавшейся из бюджетных источников различного уровня (СССР, РСФСР, Российской Федерации) и на основе анализа ее итогов определение приоритетных объектов, представляющих экономический интерес для государства и требующих безусловного вовлечения их в хозяйственный оборот;

активизация претензионной работы по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности разработок военного назначения, переданные иностранным государствам по плану, разработанному в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N ИК-П4-01779 от 24 января 2000 г.;

обеспечение эффективности действующего законодательства по интеллектуальной собственности.

Законодательство об интеллектуальной собственности

Создание научно-технических разработок и их использование в новых технологиях и промышленных объектах невозможно без обеспечения полноценной правовой охраны интеллектуальной собственности. Современное законодательство об интеллектуальной собственности в Российской Федерации в основном соответствует аналогичной законодательной базе в ведущих странах мира. Дальнейшее совершенствование законодательства связано с принятием Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что потребует, в частности, согласования с требованиями ТК1Р8, сформулированными ВТО. Наряду с этим необходимо добиваться максимальной практической реализации существующих правовых норм на территории Российской Федерации. Перечень законодательных и нормативных актов, регулирующих защиту интеллектуальной собственности в Российской Федерации, приведен в Приложении к настоящему экспертному заключению

Контроль со стороны Счетной палаты за эффективностью действующего законодательства предполагает выделение двух его основных разделов законодательство об интеллектуальной собственности, которое включает : правовую охрану промышленной собственности, авторское право и смежные с ним права, правовой статус и обеспечение прав обладателей ноу-хау, государственное регулирование интеллектуальной собственности,

а также законодательство по регулированию научно-технической деятельности, охватывающее: гражданское законодательство, государственную научно-техническую и инновационную политику законодательство о российской науке, поддержку научно-технической и инновационной деятельности, региональные аспекты, развитие наукоградов, законодательство о труде, законодательство о финансах и кредите бюджет, инвестиции, валютное регулирование, налоговую систему, антимонопольное законодательство, законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности, конверсию оборонной промышленности, законодательство о земле, законодательство об информации и информатизации.

Наряду с этим необходим контроль над завершением работы государственных органов по выполнению планов соответствующей законодательной деятельности. Так, Правительство Российской Федерации должно разработать единый пакет документов “О принципах государственной политики по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности” всего более 30 нормативных актов, включая федеральные законы "О внесении изменений в Патентный закон Российской Федерации", "О внесении изменений в закон "О товарных знаках...", "О коммерческой тайне", "О служебных изобретениях", "О патентных поверенных" и др.

Правительством Российской Федерации для внесения в Государственную Думу уже подготовлены изменения и дополнения к законодательству по охране промышленной собственности. Среди них целесообразно выделить:

по Патентному закону

обеспечение дополнительных гарантий патентообладателю при принудительном лицензировании;

гарантии патентообладателю при использовании без его разрешения объектов промышленной собственности при чрезвычайных обстоятельствах; - изменения и дополнения п. 2 ст. 14 положениями, усиливающими ответственность за нарушение действующего патента и улучшающими защиту прав патентообладателей, таких, как возможность продления срока действия патентов на изобретения, использование которых требует официальной апробации в соответствии с действующим законодательством, еще на срок до 5 лет, а также восстановления действия патентов, утративших силу вследствие неуплаты пошлин за поддержание их в силе. Одновременно предусматривается введение института "послепользования";

по Закону о товарных знаках

положение, прямо указывающее на охрану общеизвестных знаков Российской Федерации;

сокращение срока публикации сведений, относящихся к регистрации товарных знаков, с 6-ти до 2-х месяцев.

В соответствии с Патентным законом и Законом о товарных знаках для решения ряда важнейших вопросов, связанных с предоставлением правовой охраны объектам промышленной собственности, реализацией прав патентообладателей, владельцев свидетельств на товарные знаки и на право пользования наименованиями мест происхождения товаров и третьих лиц, предусмотрено создание Высшей патентной палаты.

Перечисленные изменения в законодательстве об охране промышленной собственности и принятие пакета документов в области интеллектуальной собственности позволят России укрепить правовую базу осуществляемых в стране реформ. (“Законодательство в научно-технической сфере : состояние и проблемы”. ЦИСН-Миннауки, 2000).

По материалам слушаний в Государственной Думе 23 мая 2000 года (“Проблемы государственной защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации”. Слушания Государственная Дума, 2000) определены следующие основные задачи развития законодательной базы :

Законодательное уточнение перечня объектов гражданских прав и определение режима исключительных прав

Признание Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований субъектами правоотношений в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).

Разграничение прав государства на результаты научно-технической деятельности, полностью или частично финансируемой из федерального бюджета, и прав исполнителей соответствующих работ.

Внесение изменений в таможенное законодательство и законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Определение правового режима некоторых объектов интеллектуальной собственности (в том числе, ноу-хау, фирменных наименований, секретных изобретений и служебных изобретений).

Принятие федеральных законов: "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем.

Повторное рассмотрение федеральных законов "О служебных изобретениях", "О секретных изобретениях", "О коммерческой тайне", закрепление в них права государственных научных предприятий на защиту и использование объектов промышленной собственности, созданных в результате выполнения государственного заказа.

Сейчас в Государственную Думу Российской Федерации направлен ряд соответствующих федеральных законопроектов. Их принятие зависит от введения в действие третьей части нового Гражданского кодекса.

Права государства на интеллектуальную собственность. служебные изобретения.

Создание рынка интеллектуальной собственности подразумевает необходимость установления ее владельца. Однако именно вопросы определения принадлежности и оформления прав наиболее сложны. До 1992 г. почти вся интеллектуальная собственность в нашей стране создавалась за счет централизованного государственного финансирования. И тем не менее права государства, финансирующего и до настоящего времени большую часть всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), фактически остаются неопределенными. Более того, государство даже не является полноценным субъектом правоотношений в сфере исключительных прав на интеллектуальную собственность, так как не было определено юридическое лицо, наделенное полномочиями от имени государства пользоваться и распоряжаться интеллектуальной собственностью, созданной за счет бюджетных ассигнований.

Проблема отсутствия прав государства на объекты интеллектуальной собственности, созданной за счет государственных средств, в качестве одной из центральных была названа на слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации.

В этой связи правительство активизировало работу по восстановлению прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансировавшихся из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета РСФСР и определенной части государственного бюджета СССР.

Однако, надо отметить, что вопрос о правах Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности очень часто оказывается спорным или решается не в пользу Российской Федерации. Если говорить не о результатах интеллектуальной деятельности вообще, а только об объектах исключительных прав, охраняемых в соответствии с Патентным законом или Законом об авторском праве и смежных правах, то практически всегда можно обнаружить конкретного правообладателя, которому до 29 сентября 1998 года принадлежали исключительные права.

Одним из наиболее важных направлений этой работы является восстановление прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации

В этом направлении Правительство Российской Федерации предпринимает следующие практические меры, эффективность которых должны быть оценена Счетной палатой Российской Федерации:

Организует работу по разграничению прав государства на результаты научно-технической деятельности, полностью или частично финансируемой из федерального бюджета, и прав исполнителей соответствующих работ. В частности, это касается результатов ранее выполненных НИОКР, охраняемых в режиме государственной или коммерческой тайны, изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами СССР, а также результатов работ, выполняемых по государственным контрактам в настоящее время.

Осуществляет инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, финансировавшейся из бюджетных источников различного уровня (СССР, РСФСР, Российской Федерации) и на основе анализа ее итогов определяет приоритетные объекты, представляющие экономический интерес для государства и требующие безусловного вовлечения их в хозяйственный оборот. Формирует государственную систему учета и управления интеллектуальной собственностью, созданной с привлечением средств федерального бюджета.

В рамках такой инвентаризации руководители предприятий и научных организаций обязаны оценить и поставить на баланс в качестве нематериальных активов права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при финансировании из федерального бюджета, бюджета РСФСР и государственного бюджета СССР

Однако, здесь существуют определенные трудности. Например, руководители предприятий не могут поставить на баланс права, которые им не принадлежат. Следовательно, речь может идти только о тех правах на результаты ранее выполненных бюджетных работ, которые принадлежат исполнителю. Более того, для постановки на баланс необходимо документальное подтверждение прав предприятия на соответствующие результаты. Даже тогда, когда права на ранее полученные результаты принадлежат предприятию, что документально подтверждено, поставить их на баланс, не нарушая правил бухгалтерского учета, не всегда возможно, в том числе и на забалансовые счета.

Инвентаризация является первым этапом работы по обеспечению законодательно-правовых и экономических условий для вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В настоящее время разрабатываются различные концепции государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.

Государственные заказчики проводят инвентаризацию результатов НИОКТР и определяют те из них, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации, и которые могут быть вовлечены в экономический оборот, прежде всего при поставках продукции на экспорт. Обобщенные данные для ведения единого реестра результатов интеллектуальной деятельности формируются ФАПРИД на основе информации, представляемой в Минюст России государственными заказчиками. Распоряжением Правительства РФ №1613-з от 9 ноября 1999 г. государственным заказчикам был установлен срок представления в Минюст информации о результатах интеллектуальной деятельности по утвержденной форме учета 31 декабря 1998 г.

Правительством Российской Федерации реализуется также программа по увеличению закрепленных в федеральной собственности пакетов акций восемнадцати акционерных обществ, созданных на базе предприятий военно-промышленного комплекса.

Первым практическим шагом в этом направлении стало постановление Правительства Российской Федерации №720 от 30 июня 1999 г. “Об открытом акционерном обществе “ТУПОЛЕВ”. Согласно данному постановлению, ФАПРИД вносит вклад в уставный капитал создаваемого акционерного общества в виде принадлежащих Российской Федерации прав на РИД, причем РИД представляют собой конструкторскую документацию на самолеты “Ту” шести моделей и одни аэросани. Тем же постановлением определено, что доля Российской Федерации в создаваемом акционерном обществе должна составить 51%. ФАПРИД было дано поручение оценить стоимость вклада, вносимого от имени Российской Федерации. В результате государственная собственность фактически увеличилась на 11,5 млрд. рублей.

Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым ФАПРИД поручается провести в установленном порядке на договорной основе оценку прав на результаты интеллектуальной деятельности по программе Ан-70 в целях внесения принадлежащей Российской Федерации доли прав на указанные результаты в качестве вклада в уставный капитал ОАО “Международный консорциум “Средний транспортный самолет”.

Все перечисленные выше конкретные примеры должны быть предметом контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации.

Следующим важнейшим направлением анализа со стороны Счетной палаты Российской Федерации должна стать правовая охрана служебных изобретений.

В этой сфере первоочередной задачей остается доработка и ввод в действие законодательных актов, регулирующих вопросы правовой охраны служебных объектов интеллектуальной собственности, которые не решены действующим законодательством:

не оформлены права собственности на служебные объекты, созданные несколькими организациями, а также при акционировании, приватизации, банкротстве;

не решены вопросы прав собственности на объекты, созданные с использованием информации, опыта, материальных, технических и иных средств работодателя, и средств, выделяемых из бюджетов всех уровней;

нужен дифференцированный подход к созданию охраноспособных объектов на рабочем месте.

Государственная Дума утвердила в июле 1996 г. Федеральный закон "О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах", разработанный с учетом опыта зарубежного законодательства. Законопроектом предусмотрена и статья о секретных служебных объектах промышленной собственности. Однако Советом Федерации в связи с возникшими по некоторым статьям разногласиями закон был отклонен на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 309-СФ от 7 августа 1996 г. "О Федеральном законе "О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах". Ввод его в действие остается наиболее острой проблемой в области защиты интеллектуальной собственности.

Основные функции по решению задач государственной политики, перечисленных в данном разделе, Правительство Российской Федерации возложило на уже упомянутое государственное учреждение Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФАПРИД).

В наиболее полном виде направления деятельности фаприд включают:

контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот;

подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности;

подготовка к заключению по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;

обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот;

осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации;

организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности.

Создание и деятельность ФАПРИД вызывает споры среди общественности из опасений, что интеллектуальная собственность станет принадлежать государству, а не тем, кто ее создал еще в СССР. Надо обратить внимание, что ряд функций ФАПРИД и Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) в части экспортного контроля начинают пересекаться. В то же время ФАПРИД становится аналогом Мингосимущества. Только Мингосимущество реализует право собственника на государственное имущество, а ФАПРИД претендует на подобную роль в области распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности.

Государственная политика в области оценки, учета и использования интеллектуальной собственности должна включать следующие направления:

Во-первых, создание механизма государственного стимулирования изобретательства и восстановление льгот по налогообложению изобретателей, организаций и предприятий, использующих изобретения.

В настоящее время значительно ослабла система государственной поддержки изобретательской и инновационной деятельности одиночек, коллективных субъектов частного предпринимательского сектора и особенно мелких фирм. Ликвидация или значительное сокращение по численности патентных служб и их подразделений привело к резкому спаду изобретательской активности и сокращению использования изобретений в промышленности и, как следствие, к "утечке умов" (в том числе в форме результатов интеллектуальной деятельности) за границу.

Кроме того, положение изобретателей и патентообладателей ухудшилось из-за роста госпошлин. Во введенном в 1993 г. Положении о пошлинах предусмотрен целый комплекс различных выплат: за подачу заявки на выдачу патента; внесение по инициативе заявителя исправлений и уточнений в заявку; проведение экспертизы; внесение изменений в формулу; преобразование заявки, поданной на один объект, в заявку на другой объект охраны промышленной собственности; подачу возражений в Апелляционную палату; выдачу патента; регистрацию лицензионного договора и договора об уступке патента, поддержание патента в силе.

Во-вторых, решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по использованию интеллектуальной собственности в интересах государства, должны основываться на правовых актах о государственной научно-технической и инновационной политике. К ним относятся Доктрина развития российской науки, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Концепция реформирования российской науки на период 19982000 годов, а также правовые акты по региональной научно-технической политике, в том числе по наукоградам. Соответствующий план действий на 1999-2000 годы по реализации “Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы” утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 542-р от 8 апреля 1999 г.

В-третьих, должны быть реализованы основные направления политики государственного содействия экспорту вооружений и военной техники, причем, как в военно-политической и торгово-экономической области, так и сфере собственно военно-технического сотрудничества (ВТС). Особенно важными ныне представляются такие меры поддержки, как организация работы межправительственных комиссий по ВТС с перспективой заключения межгосударственных соглашений, лоббирование экспортных сделок со стороны высшего государственного руководства, предоставление государственных гарантий по заключенным контрактам, разработка схем конверсии долга стран - должников Российской Федерации, укрепление торгово-экономических связей со странами - клиентами по ВТС и поддержка межгосударственного сотрудничества по линии ВПК.

Все более актуальной в последнее время становится проблема защиты интеллектуальной собственности в области оборонных исследований и разработок. Российские субъекты ВТС (причем не только ГК "Росвооружение") активно заключают контракты на поставки наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Ряд стран, в свое время освоивших выпуск военной техники российской разработки, прежде всего, это государства Центральной и Восточной Европы, экспортируют ее на рынки третьих стран и выступают конкурентами Российской Федерации. Непростая ситуация складывается в отношениях с Украиной, которая одновременно выступает и как партнер по военно-промышленному сотрудничеству, и конкурент на внешних рынках. Есть проблемы и при налаживании военно-экономических связей российских предприятий с зарубежными фирмами. В ходе выполнения совместных оборонных проектов иностранные партнеры получают доступ к российским технологиям, которые не имеют необходимой правовой защиты не только на международном, но и на российском уровне. Стал отмечаться заметный рост числа патентов, оформляемых в России зарубежными производителями ВВТ и даже частными лицами.

В федеральном законе о ВТС в этом плане содержится лишь общее положение - в числе принципов государственной политики в области ВТС с иностранными государствами указывается: "защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения" (статья 4 закона). С конце 1998 года права РФ в подобных спорах по поводу результатов интеллектуальной деятельности защищает ФАПРИД.

международный трансфер интеллектуальной собственности. секретные изобретения

Основная проблема обеспечения интересов Российской Федерации при осуществлении международного научно-технического сотрудничества невоенного характера состоит в прекращении неконтролируемой передачи за рубеж отечественных разработок по демпинговым ценам, а также использования изобретений теневыми структурами и криминальным сектором.

Снижение уровня правовой охраны изобретательского потенциала создало ситуацию, при которой подобные неконтролируемые сделки стали возможными.

В последние годы наметилась угрожающая тенденция несанкционированного, безвозмездного или неэквивалентного использования результатов работы НИИ, вузов, служебных изобретений предприятий, фирм, краж интеллектуальной собственности, которая нередко попадает к иностранным конкурентам. Ситуация осложняется и тем, что существенную долю в передаваемой за рубеж информации составляют результаты, относящиеся к прорывным областям науки и технологии, к технологиям двойного назначения. Существуют, по крайней мере, четыре "классические" формы передачи важной научно-технической информации за рубеж практически за бесценок.

Первая форма, наиболее простая, состоит в том, что разработчик юридическое или частное лицо продает зарубежному покупателю ту или иную технологическую документацию за низкую цену. При этом продавцу такая сделка не грозит серьезными юридическими последствиями, так как действующим российским законодательством об интеллектуальной собственности ее коммерческая оценка не предусмотрена.

Вторая форма связана с заключением контрактов зарубежных фирм с российскими учеными на выполнение научно-технических работ. Следует обратить внимание на то, что специалистам платят за работу, а не за разработки, и выполненная работа оценивается чуть выше средней зарплаты, получаемой исполнителем по месту постоянной работы.

Третья форма состоит в приглашении высококвалифицированных российских специалистов для работы за рубежом, в основном ученых и инженеров из закрытых институтов и НПО. При этом заработная плата, получаемая ими, в пять и более раз ниже оплаты работы их зарубежных коллег. Таким образом, наиболее работоспособные российские "мозги" повышают научно-технический потенциал других стран практически за бесценок, потому что в собственной стране их труд не востребован вообще.

И наконец, четвертая форма состоит в заключении невыгодных для российских партнеров патентно-лицензионных соглашений с фирмами-посредниками.

Для предотвращения угрозы экономической безопасности страны применяется система засекречивания технологий в виде ноу-хау, изобретений и других объектов промышленной собственности, представляющих особую ценность для государства с военной и коммерческой точек зрения, в сочетании с организационными мерами и ответственностью должностных лиц.

Контроль за соблюдением законодательства о секретной информации должен стать одним из ключевых направлений работы Счетной Палаты Российской Федерации.

В настоящее время процедура засекречивания в сфере науки и техники нуждается в более стройной методологии, составной частью которой становится постоянная необходимость оперативного раскрытия сведений в интересах развития прикладной гражданской науки. Это жесткое требование обусловлено необходимостью поддержания конкурентоспособности многих открытых направлений российской науки и техники.

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте РФ (ФАПРИД) уже привлекло внимание общественности к тому, что созданная в служебном порядке в засекреченных российских структурах интеллектуальная собственность физическими лицами патентуется за рубежом.

К сожалению, Патентный закон лишь констатировал, что правовая охрана не предоставляется изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, признанным государством секретными. Поэтому одной из проблем патентной правовой базы является регулирование правового режима секретных технологий, созданных на уровне изобретений. Речь идет о создании рынка секретных технологий, что крайне важно в первую очередь для конверсионных предприятий.

Законодательная система защиты коммерческой тайны, секретов производства находится в стадии становления, что задерживает создание рынка секретных технологий. Законодательство по защите от недобросовестной конкуренции в стране создается впервые. Предприятия не имеют опыта соблюдения режима секретов производства для объектов интеллектуальной собственности, а суды опыта решения подобных достаточно сложных конфликтных ситуаций.

Профессиональная этика, деловые отношения, расчеты с клиентами, расценки на работу патентных поверенных все эти вопросы требуют правового оформления Ассоциации российских патентных поверенных. В настоящее время планируется подготовить проект закона о патентных поверенных в России, который будет несколько по-новому регулировать их деятельность.

Крайне обострилась также проблема защиты прав на объекты промышленной собственности, вызванная контрафактными действиями несанкционированным изготовлением, применением, ввозом, предложением к продаже, продажей или иным введением в хозяйственный оборот продукта, содержащего запатентованный объект промышленной собственности.

Многие фирмы, ввозя оборудование, технологии, заключая контракты со своими российскими партнерами, в том числе эксклюзивными дистрибьюторами, не задумываются о патентной чистоте поставляемой продукции и технологий, не осуществляют принятых во всем мире проверок по действующему национальному фонду патентов и товарных знаков, не беспокоятся об охране интеллектуальной собственности на территории страны.

В свете имеющейся судебной практики весьма неоднозначным представляется вопрос о соотношении исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование. Вызывает озабоченность и отсутствие органа, определяющего в соответствии с законом статус общеизвестности товарного знака.

В российском законе об авторском праве отсутствуют положения о санкциях против интеллектуального "пиратства", об организации библиографического контроля за печатными и электронными публикациями, о защитном механизме по предотвращению неразрешенного фотокопирования научных публикаций. Низкий уровень правоохранительной практики привел к тому, что "пиратство" приобрело значительные размеры. Это относится ко всем видам интеллектуальной собственности, включая научные произведения.

В целом, на наш взгляд, нужны новые нормы в Законе РФ "О государственной тайне", специальный закон о рассекречивании. Существуют предложения о создании в структуре Федерального собрания Российской Федерации контрольной палаты по государственной тайне Российской Федерации (по типу и подобию Счетной Палаты Российской Федерации), так как разделение власти будет эффективно и при реализации. Необходимо внести изменения в таможенное законодательство и законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, уточнив понятие экспорта применительно к результатам интеллектуальной деятельности и исключительным правам на них. Нуждается в доработке Закон Российской Федерации "О государственном оборонном заказе" в части прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения таких заказов, где надо конкретизировать характер получаемых результатов и правила оформления прав.

Наконец, должна быть пересмотрена практика подготовки в министерствах и ведомствах международных соглашений по поводу создания и использования объектов интеллектуальной собственности в целях более полного обеспечения интересов государства.

Определение цены на реализуемую интеллектуальную продукцию

Важнейшей проблемой рынка интеллектуальной собственности, от решения которой зависит качество контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации, является определение цены на реализуемую интеллектуальную продукцию как в виде объектов, так и в виде прав на их использование.

Стоимостная оценка интеллектуальной собственности, в том числе ее оценка в составе имущественных комплексов приватизированных предприятий, а также учет в составе нематериальных активов, является предметом острых дискуссий как в профессиональной среде, так и на уровне ведомств. Идет обсуждение таких конкретных проблем, как разработка официальных методик оценки интеллектуальной собственности, стандартизация и регулирование оценочной деятельности. Поэтому основная задача сегодня построить государственный стандарт оценки интеллектуальной собственности с учетом требований Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Без учета стоимости изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности нередко осуществляются инвестиционные проекты. А между тем обладание данными объектами способно оказать значительное влияние на экономические позиции участников инвестиций.

С одной стороны, сущность проблемы заключается в том, что достаточно широкий спектр объектов интеллектуальной собственности не позволяет надеяться не только на установление каких-то перечней цен, но даже на единые методологические разработки оценки столь разнородных объектов. Конструктивным решением может быть лишь оценка, произведенная по отдельным группам объектов.

С другой стороны, некоторые положения действующих нормативных актов существенно ограничивают круг оцениваемых объектов интеллектуальной собственности. Наиболее легко стандартизации поддаются требования к процедуре оценки и составлению отчета об оценке. Специфика проявляется здесь в необычно большом объеме работы по исследованию правовой стороны вопроса. В частности проверке подлежит наличие прав или, как минимум, документов, подтверждающих наличие прав.

Необходим контроль за включением промышленной собственности в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций Российской Федерации. Как известно, это осуществляется на основании "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. Подразумевается проведение оценки стоимости объектов промышленной собственности и внесение полученных результатов в графу "Нематериальные активы" балансовых отчетов предприятий и организаций, а также включение этих средств соответствующими долями в графу "Износ нематериальных активов" с возможностью их отнесения на себестоимость и последующего расходования на инновационные нужды и др.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 использование патентных прав, как и прав на другие виды интеллектуальной собственности (ноу-хау, объекты авторского права, включая программы ЭВМ и т.п.), имеющих денежную оценку, в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества должно осуществляться в соответствии с лицензионным договором, который подлежит регистрации в порядке, предусмотренном законодательством. Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации среди других видов нематериальных активов, используемых в инвестиционных проектах, разрешена категория "стоимость патентного права". Однако утвержденный Миннауки России и Роспатентом и зарегистрированный в Минюсте России 20 марта 1995 г. за № 809 "Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов" допускает проведение стоимостной оценки только объектов, используемых в хозяйственной деятельности с получением дохода.

Таким образом, из хозяйственного оборота в числе прочих исключаются значительные изобретения, не нашедшие практического применения из-за опережающего характера или отсутствия финансовых средств. К данной категории относятся также изобретения, защищенные охранными документами СССР, срок действия которых еще не закончен.

Вид определяемой стоимости интеллектуальной собственности и выбор метода ее расчета зависят от цели оценки.

Рыночная стоимость может быть определена только для тех нематериальных активов, которые продаются или могут быть проданы отдельно от организации, которой они принадлежат. При этом существенно наличие правовой возможности продать конкретный актив. О рыночной стоимости реально можно говорить лишь в случае продажи патента или лицензии, причем даже в этом случае сделка купли-продажи не может быть типичной.

Практически каждая продажа лицензии уникальна. Уникальность лицензионных договоров и договоров об уступке патентов ограничивает возможности применения метода сравнительных продаж. Поэтому основным здесь является доходный подход в различных вариантах. Оценщикам свойственно понимание, когда предполагаются известными ставка роялти и размер паушального платежа, а задача состоит в определении стоимости как числа, т.е. в приведении выплат в виде роялти к текущему моменту. Для специалистов по управлению интеллектуальной собственностью определение ставок роялти и паушального платежа, устраивающих одновременно лицензиара и лицензиата, как раз и есть оценка.

При определении ущерба, причиняемого в результате нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, рекомендуется применять подход, имитирующий продажу лицензии. В этом случае можно использовать примерно те же методы расчетов, что и при оценке лицензии для продажи.

Во всех других случаях доходный подход рассматривается как основной, но может различаться в деталях.

Стоимость нематериальных активов в использовании определяется как связываемая с данным активом часть стоимости предприятия, в состав которого входит оцениваемый актив. Этот вид стоимости приходится определять при слиянии юридических лиц или при выделении отдельного бизнеса из состава компании. При внесении вкладов в виде интеллектуальной собственности в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ или товариществ определяется инвестиционная стоимость вносимого вклада. Инвестиционная стоимость интеллектуальной собственности определяется также при ее использовании в рамках инвестиционного проекта.

Принципиально различные подходы к оценке интеллектуальной собственности и ее учету в составе нематериальных активов представлены Высшей школой экономики Санкт-Петербурга при Минэкономики РФ, ФАПРИД при Минюсте РФ, Роспатентом, Миннауки Российской Федерации (разработка ЦЭМИ РАН) и отдельными практикующими оценщиками.

В июле 1998 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 закона под оценочной деятельностью ее субъектов понимается деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости объектов оценки. При этом рыночная стоимость объектов оценки представляет собой наиболее вероятную цену, по которой он может быть отчужден на рынке в условиях конкуренции.

Объектами оценки могут быть вещи, совокупность вещей, в том числе движимое и недвижимое имущество, право собственности и иные вещные права на имущество, долговые обязательства, работы, услуги, информация и др. В законе регламентированы основания и условия для проведения оценки объекта, содержание договора между оценщиком и заказчиком, права и обязанности оценщика, требования к лицензированию оценочной деятельности, функции контролирующих эту деятельность органов.

Вместе с тем, в законе допущен ряд недоработок. В частности, в нем отсутствуют положения об особенностях оценки интеллектуальной собственности и не указаны организации, ответственные за лицензирование деятельности по оценке интеллектуальной собственности.

Количественный анализ интеллектуальной собственности.

Основные задания, позволяющие контролировать количественные параметры государственной интеллектуальной собственности, представлены в Федеральном бюджете. Так, в Федеральном законе Российской Федерации № 227-ФЗ от 31 декабря 1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 год" утверждается:

Статья 29. Учесть в федеральном бюджете на 2000 год поступления доходов по основным источникам в следующих суммах: от осуществления мероприятий по претензионной работе по восстановлению принадлежащих Российской Федерации прав на результаты научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения 9 600,0 млн.руб.

Статья 23. Установить, что в 2000 году 100 процентов средств, поступающих от осуществления мероприятий по претензионной работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения в Российской Федерации и за рубежом, зачисляется в доходы федерального бюджета.

Статья 24. Установить, что средства, поступающие в 2000 году от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения сверх сумм, предусмотренных статьей 29 настоящего Федерального закона, в полном объеме зачисляются в доходы федерального бюджета и используются:

в объеме 70 процентов - на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного, специального и двойного назначения, в том числе 1 500,0 млн. рублей на государственную поддержку функционирования орбитальной станции "Мир" в пилотируемом режиме;

в объеме 30 процентов - на содержание органа, осуществляющего правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и на осуществление мероприятий, связанных с обеспечением правовой охраны и иной защиты результатов интеллектуальной деятельности.

Учет указанных средств осуществляется органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.”

Необходимо подчеркнуть, что доход, который планировалось получить в федеральный бюджет от интеллектуальной собственности, больше, чем доходы от дивидендов по акциям, принадлежащим государству (3,5 млрд. руб.), доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности (4,92 млрд. руб.), от аренды за землю (2,2 млрд. руб.).

В Федеральном законе Российской Федерации № 150-ФЗ от 27 декабря.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" в связи с принятием нового Бюджетного кодекса количественные задания по доходу от интеллектуальной собственности уже не установлены. В бюджете указано:

Статья 14. Установить, что порядок и условия использования средств, получаемых Российским агентством по патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, подписанным в Мадриде 28 июня 1989 года, определяются Правительством Российской Федерации

В бюджете Российской Федерации на 2000 год было зафиксировано:

Статья 19. Установить, что в 2000 году средства, полученные от уплаты всех видов патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, зачисляются в следующих объемах:

90 процентов поступлений - на счета Министерства юстиции Российской Федерации по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, и направляются на финансирование организаций Министерства юстиции Российской Федерации, выполняющих функции по предоставлению правовой охраны объектам промышленной собственности и регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

10 процентов поступлений - в доход федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета, поступающие в 2001 году, формируются за счет: “патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, - в размере 100 процентов доходов” (статья 9).

Контроль за выполнением указанных бюджетных заданий на 2000-2001 годы является важнейшей задачей Счетной палаты Российской Федерации.

Необходимо оценить величину интеллектуальной собственности, которой располагает Российская Федерация. Так, Правительство в 1998 г. впервые назвало цифру в 400 млрд. долл., ссылаясь на расчеты американских экспертов, затем в прессе появилась цифра 600 млрд. долл. Однако, по данным Роспатента, в стране зарегистрировано около 80 тыс. патентов. Срок действия их самый разный, польза от применения тоже различная, но если принять за среднюю цену патента в 50 тыс. долл., то сумма получится около 4 млрд. долл. Уточнение этой оценки является одной из задач Правительства Российской Федерации.

С другой стороны, по данным Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (“СОИС-SERVAL”), в среднем по всем хозяйствующим субъектам экономики нематериальные активы уже сегодня составляют 10-15 процентов от общей суммы активов, в промышленности 15-20 процентов, хотя на бухгалтерском балансе большинства предприятий они не зафиксированы. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению своих прав и более высокого уровня управления предприятием.

Согласно прогнозу, составленному ФАПРИД и представленному Минюстом России в начале 1999 года (данные приведены в таблице), предполагалось заключить в 1999 году до тысячи договоров различного типа на общую сумму до 20 млрд. руб., то есть около 800 млн. долларов США, в том числе лицензионных на сумму около 100 млн. долларов. Заключено 94 договора на сумму около 1,6 млрд. руб.

 

Прогноз

Договор

Поступления

Лицензионные договоры

100 млн. USD

65 млн. USD

2 млн. USD

Реализация исключительных прав, принадлежащих РФ

135 млн. USD

Доходы от восстановления прав РФ на РИД за рубежом

550 млн. USD

1млн. USD

На основании того, что ранее за границу было передано более 2000 лицензий на производство вооружений и военной техники, а доходы от их использования не истребованы, ФАПРИД планировал в 1999 году предъявление 6 исков. За год заключено два договора, связанных с “восстановлением прав”, на общую сумму 30 млн. рублей.

По прогнозу ФАПРИД, за период с начала его деятельности до конца 1999 года могло быть заключено порядка 400 договоров на сумму 2,5 млрд. рублей. Всего за период с октября 1998 по декабрь 1999 г. заключено 90 лицензионных договоров, именуемых на сумму около 65 млн. долларов или 1,5 млрд. рублей. На счета ФАПРИД по этим договорам поступило 60 млн. рублей. В соответствии с принятыми распоряжениями Правительства РФ в области военного сотрудничества с иностранными государствами ФАПРИД обязан заключить 170 договоров. В целом ФАПРИД перечислила в бюджет Российской Федерации суммы, эквивалентной 800 тыс. долл.

Количественный анализ международного трансфера интеллектуальной собственности должен включать наряду с оценкой средств, полученных Российским агентством по патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, также экспертные данные о ежегодных потерях России из-за отсутствия контроля за выполнением лицензионных соглашений в области производства другими странами вооружений, разработанных в период существования СССР. К примеру, некоторые аналитики называют здесь цифру 6 млрд. долл. По оценке Министерства юстиции, за последние годы фирмами и правительственными ведомствами США получено свыше 800 патентов на технологии, созданные российскими авторами.

Счетной палате РФ необходимо также осуществлять контроль за мерами, предпринимаемыми Правительством РФ по привлечению инвестиций в инновационную сферу, в частности, за выполнением заданий Бюджета развития РФ на 2000 г., до 10 процентов средств которого предполагалось направить на финансирование и гарантийное обеспечение инновационных проектов.

В бюджете на 2001 год установлено: “Статья 58. Правительство Российской Федерации в пределах средств, установленных статьей 30 настоящего Федерального закона по соответствующим разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета, предоставляет бюджетные кредиты на выполнение высокоэффективных научно - технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на срок до двух лет в пределах 1 процента ассигнований, предусмотренных на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно - технического прогресса, с уплатой процентов за пользование бюджетным кредитом в размере 12 процентов годовых”.

Контролю подлежит также выполнение заданий по статье 53, в которой установлено, что для обеспечения целевого использования средств расходы федерального бюджета направляются “на субвенции на реализацию программ развития городов как наукоградов Российской Федерации”.

Наконец, необходимо провести аудит налогов и сборов при работе с интеллектуальной собственностью. Так, за выдачу разрешительных документов ФАПРИД получает компенсацию за свои услуги 1-2% от сделки Пошлины за регистрацию изобретений и поддержание патентов за последние пять лет выросли в среднем более чем в сто раз при росте среднегодовой заработной платы примерно в 18 раз. При этом, необходимо учитывать практику правоприменения по данным вопросам. К примеру, Конституционный суд России признал соответствующим Конституции положение закона "О налоге на добавленную стоимость", согласно которому получение авторских прав освобождается от налога на добавленную стоимость.

Приложение. Перечень действующих законодательных и нормативных правовых актов

Раздел 1. Федеральные законы

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации № 227-ФЗ от 31 декабря 1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 год"

Федеральный закон Российской Федерации № 150-ФЗ от 27 декабря.2000 г. “О федеральном бюджете на 2001 год”

Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”.

Патентный закон Российской Федерации

Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах"

Законы об охране интеллектуальной собственности в сфере информатизации

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Проект Федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” (устанавливает правовые основы инновационной деятельности в научно-технической и производственно-технологической сферах).

Раздел 2. Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 “О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”

Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863 “О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий”

Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 “О доктрине развития российской науки”

Раздел 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы”

Постановление правительства РФ от 12.04.99 №413 “О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав”

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. №950 “Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. № 53 “О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №593 “О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 “О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданского оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. №651 “О формировании федеральных центров науки и высоких технологий”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. №1221 “О государственной поддержке патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности организаций и учреждений Российской академии наук”

Постановление Правительства российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 347 “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации”.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. №540-р (утверждены Мероприятия по совершенствованию системы создания и защиты научных и технологических достижений и механизмов их использования в Российской Федерации).

Раздел 4. Ведомственные нормативные акты

Приказ Министерства юстиции РФ от 30 октября 1998 года №152 "Об утверждении Устава Федерального Агентства"

Приказ Министерства юстиции РФ от 4 ноября 1998 года №157 "Об утверждении Инструкции о порядке представления документов для согласования Минюстом России заявлений на выдачу заключений о возможности экспорта товаров и услуг"

Приказ Министерства юстиции РФ от 7 декабря 1998 года № 179 "Об утверждении Инструкции о порядке представления документов, необходимых для согласования с Минюстом России проектов решений Президента РФ и/или Правительства РФ о проведении ВО с ПВН"

Приказ Министерства юстиции РФ от 22 декабря 1998 года № 189 "Об утверждении форм учета информации о результатах НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения"

Приказ Министерства юстиции РФ от 1 сентября 1999 года № 256 “О внесении дополнений и изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. № 189”"

Приказ Минэкономики России от 20 октября 1999 г. № 470 “Об организации в Минэкономики России работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности”.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 февраля 1999 г. №04-01-10 (об освобождении НИОКР от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на имущество предприятий).

Письмо МНС России "О порядке учета в целях налогообложения платы по лицензионным договорам"

Госстандарт России. “Рекомендациями по системе разработки и постановки продукции на производство, термины и определения. Р50-605-80-93”.

Постановление Госкомстата России от 3 июля 1998 г. № 80 “Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за наукой и инновациями на 1999 год”.

 

Руководитель направления Кадышевский В.Г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Финансовый контроль

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"