Проблема контроля за исполнением федерального бюджета, возложенная на Счетную палату, в настоящее время приобретает особую важность. Масштабность данной задачи определяется многообразием деятельности государства, осуществляемой через систему государственных органов.
С первых дней своей деятельности Счетная палата сделала основной акцент на обеспечение контрольной деятельности путем проведения ревизий и проверок. Однако постоянные изменения законодательства, достаточно стремительные изменения, происходящие в масштабах всего государства, недостаточное внимание к экспертно-аналитической работе, как на этапе подготовки, так и во время обработки результатов проверок не позволяют обеспечить их необходимый уровень контроля за расходованием бюджетных средств. Организация эффективного государственного финансового контроля - задача, решаемая в нашей стране впервые, поэтому методология, формы и технологии этого процесса еще очень далеки от совершенства и нуждаются в постоянном и качественном развитии. Поэтому поиск эффективных способов финансового контроля - одна из наиболее актуальных и наукоемких задач сегодняшнего дня. “Новые условия обуславливают, естественно, и новые подходы к вопросам финансового контроля”.
Последовательная реализация системного подхода к построению концепции государственного
финансового контроля предполагает предварительное рассмотрение более общей системы
, в которую одним из звеньев входит государственный финансовый контроль.
“Что предполагает системный подход к проблеме государственного финансового контроля?
Прежде всего, поиск механизмов целостности, путей взаимодействия контрольно-счетных
органов различных уровней, законодательное обеспечение их организации и функционирования,
четкое закрепление координационных и субординационных связей между ними, единую методологию
совместной деятельности.”
Существующая система функционирования любых экономических субъектов состоит из
технологических этапов: первичный учет, первичная отчетность, бухгалтерский учет,
бухгалтерская отчетность, оценка достоверности (аудит, ревизия), анализ, поддержка
принятия решения, информационное звено. И если обычный аудит можно рассматривать лишь
как инструмент измерения достоверности бухгалтерской отчетности по дискретной (почти бинарной)
шкале: достоверна (без оговорок или с оговорками) - недостоверна, то для Счетной палаты
одним из ключевых звеньев, если не основным, должна быть оперативная экспертно-аналитическая
оценка результатов аудита. Важную роль в осуществлении государственного финансового контроля
играет уровень организации финансового учета в стране.
Главными объектами финансового контроля должны стать не только отчетная документация,
но в большей степени и все платежные документы, подтверждающие движение средств,
то есть первичные учетные документы, документальная информация по операциям с ценными
бумагами, с имуществом, интеллектуальной собственностью и т.д. “И по закону, и по здравому
смыслу, да и по совести, заботясь о высокой результативности мы должны овладеть искусством
глубокого анализа контрольных мероприятий, научиться искать причины, обобщать последствия
выявленных отклонений и нарушений, оценивать, насколько эффективно используются бюджетные
средства. Простой арифметический пересчет не решает проблем оценки эффективности и
целесообразности расходов государственных средств”.
Очевидно, что многофакторный анализ, который тесно связан с учётом и контролем,
невозможен без накопления данных, получаемых с помощью развитой информационной системы.
Государственный финансовый контроль развитых стран, таких как, США, Италия, Великобритания,
Франция, как правило, включает три уровня:
- сбор и обработка (с использованием современных информационных технологий) информации обо всех финансовых операциях, требующих повышенного внимания;
- накапливание сведений в специальном банке данных для последующего анализа и распределения информации между контрольными, надзорными и правоохранительными органами;
- задержка исполнения финансовой операции для более глубокого изучения её правомерности и лиц, стоящих за этой операцией.
Актуальность создания современной системы государственного финансового контроля подчеркнута в докладе Председателя Счетной Палаты : “Нужна цельная и стройная система всеобъемлющего государственного финансового контроля, в рамках которой контрольно-счетные органы федерального и регионального уровней займут подобающее им место”.
Становится очевидным, что дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля и его эффективность полностью зависят от процесса совершенствования законодательной базы, использования современных информационных технологий, и сроков начала работ по этим направлениям. Сложность задач государственного финансового контроля, их масштабность и многогранность показывают, что в современных условиях только информационная система Счетной палаты, имеющая доступ к необходимым информационным ресурсам, построенная на основе современных средств вычислительной техники и средств связи с использованием достоверных и оперативных данных позволит оптимизировать подготовку и процедуру проведения государственного финансового контроля. В этой связи современная информационная технология должна обеспечить предоставление необходимых информационных продуктов, обладающих свойствами полноты, достоверности и надежности, актуальности и оперативности, простоты и удобства в эксплуатации.
Интеграция различных видов информации, необходимость многоаспектного информационного обслуживания различных групп пользователей в рамках одной распределенной системы ставит при проектировании информационной системы Счётной палаты ряд сложных технических задач, к основным из которых относятся: синтез структуры, как крупномасштабной развивающейся системы, решение задач оптимального управления информационными ресурсами в процессе развития информационной системы; разработка методов стандартизации и унификации технологии доступа к интересуемым информационным ресурсам; разработка методов планирования развития информационной системы, включая вопросы расширения контролируемых исполнительных органов, расширение круга решаемых задач, расширение состава пользователей и т.д.
Создание информационной системы Счетной палаты в условиях формирования законодательства и методологии государственного финансового контроля превращается в многоэтапный процесс, в котором, в первую очередь, создаются узловые внутренние информационные системы, расширяются их функциональные и технические возможности, реализуются вертикальные, а затем и горизонтальные информационные связи с внешними информационными ресурсами, постепенно образуя распределенную информационную систему Счетной палаты, а на определённом этапе Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Уже на первом этапе построения очень важно и необходимо выполнить ряд требований, реализация которых обеспечит “безболезненную” интеграцию существующих массивов информации и баз данных Счетной палаты с каждой частью создаваемой информационной системы.
Информационная система Счётной палаты Российской Федерации должна разрабатываться и
реализоваться на основе следующих принципов:
- единство информационной базы системы;
- комплексное использование сетевых технологий сбора, обработки, хранения, передачи и выдачи информации;
- модульность построения и типизация проектных решений;
- полностью компьютеризированный документооборот;
- однократный ввод оперативных данных с возможностью многократного использования
любых открытых их наборов, содержащихся в динамической информационной модели любого узла сети,
всеми пользователями системы;
- минимальная избыточность за счет развитой системы идентификации содержания распределенной информационной базы и связей между ее узлами;
- физическая независимость данных, обеспечивающая возможность изменения способов физического хранения данных, а также замены внешних запоминающих устройств без значительной модификации программного и информационного обеспечения;
- логическая независимость данных, предусматривающая возможность добавления новых элементов данных и расширения общих логических структур распределенной информационной базы без существенной модификации программного обеспечения;
- простота использования распределенной базы данных, позволяющей применять языки запросов высокого уровня и системы разворачивающихся меню, которые обеспечивают возможность получения данных пользователями системы без необходимости разработки специальных программ;
- обеспечение максимальной скорости удовлетворения запросов внутренних и внешних пользователей на требуемые данные с помощью совершенных систем адресации, механизмов доступа и поиска данных, заданного уровня готовности, обеспечивающих быстрое получение пользователями этих данных при возникновении необходимости в них;
- переносимость основных средств программного обеспечения, что должно обеспечить возможность его функционирования в различных средах;
- обеспечение требуемого уровня достоверности и целостности хранимой и используемой информации;
- обеспечение необходимого уровня сохранности и защищенности данных от физического разрушения, несанкционированного доступа и использования, а также эффективного и своевременного восстановления работоспособности информационного обеспечения на сбоях и отказах;
- максимальное удовлетворение запросов и заявок пользователей на получение требуемых данных.
Основным требованием к информационной системе Счётной палаты является строгое соблюдение положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации . Для обеспечения требуемого уровня безопасности информационная система должна создаваться только на базе отечественных информационных технологий и систем управления базами данных.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации необходимыми условиями достижения высокой эффективности государственного финансового контроля являются:
- разработка концепции совершенствования государственного финансового контроля на базе новых информационных технологий в соответствии с потребностями и текущим состоянием информатизации органов исполнительной власти;
- инвентаризация информационных ресурсов органов исполнительной власти;
- разработка программно-технологических средств и требований Счетной палаты для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью осуществления доступа к информационным базам;
- создание на основе современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и новых технологий информационной системы Счетной палаты, имеющей доступ ко всем необходимым информационным ресурсам государственных учреждений;
- осуществление многофакторного экспертного анализа накапливаемой и получаемой информации.
Для полного понимания необходимости реализации перечисленного выше нужно остановиться на текущем состоянии информатизации органов исполнительной власти.
В последние два десятилетия определяющим фактором экономического и социального развития государства стал переход от “индустриального” к “информационному” обществу. От того, как осуществляется сбор, хранение и распространение информации, от того как функционируют системы связи и передачи информации, зависит эффективность работы всего государственного механизма, а значит и благосостояние общества. Начавшаяся в начале 90 годов перестройка государственного управления научно-техническим развитием привела к децентрализации управленческих процессов в сфере науки и техники.
Практически все министерства и ведомства проводили и продолжают проводить практически бесконтрольную “собственную политику” информатизации, направленную исключительно на решение внутриведомственных технологических задач, без учета общенациональных интересов, без анализа уже имеющихся наработок и отечественного опыта создания аналогичных систем, создавая “угрозу развитию отечественной индустрии информации” и безопасности России. Поскольку затраты бюджетных средств на информатизацию органов исполнительной власти с каждым годом возрастают, а результаты этой деятельности ни в коей мере не отвечают ни современным требованиям, ни интересам государства именно Счетная палата с помощью квалифицированного контроля, “согласованного законодательства и качественной финансово-экономической экспертизы должна перекрыть все поле, благоприятствующее хищениям.” и бесполезной трате бюджетных средств.
Очевидно, что для обеспечения квалифицированного контроля за созданием ведомственных информационных систем, а в итоге - за расходованием бюджетных средств на информатизацию, необходимо привлечение высококлассных специалистов с большим научно-практическим опытом создания больших систем, которые помогут Счетной палате контролировать выполнение федеральными органами Статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации “Принцип[а] эффективности и экономности использования бюджетных средств” в части, касающейся информатизации, - “При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств”. Необходимо отметить, что в настоящее время разработаны и утверждены различные Концепции и целевые программы информатизации, созданы Комиссии и Координационные советы, наработаны рекомендации и т.д. Однако, на практике эффективность и результативность всех этих программ и комиссий близка к нулевой. Среди объективных условий, способствующих такому положению, следует отметить:
- возможность бесконтрольного осуществления закупок дорогостоящих программно-технических средств (в основном западного производства);
- отсутствие до настоящего времени в Счетной палате направления по контролю за расходованием бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций”;
- отсутствие заинтересованности у руководства федеральных органов в сокращении бюджетного финансирования на информатизацию;
- отсутствие заинтересованности в предоставлении доступа внешних пользователей к накапливаемым банкам данных;
- достаточно частая смена руководителей (и их команд) в министерствах и ведомствах;
- несовершенная технология выполнения государственных и муниципальных контрактов на информатизацию;
- недостаточное внимание понятию “интеллектуальной собственность Российской Федерации”.
- К сожалению, помимо создания угроз развитию отечественной индустрии информации и
бесконтрольному использованию бюджетных средств “стихийная информатизация” федеральных
органов имеет целый ряд серьезных отрицательных последствий:
- значительное дублирование как прикладных, так и общесистемных разработок;
- создание информационных систем с использованием различных, часто несовместимых
технологий и архитектур, на основе различных операционных систем и систем управления
базами данных;
- использование несовместимых словарей, справочников и кодификаторов;
- аренда министерствами и ведомствами различных, в том числе коммерческих,
телекоммуникационных каналов связи и отказ от использования при этом существующих
государственных ресурсов;
В свою очередь, невозможность информационного взаимодействия банков данных различных министерств и ведомств, формирует устойчивое отрицательное мнение о компьютеризации исполнительных органов власти, приводит к значительным, необоснованным и искусственно раздутым затратам бюджетных средств на их развитие, эксплуатацию и интеграцию.
В подтверждение сказанного необходимо заметить, что до сих пор словосочетание “Единое информационное пространство органов власти Российской Федерации” справедливо можно отнести к области фантастики, что нашло свое отражение в докладе Председателя счётной палаты на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов 8-9 декабря 2000 г. - “Неудовлетворителен информационный обмен Счетной палаты с внешними организациями. Отсутствуют согласованные межведомственные классификаторы форм документов и т.д.”.
Иллюстрацией размеров затрат на информатизацию министерств и ведомств может служить тот факт, что финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики. Президентом Российской Федерации в Доктрине информационной безопасности особо отмечается, что “Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
- закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
- противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
- вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи.”.
Необходимо обратить внимание, что развитые страны отказываются от использования информационных технологий зарубежного производства и несмотря на значительные затраты, разрабатывают собственные программно-технологические средства обработки информации. Так, например, Франция в 1986 году приступила к разработке собственного языка программирования LTR-3. Аналогичные действия предприняты партнёрами США по НАТО - Германией и Великобританией.
Очевидно, что в сложившейся ситуации выполнение Статьи 2 Федерального Закона “О Счетной Палате” в части, касающейся информатизации, приобретает особую важность. Для решения данной задачи Председателем Счетной палаты утверждено новое направление вновь созданного Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации - “Контроль за расходованием бюджетных средств на информатизацию федеральных органов власти, предприятий, учреждений и организаций”. Новое направление позволит специалистам Экспертно-консультативного Совета и Счётной палаты квалифицированно решать вопросы определения эффективности, целесообразности и оценки обоснованности расходов государственных средств на информатизацию, что в итоге и позволит в полной мере реализовать концепцию совершенствования государственного финансового контроля с использованием новых информационных технологий.
Выводы.
- В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля
возможно путем создания информационной системы Счетной палаты, имеющей доступ к
необходимым информационным ресурсам федеральных органов.
- Формы, методы и технологии финансового контроля еще очень далеки от совершенства и нуждаются в их постоянном развитии. Возможность такого развития заложена в Статье 14. Федерального Закона “О Счетной палате Российской Федерации” - “В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для контроля за исполнением федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех органов исполнительной власти финансовая, статистическая и иная отчетность. Решение о введении, формах, порядке и сроках представления данной отчетности принимается Счетной палатой”.
- Информационная система Счетной палаты позволит специалистам проводить
“аналитические обобщения общенационального государственного масштаба, и с помощью этих
обобщений диагностировать финансово-экономическое состояние страны, выявлять опасные
тенденции, узкие места в бюджетной сфере государства .”
- Результаты многолетней “стихийной информатизации” органов исполнительной власти таковы, что на сегодняшний день практически ни одно министерство или ведомство не способно обеспечить специалистов Счетной палаты оперативной, достоверной и актуальной информацией для проведения многофакторного анализа.
- Многомиллиардные неконтролируемые затраты на информатизацию федеральных органов
власти, производимые за счет бюджета и не соблюдение Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации обусловили необходимость утверждения Председателем Счетной палаты
отдельного направления деятельности Экспертно-консультативного совета - “Контроль за
расходованием бюджетных средств на информатизацию федеральных органов власти, предприятий,
учреждений и организаций”.
Во исполнение Статьи 22. Федерального Закона “О Счетной палате Российской Федерации”, Счетная палата Российской Федерации должна выступить не только главным контролером, но и единым координатором работ по формированию единой информационной политики и единого информационного пространства федеральных органов власти Российской Федерации.
Скачать в ZIP архиве (1 319 Кб) версия для печати в формате PM5 (PageMaker).
СКАЧАТЬ
|
{1} Председатель Счётной палаты Российской Федерации - Сергей Вадимович Степашин. “И по закону, и по здравому смыслу, да и по совести, заботясь о высокой результа-тивности мы дол-жны овладеть искус-ством глубокого ана-лиза контрольных ме-роприятий, научиться искать причины, обо-бщать последствия выявленных откло-нений и нарушений, оценивать, насколько эффективно исполь-зуются бюджетные средства. Простой арифметический пе-ресчет не решает про-блем оценки эффек-тивности и целесо-образности расходов государственных средств.”
{2} Ответственный секретарь Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, доктор юридических наук-Коровников Александр Венидиктович. “... любая информационная система должна основываться на принципах строгого соблюдения положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации...”
{3} Координатор направления Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, председатель постоянно действующей комиссии по безопасности в области научно-технической политики, информатики, наукоёмких технологий и защите интеллектуальной собственности Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Российской Федерации, доктор технических наук - Ковалевский Сергей Станиславович. “Во исполнение Статьи 22 Федерального Закона “О Счетной палате” Счетная палата должна выступить не только главным контролером, но и единым координатором работ по формированию Единого информационного пространства федеральных органов власти Российской Федерации.”
{4} Координатор направления Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, директор Объединенного института ядерных исследований, профессор, академик РАН, доктор физико-математических наук -Кадышевский Владимир Георгиевич. “... осуществление реального государственного финансового контроля невозможно без применения последних достижений в области информационных технологий, созданных российскими учёными...”
{5} Координатор направления Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, руководитель Фонда Социально-экономических исследований "Перспективные технологии", доктор экономических наук, профессор - Исправников Владимир Олегович. “Контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью, определение эффективности и целесообразности ее использования, невозможно без правильного проведения инвентаризации ресурсов, то есть возможности формирования реестров с достоверной информацией о движимом и недвижимом имуществе, интеллектуальной собственности и иных активах Российской Федерации...”
{6} Координатор направления Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, генеральный директор общероссийского объединения "Российский авиа-фонд", доктор экономических наук - Есиповский Игорь Эдуардович. “Вопросы расходования средств федерального бюджета на оборонно-промышленный комплекс и военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами требуют организации постоянного оперативного контроля...”
{7} Член Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, директор департамента Внешнеэкономических связей Агентства специальных программ и инновационных технологий - Золотов Анатолий Борисович. “... государственный финансовый контроль в экономически развитых странах, осуществляется исключительно за счёт использования современных информационных систем и технологий...”
{8} Член Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, председатель правления Национального Резервного фонда - Смирнов Андрей Сергеевич. “ ... мы уже имеем примеры надёжно работающих информационных систем оперативного финансового контроля, основанных на отечественных системах управления сверхбольшими базами данных, распределёнными по территории всей России.”
{9} Координатор направления Экспертно-консультативного совета Счётной палаты, председатель совета директоров Международного объединения по информации, исследованиям и инвестициям - Пучков Николай Анатолиевич.. “Дальнейшее государственное строительство невозможно без надёжного обеспечения оперативного государственного контроля за всей “цепочкой” движения бюджетных средств. Нужно быть готовыми к тому, что на это может уйти немало времени и очень много сил для преодоления сильнейшего противодействия со стороны тех, кто в этом не заинтересован ... в том числе и за пределами России...”
Литература:
1. А.Д.Соменков. Правовые основы организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации. М,. 1998.
2. Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина С.В. на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов 8-9 декабря 2000 г.
3. Е.М.Гутцайт. Аудит: концепция, проблемы и стандарты. М., “Современная экономика и право”. 2000г.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Москва, 12 сентября 2000г.
Счетная палата РФ, экспертно-консультативный совет 28.12.2000 года
|