История одной раскопки времен полиолита

Под Владимиром, где в Клязьму впадает маленькая речушка Сунгирь, был небольшой глинистый карьер. Каждый день тарахтел там экскаватор, пока однажды его ковш не вывернул из-под глины груду гигантских костей мамонта. Оперативный и догадливый прораб немедленно позвонил в краеведческий музей. Этот звонок, в сущности, и решил судьбу ставшей ныне всемирно известной Сунгирской палеолитической стоянки.
Вскоре карьер законсервировали. Из Москвы приехали неторопливые педантичные археологи и объявили Сунгирь "запретной зоной". Сунгирскую экспедицию возглавил известный советский археолог О. Бадер.
Раскопки начались сразу же на большой площади. Но долгое время скрупулезный труд "землепроходцев" не приносил ничего нового. Попадались, правда, обломки костей мамонта, кремневые и костяные наконечники. Но археологи ждали от Сунгири большего. По найденным предметам они знали: здесь место стоянки человека - современника каменного века и свидетеля великого ледникового нашествия. И потому работы продолжались. Наконец в руки археологов попала удивительная поделка - небольшая фигурка лошади, изготовленная из бивня мамонта. Она заинтересовала ученых не только несомненной художественной ценностью, но и совершенно пока загадочным для них точеным орнаментом, который шел по поверхности фигурки. Профессор О. Бадер заметил, что все цифры в пунктирных бороздках кратны пяти.
За этим последовал чрезвычайно важный, хотя, возможно, спорный вывод: древние "сунгирцы" могли считать. Это переворачивало все представления ученых. Ведь ранее палеолитическую культуру относили к разряду примитивных. Было и другое, что придавало работе археологов особенное значение. Сунгирь отделяло от южной границы ледника не более ста километров.
Казалось, что ледник уничтожал и отпугивал в древности все живое. Однако сунгирские раскопки с самого начала заронили у археологов надежду, что могло быть иначе. Вскоре предположение ученых оправдалось. Было обнаружено первое сунгирское погребение человека. Вначале над местом захоронения нашли женский череп. Он лежал лицом вниз на слое красной охры. Тщательные поиски остатков скелета не дали никаких результатов. Тогда решили углубить раскоп. Через полметра стало отчетливо вырисовываться овальное темное пятно. Бережно сняв несколько слоев грунта, археологи обнаружили великолепно сохранившийся скелет, но мужской. На черепе и костях скелета лежали тысячи крохотных бусинок. Они были вырезаны, как оказалось впоследствии, из бивня мамонта.
Расположение бус на черепе и скелете "сунгирца" приводило к выводу о существовании в ту эпоху довольно сложного костюма и головного убора. Бусы пришивались для украшения меховой одежды вдоль ее швов.
"Сунгирец" вызвал оживленный интерес среди геологов, антропологов, историков, географов, палеоботаников. Геологи помогли установить дату
захоронения и воссоздать древний ландшафт. Крупнейший мастер антропологического портрета - профессор М. Герасимов реконструировал по черепу облик первобытного сунгирского человека. После изучения его скелета установили, что это был высокий (около 180 сантиметров) стройный человек с длинными ногами, коротким торсом и необыкновенно широкими плечами. Видимо, "сунгирцы" были физически гармонично развиты.
Можно ли говорить о "везении" в археологии? Видимо, можно. Но оно не слепое. Везет обычно людям, не жалеющим для любимого дела ни сил, ни времени. Профессор Бадер, по мнению его коллег, принадлежал к числу таких людей.
Следующим летом О. Бадер провел раскопки на площади, смежной с той, где был обнаружен скелет палеолитического человека. Уже начиная с глубины в 40 сантиметров от культурного слоя археологам стали попадаться отдельные пятна и ленты ярко-красной охры - сигнал к осторожности при раскопках: охра была у древних людей важным элементом погребального ритуала.
С середины августа по распоряжению Бадера работы на месте нового раскопа стали вестись исключительно ножами, раскладывая находки на столах прямо у места раскопа. Работа шла медленно. Только в начале октября, углубив небольшой участок раскопа, археологи наткнулись у бокового края ямы на окрашенное охрой бедро. Ни у кого не возникло сомнений в том, что обнаружено новое захоронение.
Но когда археологи полностью завершили раскопку, оказалось, что в могиле голова к голове лежат два скелета. Вызванный из Москвы для консультации антрополог профессор Бунак установил, что скелеты принадлежали двум мальчикам: младшему - 6-7 лет и старшему - 11-12 лет.
Пожалуй, никогда еще археологам не приходилось вскрывать столь богатое и необычное доисторическое погребение. Вдоль скелетов с обеих сторон в могиле лежало костяное оружие - настоящий арсенал: 11 дротиков, З кинжала и, самое удивительное, 2 копья, одно из которых достигало в длину почти двух с половиной метров. Все оружие было изготовлено из выпрямленных бивней мамонта. Каким образом удавалось древним охотникам так искусно обрабатывать и, главное, распрямлять бивни мамонта, остается загадкой.
Погребение "сунгирцев" относится к концу первой половины палеолита - приблизительно 25 тысяч лет назад. Совсем незадолго до этого здесь, на Среднерусской равнине, обитали еще довольно примитивные неандертальцы, и вот перед археологами Ноmо Sарiens - человек разумный.
На скелетах сохранились украшения, позволяющие реконструировать внешний вид древней одежды: почти не потревоженные ряды бус, найденные на черепах, костях рук и ног, позволяют предположить существование некогда богато расшитых меховых костюмов. На кистях и пальцах рук мальчиков были надеты костяные браслеты и перстни, а длинные костяные булавки служили застежками для накидных плащей. Очень живописными, судя по всему, были головные уборы детей, украшенные нитями бус из бивня мамонта и нашитыми клыками песцов.
Интересно, что на груди у старшего мальчика нашли еще одну "сунгирскую лошадку".
Большое количество положенного в могилу оружия объясняется, по мнению О. Бадера, возникновением в ту эпоху веры в загробную жизнь. Хоронившие верили, что после смерти мальчикам предстоит охотиться и добывать себе пищу.
Внимание археологов привлекли два диска из бивня мамонта с прорезями, найденные у правых висков каждого скелета. Вероятно, к этим дискам, надетым на концы дротиков, привязывали разноцветные полоски кожи или хвосты песцов. Может быть, такие "штандарты" служили родовыми знаками? Археологам еще предстоит кропотливая, обстоятельная работа по изучению сунгирского погребения. Однако уже сейчас ясно: в прошлом человечества приоткрыта интереснейшая страница.