Слово архиепископа калужского и Боровского
Климента на Третьих Богородично - Рождественских Чтениях
22 сентября 2000 года
Ваше Преосвященство, досточтимые отцы,
дорогие братья и сестры!
С большой радостью открываю Третьи Богородично - Рождественские Чтения. В этом году они имеют особое значение, ибо проходят в знаменательный 2000-й год от рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Пришествие в мир Бога Слова положило начало домостроительству спасения
всего падшего человечества. На протяжении двух тысяч лет основанная Христом Спасителем Церковь благовествует миру спасение Божие (Лк.3,6). На
пороге третьего тысячелетия обновленной Христом жизни перед человечеством стоит задача сохранения духовно-нравственных ценностей христианства, и в
этом особое место принадлежит воспитанию и образованию подрастающего поколения.
В августе этого года в Москве проходил юбилейный Архиерейский Собор, который рассмотрел ключевые вопросы современной жизнедеятельности Русской
Православной Церкви и принял целый ряд поистине судьбоносных решений. Собор уделил особое внимание вопросу религиозного образования и взаимоотношению Церкви и школы. Это вызвано тем, что образование открывает фундаментальные ценности, доминирующие в человеческом сообществе в тот или иной период времени. Именно в образовании задается стратегический план развития общества на ближайшие десятилетия.
Сегодня для нашего Отечества жизненно важно, чтобы основой и стержнем его духовных ценностей снова стало Православие, ибо именно Православие способствовало зарождению и формированию русской сударственности, нашей национальной культуры, быту и самосознанию нашего народа, нашей отечественной образованности. Отсюда и вытекает основная задача, которая стоит на рубеже веков перед Церковью – всемерно пособствовать возрождению православных традиций в системе образования. В принятом на Соборе документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви"
говорится: “Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и
Церковь призваны к сотрудничеству. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее
отдельных наций и всего людского рода”. В уходящем столетии Православная Церковь в России претерпела трудные испытания, на нее обрушились яростные гонения со стороны атеистического государства, во время которых с особой настойчивостью истреблялись
традиции социального, миссионерского и бразовательного служения Церкви. В частности была полностью разрушена система церковного образования, а ведь до революции в одной только Калужской губернии Церковь имела более 650 разного уровня школ. С упразднением государственного атеизма в России стало ясно, насколько глубоки и неистребимы в человеке его духовные устремления. Сегодня, на
рубеже тысячелетий, Россия духовно возрождается. Этот процесс духовно-нравственного возрождения, как было подчеркнуто на Соборе, должен проникнуть все общество, и результатом его должно стать воссоздание
полнокровной церковной жизни. В этом первостепенное значение имеет восстановление традиций религиозного образования на всех уровнях - дошкольном, школьном, средне - специальном и высшем.
В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают все. Независимо от возраста и социального положения люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности. Вместе с обучением подрастающего поколения перед Церковью стоит задача восполнить отсутствие религиозного
образования в годы атеизма и научить не только детей и молодежь, но и взрослое население нашей страны православному вероучению и благочестию.
Православное образование должно охватить все общество, нести ему духовное возрождение и нравственное обновление.
Отсутствие четких духовных ориентиров, элементарных богословских знаний и религиозного опыта у большинства наших сограждан порождает духовную
всеядность. Господствующие в обществе либерализм и доверчивость по отношению ко псевдодуховным явлениям привели ко многим общественным
скандалам и частным трагедиям. Не ослабевают попытки внедрения завуалированного и даже открытого оккультизма в систему государственного образования, а также насаждения через школьные программы антихристианских идей, господствующих в западном обществе. В связи с этим задачей религиозного образования в современных условиях стало уберечь людей от всевозможных религиозных суррогатов и духовных подмен.
Другим пережитком атеистического воспитания является превратное представление о Православии как о системе запретов. Часто люди, придя в Церковь, оценивают достижения цивилизации, культуры и науки, исключительно как греховные, устраняются от жизни в обществе. Задачей религиозного воспитания и образования является научить людей не отвергать, а
преобразовывать свою повседневную жизнь на основе евангельских заповедей.
Религиозное просвещение должно способствовать утверждению православных норм в общественной, частной и семейной жизни. Участники Собора говорили, что “только глубоко продуманная система образования может дать нашему народу надежный компас, способный направить души пасомых к родной Церкви,
научить их разумно пользоваться лучшим из того, что принесла современная цивилизация, уберечь сознание людей от мучительного раздвоения”. Современный мир навязывает человеку, и особенно ребенку, уверенность в
своей непогрешимости, но ведь без осознания своей греховности не может быть правильной духовной и религиозной жизни человека. Об этом учит нас
Священное Писание и все святоотеческое наследие Церкви. Архиерейский Собор констатировал нарастание секуляризации общественной жизни, которая
проникает и в христианскую среду. В докладе Святейшего Патриарха было отмечено, что в настоящее время в обществе “иерархия ценностей определяется принципом пользы при нарастающем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным
кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, забвением и даже совершенным отторжением богоданных нравственных норм. Нельзя не замечать
роста потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке”. Эти
процессы усиливаются вследствие того, что в наши дни сознание людей постоянно находится под воздействием информационной среды, которая деструктивно влияет на психическую и духовную жизнь человека и навязывает потребительское восприятие жизни.
В этих условиях выдвигаются новые задачи несения духовного послания и социального служения Церкви в современном обществе, основным содержанием
которых всегда остается спасение человека во Христе через явление миру Божественной Любви. Христианин же в этом служении должен быть посланником
и свидетелем этой величайшей Любви. Выступавшие на Соборе отмечали, что “культу богатства, благополучия, откровенного самовозвеличивания может
противостоять только жертвенная любовь Христова. Только добродетели, развивавшиеся на протяжении двух тысячелетий христианской истории - целомудрие, послушание, смирение, доброта, милосердие, отзывчивость к каждой человеческой беде, способны пробудить от летаргического сна омертвевшую душу плененного и измученного современным миром человека”. Получив свободу в своих действиях в 1990 году, Церковь стремилась к воссозданию системы религиозного образования. На Архиерейском Соборе этого года было сказано, что сегодня наша Церковь уже располагает такой системой, хотя, конечно, по своему объему она несравнима с существовавшей в России на начало века всеобщей системой религиозного просвещения. Тем не менее, она охватывает все ступени образования от дошкольного до высшего.
Провозглашенное в нашей стране отделение Церкви от государства и школы от Церкви является причиной того положения, что современная система религиозного образования в России имеет две составляющие - собственно церковные образовательные учреждения и преподавание церковных дисциплин в светских учебных заведениях. В каждой из этих составляющих на всех
ступенях, за исключением дошкольного, осуществляется обучение определенному объему богословских знаний, но на каждой ступени и для каждой составляющей это преподавание имеет свои особенности в соответствии
с задачами, которые поставлены для каждой из них.
Как отмечалось на Соборе, в ряде областей Российской Федерации уже введен обязательный предмет “Основы православной культуры” в светских общеобразовательных учебных заведениях. Преподавание в них православного
вероучения осуществляется в целях формирования у молодого поколения неискаженных духовно-нравственных ценностей, а также объяснить, в чем состоят эти вечные нравственные ценности жизни, на которых основана вся русская и мировая культура. Кроме того, преподавание этого предмета
направлено на воспитание детей и молодежи в духе любви к Отечеству, уважения отечественной истории, в бережном сохранении культурных традиций
нашего народа. Однако большим недостатком в этой работе является отсутствие воцерковления молодежи, и что преподавание проходит в отрыве от
храма, т.е. от самой духовной жизни. И хотя учащиеся и получают определенную сумму знаний, они не приносят должного плода, ибо попали на каменистую почву. Здесь необходимо Церкви через приходы и монастыри
соединить преподавание с воцерковлением, чтобы молодой человек не только получал знания о Боге, о Церкви, о нормах христианской жизни, но и в жизни
становился христианином. В этой связи встает вопрос подготовки кадров светских учителей, которые
способны вести религиозное образование на высоком уровне. В преподавании необходимо избежать формальности, механической передачи содержания
учебника, труднопонимаемого или по-своему трактуемого учителем. Необходимо
самое тесное взаимодействие Церкви и государственной системы образования.
Нам надо активно сотрудничать с педагогическими вузами, курсами повышения квалификации учителей, отделами образования. Такой метод работы уже сейчас
налаживается в отдельных епархиях, этим занимается и наша епархия, но предстоит еще немалая работа.
Большим достижением в решении кадровой проблемы является введение в светских вузах с текущего года государственного образовательного стандарта
“Теология”. Его примерные учебные планы разработаны православными богословами на основании стандарта “Богословие” для высших духовных школ
Православной Церкви. В некоторых государственных педагогических университетах России созданы кафедры и отделения православной педагогики.
Все это позволит в ближайшие годы подготовить учителей для преподавания в светских школах предмета “Основы православной культуры”.
В решении задач религиозного образования в светских учебных заведениях необходимо самое тесное взаимодействие Церкви и государства на всех
уровнях. На высшем уровне это сотрудничество активно налаживается.
Заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской Православной Церкви. В нем признается особая роль Православия в истории
России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, высказываются намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в
духе высоких моральных ценностей, заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и образования в России,
подтверждается готовность к противодействию деятельности тоталитарных и деструктивных сект в образовательных учреждениях. Министерство образования обязалось содействовать организации преподавания предмета “Основы
православной культуры” в государственных школах. Создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви. Появилась реальная возможность вести духовно-просветительскую работу в стенах школ.
Наше общество остро нуждается в том, чтобы преподавание в современной школе сочеталось с духовно-нравственным воспитанием. В этом неоценимую помощь может оказать наша Церковь, которая имеет богатейшую традицию воспитания подрастающего поколения. В Основах социальной концепции Русской
Православной Церкви сказано: “Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных
сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре - должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.” Однако от школы потребуется изменение подхода к воспитательному
процессу. В прежней материалистической системе воспитания игнорировалась духовная сторона, а нравственность зависела от идеологии. Православная
традиция воспитания основывается на Евангелии, на непреходящих нравственных ценностях, на устремленности к духовным идеалам, к святости.
Собственно церковные учреждения религиозного образования в настоящее время представляют воскресные школы, гимназии, православные средние специальных учебные заведения, православные вузы. Общая задача всех церковных учреждений образования для мирян вытекает из новых задач качественного
обновления свидетельства и служения нашей Церкви, поставленных Юбилейным Архиерейским Собором. В его Послании говорится: “Сегодня завершается
первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста
необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви - спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой
путь к Богу”.
Таким образом, первостепенной задачей религиозного образования на сегодняшний день становится воспитание церковных людей. Так что каждый,
считающий себя православным христианином, должен быть не номинальным, а истинным членом Церкви. Для осуществления этой общей задачи на всех
ступенях обучение должно нераздельно сочетаться с воспитанием в учащихся веры и чувства благоговения. Вера не преподается, а передается от учителя
к учащимся, поэтому особенно важен личный пример преподавателя - священника, учителя, лектора.
Наиболее распространенной формой учреждения религиозного образования в нашей стране в настоящее время является воскресная школа. Ей уделялось
особое внимание на Соборе. В частности, было сказано, что “для возрождения Церкви жизненно важно, чтобы воскресная школа была при каждом храме, и
духовенству нужно изыскивать все возможности для создания и укрепления таких школ”.
Кроме того, на Соборе прозвучали следующие основные положения о современной воскресной школе. “Для воскресной школы важнейшим приоритетом
является церковность учеников. Ученики должны стать полноценными прихожанами и полюбить храм Божий, православное богослужение, крепко
усвоить начала родной православной веры, христианского благочестия, благоговеть перед Священным Писанием, высоко чтить Священное Предание, научиться молиться Богу”. Учебные дисциплины, через которые решаются поставленные задачи - Основы Православия, Священное Писание, Церковная история, Православное богослужение (Основы литургики).
В воскресной школе “учащиеся должны приобрести не только знания, но и навыки добродетельной жизни”. Учение веры должно быть поставлено в теснейшую связь со всей жизнью учащихся, с их интересами и их активностью.
Для этого вместе с детьми следует отмечать церковные праздники, совершать паломничества к святыням. Надо научить каждого ребенка побеждать грех,
делать добро в повседневной своей жизни - в семье, в школе, в среде неверующих, а не только в церковной ограде. Христианское благочестие должно органично войти в жизнь каждого учащегося, стать нормой его
поведения, внутренней необходимостью быть всегда и во всем христианином. У воспитанников воскресных школ необходимо формировать правильное
отношение к труду как к добродетели. Дети любого возраста не должны быть белоручками, они способны посильно участвовать в работе по украшению и
благоустроению храма. В воскресных школах надо организовывать обучение церковным ремеслам: резьбе по дереву, столярному делу, вышиванию. Дети и
молодежь должны принимать непосредственное участие в благоустройстве территории храма, и даже его окрестности, улицы, села. Воспитание надо
строить так, чтобы подрастающему поколению была бы небезразлична окружающая их обстановка. Благотворное влияние воскресной школы и Церкви
должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа.
“Воскресная школа - уникальное средство сплочения прихода, она должна быть воистину школой любви”. Необходимо с малых лет приучать детей к делам
милосердия. Рядом с храмом всегда найдутся нуждающиеся во внимании люди. В
стенах воскресной школы дети должны учиться деятельному добру и состраданию. Они способны готовить посильные подарки больным, старикам,
своим сверстникам-воспитанникам детских домов, навещать их. Через воскресную школу мы должны возрождать семью. Важно, чтобы такие дела
объединяли семьи учащихся, весь приход, и вместе с нехитрыми детскими подарками обездоленные, нуждающиеся люди получали реальную помощь из
церковных пожертвований или деятельную помощь от трудоспособных прихожан.
На Соборе рекомендовалось развивать краеведение, изучать историю своего храма, родного села, города, района: “Внимание к истории Церкви своего
края, к его святыням, местночтимым святым, просто благочестивым людям удивительно облагораживает душу ребенка и соединяет его неразрывными
связями с родной землей и ее духовными традициями”.
“Воскресная школа должна приобщать учащихся к православной культуре. В Церкви осуществлен великий синтез искусств. Музыка, пение, рисование
приобщают и к Церкви, и к православной культуре”. Реализации этой задачи призвано служить преподавание прикладных дисциплин - церковного пения,
иконописи, церковно-славянского языка.
Отмечая трудности организации чебно-воспитательного процесса на приходе в условиях экономического кризиса в стране, недостатка помещений и квалифицированных преподавателей, особенно в сельской местности,
Архиерейский Собор акцентировал то, что воскресная школа является залогом будущего для каждого прихода, поэтому авторитет воскресной школы, ее
педагогов, уровень преподавания в ней должны неуклонно возрастать. На Соборе было сказано о реальных шагах по повышению уровня преподавания в
воскресных школах в ряде епархий, в частности в Московской епархии. В Москве организованы курсы усовершенствования законоучителей для
преподавателей-мирян, налаживаются координация и взаимодействие воскресных школ между собой. В нашей епархии в этих целях укрепляется традиция
проведения Рождественских праздников силами нескольких воскресных школ, проводятся смены актива воскресных школ в ПМЦ “Златоуст”.
Также на Соборе прозвучали рекомендации о материальной поддержке преподавателей воскресных школ: “Следует стремиться к тому, чтобы
приходской совет выделял постоянные средства для педагогов. Возможны и другие формы поощрения. Родители детей тоже не должны оставаться в
стороне”.
Свои особенности, цели и задачи в деле религиозного образования имеют православные гимназии. По сравнению с воскресными школами православные
гимназии - это менее распространенная форма учреждений образования. Они открыты только в 18-ти епархия Русской Православной Церкви. У нас в
Калужской епархии две гимназии: в Калуге и Козельске. И я думаю, что настало время открыть православную гимназию в Обнинске. Отсутствие широкой
сети православных гимназий объясняется большими по сравнению с воскресной школой трудностями организационного, кадрового и материального порядка. Учитывая это, следовало бы выработать новую форму открытия общеобразовательных православных школ, где бы церковь не несла бы экономической и организационной нагрузки, а только бы имела духовное
руководство, к примеру, школы с церковным попечительством. Основная задача православной гимназии - соединить высокий уровень знаний и
церковность, благочестие, укорененность в православной культуре.
Уникальность православных гимназий состоит в том, что в них осуществляется принцип целостности в образовании и воспитании, базирующийся на единой
православной основе. Кроме общеобразовательных предметов в гимназиях изучают Закон Божий, который “должен не только вкладывать в сердца учеников высший идеал Богопознания, но и прививать им навыки добра, милосердия, любви к ближнему”. В старших классах православных гимназий могут преподаваться Основное, Догматическое и Нравственное богословие,
даваться сведения о сектах. Все эти предметы должны быть адаптированы для понимания подростков. Они вводятся либо в программу Закона Божия, либо в
качестве факультативных курсов.
Часть богословских знаний может быть подана в рамках изучаемых в школе других дисциплин - гуманитарных и естественнонаучных. Для этого современная православная школа нуждается в глубокой разработке важнейших задач современного миропонимания, тесно связанных с богословской мыслью.
Требуются учебные программы общеобразовательных предметов, преподавание которых необходимо вести с православных позиций, отделяя в них научное
содержание от устарелых идеологических и атеистических установок.
К сожалению, до настоящего времени не получили в должной мере развитие средние специальные православные учебные заведения. Примером таковых
являются действующие в Москве Свято-Димитриевское училище сестер милосердия при 1-й Градской больнице, Московская городская учительская семинария, Высшие женские курсы им. П.А.Флоренского, подготавливающие православных секретарей-референтов, домашних учителей, библиографов, сестер-сиделок. Нам необходимо больше внимания уделять молодежи, которая
стремиться получить среднее профессиональное образование. Это большая часть нашей молодежи и вместе с тем та среда, где активно действуют
сектанты и распространяются наркомания и алкоголизм. Задачей средних профессиональных православных учебных заведений является неразрывное
соединение приобретения профессиональных навыков с катехизацией и духовно-нравственным воспитанием молодежи. Не все выпускники гимназий и
воскресных школ пойдут в духовные учебные заведения, часть из них будут приобретать гражданскую профессию и перед ними встанет проблема получения
профессионального образования, определения своего места в обществе.
Создание средних специальных православных учебных заведений создаст для них условия приобретения профессии и плодотворного служения обществу и
Церкви. Целесообразным является открытие специальных профессиональных учебных заведений, в которых обучают работников системы здравоохранения, дошкольного и дополнительного образования, медицинский персонал, работников культуры и т.п.
Православные высшие учебные заведения - Российский Православный университет во имя св.ап. Иоанна Богослова и Свято-Тихоновский богословский институт, действующие в Москве, имеют государственную
лицензию, их дипломы признаны государством. Задача высшего светского православного образования - подготовка православных ученых, педагогов,
журналистов, специалистов в различных областях гуманитарного знания, которые “в перспективе должны быть в состоянии вести полноценный диалог со
специалистами разных сфер науки, имея перед ними немалое преимущество - благодатное споспешествование помощи Божией в деле жизнеустроения и преображения жизни общества во всем ее многообразии”.
Религиозное образование в нашей стране зародилось с Крещением Руси и на протяжении многих столетий было неотделимо от светского образования.
Обращаясь к истории нашего народа, мы видим, насколько тесно связаны взлеты и падения нашего государства с успехами и упадком постановки
религиозного образования. Например, период, когда наша страна достигла максимального духовно-нравственного подъема - то время, когда она
именовалась Святой Русью, следует за широким распространением духовного просвещения на Руси, когда наша страна была самой грамотной страной
Европы, когда воеводы свободно владели несколькими языками, а переписку вели не только государственные мужи, но и простые люди, когда церковные
библиотеки были доступны для всех слоев населения, когда чтение Священного Писания и творений Святых Отцов было нормой жизни и князя, и простолюдина.
История учит нас с особым вниманием, с жертвенностью относиться к постановке религиозного просвещения. В этой связи одной из первоочередных задач сегодняшнего дня для нашей Церкви, для государства, для всего
общества является возрождение всенародного религиозного просвещения, чтобы “образование души и ума на началах истины, добра и красоты лежало в
основании устроения современной российской школы”.
|