Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Русская православная церковь и государство
Русская православная церковь и государственность в эпоху Смуты

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются исследователи российской Смуты начала XVII столетия, является вопрос о причинах, её породивших. Безусловно, кризис Московского государства проистекал из целого ряда причин, среди которых перечислялись экономический, социальный, династический кризисы, заинтересованность соседних держав в дестабилизации российского общества. Все они, безусловно, сыграли свою роль. Однако, хотелось бы привлечь внимание к ещё одной стороне Смутного времени, обойдённой вниманием исследователей. Во второй половине XVI века Московское государство вступило в полосу кризиса духовного, каковой и стал одной из главных причин Смутного времени.

Данный тезис на первый взгляд звучит несколько странно. Действительно, Смутное время, со всеми его потрясениями, продемонстрировало духовную зрелость и крепость русского народа. Эта зрелость проявила себя как в индивидуальных подвигах (например, мученическая смерть патриарха Гермогена), так и в подвигах массовых (вроде добровольного трёхдневного поста нижегородцев в 1611 г.) Речь, однако, не об этом. На протяжении долгого времени Московское государство держалось на двух “столпах”: прочной государственной системе и православной религии. Симфония двух начал, “царства” и “священства”, придавала прочность державе. Огромные просторы Московского государства при относительно небольшой численности населения диктовали необходимость особой, всеобъемлющей формы власти. Православие, в свою очередь, как нельзя лучше соответствовало сложившейся властной структуре: призывая народ к безусловному подчинению государю, оно, одновременно, удерживало власть от вседозволенности.

Государственная система России в начале XVII века, как и церковь, вопреки расхожему мнению, отнюдь не пребывала в кризисном состоянии. Одним из главных её элементов являлась сеть центральных ведомств – приказов. На начало XVII века насчитывается около четырёх десятков приказов: отраслевых и территориальных, контролировавших важнейшие стороны внешней и внутренней политики государства, местное управление, судопроизводство, финансовые вопросы. То, что система московских приказов пережила практически без всяких структурных изменений сложнейший в истории страны кризис, свидетельствует о её жизнеспособности и безусловной необходимости для государства. Приказы продолжали функционировать в самые тяжёлые моменты Смутного времени. Как показывает пример Посольского приказа, центральные ведомства работали интенсивно и эффективно: дипломатическое ведомство, в частности, в период с 1604 по 1619 гг. подготовило и приняло более 270 российских и иностранных дипломатических миссий, сумев не только выстоять в условиях Смуты, но и воспользоваться её обстоятельствами для самосовершенствования.

Важность двух вышеназванных структур – государства и церкви – в жизни российского общества в начале XVII века неоднократно подчёркивалась историками. Так, Н.И. Костомаров, один из виднейших исследователей Смуты, именно церковь и государство (и именно в такой последовательности) считал опорой, которая позволила России вынести все потрясения: “…на Руси крепче государства была другая соединяющая связь – вера… Духовенство с самого начала более других званий стояло за старый государственный порядок… Государство заключало в себе столько здоровых и живительных начал существования и дальнейшего саморазвития, что устояло против внешнего напора, удержалось на той самой степени развития, до какой успело прежде того дойти” . Таким образом, две главные опоры страны, государственная власть и церковь, в начале XVII века были вполне жизнеспособны. Но проблема была в том, что церковь и государственная система к началу XVII века утратили своё былое единство.

“Симфония государства и священства” нарушилась в XVI столетии: далёкое от христианских идеалов поведение Ивана Грозного, убийство митрополита Филиппа, грубая пародия на монашество в лице опричнины – признаки этого нарушения. Одной из точек расхождения двух начал стала ощущаемая государством потребность перенять опыт иноверного Запада для преодоления наметившегося отставания, которое проявилось в поражении Московского государства в Ливонской войне. Для православной церкви перенятие европейских обычаев и элементов культуры, подразумевавшее проникновение в страну большого количества иноверцев, было неприемлемо. В результате произошёл надлом, раскол двух начал, ставший одной из важнейших причин Смуты наряду с экономическим, социальным, династическим и внешнеполитическим факторами.

Разрушение “симфонии” продолжалось при Борисе Годунове. Именно в его правление в Москве в большом количестве появляется новая категория иностранцев – военные наёмники; в самом начале XVII века Годунов позволил немцам – лютеранам построить в Немецкой слободе свой храм. Обыкновенно строительство кирхи в Москве связывают с приездом датского принца Иоганна, жениха царевны Ксении, однако есть сведения, согласно которым разрешение на строительство храма немцы получили ещё в 1600 г., за два года до приезда в столицу королевича. Проявлением симпатий к Западу Бориса Годунова стали его попытки выдать свою дочь замуж за иностранного принца, а также отправление первых учеников для изучения иностранных языков в Европу. Последнее, кстати, также вызвало сопротивление со стороны православного духовенства, видевшего в этом большую опасность. По свидетельству Петра Петрея, русское духовенство заявило: “если… москвитяне научатся другим языкам, … тогда отпадут они от своей древней греческой веры, и затем последует погибель стране”. Интересно, что именно на эту сторону расхождения интересов церкви и светской власти указывал посетивший Россию в 1588 г. английский посол Дж. Флетчер.

В этом ключе деятельность Лжедмитрия I, занявшего престол после Бориса Годунова, не выглядит чем-то принципиально новым. Самозванец, безусловно, проявлял гораздо большую религиозную терпимость, чем его предшественник. Приняв втайне католичество, Лжедмитрий сделал патриархом Игнатия, на которого, как на особу “весьма человечную и добрую”, возлагали большие надежды иезуиты, мечтавшие о новой унии наподобие Брестской. Однако, новый царь держал при себе в качестве личных секретарей польских протестантов братьев Бучинских; имеется информация о том, что самозванец дал разрешение персидским купцам построить для себя мечеть в Астрахани. Лжедмитрий всячески поддерживал и православную религию: в феврале 1606 г. он отправил пушнину в подарок православным священникам города Львова, в марте того же года его посланник в Крым А. Мелентьев получил церковную утварь для передачи её православному духовенству Крыма. Взяв за пример польский Сенат, Лжедмитрий стал постоянно привлекать к работе своей Боярской думы патриарха, 4-х митрополитов, 7 архиепископов и 3-х епископов, что, несомненно, должно было усилить влияние православной церкви на государственные дела.

При Василии Шуйском власти всячески стремились подчеркнуть приверженность царя православию, стремление защищать родную религию от покушений иноверцев. Так, в 1606 г. русские послы в Польше заявили во время переговоров: “государь ваш Жигимонт король и вы, паны рада, преступя крестное целованье и поруша мирное постановенье, злым умыслом и вспоможеньем навели того вора [самозванца. – Д.Л.] на Московское государство и в Московском государстве смуту и кроворозлитье учинили”. Главным мотивом враждебных действий поляков объявлялось желание “истинную нашу православную кристьянскую веру порушити”. Однако, и при этом государе “симфония царства и священства” восстановлена не была: Шуйский также по своему усмотрению менял патриархов, как и его предшественник Лжедмитрий, чем заслужил язвительное замечание польских послов: “Теперь живых патриархов на Москве четырёх маете”.

К 1610 г. Смута достигла своей кульминации. После свержения Василия Шуйского российский престол был предложен польскому принцу Владиславу. Данный шаг московских бояр нередко трактуется как акт национальной измены. Однако, именно в предварительном договоре об избрании Владислава, подписанном 17 августа 1610 г., можно отметить первые шаги к восстановлению гармонии духовной и светской власти. Прежде всего, оговаривалось сохранение прежнего положения православия: “И святительскому и священническому чину и всем православным хрестияном быти в православной християнской вере греческого закона по-прежнему, и римских костелов и веры и иных розных вер и молебных храмов в Московском государстве… нигде не ставити… А хрестьянские наши православные веры греческаго закона ничем не нарушити и не бесчестити, и иных никаких вер не вводити, чтоб наша святая православная вера греческого закона мела свою целость и красоту по-прежнему”. Далее в договоре было сказано и о сохранении в неприкосновенности российских властных структур: “…И дьяком и приказным всяким людем во всяких приказех у всяких государственых и у земских росправных дел, и по городом воеводам, и дьяком, и всяким приказным людем, и всяким чином быти по-прежнему, как повелось при прежних великих государей в Московском государстве… И прежних обычаев и чинов, которые были в Московском государстве, не переменяти”. Данные формулы договора удивительным образом перекликаются со словами предпоследнего патриарха XVII века, Иоакима, призывавшего в 1690 г., на пороге петровских преобразований: “Опять напоминаю, чтоб иноземцам – еретикам костелов римских, кирок немецких, татарам мечетей не давать строить нигде, новых латинских и иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить… Всякое государство свои нравы и обычаи имеет, в одеждах и поступках своё держат, чужого не принимают, чужих вер людям никаких достоинств не дают, молитвенных храмов им строить не позволяют”. Можно предположить, что появление в договоре 17 августа 1610 г. условий о запрещении строительства иноверных храмов и введения иноземных обычаев объясняется не только опасением, что воцарение польского принца приведёт к перечисленным злоупотреблениям (эта сторона неоднократно подчёркивалась исследователями). Возможно, подобное условие в договоре было вызвано к жизни ещё свежими воспоминаниями о поступках предыдущих царей – Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского. Таким образом, приглашая на престол польского принца, московские власти хотели сохранить в неприкосновенности оба “столпа”, на которых держалась Российская держава – православие и государственную систему. Не удивительно поэтому, что позднее, после отказа от польской кандидатуры, начальника польского гарнизона в Кремле обвиняли не только в посягательстве на истинную веру, но и в отстранении от дел приказных деятелей Московского государства: “старых дьяков ...всех отженул прочь, а иным ничего делать не велел”.

Попытка восстановить давно утраченную гармонию “священства” и “царства” была предпринята и при избрании на престол Михаила Романова. Опустевшее после мученической смерти патриарха Гермогена место первосвященника было передано Филарету Никитичу, “наречённому патриарху”. В представлениях людей XVII века ситуация, когда царь и патриарх были сыном и отцом (как в прямом смысле, так и в духовном плане), как нельзя лучше должна была соответствовать идее “симфонии”. В этом ключе момент возвращения из польского плена Филарета Никитича и венчание его патриаршеским чином можно считать символом завершения Смуты как духовного кризиса, охватившего Россию в начале XVII столетия. Символом преодоления Смуты было и подчёркивание правительством Михаила Романова незыблемости прежней приказной системы.

Следует отметить, что в вопросе единения “священства и царства” был достигнут обоюдный компромисс. Церковь перестала чинить препятствия перенятию государственными органами опыта европейских стран и использованию в этих целях иностранных специалистов. В качестве примера можно указать, что в первые годы царствования Михаила Фёдоровича количество выходцев из европейских стран, служивших в Посольском приказе, возросло более чем в два раза. Государство же, со своей стороны, стало активно пресекать распространение на территории страны иных вероисповеданий. Так, в апреле 1616 г. на переговорах в Москве английский посол Джон Меррик, сделавший немало для примирения Московского государства со Швецией, попросил у российских властей разрешения на строительство в Немецкой слободе храма для английских купцов, подкрепляя свою просьбу напоминанием о том, что там уже была построена в своё время церковь для немецких лютеран. Мотивация отказа русской стороны весьма интересна. Бояре заявили англичанину: “То была поставлена ропата [лютеранский храм. – Д.Л.] в Кокуе при царе Борисе для датцково королевича, как ево здесь не стало, и в той ропате тело ево положили на время, а вести было тело ево за море в Дацкую землю вскоре, а ропата сломать. Да позашли смутные времена, и ропаты сломати не успели. А как Московское государство от польских и от литовских людей очистилось, и тое ропату в Кокуе сломали тот же час, да и вперёд ропатом и костелам в Росийском государстве нигде не бывать”. В данном случае интересно, что разрушение иноверческого храма воспринималось как одно из непременных и вполне понятных для русского человека условий выхода из “смутных времён”.

Можно сколь угодно много обвинять русское общество начала XVII века в отсутствии религиозной терпимости. Однако следует помнить и о том, что “просвещённая Европа” в отношении Руси тогда также не являла примера толерантности. Европейские авторы, оставившие нам записки о Московском государстве эпохи Смуты, неизменно писали о невежественности российских людей и самого духовенства в вопросах религии, отказывали московитам в праве именоваться христианами, называя их “николаитами” (из за большого почитания святого Николая Угодника). Польское вторжение на русские земли в 1609 г. мыслилось как настоящий крестовый поход: римский папа за 9 месяцев до начала войны, в декабре 1608 г., в ночь на Рождество благословил шляпу и меч короля Сигизмунда, а всем участникам похода против “схизматиков” даровал отпущение грехов. На сейме в Польше в январе 1609 г. было заявлено, что московиты “лишь внешне выглядят христианами, а поступки и сердца имеют поганские”. Тогда же один из видных польских дипломатов Павел Пальчовский обратился к сейму с призывом “Землю их взять, гордость их укротить, веру и злые обычаи к лучшему обратить”. Спустя год, в декабре 1609 г., по просьбе Сигизмунда III, папа утвердил в качестве небесного патрона похода на Москву святого Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов. Учитывая всё это, неприязненное отношение русских людей к представителям других вероисповеданий становится вполне объяснимым.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Одной из причин Смутного времени в Московском государстве начала XVII века стал, наряду с экономическим, социальным и династическим кризисом, также и кризис духовный, состоявший в нарушении “симфонии священства и царства”. По отдельности и православная церковь, и российская государственная система к началу XVII века представляли собой вполне здоровые и жизнеспособные структуры. Но расхождение их представлений о благе страны (в частности, в вопросе о заимствованиях европейского опыта) мешало двум главным опорам страны действовать слаженно. В итоге государство стремилось безусловно подчинить себе духовенство, а церковь, в свою очередь, периодически вставало в оппозицию государству, препятствуя полезным для страны начинаниям властей. Смутное время, поставив российское общество на грань гибели, напомнило о необходимости “симфонии”, совместного подвига “священства” и “царства”. Восстановление единства этих двух начал во многом способствовало выходу Московского государства из Смутного времени.

Д.В. Лисейцев,
к.и.н., Институт Российской
истории РАН



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  


     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки