1. Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства.
От исторической науки российская общественность ждет правды.
2. Новости Русской Православной Церкви.
3. Сообщения информационных агентств по России.
4. Хроника религиозной жизни России.
5. Новости Украины.
6. Новости Православия.
7. Новости экуменизма и прозелитизма.
8. Новости Ватикана.
9. Новости религиозной жизни из-за рубежа.
На прошедшей неделе в научной жизни России произошло весьма знаменательное событие. В Российской академии наук прошла конференция на тему "Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства". В числе организаторов солидного научного форума Институт Российской истории РАН, Администрация Президента РФ, Историко-правовая комиссия Русской Православной Церкви, Фонд по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова), Министерства культуры и образования РФ. В Оргкомитет, сопредседателями которого были директор ИРИ, член-корреспондент РАН профессор А.Н.Сахаров и Председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви и Макарьевского фонда митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, вошли как известные ученые-историки, так и представители Церкви - Председатель комиссии по канонизации святых при Священном Синоде митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и главный редактор журнала "Исторический вестник" иеромонах Митрофан (Шкурин).
Казалось бы обычное дело в наше время. В сознании современного российского общества религия и церковь перестали быть изгоями. Для людей сколько-нибудь адекватно представляющих окружающий мир, приходит понимание, что без Русской Православной Церкви "обустроить Россию" никак не удастся. Политики, а за ними и деятели культуры это уже давно осознали. Тем не менее, если общество в целом решительно приняло Церковь и православную веру, как неотъемлемую составляющую современной России, то традиционно консервативная в России научная мысль не торопилась изменять взгляды.
Такая неторопливость особенно свойственна наиболее идеологизированной части российской науки - истории. И дело тут не в том только, что среди историков немало исследователей собственно истории КПСС, зарабатывавших свой хлеб на коммунистической идеологии. В сознании даже тех ученых, область научных интересов которых никак не соприкасалась с историей партии, устойчиво сохраняется некая внутренняя цензура по отношению к Церкви. В кулуарах конференции одна из участниц рассказывала, что, под идеологическим гнетом, порой нельзя было не только что ввести в научный обиход, но даже упоминать о ряде источников, не вписывающихся в схемы истмата. Очевидно, что без серьезного анализа религиозной составляющей жизни любого народа, невозможно понять его историю. Вульгарное атеистическое отношение к роли Церкви в истории России значительно уменьшало ценность научных работ добросовестных российских историков советского периода. С началом перестройки внешняя цензура спала, и быстро перестроившиеся политики, журналисты, деятели культуры и искусства легко вжились в новые реалии российской жизни. Но для серьезного ученого процесс изменения взглядов даже в маловажном вопросе всегда является болезненным, не говоря о кардинальных изменениях.
В 90-е годы историческая наука, скомпрометированная близостью с комидеологией в советское время, оказалась как бы вне общественных процессов. Этим не замедлили воспользоваться разного рода шарлатаны, выдававшие свои фантазии за серьезные научные разработки. Вслед за Пикулем, запустелую историческую ниву принялись разрабатывать недобросовестные популяризаторы несчастной отечественной истории из "школ" Фоменко, Суворова (?), Радзинского и им подобных. Правда, очень скоро оказалось, что кроме трескотни, ничего путного от этих "исторических школ" ждать нельзя. А без осмысления истории нет и будущего. Только в самое последнее время новые устроители России начинают осознавать, что на одном шкурном интересе, без ясной, понятной народу идеологии государства не построить, формальное конструирование безусловно приведет к очередному краху. Идеологическая схема "Православие, самодержавие, народность" долгое время цементировала российское общество не потому что ее придумали государственные мужи и стали претворять в жизнь, а потому что эта формулировка соответствовала глубинному общественному сознанию.
В последнее десятилетие Россия совершила в духовном плане гигантский шаг вперед, только количественные показатели восстановленных и построенных храмов будут еще долгое время поражать аналитиков. Наверное, будущие исследователей свяжут это возрождение с особенным Божьим благоволением к русскому народу в связи с тысячелетием крещения Руси, конечно обратят внимание на готовность Церкви к такому возрождению, отметят разумное следование царским путем Святейшего Патриарха Алексия II. Но для того, чтобы поднять на массовое возрождение храмов сотни тысяч людей требовалась и понятная мотивация, идеология. Роль такого идеологического камня в основании возрождающейся духовной жизни нашего народа сыграли труды приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка тонко чувствовал свой народ, был близок его еще не ясным чаяниям и сумел сформулировать в ряде своих статей современную русскую идею, зажечь патриотическим духом рассеянное крахом коммунизма русское общество. Безвременная кончина митрополита Иоанна прервала начатую работу, группа его сотрудников рассеялась, но труды владыки не пропали даром. Патриотизм из едва ли не бранного слова середины 90-х, становится важнейшим элементом государственной идеологии новой России. Предложенная в трудах митрополита формула "русский народ, русская вера, русская государственность" оказалась единственно жизнестойкой в бурное время перестройки и не только не растеряла своих сторонников, но и приобрела множество новых.
Вряд ли российской исторической науке по силам разработка такой идеологии, да это и не ее задача, но без серьезного научного анализа обойтись в этом вопросе не удастся. Если и есть слабые стороны в книгах владыки Иоанна, то они связаны как раз с почти совершенным отсутствием современных научных исторических трудов о роли Православия в истории российской государственности и церковно-государственых отношениях. А эти темы как раз и были заявлены уже в самом названии прошедшей конференции. Ряд выступавших на конференции ученых обратили внимание аудитории на малую разработанность столь актуальной темы и благодарили организаторов за, возможно несколько запоздалое, обращение ко всем известной лакуне в современной научной исторической мысли. Знаменательно, что одним из инициаторов конференции выступил Макарьевский фонд - фактически церковная структура, ставящая своей задачей возрождение исторической памяти русского народа. Светская наука уже признала серьезность собственно церковных изысканий в этой области. Один из ведущих российских историков, руководитель Центра истории русского феодализма ИРИ Н.М.Рогожин даже посетовал на малое участие в конференции церковных историков.
Наиболее ясно выразил цель не только прошедшей конференции, но и будущих исторических изысканий митрополит Мефодий в заключительном слове: "Нашему народу нужна правда, он устал от лжи". По завершении конференции всем ее участникам стало ясно, что завязавшийся научный диалог науки и церкви чрезвычайно актуален, работа над поднятыми темами только начинается и, безусловно, требует продолжения. Очередную конференцию посвященную роли Церкви в развитии российского государства сопредседатель прошедшего форума владыка Мефодий предложил провести летом в Воронеже.
Участников конференции приветствовали Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, руководитель Администрации Президента РФ, председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ А.С. Волошин, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, Президент Российской Академии наук академик Ю.С. Осипов, министр культуры РФ М.Е. Швыдкой.
Мы сегодня имеем возможность представить посетителям нашего сайта часть докладов, прозвучавших на пленарном заседании, другие материалы конференции будут опубликованы по мере поступления от авторов на сайте Макарьевского фонда .
Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.
Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе Российской государственности.
В.С. Христофоров, Начальник Управления регистрации архивных фондов ФСБ РФ
О сотрудничестве архивов ФСБ России с Русской Православной Церковью по реабилитации жертв политических репрессий
М. Е. Бычкова, д.и.н. Институт Российской истории РАН
Роль Русской Православной Церкви в формировании идеи государственной власти России (к. XV - XVII вв.)
Н.М. Рогожин, Руководитель Центра истории Русского феодализма ИРИ РАН, д.и.н., профессор
Роль церкви в формировании и развитии русского центрального епархиального города XVI – XVII вв.
Д.В. Лисейцев, к.и.н., Институт Российской истории РАН
Русская православная церковь и государственность в эпоху Смуты.
Н. В. Синицына, д.и.н. Институт Российской истории РАН
Роль церкви в формировании государственной идеологии и нравственных ценностей общества допетровской России
|