Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

ОПЫТ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ В КОНТЕКСТЕ "КУЛЬТУРЫ МИРА"

Мирный процесс в Северной Ирландии проложил путь к разрешению острого религиозно-политического конфликта, унесшего за три десятилетия более 3,2 тыс. человеческих жизней. Мы были и остаемся свидетелями того, как общество, в течение многих десятилетий жившее по законам религиозной нетерпимости и противоборства, управлявшееся властью, основанной на религиозной дискриминации, на сектантски организованном авторитете, переходит к новой модели развития на основе принципов демократии, ненасилия и равенства граждан вне зависимости от их религиозной принадлежности. За отказ от старой системы и переход на новый путь высказалось на недавнем референдуме подавляющее большинство граждан Ольстера. Этот процесс преобразования традиционалистского общества, обретение им новых современных качеств начался на рубеже 80-х-90-х гг., когда идея межпартийного диалога об организации власти в Северной Ирландии на демократических принципах была поддержана представителями двух противоборствующих сил поляризованного социума - юнионистскими, лоялистскими (протестантскими) партиями и католическими партиями националистов, республиканцев. Я позволю себе привести слова жительницы Северной Ирландии, учительницы из Белфаста, ее оценку происшедшего. "Мы никогда не думали, что это возможно. Но это свершилось. Наши политики проявили величайшее мужество, решимость и прозорливость, отвернувшись, наконец, от прошлого и обратившись к будущему. К нашему будущему и будущему наших детей" (1). 2

Можно с уверенностью сказать, что в 90-е гг. в Северной Ирландии произошел поворот от "культуры войны" к "культуре мира". И я вижу цель своего выступления в том, чтобы представить уважаемым коллегам трудный путь Северной Ирландии к миру как ценный опыт, пользуясь словами профессора Ларсена, сказанными им в первый день работы нашей конференции, как своего рода подсказку, которая может помочь нашей работе по концептуализации идей "культуры мира", их политизации применительно к проблемам сегодняшнего дня, к конкретным условиям различных стран. В связи с этим нельзя не сделать одной существенной оговорки в поддержку мыслей, высказанных в выступлении профессора Е.Г. Плимака. Сегодня не покидает ощущение того, что все рассуждения о завоеваниях мирных процессов в различных частях мира, о наработанных новых технологиях урегулирования конфликтов, о новой культуре, представляющей собой "целостный подход к предотвращению насилия и конфликтов" (как это говорится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН), - все это сегодня под гул бомбардировок Югославии, выглядит очень странно, как умо - зрительные или компьютерные построения некоего виртуального мира. В частности, в случае с Северной Ирландией особенно странно будут пред -ставляться аты действительно терпеливой и искусной работы политиков Велико -британии и принимавших активное участие в ольстерском урегулировании политических деятелей США по сведению за столом переговоров представителей двух противоборствующих сторон. Как можно рассуждать, скажем, о принципиальном значении подхода британских гос ударственных деятелей к переходу от военных действий (имеются в виду террористические кампании и акции ИРА и протестантских 3 вооруженных формирований и ответные карательные операции) к переговорному процессу. Ведь залогом и одной из предпосылок совершившегося поворота к миру, несомненно, была непреклонность английского правительства в вопросе о прекращении огня как предпосылке любых переговоров. А сегодня мы видим как те же самые политики в сопоставимой ситуации ведут себя с точностью "до наоборот".

Это, конечно, придает причудливый характер нашим рассуждениям о вкладе участников переговорного процесса (как и всего процесса мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии) в общую сумму новых политических технологий в духе идей "культуры мира". Однако - и этого нельзя отрицать - мирный процесс в Северной Ирландии состоялся. Он продолжается, и мы вправе анализировать его уроки хотя бы как достояние нашей общей истории. * * *

В годы религиозно-политического конфликта в Северной Ирландии и поисках путей его разрешения мы можем наблюдать те три важнейших стратегических аспекта перехода к "культуре мира", которые выделены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (52/13, 20.XI.1997) :

  • трансформация ценностных ориентаций;
  • освоение навыков решения проблем с помощью диалога и переговоров;
  • полное соучастие в развитии своего общества (2).
4

В основе того, что происходило в Северной Ирландии с конца 60-х гг., лежит религиозно-политическое разделение, раскол народа по религиозному признаку, восходящий корнями к 17 в. За триста лет противостояние католичес кого меньшинства и протестанского большинства проросло через все общественны е структуры, а после раздела страны по англо-ирландскому договору 1921 г.оно вызвало к жизни специфи -ческие властные институты и создало четко отлаженн ый механизм протестантского господства. Дискриминационный режим опирался на противостояние двух жестских систем ценностных ориентаций, традиций политического поведения, нравственного опыта, эмоций. Религия - католичество, с одной стороны, и протестантство,- с другой - придавала особую прочность и инерционность национально-культурным традициям. Она сообщала им сакральность, которая, в свою очередь, превращала стандарты поведения каждой из общин в жестские и обязательные стереотипы. Собственно механизм нарастающего кризиса был запущен в ходе политическо й и технико-экономической модернизации, преодоления региональных диспро порций, которые проводило английское правительство с начала 60-х гг. Этот процесс и вызвал ожесточенное сопротивление традиционал истских структур, воплощавших в себе религиозный раскол общества. В ходе преобразований происходят распад старых механизмов власти, колренные изменения партийно-политических институтов, основанных на дискриминации католического меньшинства, общая дизинтеграция общества. Но параллельно с этим происходят и глубинные изменения в массовом сознании, постепенно ведущие к изменению ценностных ориентаций. Организация системы образования на новых, недискриминационных основах, принятие новых 5 демократических законов, означающих для жителей Ольстера совершенно иную, нежели прежняя, регламентация человеческой деятельности, создание новых институтов и механизмов переговоров - все это постепенно приводит к тому, что традиционалистские ценности теряли свою привлекательность и обязательность. В обеих общинах зреют новые настроения, отрицающие фундаментальные идеи "культуры войны", формируется приверженность ценностям равенства людей, ненасилия, солидарности.

В католической общине на этой основе (а также под влиянием других важных факторов - например, с распространением идей экуменизма и веротерпимости в годы понтификата папы Иоанна XXIII) начинается процесс изменения традиционного поведения массовых слоев. Оно обнаруживает элементы готовности к участию в гражданских акциях (вместо принципиального отрицания законности северо-ирландского государства), непривычную гибкость во взглядах (вместо заведомо анти- протестантской направленности суждений), склонность к конституционным действиям (вместо экзальтированной героизации республиканского терроризма). Разумеется, процесс обновления шел сложно и противоречиво, но в католической общине его динамика существенно облегчалась тем, что и политическая и технико-экономическая модернизация объективно была в интересах католиков. Продвижение к новому северо-ирландскому государству, основанному на принципах равноправия граждан, представляло собой реализацию компромиссной политической цели угнетенного меньшинства, осознавшего недостижимость решения максимальной задачи немедленного воссоединения Ирландии. 6

Иное дело протестантская община. Именно протестантской части народа Северной Ирландии предстояло отказаться от положения привилегированной, даже господствующей силы. И в разделении власти в будущем парламенте они видели лишь шаг к разрыву связи с Великобританией и растворению "протестантского" Ольстера во враждебной католической Республике. Однако в ходе преобразований и под впечатлением крайностей религиозно-политического противоборства, сопровождавших ольстерский кризис, важные перемены намечаются и в протестантской общине. В ней процесс переориентации с ценностей религиозно-политического сектантства на современные демократические ценности шел и до сих пор идет мучительно медленно. Но и здесь постепенно осознается потребность в новой политике, которая вызывает рост несектантского сознания, происходит постепенное "окультуривание" экстремист -ских течений. Из-под влияния традиционалистской культуры уводятся все новые и новые слои протестантов. Разумеется, распространение и укоренение новых черт в политическом поведении и католиков и протестантов на крутых поворотах кризиса не раз тормозилось и обращалось вспять, к прежним секстанским установкам и к поддержке несистемной оппозиции (ИРА, вооруженные лоялистские формирования). И все же новые ориентиры, новые политические "наклонности" в обеих общинах становились факторами общественной жизни Северной Ирландии. Они служили залогом, вернее, давали шанс для развития мирного процесса. На примере мирного урегулирования в Северной Ирландии мы видим, насколько актуальным и плодотворным для перехода от "культуры войны" к "культуре мира" 7 является и другой аспект, обозначенный профессором Дж. Адамсом как "обучение и освоение навыков решения проблем с помощью диалога и переговоров". Новые ориентиры и новые потребности в политике могут остаться лишь благими пожеланиями, если они не будут переведены в русло конкретной политической работы. И эта работа по закреплению достигнутого на уровне массового сознания, по распространению новых навыков, новых приемов политического действия проводилась с середины 80-х гг.

Первоначально вопросы о будущем демократическом устройстве Северной Ирландии, о равенстве всех граждан без учета религиозных различий обсуждали политические партии, представлявшие католическую общину, без участия протестантской стороны (Форум "За новую Ирландию", 1984 г.). Затем в 1985 г. был сделан важный шаг к "кроссконфликтному участию", как называет его профессор Дж. Адамс, - привлечение к переговорам Ирландской Республики и подписание ее представителями вместе с государственными деятелями Великобритании Соглашения, в котором содержалось признание необходимости согласия большинства населения Северной Ирландии на любое изменение в ее конституционном статусе. Соглашение 1985 г. (названное в честь места подписания Хиллсбороским) имело с точки зрения поворота к новой культуре принципиальное значение. Впервые после раскола страны в 1921 г. положение дел в Северной Ирландии стало объектом двусторонних государст -венных переговоров. То есть перед всем миром было признано, что ее судьбы - не Божий промысел в глазах одной части народа и не историческая несправедливость, с которой надо бороться всеми средствами, включая и насильственные, в глазах другой. Общество увидело, что будущее Ирландии и, в частности, Севера, это объект 8 политической дискуссии, выработки согласованных позиций. И участниками диалога могут быть все граждане. Хиллсбороское соглашение задало определенные рамки, в которых предстояло искать решение вековых проблем - рамки диалога и права.

Следующим этапом перехода к "кроссконфликтному участию" становится вовлечение в переговорный процесс юнионистских (протестантских) партий в целях подготовки встречи всех без исключения партий и движений, отвергающих насилие в решенииобщественных проблем, при участии представителей Великобритании и Ирландской Республики. Медленно, мучительно трудно продвигалась эта идея, преодолевая сопротивление протестантских организаций, вначале отвергавших с порога саму мысль об обсуждении внутренних проблем Ольстера с католиками и с "иностранным государством" (Ирландской Республикой). И вот, наконец, в марте 1991 г. планы организаторов многопартийного диалога о разделении власти в будущем региональном законодательном органе между представителями двух религиозных общин, одобренные ранее партиями националистического спектра (католиков), были поддержаны юнионистскими партиями. В дальнейшем работа по изучению и освоению навыков диалога велась в двух направлениях. Во-первых, - встречи и дискуссии между уже определившимися участникамипереговорного процесса, имеющие целью сближение позиций конфлик -тующих сторон по самым острым вопросам и фиксация договоренностей. Во-вторых, изоляция экстремизма и терроризма, как республиканского, так и лоялистского, вытеснение и исключение его из политической жизни Северной Ирландии путем вовлечения в переговорный процесс тех сил, которые готовы были распрощаться с "культурой войны". 9

К весне 1998 г. прорыв в обоих этих направлениях становится фактом, и 10 апреля этого года подробный текст Соглашения об организации власти в Северной Ирландии на основе равноправия ее граждан было подписано всеми партиями и движениями. В мае этот документ был одобрен на референдуме большинством населения Ольстера (71%). Вскоре состоялись и первые демократические выборы в Ассамблею, которые дали возможность католикам и протестантам на равных участвовать в управлении и решать проблемы Северной Ирландии в соответствии с законодательством. Признанием международной значимостимирного процесса в Северной Ирландии стало присуждение Нобелелевской премии мира 1998 г. двум ее ведущим политикам - лидеру Социал -демократической Лейбористской партии (по преимуществу католической) Дж. Хьюму и лидеру Юнионистской партии Д.Тримблу. Это акт международной поддержки и солидарности с теми, кто, отказавшись жить по канонам "культуры войны", переводит стрелку исторического развития Ирландии на другой путь. Процесс перехода на новый путь далеко не завершен. Еще не достигнуто согласие по вопросу о разоружении враждующих "подпольщиков" в обеих общинах. Ценности мира и диалога еще не полностью вытеснили традиции сектантства. Об этом говорят новые вспышки насилия, новые теракты и новые приступы неуступчивости партнеров по переговорам. Но общество стало другим, о чем оно и заявило и на референдуме и на парламентских выборах. Север продолжает, как говорил некогда Ч.Ст. Парнелл, "марш нации" к свободе - свободе от сектантства, дискриминации, насилия и раскола.

М. ОРЛОВА


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  


     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки