Мирный процесс в Северной Ирландии проложил путь к разрешению острого религиозно-политического конфликта, унесшего за три десятилетия более 3,2 тыс. человеческих жизней. Мы были и остаемся свидетелями того, как общество, в течение многих десятилетий жившее по законам религиозной нетерпимости и противоборства, управлявшееся властью, основанной на религиозной дискриминации, на сектантски организованном авторитете, переходит к новой модели развития на основе принципов демократии, ненасилия и равенства граждан вне зависимости от их религиозной принадлежности. За отказ от старой системы и переход на новый путь высказалось на недавнем референдуме подавляющее большинство граждан Ольстера.
Этот процесс преобразования традиционалистского общества, обретение им новых современных качеств начался на рубеже 80-х-90-х гг., когда идея межпартийного диалога об организации власти в Северной Ирландии на демократических принципах была поддержана представителями двух противоборствующих сил поляризованного социума - юнионистскими, лоялистскими (протестантскими) партиями и католическими партиями националистов, республиканцев. Я позволю себе привести слова жительницы Северной Ирландии, учительницы из Белфаста, ее оценку происшедшего. "Мы никогда не думали, что это возможно. Но это свершилось. Наши политики проявили величайшее мужество, решимость и прозорливость, отвернувшись, наконец, от прошлого и обратившись к будущему. К нашему будущему и будущему наших детей" (1).
2
Можно с уверенностью сказать, что в 90-е гг. в Северной Ирландии произошел поворот от "культуры войны" к "культуре мира". И я вижу цель своего выступления в том, чтобы представить уважаемым коллегам трудный путь Северной Ирландии к миру как ценный опыт, пользуясь словами профессора Ларсена, сказанными им в первый день работы нашей конференции, как своего рода подсказку, которая может помочь нашей работе по концептуализации идей "культуры мира", их политизации применительно к проблемам сегодняшнего дня, к конкретным условиям различных стран.
В связи с этим нельзя не сделать одной существенной оговорки в поддержку мыслей, высказанных в выступлении профессора Е.Г. Плимака. Сегодня не покидает ощущение того, что все рассуждения о завоеваниях мирных процессов в различных частях мира, о наработанных новых технологиях урегулирования конфликтов, о новой культуре, представляющей собой "целостный подход к предотвращению насилия и конфликтов" (как это говорится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН), - все это сегодня под гул бомбардировок Югославии, выглядит очень странно, как умо - зрительные или компьютерные построения некоего виртуального мира.
В частности, в случае с Северной Ирландией особенно странно будут пред -ставляться аты действительно терпеливой и искусной работы политиков Велико -британии и принимавших активное участие в ольстерском урегулировании политических деятелей США по сведению за столом переговоров представителей двух противоборствующих сторон. Как можно рассуждать, скажем, о принципиальном значении подхода британских гос ударственных деятелей к переходу от военных действий (имеются в виду террористические кампании и акции ИРА и протестантских
3
вооруженных формирований и ответные карательные операции) к переговорному процессу. Ведь залогом и одной из предпосылок совершившегося поворота к миру, несомненно, была непреклонность английского правительства в вопросе о прекращении огня как предпосылке любых переговоров. А сегодня мы видим как те же самые политики в сопоставимой ситуации ведут себя с точностью "до наоборот".
Это, конечно, придает причудливый характер нашим рассуждениям о вкладе участников переговорного процесса (как и всего процесса мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии) в общую сумму новых политических технологий в духе идей "культуры мира". Однако - и этого нельзя отрицать - мирный процесс в Северной Ирландии состоялся. Он продолжается, и мы вправе анализировать его уроки хотя бы как достояние нашей общей истории.
*
* *
В годы религиозно-политического конфликта в Северной Ирландии и поисках путей его разрешения мы можем наблюдать те три важнейших стратегических аспекта перехода к "культуре мира", которые выделены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (52/13, 20.XI.1997) :
- трансформация ценностных ориентаций;
- освоение навыков решения проблем с помощью диалога и переговоров;
- полное соучастие в развитии своего общества (2).
4
В основе того, что происходило в Северной Ирландии с конца 60-х гг.,
лежит религиозно-политическое разделение, раскол народа по религиозному
признаку, восходящий корнями к 17 в. За триста лет противостояние католичес
кого меньшинства и протестанского большинства проросло через все общественны
е структуры, а после раздела страны по англо-ирландскому договору 1921 г.оно
вызвало к жизни специфи -ческие властные институты и создало четко отлаженн
ый механизм протестантского господства. Дискриминационный режим опирался на противостояние двух жестских систем ценностных ориентаций, традиций политического поведения, нравственного опыта, эмоций. Религия - католичество, с одной стороны, и протестантство,- с другой - придавала особую прочность и инерционность национально-культурным традициям. Она сообщала им сакральность, которая, в свою очередь, превращала стандарты поведения каждой из общин в жестские и обязательные стереотипы.
Собственно механизм нарастающего кризиса был запущен в ходе политическо
й и технико-экономической модернизации, преодоления региональных диспро
порций, которые проводило английское правительство с начала 60-х
гг. Этот процесс и вызвал ожесточенное сопротивление традиционал
истских структур, воплощавших в себе религиозный раскол общества. В ходе преобразований происходят распад старых механизмов власти, колренные изменения партийно-политических институтов, основанных на дискриминации католического меньшинства, общая дизинтеграция общества.
Но параллельно с этим происходят и глубинные изменения в массовом сознании, постепенно ведущие к изменению ценностных ориентаций. Организация системы образования на новых, недискриминационных основах, принятие новых
5
демократических законов, означающих для жителей Ольстера совершенно иную, нежели прежняя, регламентация человеческой деятельности, создание новых институтов и механизмов переговоров - все это постепенно приводит к тому, что традиционалистские ценности теряли свою привлекательность и обязательность. В обеих общинах зреют новые настроения, отрицающие фундаментальные идеи "культуры войны", формируется приверженность ценностям равенства людей, ненасилия, солидарности.
В католической общине на этой основе (а также под влиянием других важных факторов - например, с распространением идей экуменизма и веротерпимости в годы понтификата папы Иоанна XXIII) начинается процесс изменения традиционного поведения массовых слоев. Оно обнаруживает элементы готовности к участию в гражданских акциях (вместо принципиального отрицания законности северо-ирландского государства), непривычную гибкость во взглядах (вместо заведомо анти-
протестантской направленности суждений), склонность к конституционным действиям (вместо экзальтированной героизации республиканского терроризма). Разумеется, процесс обновления шел сложно и противоречиво, но в католической общине его динамика существенно облегчалась тем, что и политическая и технико-экономическая модернизация объективно была в интересах католиков. Продвижение к новому северо-ирландскому государству, основанному на принципах равноправия граждан, представляло собой реализацию компромиссной политической цели угнетенного меньшинства, осознавшего недостижимость решения максимальной задачи немедленного воссоединения Ирландии.
6
Иное дело протестантская община. Именно протестантской части народа Северной Ирландии предстояло отказаться от положения привилегированной, даже
господствующей силы. И в разделении власти в будущем парламенте они видели лишь шаг к разрыву связи с Великобританией и растворению "протестантского" Ольстера во враждебной католической Республике. Однако в ходе преобразований и под впечатлением крайностей религиозно-политического противоборства, сопровождавших ольстерский кризис, важные перемены намечаются и в протестантской общине. В ней процесс переориентации с ценностей религиозно-политического сектантства на современные демократические ценности шел и до сих пор идет мучительно медленно. Но и здесь постепенно осознается потребность в новой политике, которая вызывает рост несектантского сознания, происходит постепенное "окультуривание" экстремист -ских течений. Из-под влияния традиционалистской культуры уводятся все новые и новые слои протестантов.
Разумеется, распространение и укоренение новых черт в политическом поведении и католиков и протестантов на крутых поворотах кризиса не раз тормозилось и обращалось вспять, к прежним секстанским установкам и к поддержке несистемной оппозиции (ИРА, вооруженные лоялистские формирования). И все же новые ориентиры, новые политические "наклонности" в обеих общинах становились факторами общественной жизни Северной Ирландии. Они служили залогом, вернее, давали шанс для развития мирного процесса.
На примере мирного урегулирования в Северной Ирландии мы видим, насколько актуальным и плодотворным для перехода от "культуры войны" к "культуре мира"
7
является и другой аспект, обозначенный профессором Дж. Адамсом как "обучение и освоение навыков решения проблем с помощью диалога и переговоров". Новые ориентиры и новые потребности в политике могут остаться лишь благими пожеланиями, если они не будут переведены в русло конкретной политической работы. И эта работа по закреплению достигнутого на уровне массового сознания, по распространению новых навыков, новых приемов политического действия проводилась с середины 80-х гг.
Первоначально вопросы о будущем демократическом устройстве Северной Ирландии, о равенстве всех граждан без учета религиозных различий обсуждали политические партии, представлявшие католическую общину, без участия протестантской стороны (Форум "За новую Ирландию", 1984 г.). Затем в 1985 г. был сделан важный шаг к "кроссконфликтному участию", как называет его профессор Дж. Адамс, - привлечение к переговорам Ирландской Республики и подписание ее представителями вместе с государственными деятелями Великобритании Соглашения, в котором содержалось признание необходимости согласия большинства населения Северной Ирландии на любое изменение в ее конституционном статусе. Соглашение 1985 г. (названное в честь места подписания Хиллсбороским) имело с точки зрения поворота к новой культуре принципиальное значение. Впервые после раскола страны в 1921 г. положение дел в Северной Ирландии стало объектом двусторонних государст -венных переговоров. То есть перед всем миром было признано, что ее судьбы - не Божий промысел в глазах одной части народа и не историческая несправедливость, с которой надо бороться всеми средствами, включая и насильственные, в глазах другой. Общество увидело, что будущее Ирландии и, в частности, Севера, это объект
8
политической дискуссии, выработки согласованных позиций. И участниками диалога могут быть все граждане. Хиллсбороское соглашение задало определенные рамки, в которых предстояло искать решение вековых проблем - рамки диалога и права.
Следующим этапом перехода к "кроссконфликтному участию" становится вовлечение в переговорный процесс юнионистских (протестантских) партий в целях подготовки встречи всех без исключения партий и движений, отвергающих насилие в решенииобщественных проблем, при участии представителей Великобритании и Ирландской Республики. Медленно, мучительно трудно продвигалась эта идея, преодолевая сопротивление протестантских организаций, вначале отвергавших с порога саму мысль об обсуждении внутренних проблем Ольстера с католиками и с "иностранным государством" (Ирландской Республикой). И вот, наконец, в марте 1991 г. планы организаторов многопартийного диалога о разделении власти в будущем региональном законодательном органе между представителями двух религиозных общин, одобренные ранее партиями националистического спектра (католиков), были поддержаны юнионистскими партиями.
В дальнейшем работа по изучению и освоению навыков диалога велась в двух направлениях. Во-первых, - встречи и дискуссии между уже определившимися участникамипереговорного процесса, имеющие целью сближение позиций конфлик -тующих сторон по самым острым вопросам и фиксация договоренностей. Во-вторых, изоляция экстремизма и терроризма, как республиканского, так и лоялистского, вытеснение и исключение его из политической жизни Северной Ирландии путем вовлечения в переговорный процесс тех сил, которые готовы были распрощаться с "культурой войны".
9
К весне 1998 г. прорыв в обоих этих направлениях становится фактом, и 10 апреля этого года подробный текст Соглашения об организации власти в Северной Ирландии на основе равноправия ее граждан было подписано всеми партиями и движениями. В мае этот документ был одобрен на референдуме большинством населения Ольстера (71%). Вскоре состоялись и первые демократические выборы в Ассамблею, которые дали возможность католикам и протестантам на равных участвовать в управлении и решать проблемы Северной Ирландии в соответствии с законодательством.
Признанием международной значимостимирного процесса в Северной Ирландии стало присуждение Нобелелевской премии мира 1998 г. двум ее ведущим политикам - лидеру Социал -демократической Лейбористской партии (по преимуществу католической) Дж. Хьюму и лидеру Юнионистской партии Д.Тримблу. Это акт международной поддержки и солидарности с теми, кто, отказавшись жить по канонам "культуры войны", переводит стрелку исторического развития Ирландии на другой путь.
Процесс перехода на новый путь далеко не завершен. Еще не достигнуто согласие по вопросу о разоружении враждующих "подпольщиков" в обеих общинах. Ценности мира и диалога еще не полностью вытеснили традиции сектантства. Об этом говорят новые вспышки насилия, новые теракты и новые приступы неуступчивости партнеров по переговорам. Но общество стало другим, о чем оно и заявило и на референдуме и на парламентских выборах. Север продолжает, как говорил некогда Ч.Ст. Парнелл, "марш нации" к свободе - свободе от сектантства, дискриминации, насилия и раскола.
М. ОРЛОВА
|