Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Церковь и политика в России: современное состояние
Нужно ли нам понятие традиционной религии ?

Сегодня православие - наиболее распространенная религия на территории Российской Федерации. О распространенности православия в современной России свидетельствует то, что по данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения 70% граждан России относят себя к православию, 25% - к мусульманству и 5% - к другим конфессиям (1). Причем, православие представлено в нашей стране организационно не в виде многообразия всевозможных самозванных организаций, а Русской Православной Церковью. Второй по численности традиционной религией в России является ислам.

Из 17427 религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2000 г.: православных - 8500, исламских - 2850, иудаистских - 93, буддистских - 155, католических - 220, старообрядческих - 195, армянской апостольской церкви - 35, остальных конфессий - 3452 (2).

Поэтому возникает вопрос необходимости учета государством того факта, что подавляющее большинство населения в Российской Федерации исповедуют православие и ислам. В реальных взаимоотношениях с религиозными организациями государство, безусловно, вынуждено считаться с тем, какова роль той или иной религии в жизни населения страны в целом, в отдельном субъекте России или даже отдельно взятом населенном пункте (3). Вопрос выделения и законодательного закрепления категории «традиционная религиозная организация» представляется давно уже актуальным и насущным. Такое выделение ряда религий нисколько не нарушает конституционный принцип равенства всех религий перед законом (ст.14 Конституции России от 1993 г.). Государство имеет право выбирать, с какими организациями ему сотрудничать больше, чем с остальными. И если, к примеру, в России живет 80-82% этнических православных, то государство просто обязано считаться с Русской Православной Церковью.

Если обратиться к аналогии права, то возникают серьезные сомнения в правильности ухода государства от защиты своих интересов в духовной сфере. Иностранным организациям запрещается участвовать в избирательных кампаниях, запрещается финансировать их. Избирательным объединениям и блокам запрещено принимать какое-либо участие или помощь от иностранных граждан. Но ведь формально это - нарушение их прав. Однако в сфере политики государство законодательно и силами принуждения защищает свои интересы. Но отчего считается, что духовная сфера менее важна, нежели политическая? Если мы защищаем свои интересы в политике от вторжения извне, то мы должны точно так же защищать духовную сферу жизни общества. В противном случае, по аналогии права, мы должны разрешить любому иностранному субъекту права вторгаться в сферу политики - во избежание установления двойных стандартов.

Государство обязано сотрудничать тем больше с данной религиозной организацией, чем больший процент населения она представляет. При делении территории России на избирательные округа принимается во внимание численность населения. Никому в голову не придет протестовать против того, что от Москвы избирается большее количество депутатов в Государственную Думу России, чем, к примеру, от Иркутска. Почему в сфере отношений с религиозными объединениями государство «должно» одинаково сотрудничать и с мусульманами, и с какой-нибудь сектой кришнаитов? Такого быть не должно. Статья 3 Конституции России от 1993 года закрепила, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3, п.1.). Поэтому государство вправе сотрудничать гораздо больше с теми исторически укоренившимися в России традиционными религиозными организациями, которые представляют в нашей стране подавляющее большинство населения. Вот именно в этом и состоит статус традиционной религиозной организации.

Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, культурно-нравственного образования и др.

Здесь следует различать статус государственной религии и традиционной религиозной организации. Признаками государственной религии являются:

  • государственное финансирование всех ее расходов;
  • государственные чиновники осуществляют управление делами церкви;
  • только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях;
  • только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия;
  • руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.

Заметим, что именно такой статус имеет Церковь Норвегии, но никто не называет это государство «фашистским», «религиозным», «тоталитарным» и пр.

Статус традиционной религиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии. Дифференциация всех существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран. Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет множество прецедентов в различных странах мира.

В законодательстве Норвегии, Дании, Аргентины, Великобритании и других государств либо закрепляется статус государственной за определенной религией, либо присутствуют его черты.

Ислам признан государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии (4), Египте, Иордании и других странах:

«Ислам - государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства» (статья 2 Постоянной конституции Арабской Республики Египет 1971 года);

«Ислам является религией Государства» (Конституция Иордании от 8 января 1952 г.).

Среди европейских стран почти столь же категорично высказаны религиозные предпочтения государства в конституциях лютеранских государств - Дании и Исландии:

«Евангелическо-лютеранская Церковь является Государственной Церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства» (Конституция Республики Исландия, статья 62) (5);

«Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства» (параграф 4 Конституции Королевства Дании) (6). «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви» (параграф 6 Конституции Королевства Дании) (7).

Параграф 83 Конституции Финляндии так же выделяет Евангелическо-Лютеранскую Церковь в качестве приоритетной с точки зрения предпочтений государства: «Организация евангелическо-лютеранской церкви и управление ею определяется законом о церкви. Что касается других, уже существующих религиозных обществ, то в отношении них действует то, что установлено или будет установлено. Основание новых религиозных обществ разрешается при соблюдении по этому вопросу закона» (8).

Статья 2 Конституции Норвегии устанавливает, что евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией в Норвегии (9). Все расходы по управлению Церковью Норвегии покрываются государством и муниципальными властями за счет государственных налогов. Последователями Церкви Норвегии являются 83% населения. Светские чиновники контролируют внутренние дела Церкви. Норвежские государственные детские сады и школы обязаны по закону преподавать всем ученикам «Мораль и Христианское воспитание». Церковь Норвегии управляет всеми государственными кладбищами, только священников Церкви Норвегии привлекают для обслуживания вооруженных сил, государственных больниц и госпиталей, а также тюрем, только священники Церкви Норвегии приглашаются на мероприятия государственной службы и народные праздники (10).

В Англии такой религией является англиканская, в Египте - мусульманская, в Израиле - иудейская, в Боливии и Аргентине - римская апостольская католическая религия. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии (11).

Англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую церковь в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику (12).

С той же четкостью, однако более пространно и внимательно по отношению к религии сформулированы соответствующие главы законодательств стран - исторических центров христианства. Так, например, Конституция Греции, написанная в 1975 году, содержит даже целый ряд статей, регламентирующих отношение к монастырским землям и имуществу. В третьей, важнейшей в данном контексте, статье этого закона сказано следующее:

«Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом Уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 г. и акта Синода от 4 сентября 1928 г.» (13).

Конституция Болгарии 1991 г. устанавливает свободу вероисповеданий, отделение религиозных организаций от государства, запрет на использование религиозных общностей и организаций, как и религиозных убеждений, в политических целях (ч.1, 2, 4 ст.13) и на образование политических партий на религиозной основе (ч.4 ст.11). Последнее предписание имеет в виду турецко-мусульманское меньшинство в Болгарии. Но вместе со всем этим установлено, что «традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание» (ч.3 ст.12) (14).

В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7) (15). Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8). Вместе с тем она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (ч.2,3 ст.8 Конституции Италии) (16).

Среди конституций европейских стран с максимальной страстностью выражено отношение государства к религии и вере в Основном законе Ирландии: «1. Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесение публичного поклонения. Государство будет почитать его имя и уважать и почитать религию. 2. Государство признает особое положение святой католической апостольской Римской Церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан... 3.Государство также признает Ирландскую Церковь, Пресвитерианскую Церковь в Ирландии, Ирландскую Церковь методистов, Ирландское религиозное общество квакеров, а также еврейские общины и другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в действие настоящей конституции» (статья 44 Конституции Ирландии от 29 декабря 1937 года) (17).

Преамбула Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» закрепляет Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа: «Руководствуясь Декларацией о независимости Армении, учитывая духовное пробуждение армянского народа, его вековой духовный опыт и традиции, признавая Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа, важный оплот созидания его духовной жизни и сохранения нации, руководствуясь установленными международными нормами принципами прав и основных свобод человека и сохраняя приверженность положениям статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, Верховный Совет Республики Армения принимает настоящий Закон о свободе совести и религиозных организациях».

Статья 6 Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» гласит: «На территории Республики Армения действуют: Армянская апостольская церковь (сокращенно - Армянская церковь) с ее традиционными организациями; другие религиозные организации, создаваемые и действующие среди своих верующих членов - согласно собственному имуществу и уставу».

В конституциях европейских государств встречаются и более либеральные формулировки по сравнению с приведенными выше. Конституция Литовской Республики гласит: «Государство признает традиционные в Литве церкви и организации, а другие... - в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности» (статья 43) (18).

Нередко в тех странах, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), одна из существующих церквей проявляет стремление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение в общегосударственном или региональном масштабе. При этом используется не только многовековая традиция значительной части населения, но и полуофициальная поддержка со стороны властей (19).

Германская Конституция признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (см. ст.7 Основного Закона ФРГ (20)), причем речь идет именно о лютеранстве, а отнюдь, скажем, не о системе «Живой Этики» или о чем-нибудь подобном, как это все чаще имеет место в России.

В Испании Единый закон о религиозной свободе «в качестве единственного ограничения» принципа религиозной свободы провозглашает «защиту прав остальных на осуществление их свобод и основных прав, а также на защиту безопасности, здоровья, общественной морали, определяющих основы общественного порядка». Тот же закон говорит о возможности особых «соглашений и договоров о сотрудничестве испанского государства с теми же церквами и религиозными общинами, которые, судя по сфере их деятельности и числу верующих, получили явное укоренение в Испании» (21). В Испании, помимо традиционной Католической Церкви, только Федерация евангелистических общин, Федерация израильских общин и Исламская комиссия имеют соглашения с правительством, обеспечивающие неприкосновенность мест поклонения и погребения, уважение религиозных правил, определенные налоговые льготы. Последователи всех других конфессий соглашений со светской властью не имеют, действуют на основании общих законов, включены в государственный реестр религиозных объединений, что дает им определенный правовой статус (22). Все это вполне определенно закреплено и в Конституции Испании: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями» (п.3 ст.16 Конституции Испании 1978 г.) (23).

Подобные примеры можно продолжать и продолжать.

По нашему мнению, рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значительный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны - всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы в большом числе случаев получают «зеленый свет» для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушения прав граждан и факты нарушения российских законов.


Сноски:

1. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.194.
2. Гарбулин В.А. Из практики прокурорского надзора за реализацией прав человека на свободу совести // От политики государственного атеизма к свободе совести / Материалы Семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями, и специалистами органов юстиции субъектов Российской Федерации (Москва, 23-26 мая 2000 г.). - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С.189-198.
3. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1999. - №1. - С.11.
4. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е.Козлов. - М.: Издательство БЕК, 1997.
5. Николин А. Церковь и государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. – С.430. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А.О.Протопопов. - М.: Паллада, 1996. – С.41.
6. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С. 303.
7. Там же.
8. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.626.
9. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
10. Линдхольм Торе. Возникновение межконфессионального диалога: норвежский опыт // От политики государственного атеизма к свободе совести / Материалы Семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями, и специалистами органов юстиции субъектов Российской Федерации (Москва, 23-26 мая 2000 г.). - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С.64-71.
11. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е.Козлов. - М.: Издательство БЕК, 1997.
13. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.245-246.
14. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.185.
15. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.423.
16. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.424.
17. Николин А. Церковь и государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. – С.426.
18. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А.О.Протопопов. - М.: Паллада, 1996. - С.30.
19. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
20. Конституции государств Европейского Союза. Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.182-183.
21. Семенко В.П. Свобода и совесть // Независимая газета, 16 августа 1997 г. Ташевский С. По всему миру верующие не освобождаются от исполнения гражданских обязанностей // Независимая газета, 27 марта 1997 г.
22. Никольский О. Испания: залог религиозной стабильности // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). - 1996. - №5.- С.4.
23. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.374.
24. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронова на Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (март 1999 г.).
25. Симкин Л. Чужие. Закон о религии не вполне совершенен // Сообщение ИНТЕРФАКС (Выпуск «АиФ») от 11 марта 1999 г.
26. Российские вести, специальный выпуск, 1 июля 1996 г. - №102/1022.

Понкин Игорь Владиславович,
директор Института государственно-конфессионаьных отношений и права


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  


     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки