Сегодня православие - наиболее распространенная религия на территории Российской Федерации. О распространенности православия в современной России свидетельствует то, что по данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения 70% граждан России относят себя к православию, 25% - к мусульманству и 5% - к другим конфессиям (1). Причем, православие представлено в нашей стране организационно не в виде многообразия всевозможных самозванных организаций, а Русской Православной Церковью. Второй по численности традиционной религией в России является ислам.
Из 17427 религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2000 г.: православных - 8500, исламских - 2850, иудаистских - 93, буддистских - 155, католических - 220, старообрядческих - 195, армянской апостольской церкви - 35, остальных конфессий - 3452 (2).
Поэтому возникает вопрос необходимости учета государством того факта, что подавляющее большинство населения в Российской Федерации исповедуют православие и ислам. В реальных взаимоотношениях с религиозными организациями государство, безусловно, вынуждено считаться с тем, какова роль той или иной религии в жизни населения страны в целом, в отдельном субъекте России или даже отдельно взятом населенном пункте (3). Вопрос выделения и законодательного закрепления категории «традиционная религиозная организация» представляется давно уже актуальным и насущным. Такое выделение ряда религий нисколько не нарушает конституционный принцип равенства всех религий перед законом (ст.14 Конституции России от 1993 г.). Государство имеет право выбирать, с какими организациями ему сотрудничать больше, чем с остальными. И если, к примеру, в России живет 80-82% этнических православных, то государство просто обязано считаться с Русской Православной Церковью.
Если обратиться к аналогии права, то возникают серьезные сомнения в правильности ухода государства от защиты своих интересов в духовной сфере. Иностранным организациям запрещается участвовать в избирательных кампаниях, запрещается финансировать их. Избирательным объединениям и блокам запрещено принимать какое-либо участие или помощь от иностранных граждан. Но ведь формально это - нарушение их прав. Однако в сфере политики государство законодательно и силами принуждения защищает свои интересы. Но отчего считается, что духовная сфера менее важна, нежели политическая? Если мы защищаем свои интересы в политике от вторжения извне, то мы должны точно так же защищать духовную сферу жизни общества. В противном случае, по аналогии права, мы должны разрешить любому иностранному субъекту права вторгаться в сферу политики - во избежание установления двойных стандартов.
Государство обязано сотрудничать тем больше с данной религиозной организацией, чем больший процент населения она представляет. При делении территории России на избирательные округа принимается во внимание численность населения. Никому в голову не придет протестовать против того, что от Москвы избирается большее количество депутатов в Государственную Думу России, чем, к примеру, от Иркутска. Почему в сфере отношений с религиозными объединениями государство «должно» одинаково сотрудничать и с мусульманами, и с какой-нибудь сектой кришнаитов? Такого быть не должно. Статья 3 Конституции России от 1993 года закрепила, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3, п.1.). Поэтому государство вправе сотрудничать гораздо больше с теми исторически укоренившимися в России традиционными религиозными организациями, которые представляют в нашей стране подавляющее большинство населения. Вот именно в этом и состоит статус традиционной религиозной организации.
Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, культурно-нравственного образования и др.
Здесь следует различать статус государственной религии и традиционной религиозной организации. Признаками государственной религии являются:
- государственное финансирование всех ее расходов;
- государственные чиновники осуществляют управление делами церкви;
- только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях;
- только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия;
- руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.
Заметим, что именно такой статус имеет Церковь Норвегии, но никто не называет это государство «фашистским», «религиозным», «тоталитарным» и пр.
Статус традиционной религиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии. Дифференциация всех существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран. Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет множество прецедентов в различных странах мира.
В законодательстве Норвегии, Дании, Аргентины, Великобритании и других государств либо закрепляется статус государственной за определенной религией, либо присутствуют его черты.
Ислам признан государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии (4), Египте, Иордании и других странах:
«Ислам - государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства» (статья 2 Постоянной конституции Арабской Республики Египет 1971 года);
«Ислам является религией Государства» (Конституция Иордании от 8 января 1952 г.).
Среди европейских стран почти столь же категорично высказаны религиозные предпочтения государства в конституциях лютеранских государств - Дании и Исландии:
«Евангелическо-лютеранская Церковь является Государственной Церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства» (Конституция Республики Исландия, статья 62) (5);
«Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства» (параграф 4 Конституции Королевства Дании) (6). «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви» (параграф 6 Конституции Королевства Дании) (7).
Параграф 83 Конституции Финляндии так же выделяет Евангелическо-Лютеранскую Церковь в качестве приоритетной с точки зрения предпочтений государства: «Организация евангелическо-лютеранской церкви и управление ею определяется законом о церкви. Что касается других, уже существующих религиозных обществ, то в отношении них действует то, что установлено или будет установлено. Основание новых религиозных обществ разрешается при соблюдении по этому вопросу закона» (8).
Статья 2 Конституции Норвегии устанавливает, что евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией в Норвегии (9). Все расходы по управлению Церковью Норвегии покрываются государством и муниципальными властями за счет государственных налогов. Последователями Церкви Норвегии являются 83% населения. Светские чиновники контролируют внутренние дела Церкви. Норвежские государственные детские сады и школы обязаны по закону преподавать всем ученикам «Мораль и Христианское воспитание». Церковь Норвегии управляет всеми государственными кладбищами, только священников Церкви Норвегии привлекают для обслуживания вооруженных сил, государственных больниц и госпиталей, а также тюрем, только священники Церкви Норвегии приглашаются на мероприятия государственной службы и народные праздники (10).
В Англии такой религией является англиканская, в Египте - мусульманская, в Израиле - иудейская, в Боливии и Аргентине - римская апостольская католическая религия. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии (11).
Англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую церковь в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику (12).
С той же четкостью, однако более пространно и внимательно по отношению к религии сформулированы соответствующие главы законодательств стран - исторических центров христианства. Так, например, Конституция Греции, написанная в 1975 году, содержит даже целый ряд статей, регламентирующих отношение к монастырским землям и имуществу. В третьей, важнейшей в данном контексте, статье этого закона сказано следующее:
«Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом Уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 г. и акта Синода от 4 сентября 1928 г.» (13).
Конституция Болгарии 1991 г. устанавливает свободу вероисповеданий, отделение религиозных организаций от государства, запрет на использование религиозных общностей и организаций, как и религиозных убеждений, в политических целях (ч.1, 2, 4 ст.13) и на образование политических партий на религиозной основе (ч.4 ст.11). Последнее предписание имеет в виду турецко-мусульманское меньшинство в Болгарии. Но вместе со всем этим установлено, что «традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание» (ч.3 ст.12) (14).
В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7) (15). Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8). Вместе с тем она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (ч.2,3 ст.8 Конституции Италии) (16).
Среди конституций европейских стран с максимальной страстностью выражено отношение государства к религии и вере в Основном законе Ирландии: «1. Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесение публичного поклонения. Государство будет почитать его имя и уважать и почитать религию. 2. Государство признает особое положение святой католической апостольской Римской Церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан... 3.Государство также признает Ирландскую Церковь, Пресвитерианскую Церковь в Ирландии, Ирландскую Церковь методистов, Ирландское религиозное общество квакеров, а также еврейские общины и другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в действие настоящей конституции» (статья 44 Конституции Ирландии от 29 декабря 1937 года) (17).
Преамбула Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» закрепляет Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа: «Руководствуясь Декларацией о независимости Армении, учитывая духовное пробуждение армянского народа, его вековой духовный опыт и традиции, признавая Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа, важный оплот созидания его духовной жизни и сохранения нации, руководствуясь установленными международными нормами принципами прав и основных свобод человека и сохраняя приверженность положениям статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, Верховный Совет Республики Армения принимает настоящий Закон о свободе совести и религиозных организациях».
Статья 6 Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» гласит: «На территории Республики Армения действуют: Армянская апостольская церковь (сокращенно - Армянская церковь) с ее традиционными организациями; другие религиозные организации, создаваемые и действующие среди своих верующих членов - согласно собственному имуществу и уставу».
В конституциях европейских государств встречаются и более либеральные формулировки по сравнению с приведенными выше. Конституция Литовской Республики гласит: «Государство признает традиционные в Литве церкви и организации, а другие... - в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности» (статья 43) (18).
Нередко в тех странах, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), одна из существующих церквей проявляет стремление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение в общегосударственном или региональном масштабе. При этом используется не только многовековая традиция значительной части населения, но и полуофициальная поддержка со стороны властей (19).
Германская Конституция признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (см. ст.7 Основного Закона ФРГ (20)), причем речь идет именно о лютеранстве, а отнюдь, скажем, не о системе «Живой Этики» или о чем-нибудь подобном, как это все чаще имеет место в России.
В Испании Единый закон о религиозной свободе «в качестве единственного ограничения» принципа религиозной свободы провозглашает «защиту прав остальных на осуществление их свобод и основных прав, а также на защиту безопасности, здоровья, общественной морали, определяющих основы общественного порядка». Тот же закон говорит о возможности особых «соглашений и договоров о сотрудничестве испанского государства с теми же церквами и религиозными общинами, которые, судя по сфере их деятельности и числу верующих, получили явное укоренение в Испании» (21). В Испании, помимо традиционной Католической Церкви, только Федерация евангелистических общин, Федерация израильских общин и Исламская комиссия имеют соглашения с правительством, обеспечивающие неприкосновенность мест поклонения и погребения, уважение религиозных правил, определенные налоговые льготы. Последователи всех других конфессий соглашений со светской властью не имеют, действуют на основании общих законов, включены в государственный реестр религиозных объединений, что дает им определенный правовой статус (22). Все это вполне определенно закреплено и в Конституции Испании: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями» (п.3 ст.16 Конституции Испании 1978 г.) (23).
Подобные примеры можно продолжать и продолжать.
По нашему мнению, рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значительный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны - всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы в большом числе случаев получают «зеленый свет» для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушения прав граждан и факты нарушения российских законов.
Сноски:
1. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.194.
2. Гарбулин В.А. Из практики прокурорского надзора за реализацией прав человека на свободу совести // От политики государственного атеизма к свободе совести / Материалы Семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями, и специалистами органов юстиции субъектов Российской Федерации (Москва, 23-26 мая 2000 г.). - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С.189-198.
3. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1999. - №1. - С.11.
4. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е.Козлов. - М.: Издательство БЕК, 1997.
5. Николин А. Церковь и государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. – С.430. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А.О.Протопопов. - М.: Паллада, 1996. – С.41.
6. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С. 303.
7. Там же.
8. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.626.
9. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
10. Линдхольм Торе. Возникновение межконфессионального диалога: норвежский опыт // От политики государственного атеизма к свободе совести / Материалы Семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями, и специалистами органов юстиции субъектов Российской Федерации (Москва, 23-26 мая 2000 г.). - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С.64-71.
11. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е.Козлов. - М.: Издательство БЕК, 1997.
13. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.245-246.
14. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.185.
15. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.423.
16. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.424.
17. Николин А. Церковь и государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. – С.426.
18. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А.О.Протопопов. - М.: Паллада, 1996. - С.30.
19. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 2000. - С.186.
20. Конституции государств Европейского Союза. Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.182-183.
21. Семенко В.П. Свобода и совесть // Независимая газета, 16 августа 1997 г. Ташевский С. По всему миру верующие не освобождаются от исполнения гражданских обязанностей // Независимая газета, 27 марта 1997 г.
22. Никольский О. Испания: залог религиозной стабильности // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). - 1996. - №5.- С.4.
23. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.374.
24. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронова на Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (март 1999 г.).
25. Симкин Л. Чужие. Закон о религии не вполне совершенен // Сообщение ИНТЕРФАКС (Выпуск «АиФ») от 11 марта 1999 г.
26. Российские вести, специальный выпуск, 1 июля 1996 г. - №102/1022.
Понкин Игорь Владиславович,
директор Института государственно-конфессионаьных отношений и права
|