Федерация в муниципальном измерении
Проблемы городской и сельской России в публикациях последнего времени получили весьма своеобразное освещение. Серьезные научные издания в основном замкнулись на вопросах природы местного самоуправления и муниципального права. Публицистика сосредоточилась на описании негативных явлений городской и сельской жизни, на местных выборных баталиях и т. п. И вот, наконец, появилась первая фундаментальная работа, где дан системный анализ проблематики, связанной с теми тридцатью вопросами местного значения, которые закреплены за органами местного самоуправления Конституцией РФ и федеральными законами. Напомним в связи с этим, что до 80% всех бесплатных (гарантированных Конституцией РФ) социальных благ и более 90% платных услуг почти каждый житель России получает исключительно по месту проживания.
Впервые предметом системного исследования стали не искусственные административные образования субъекты РФ, а города, районы, поселки городского типа, сельские поселения, где люди появляются на свет, учатся, обзаводятся семьей и детьми, получают пенсии и пособия, создают национальное богатство, платят налоги, обращаются в суды, реализуют право на выборы власти и т. д. Все эти аспекты местной жизни социальные, хозяйственные, бюджетные, финансовые, правовые, управленческие стали поводом для детального анализа и практических рекомендаций. Поэтому рецензируемая публикация так объемна: она состоит из пяти томов, более 250 печ. л., а ее проблемно-аналитическая часть почти 700 стр. убористого текста. Авторы последовательно рассматривают современную идеологию и правовые основы местного самоуправления, организацию и ресурсные возможности местного исполнения государственных социальных обязательств, проблемные вопросы формирования и исполнения муниципальных бюджетов, специфику регулирования земельных отношений и использования муниципальной собственности, разнообразные формы и методы государственной поддержки российских городов и районов, малоизвестную практику разработки и реализации планов и программ муниципального развития. При этом авторы постоянно акцентируют внимание читателя на огромных различиях муниципальных образований по всем параметрам: численности населения, территории, экономическому потенциалу, доходам физических лиц, бюджетной обеспеченности. Эти различия порядково увеличивают пресловутую региональную асимметрию и, по мнению авторов, являются серьезным препятствием для проведения новой социальной политики в ее унифицированном варианте.
Авторы не склонны ни абсолютизировать идею местного самоуправления, ни преуменьшать потенциал этой специфической формы народовластия. Авторы критически оценивают значимость собственно политического фактора в развитии социально-экономической ситуации на местах. Они доказывают, что действительно значимыми являются четыре главных противоречия в самой модели местного самоуправления, сложившейся в ходе конституционной, правовой, бюджетной, налоговой и собственно муниципальной реформы. Это противоречия между: а) декларированным Конституцией РФ невхождением органов местного самоуправления в систему государственной власти и фактическим исполнением этими органами исключительно государственных социальных и иных обязательств перед гражданами; б) наделенностью всех органов местного самоуправления равными объемами полномочий и их неодинаковой востребованностью в муниципальных образованиях разного типа, например в городе-миллионнике и в рабочем поселке; в) объемом функций, возложенных на органы местного самоуправления действующим законодательством, и скудными ресурсными возможностями выполнения этих функций; г) теоретическими представлениями о местном самоуправлении как о наиболее полном воплощении непосредственно народной власти и фактическим безразличием населения к реализации идеи подлинного самоуправления. Авторы считают вполне вероятным, что для разрешения этих противоречий будут приняты меры, корректирующие некоторые результаты муниципальной реформы 1993-2000 годов. Эти и другие выводы авторов представляются весьма убедительными в связи с высоким уровнем аргументации, подкрепленной множеством цифр и конкретных примеров. Информационный блок издания (более 3 тыс. таблиц, содержащих 300 тыс. показателей) уникален. Известно, что федеральная статистика не опускается до местного уровня. Муниципальная же статистика практически недоступна пользователям в других регионах. Приведенные в книге социально-экономические параметры развития городов и районов России собраны авторами из самых различных источников, проверены и систематизированы специально для этого издания. Можно считать, что с выходом новой книги В. Н. Лексина и А. Н. Швецова социально-экономическая ситуация в стране получила еще одно измерение муниципальное. Это существенное подспорье для бизнесменов и политиков, работников местных администраций и ученых. Приведенный в книге массив информации может существенно повысить достоверность региональной диагностики и прогнозов, расчетов рейтингов и т. п.
Авторам, хорошо известным по предыдущим публикациям (см., например, рецензию на книгу Государство и регионы в журнале Эксперт, 1998 г.), удалось совместить на страницах своего нового труда серьезное научное исследование, широко доступное учебное пособие и справочник.
Лексин В. Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 томах, 12 книгах. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Эксперт, #32 (292), 03.09.2001
местное самоуправление
Григорий Марченко
|