Будет учиться выживать самостоятельно
Вчера правительство кардинально поменяло свою политику по отношению к муниципальным образованиям. Господдержку решено отменить. Взамен муниципалам разрешат оставлять у себя часть налогов.
Программе государственной поддержки развития муниципальных образований, принятой в 1999 году, государство оказывало финансовую поддержку. Причем поддержку значительную: по словам первого заместителя министра по делам Федерации, национальной и миграционной политики Валерия Кирпичникова, из-за перекосов в налоговой политике бюджет дотировал сегодня 95 проц. городков и поселков, которых насчитывается почти 12 тысяч. Поэтому правительство решило просчитать оптимальные варианты распределения налоговых полномочий по уровням власти.
Расчет получился простой: правительство решило прекратить финансирование и вычеркнуло программу господдержки муниципальных образований из перечня финансирования федеральных целевых программ на 2002 год. Вместо финансовой помощи правительство предлагает предоставить местному самоуправлению исключительное право распоряжаться доходами от налога на недвижимость, налога с продаж и налогов на малый бизнес.
В регионах муниципальное хозяйство практически развалено. Одна из причинежегодное недофинансирование: несмотря на значительную помощь, центр ежегодно недодает местным бюджетам 10-12 проц.
Вследствие этого муниципальные власти недоплачивают своим предприятиям, школам, больницам. А те, в свою очередь, не возвращают долги кредиторам. И жители сидят без тепла и света.
Глава правительства Михаил Касьянов считает, что муниципальные образования нуждаются в существенной поддержке. И правительство берется подготовить методические разработки по системе управления муниципальных образований, помочь в повышении квалификации работников муниципальных образований.
Мнения экспертов
Леонид Смирнягин
Эксперт - член научного совета Центра Карнеги
В США - да, у нас - нет
Решение о прекращении финансирования муниципальных образований очень рискованное, потому что возможное количество пострадавших может быть очень велико. Конечно, города могут жить на доходы от налогов, но есть регионы, в которых совершенно не развит, скажем, малый бизнес. Какие же с него можно собрать налоги?
Налог на недвижимость мог бы стать гигантским источником средств для муниципальных образований. В США, например, он дает в бюджет до 90 проц. доходов. Но у нас Бюро технической инвентаризации, оценивая недвижимость граждан, занижает ее реальную стоимость в сотни раз. Согласно Налоговому кодексу, муниципалитеты не обладают практически никакой финансовой самостоятельностью. Сегодня муниципалитеты полностью зависят от субъектов Федерации в распределении средств. Такая ситуация противоречит Конституции, главе о местном самоуправлении. Поэтому передача в ведение муниципалитетов части налоговэто лишь незначительное, но все же восстановление конституционных прав муниципальных образований.
Олег Ковалев
Эксперт - заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Госдумы
Начинать надо не с этого
Сама по себе идея обычна, так принято во многих странах, но воплощать ее в жизнь было бы сейчас крайне несвоевременно. Нет достойной законодательной базы, она просто отсутствует в Налоговом кодексе. Поэтому доход от сбора налогов, переданных в ведение муниципальных образований, будет крайне низок. Начинать необходимо с обеспечения базы налогового законодательства, а не с наделения муниципальных властей правом самостоятельно распоряжаться своими доходами.
ВремяМН, 07.09.2001
местное самоуправление
публикации
Елена Волкова
|