Принят
Государственным Советом
Республики Коми
28 мая 1998 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми
устанавливает основные положения организации системы местного
самоуправления в Республике Коми, определяет место и роль
местного самоуправления в системе власти, правовые, экономические
и финансовые основы местного самоуправления и государственные
гарантии его осуществления.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Местное самоуправление в Республике Коми
1. Местное самоуправление в Республике Коми - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Конституцией
Республики Коми самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно (путем выборов,
местного референдума и иных форм прямого волеизъявления) или
через органы местного самоуправления вопросов местного значения,
исходя из его интересов, исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление как форма народовластия составляет
одну из основ конституционного строя Республики Коми.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в
настоящем Законе
В настоящем Законе понятия и термины используются в
следующих значениях:
- вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Конституцией Республики Коми, Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", настоящим Законом, иными законами Республики Коми;
- выборное должностное лицо местного самоуправления -
должностное лицо, избранное населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления из своего
состава, наделенное согласно уставу муниципального образования
полномочиями на решение вопросов местного значения;
- глава администрации муниципального образования - должностное
лицо, которое в соответствии с уставом муниципального образования
руководит администрацией муниципального образования и выполняет
исполнительно-распорядительные функции, за исключением функций,
возложенных на иные органы и должностных лиц муниципального
образования;
- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо
работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее
организационно-распорядительные функции в органах местного
самоуправления и не относящееся к категории государственных
служащих;
- местное сообщество - граждане, постоянно проживающие в
муниципальных образованиях, объединенные общими интересами в
решении вопросов местного значения;
- местный бюджет - бюджет муниципального образования,
формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют
органы местного самоуправления;
- местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми;
- местный референдум - голосование граждан по вопросам местного
значения;
- муниципальное образование - поселение (часть поселения) или
несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах
которой осуществляется местное самоуправление, имеются выборный
орган местного самоуправления, местный бюджет и собственность
муниципального образования;
- муниципальная собственность - собственность, находящаяся во
владении, пользовании и распоряжении местных органов власти
Республики Коми;
- муниципальная служба - профессиональная деятельность на
постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению
их полномочий;
- органы местного самоуправления - выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и
не входящие в систему органов государственной власти;
- председатель Совета муниципального образования - выборное в
соответствии с уставом муниципального образования должностное
лицо, возглавляющее деятельность Совета по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального образования;
- собственность муниципального образования - имущество,
переданное из государственной, муниципальной собственности в
собственность муниципального образования, а также приобретенное
на иных законных основаниях;
- собрание (сход) граждан - одна из форм непосредственного,
прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных
местных традиций;
- Совет муниципального образования - выборный представительный
орган местного самоуправления, обладающий правом представлять
интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования;
- территория муниципального образования - земли городских,
сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и
другие земли в границах муниципального образования независимо от
форм собственности и целевого назначения.
Статья 3. Законодательство о местном самоуправлении
1. Действующее на территории Республики Коми
законодательство о местном самоуправлении составляют Конституция
Российской Федерации, Конституция Республики Коми, федеральные
законы, настоящий Закон и иные законы Республики Коми.
2. Организация деятельности населения, выборных и других
органов местного самоуправления, их должностных лиц закрепляется
в уставе муниципального образования, принимаемом в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
3. Настоящий Закон действует на всей территории Республики
Коми. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми, а
также уставы муниципальных образовании не могут противоречить
настоящему Закону. В случае их противоречия настоящему Закону
действуют нормы настоящего Закона.
Статья 4. Право граждан на осуществление местного
самоуправления
1. Граждане имеют право:
- на осуществление местного самоуправления в муниципальных
образованиях в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Коми путем выборов, местного референдума,
других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и
другие органы местного самоуправления;
- на осуществление местного самоуправления независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям;
- избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
- на равный доступ к муниципальной службе;
- обращаться в органы местного самоуправления и к должностным
лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также
возможность получения гражданами и другой полной и достоверной
информации о деятельности органов местного самоуправления, если
иное не предусмотрено законом.
3. Право граждан на осуществление местного самоуправления
обеспечивается судебной защитой в соответствии с федеральным
законодательством.
Статья 5. Муниципальные образования и местные сообщества
1. Местное самоуправление осуществляется на территории
муниципальных образований.
2. Муниципальными образованиями в Республике Коми являются
муниципальные образования районов, городов республиканского
значения с подчиненными им территориями.
3. В границах территории, являющейся частью территории
муниципальных образований, указанных в части 2 настоящей статьи,
могут быть образованы иные муниципальные образования.
4. В целях защиты конституционного строя, обеспечения
обороны страны и безопасности государства допускается ограничение
прав граждан на осуществление местного самоуправления на
отдельных территориях федеральным законом.
5. Подчиненность одного муниципального образования другому
не допускается.
6. Граждане, постоянно проживающие в муниципальных
образованиях, объединенные общими интересами в решении вопросов
местного значения, образуют местное сообщество.
Статья 6. Употребление языков при осуществлении местного
самоуправления
1. При осуществлении местного самоуправления употребляются
государственные языки Республики Коми - коми и русский языки.
2. В местах компактного проживания на территории
муниципального образования граждан иных национальностей наряду с
государственными языками при осуществлении местного
самоуправления может употребляться язык большинства населения
соответствующего муниципального образования в соответствии с
уставом муниципального образования.
Статья 7. Установление и изменение границ муниципального
образования
1. Границы муниципальных образований устанавливаются в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
Республики Коми.
2. Установление и изменение границ муниципального
образования, в том числе при образовании, объединении,
преобразовании или упразднении муниципальных образований,
осуществляются законом Республики Коми на основе исторически
сложившихся территорий компактного проживания с учетом
исторических и иных местных традиций по инициативе населения,
органов местного самоуправления и органов государственной власти
Республики Коми.
3. Изменение границ муниципального образования не
допускается без учета мнения населения соответствующих
территорий.
4. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов
изменения границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, устанавливаются законом Республики Коми.
Статья 8. Символика муниципальных образований
1. Муниципальные образования вправе иметь собственную
символику, отражающую их исторические, культурные, социально -
экономические, национальные и иные особенности.
2. Наименование и описание символики закрепляется в уставе
муниципального образования.
3. Регистрация и использование символики муниципальных
образований осуществляется в соответствии с законодательством.
Официальное использование символики муниципального
образования допускается только после ее регистрации в
Государственном Совете Республики Коми.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 9. Полномочия Государственного Совета Республики Коми
в области местного самоуправления
К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в
области местного самоуправления относятся:
- принятие и изменение настоящего Закона, иных законов
Республики Коми о местном самоуправлении, обеспечение контроля за
их соблюдением и исполнением;
- обеспечение соответствия настоящего Закона, иных законов
Республики Коми о местном самоуправлении Конституции Российской
Федерации, Конституции Республики Коми и федеральным законам;
- установление порядка передачи объектов государственной
собственности Республики Коми, муниципальной собственности в
собственность муниципальных образований;
- регулирование отношений между республиканским бюджетом
Республики Коми и местными бюджетами в пределах полномочий,
предусмотренных законодательством о бюджете и бюджетном процессе;
- принятие законов по вопросам передачи органам местного
самоуправления осуществления части государственных полномочий с
одновременной передачей материальных и финансовых средств,
необходимых для их осуществления, контроль за их реализацией;
- установление и изменение порядка образования,
объединения, преобразования или упразднения муниципальных
образований, установление и изменение их границ и наименований;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых
Государственным Советом Республики Коми;
- принятие республиканских программ развития местного
самоуправления;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления;
- регистрация уставов и символики муниципальных
образований, ведение Реестра муниципальных образовании Республики
Коми;
- иные полномочия, отнесенные законодательством Российской
Федерации и Республики Коми к ведению Государственного Совета
Республики Коми.
Статья 10. Полномочия Главы Республики Коми в области
местного самоуправления
К полномочиям Главы Республики Коми в области местного
самоуправления относятся:
- обеспечение сбалансированности минимальных местных
бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности;
- обеспечение государственных минимальных социальных
стандартов;
- защита прав граждан на осуществление местного
самоуправления;
- представление Советам муниципальных образований
кандидатур на должности глав администраций муниципальных
образований;
- иные полномочия, отнесенные законодательством Российской
Федерации и Республики Коми к ведению Главы Республики Коми.
ГЛАВА III. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Предметы ведения муниципальных образований
В ведении муниципальных образований находятся вопросы
местного значения, а также передаваемые им для осуществления
отдельные государственные полномочия.
Статья 12. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения относятся:
- 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований,
контроль за их соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение собственностью
муниципального образования;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Коми местных налогов и сборов,
решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие
муниципального образования;
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда
и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных
учреждений дошкольного, основного общего и профессионального
образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных
учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия
населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание
органов охраны общественного порядка муниципального образования,
осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территорий
муниципальных образований, в том числе утверждение генеральных
планов, проектов планировки и застройки территории муниципального
образования;
- создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства;
- контроль за использованием земель на территории
муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
- организация, содержание и развитие муниципальных
энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
- организация снабжения населения и муниципальных
учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального
образования;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- организация ритуальных услуг и содержание мест
захоронения:
- организация и содержание муниципальных архивов;
- организация транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
- организация и содержание муниципальной информационной
службы;
- создание условий для деятельности средств массовой
информации муниципального образования;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и
спорта в муниципальном образовании;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
- участие в обеспечении охраны окружающей среды на
территории муниципального образования;
- участие в обеспечении противопожарной безопасности в
муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной
службы;
- иные вопросы местного значения в соответствии с
законодательством.
2. Органы местного самоуправления в случае невозможности
выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного
значения вправе передавать их органам государственной власти
Республики Коми вместе с необходимыми материальными и финансовыми
ресурсами.
3. Органы государственной власти Республики Коми принимают
передаваемые им органами местного самоуправления полномочия
только при наличии соответствующего решения органа местного
самоуправления.
Статья 13. Разграничение вопросов местного значения между
муниципальными образованиями
1. В случае, если в границах территории муниципального
образования (за исключением города) имеются другие муниципальные
образования, предметы ведения между ними разграничиваются
настоящим Законом и иными законами Республики Коми
2. К ведению муниципального образования, находящегося в
границах территории другого муниципального образования, относятся
следующие вопросы местного значения соответствующего
муниципального образования:
- принятие и изменение устава, контроль за его выполнением;
- владение, пользование и распоряжение собственностью
муниципального образования;
- местные финансы; формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета; установление в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Коми местных налогов и сборов;
решение других финансовых вопросов местного значения;
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда
и нежилых помещений;
- регулирование планировки и застройки территории;
- контроль за использованием земель;
- благоустройство, санитарная очистка и озеленение
территории;
- организация снабжения населения и муниципальных
учреждений топливом;
- организация ритуальных услуг и содержание мест
захоронения.
Муниципальное образование, находящееся в границах территории
другого муниципального образования, может передать по договору
этому муниципальному образованию полномочия, перечисленные в
настоящей части, за исключением вопросов, перечисленных в пунктах
1-3.
3. Вопросы, не перечисленные в части 2 настоящей статьи,
находятся в ведении того муниципального образования, в границах
территории которого имеются другие муниципальные образования.
4. К ведению муниципального образования, находящегося в
границах территории иного муниципального образования, могут быть
переданы по договору следующие вопросы местного значения:
- комплексное социально-экономическое развитие
муниципального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных
учреждений образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных
учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия
населения;
- создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства;
- регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
- организация, содержание и развитие муниципальных энерго-,
тепло-, газо- и водоснабжения и канализации;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
- создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и
спорта в муниципальном образовании;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения.
В соответствии с договором о разграничении предметов ведения
муниципальному образованию, находящемуся в границах территории
другого муниципального образования, могут быть переданы отдельные
или все полномочия, перечисленные в настоящей части.
5. Вопросы, не перечисленные в частях 2 и 4 настоящей
статьи, не могут быть переданы в ведение муниципального
образования, находящегося в границах территории другого
муниципального образования.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий по вопросам
местного значения между городом и внутригородским муниципальным
образованием устанавливается уставом соответствующего города.
Статья 14. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
1. Органы государственной власти Российской Федерации и
Республики Коми могут наделять органы местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями с одновременной
передачей необходимых материальных и финансовых средств.
2. Наделение органов местного самоуправления
государственными полномочиями осуществляется исключительно
федеральными законами и законами Республики Коми.
3. Реализация государственных полномочий, переданных органам
местного самоуправления, подконтрольна органам государственной
власти Российской Федерации и Республики Коми. Условия и порядок
такого контроля определяются соответственно федеральными законами,
настоящим Законом, иными законами Республики Коми.
ГЛАВА IV. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 15. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором
указываются:
- наименование муниципального образования;
- границы и состав территории муниципального образования;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав
муниципального образования;
- вопросы местного значения, относящиеся к ведению данного
муниципального образования;
- формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения;
- структура и порядок формирования органов местного
самоуправления;
- наименование и полномочия выборных, других органов
местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления;
- срок полномочии депутатов Советов муниципальных
образований, глав администраций муниципальных образований, иных
должностных лиц;
- виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных
правовых актов органов местного самоуправления;
- основания и виды ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- порядок отзыва населением или досрочного прекращения
полномочий Советов муниципальных образований, глав администраций
муниципальных образований;
- статус и социальные гарантии депутатов Советов
муниципальных образований, глав администраций муниципальных
образований, основания и порядок прекращения их полномочий;
- гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
- условия и порядок организации муниципальной службы;
- экономическая и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения, пользования и
распоряжения собственностью муниципального образования;
- вопросы организации местного самоуправления,
обусловленные компактным проживанием на территории муниципального
образования национальных групп и этнических общностей коренных
народов, с учетом исторических и иных местных традиций;
- другие положения об организации местного самоуправления,
о компетенции и порядке деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми.
2. Устав муниципального образования разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно.
Правом внесения проекта устава муниципального образования
обладают:
- представительный и исполнительный органы муниципального
образования;
- депутаты и органы Совета муниципального образования;
- общественные объединения, зарегистрированные в
установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на
территории соответствующего муниципального образования, в том
числе местные отделения общероссийских и республиканских
общественных объединений;
- группы граждан, проживающих на территории
соответствующего муниципального образования и обладающих
избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 5
процентов избирателей соответствующего муниципального
образования.
3. Устав муниципального образования принимается Советом
муниципального образования или населением непосредственно.
4. Изменения и дополнения в устав муниципального образования
вносятся в порядке, установленном для его принятия.
5. Устав муниципального образования, изменения и дополнения
в него подлежат государственной регистрации в порядке,
установленном статьей 16 настоящего Закона.
6. Устав муниципального образования вступает в силу после
его государственной регистрации и официального опубликования
(обнародования).
Статья 16. Порядок регистрации уставов муниципальных
образований
1. Уставы муниципальных образований подлежат регистрации в
Государственном Совете Республики Коми.
2. Устав муниципального образования направляется для
регистрации в Государственный Совет Республики Коми главой
администрации муниципального образования или уполномоченным на то
в уставе муниципального образования лицом в месячный срок со дня
его принятия.
Вместе с текстом устава муниципального образования
представляются:
- решения Совета муниципального образования или местного
референдума о создании муниципального образования и принятии
устава;
- протокол избирательной комиссии о результатах выборов
депутатов представительного органа местного самоуправления;
- сведения о наличии муниципальных образований, находящихся
в границах муниципального образования;
- заключение органа юстиции Республики Коми о соответствии
устава муниципального образования законодательству Российской
Федерации и Республики Коми.
3. Устав муниципального образования, направляемый на
регистрацию, должен быть прошнурован, иметь пронумерованные
страницы, заверен подписью главы администрации муниципального
образования или лица, его замещающего.
4. Устав муниципального образования регистрируется на
очередном заседании ближайшей сессии Государственного Совета
Республики Коми, но не ранее 30 дней со дня поступления.
Регистрация устава муниципального образования осуществляется
постановлением Государственного Совета Республики Коми, на
основании которого муниципальное образование вносится в Реестр
муниципальных образований Республики Коми.
5. В течение 15 дней со дня принятия постановления о
регистрации устава муниципального образования главе администрации
муниципального образования или уполномоченному им представителю
выдается свидетельство о регистрации установленного образца.
Образец свидетельства о регистрации устава муниципального
образования и его описание утверждаются Государственным Советом
Республики Коми.
6. После выдачи свидетельства о регистрации устав
муниципального образования подлежит опубликованию
(обнародованию).
7. Основанием для отказа в государственной регистрации
устава муниципального образования может быть только противоречие
его Конституции Российской Федерации, Конституции Республики
Коми, федеральным законам, настоящему Закону, а также иным
законам Республики Коми.
8. Отказ в государственной регистрации устава муниципального
образования может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 17. Органы местного самоуправления
1. Для осуществления местного самоуправления местное
сообщество образует выборные и другие органы местного
самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", настоящим Законом, иными законами Республики Коми и
уставом муниципального образования и наделяет их полномочиями по
решению вопросов местного значения.
2. К органам местного самоуправления относятся:
- Совет муниципального образования, образуемый в соответствии
с настоящим Законом;
- другие органы, образуемые в соответствии с уставом
муниципального образования и настоящим Законом.
3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии
с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в
решении вопросов местного значения.
4. Наименования органов местного самоуправления
устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии
с настоящим Законом.
5. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. Осуществление местного
самоуправления органами государственной власти и государственными
должностными лицами не допускается.
6. Организационные формы и структура органов местного
самоуправления определяются населением самостоятельно в
соответствии с настоящим Законом и закрепляются в уставе
муниципального образования.
7. Решение об установлении организационной формы и структуры
органов местного самоуправления принимается Советом
муниципального образования, местным референдумом или собранием
(сходом) граждан.
8. В органах местного самоуправления не могут образовываться
структуры политических партий, религиозных, общественных
объединений, за исключением профессиональных союзов.
Статья 18. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительным органом местного самоуправления является
Совет муниципального образования, который состоит из депутатов,
избираемых в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Коми. Количественный состав и структура
Совета определяются уставом муниципального образования.
2. Полномочия Совета муниципального образования закрепляются
в уставе муниципального образования.
3. В исключительном ведении Совета муниципального
образования находятся:
- принятие правовых актов общеобязательного характера по
предметам ведения муниципального образования, предусмотренных
уставом муниципального образования;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- установление в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Коми местных налогов и сборов;
- установление в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Коми порядка управления и
распоряжения собственностью муниципального образования;
- определение порядка пользования землей и другими
природными ресурсами, находящимися в собственности муниципальных
образований;
- назначение местного референдума в соответствии с
законодательством Республики Коми;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставами муниципальных образований;
- передача полномочий органов местного самоуправления
органам государственной власти;
- иные полномочия в соответствии с уставом муниципального
образования.
4. Совет муниципального образования осуществляет свою
деятельность в форме заседаний. Заседание правомочно, если на нем
присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, избранных в
данный Совет.
Первое заседание вновь избранного Совета муниципального
образования созывается председателем соответствующей
избирательной комиссии на пятнадцатый день после регистрации
избранных депутатов, при условии избрания не менее двух третей от
установленного числа депутатов.
5. Совет муниципального образования принимает решения в
коллегиальном порядке.
Решения принимаются большинством голосов от числа избранных
депутатов. Решения о принятии устава муниципального образования,
внесении в него изменений и дополнений принимаются большинством
не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
6. Порядок организации исполнения решений Совета
муниципального образования определяется уставом муниципального
образования в соответствии с настоящим Законом.
7. В отдельных поселениях уставом муниципального образования
может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий
представительных органов местного самоуправления собраниями
(сходами) граждан.
Статья 19. Председатель Совета муниципального образования
1. Работу Совета муниципального образования организует его
председатель, работающий на неосвобожденной основе, который
избирается Советом на его заседании из числа депутатов тайным
голосованием на срок полномочий Совета.
Совет муниципального образования вправе избрать из своего
состава иных должностных лиц Совета (заместителей председателя и
т.д.) в соответствии с регламентом.
2. Председатель Совета муниципального образования:
- организует работу Совета;
- подписывает решения Совета;
- обеспечивает контроль исполнения решений Совета;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом
муниципального образования.
Статья 20. Статус депутата Совета муниципального образования
1. Депутату Совета муниципального образования гарантируются
условия для беспрепятственного и эффективного осуществления
полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и
прекращаются со дня начала работы Совета муниципального
образования нового состава.
Депутат Совета муниципального образования избирается сроком
на 4 года.
3. Депутат Совета муниципального образования осуществляет
свои полномочия, как правило, на неосвобожденной основе.
По решению Совета муниципального образования депутат может
осуществлять свои полномочия на штатной основе. В этом случае
депутат не вправе совмещать депутатскую деятельность с любой
другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности.
Освобождение депутата от выполнения производственных или
служебных обязанностей по месту основной работы на время
осуществления депутатской деятельности производится на основании
официального уведомления Совета муниципального образования. При
этом требование каких-либо других документов не допускается.
4. Депутат Совета муниципального образования на территории
муниципального образования обладает неприкосновенностью в течение
всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан (за
исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут
обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к
уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Коми.
Статья 21. Права депутата Совета муниципального образования
1. Депутат Совета муниципального образования имеет право:
- избирать и быть избранным в органы Совета;
- вносить вопросы на рассмотрение Совета и высказывать
мнение по любым вопросам, в том числе по персональному составу
создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц;
- ставить в соответствии с компетенцией Совета вопрос о
доверии составу образованных или избранных Советом органов, а
также избранным или назначенным Советом должностным лицам;
- вносить поправки к проектам актов, принимаемых Советом
муниципального образования;
- по вопросам своей депутатской деятельности пользуется
правом приема в течение суток с момента обращения руководителями
и другими должностными лицами расположенных на территории Совета
органов государственной власти, организаций независимо от форм
собственности, общественных объединений;
- на получение информации от органов государственной
власти, органов муниципального образования и их должностных лиц
на территории муниципального образования, в котором избран
депутат;
- выступать по вопросам депутатской деятельности в
средствах массовой информации. При этом депутат имеет
преимущественное право для выступлений в средствах массовой
информации, учредителями которых являются государственные органы
власти и органы местного самоуправления;
- обращаться к должностным лицам органов исполнительной
власти муниципального образования по вопросам, касающимся
интересов муниципального образования в целом, с депутатским
запросом;
- вести прием граждан в избирательном округе;
- участвовать в заседаниях органов территориального
общественного самоуправления, в собраниях трудовых коллективов,
граждан по месту жительства;
- вносить в Совет муниципального образования предложения
по реализации права законодательной инициативы.
2. Депутат может обладать иными правами в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми, уставом
муниципального образования и регламентом Совета муниципального
образования.
Статья 22. Обязанности депутата Совета муниципального
образования
Депутат Совета муниципального образования обязан:
- участвовать в работе Совета и его органов, в состав
которых он избран;
- соблюдать регламент Совета муниципального образования;
- голосовать лично;
- выполнять поручения Совета и его органов, информировать
их о результатах выполнения поручений;
- регулярно, не реже раза в год, информировать население о
работе Совета, о выполнении решений Совета и его органов, а также
своих предвыборных программ;
- участвовать в организации и контроле за исполнением
решений Совета и его органов, затрагивающих интересы избирателей;
- выполнять иные обязанности в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми, уставом
муниципального образования и регламентом Совета муниципального
образования.
Статья 23. Ограничения, связанные со статусом депутата Совета
муниципального образования
Депутат Совета муниципального образования не вправе:
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатом иных Советов муниципальных
образований, кроме случаев, когда муниципальное образование
находится в границах территории иного муниципального образования;
- находиться на государственной или муниципальной службе;
- быть поверенным или представителем третьих лиц в органах
местного самоуправления муниципального образования, в котором это
выборное лицо местного самоуправления избрано;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения,
связанные с исполнением им обязанностей выборного лица местного
самоуправления;
- получать гонорары за выступления и публикацию материалов,
подготовка которых входит в его обязанности.
Статья 24. Гарантии трудовых прав депутата
1. Депутат в период исполнения своих полномочий не может
быть уволен с работы по инициативе администрации организации без
согласия соответствующего Совета муниципального образования, за
исключением случаев ликвидации организации.
2. Депутату в период его полномочий не могут быть
существенно изменены условия труда по инициативе администрации
организации без согласия соответствующего Совета.
3. Депутат Совета муниципального образования, уволенный с
прежнего места работы в связи с переходом на работу в Совет
муниципального образования на постоянной основе, после окончания
срока его полномочий трудоустраивается по его заявлению
администрацией муниципального образования в течение двух месяцев
со дня обращения на прежнюю или равноценную работу (должность),
или с согласия депутата на иную работу (должность).
Статья 25. Гарантии депутатской деятельности
В соответствии с уставом муниципального образования депутату
Совета муниципального образования за счет средств местных
бюджетов могут быть предоставлены следующие гарантии депутатской
деятельности:
- возмещение расходов, связанных с депутатской
деятельностью;
- выплата денежного вознаграждения депутатам, временно
освобожденным от основной работы для осуществления депутатской
деятельности;
- возмещение расходов, связанных с проживанием вне его
постоянного места жительства в связи с осуществлением им
депутатской деятельности;
- оплата проезда воздушным, железнодорожным, автомобильным,
водным транспортом и всеми видами городского и пригородного
пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории
соответствующего муниципального образования;
- внеочередное право на приобретение билетов на все виды
транспорта и поселение в гостиницы на территории соответствующего
муниципального образования;
- право на предоставление служебной жилой площади
депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на штатной
основе и не имеющим места жительства по месту нахождения Совета
муниципального образования;
- бронирование занимаемой депутатом, осуществляющим свою
деятельность на штатной основе, жилой площади по постоянному
месту жительства на время его отсутствия в связи с осуществлением
депутатских полномочий;
- иные гарантии в соответствии с уставом муниципального
образования.
Статья 26. Администрация муниципального образования
1. Администрация муниципального образования является
исполнительным органом муниципального образования и действует под
непосредственным руководством главы администрации муниципального
образования.
2. Структура администрации муниципального образования
утверждается главой администрации муниципального образования по
согласованию с Советом муниципального образования.
3. Органами администрации муниципального образования
являются созданные в соответствии со схемой управления
муниципального образования самостоятельные структурные
подразделения администрации муниципального образования (комитеты,
управления, отделы), обладающие полномочиями, предусмотренными
законодательством о местном самоуправлении, уставом
муниципального образования, и осуществляющие исполнительную и
распорядительную деятельность в определенной сфере управления
муниципальным образованием.
Органы администрации муниципального образования могут
обладать правами юридического лица.
4. Положения об органах администрации муниципального
образования утверждаются в порядке, предусмотренном уставом
муниципального образования.
Статья 27. Глава администрации муниципального образования
1. Глава администрации муниципального образования
непосредственно руководит работой администрации муниципального
образования и выполняет исполнительно-распорядительные функции,
за исключением функций, возложенных уставом муниципального
образования на иные органы и должностные лица муниципального
образования.
2. Глава администрации муниципального образования наделяется
собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в
соответствии с уставом муниципального образования, за исключением
полномочий, составляющих исключительную компетенцию
представительного органа местного самоуправления.
Статус главы администрации муниципального образования и
ограничения, связанные со статусом этого лица, устанавливаются
настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального
образования.
3. Полномочия главы администрации муниципального образования
начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в
день вступления в должность вновь избранного главы администрации
муниципального образования. Порядок вступления в должность главы
администрации муниципального образования определяется уставом
муниципального образования.
4. Глава администрации муниципального образования
осуществляет свои функции на принципах единоначалия.
5. Глава администрации муниципального образования избирается
на должность по представлению Главы Республики Коми Советом
муниципального образования на срок полномочий представительного
органа муниципального образования.
На должность главы администрации муниципального образования
могут быть предложены:
- председатель Совета муниципального образования;
- депутат Совета муниципального образования;
- депутат Государственного Совета Республики Коми от
данного избирательного округа, осуществляющий свои полномочия на
неосвобожденной основе;
- иные лица.
Одна и та же кандидатура может быть представлена на
должность главы администрации муниципального образования Главой
Республики Коми не более двух раз.
Процедура представления кандидатур на должность и избрание
главы администрации муниципального образования должна быть начата
не позднее семи дней и закончена не позднее двух месяцев со дня
начала работы Совета муниципального образования нового состава.
6. Глава администрации муниципального образования сохраняет
свои полномочия до избрания нового главы администрации
муниципального образования, но не более двух месяцев со дня начала
работы Совета муниципального образования нового состава.
7. Глава администрации муниципального образования в
соответствии с уставом муниципального образования подотчетен
населению непосредственно и Совету муниципального образования.
8. Главе администрации муниципального образования
устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на
этой должности, в соответствии с настоящим Законом и иными
законами Республики Коми, уставом муниципального образования.
Статья 28. Ограничения, связанные со статусом главы
администрации муниципального образования
Глава администрации муниципального образования,
осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатом Совета иного муниципального
образования;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц;
- состоять членом органов управления коммерческих
организаций, если иное не предусмотрено федеральным законом, или,
если в порядке, установленном федеральным законом, законами
Республики Коми, решениями представительного органа местного
самоуправления, ему не поручено участвовать в управлении этой
организацией;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
органе местного самоуправления, в котором он осуществляет свои
полномочия, либо который непосредственно подчинен или
подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально -
технического, финансового и информационного обеспечения, другое
муниципальное имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в качестве
главы администрации муниципального образования;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения,
связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и
после выхода на пенсию;
- выезжать в служебные командировки за счет физических и
юридических лиц, за исключением служебных командировок за
границу, осуществляемых в соответствии с международными
договорами Российской Федерации или на взаимной основе по
договоренности органов государственной власти Республики Коми,
органов местного самоуправления с государственными органами
иностранных государств, международными и иностранными
организациями.
Статья 29. Прекращение полномочий депутата Совета
муниципального образования, главы администрации
муниципального образования
1. Прекращение полномочий депутата Совета муниципального
образования, главы администрации муниципального образования
осуществляется в связи с истечением срока полномочий, а также
может осуществляться досрочно.
2. Досрочно полномочия прекращаются в случаях:
- заявления о сложении своих полномочий;
- выезда на постоянное место жительства за пределы
территории соответствующего муниципального образования;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- вступления в силу решения суда о признании гражданина
умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
- избрания или назначения на должность, занятие которой по
Конституции Республики Коми и (или) по закону несовместимо со
статусом депутата Совета, главы администрации муниципального
образования;
- досрочного прекращения полномочий Совета муниципального
образования;
- отзыва;
- смерти гражданина.
Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата,
главы администрации служат соответствующие документы.
3. Полномочия депутата Совета муниципального образования,
главы администрации муниципального образования прекращаются со
дня принятия решения Советом муниципального образования.
4. Полномочия депутата Совета муниципального образования в
случае, предусмотренном в пункте 7 части 2 настоящей статьи,
прекращаются со дня роспуска Совета муниципального образования.
Статья 30. Отзыв депутата Совета муниципального образования,
главы администрации муниципального образования
1. Депутат, выборное должностное лицо местного
самоуправления могут быть отозваны избирателями до окончания
срока полномочий.
2. Порядок отзыва устанавливается избирательным
законодательством Республики Коми.
Статья 31. Нормативные правовые акты Совета муниципального
образования и главы администрации муниципального
образования
1. Совет муниципального образования и глава администрации
муниципального образования по вопросам своего ведения принимают
(издают) нормативные правовые акты.
2. Акты, принимаемые Советом муниципального образования,
именуются решениями.
3. Акты, принимаемые главой администрации муниципального
образования, именуются постановлениями и распоряжениями. Акты
должностных лиц муниципальных образований, имеющие нормативное
содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с
решением вопросов экономического и социального развития, охраны
общественного порядка, использованием собственности
муниципального образования и финансовых ресурсов, а также по иным
вопросам принимаются в форме постановлений. Акты по вопросам
организационной деятельности органов и структурных подразделений,
носящие ненормативный характер, издаются в форме распоряжений.
4. Акты Совета муниципального образования и главы
администрации муниципального образования, изданные в пределах их
компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения
всеми гражданами, учреждениями и организациями, расположенными на
соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении
какими-либо органами государственной власти.
5. Акты Совета муниципального образования и главы
администрации муниципального образования должны быть доведены до
сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
доводятся до сведения населения в полном объеме.
6. Нормативные правовые акты Совета муниципального
образования и главы администрации муниципального образования,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
вступают в силу после их опубликования (обнародования). Порядок и
сроки опубликования (обнародования) устанавливаются уставом
муниципального образования.
7. Акты Совета муниципального образования и главы
администрации муниципального образования могут быть обжалованы в
судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского
надзора в соответствии с законодательством.
Статья 32. Органы местного самоуправления - юридические лица
Органы местного самоуправления в соответствии с уставами
муниципальных образований являются юридическими лицами.
Статья 33. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах
местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая
требования к должностям, статус муниципального служащего, условия
и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой,
определяется уставом муниципального образования в соответствии с
настоящим Законом, иными законами Российской Федерации и
Республики Коми.
3. Время работы на должностях в органах местного
самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для
представления льгот и гарантий в соответствии с законодательством
о государственной службе.
Статья 34. Расходы на содержание органов местного
самоуправления
Расходы на содержание органов местного самоуправления
осуществляются за счет средств местного бюджета.
ГЛАВА V. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И
ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 35. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный
референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимается
Советом муниципального образования по собственной инициативе или
по требованию населения в соответствии с уставом муниципального
образования и законодательством Российской Федерации и Республики
Коми.
3. Порядок назначения и проведения местного референдума,
принятия и изменения решений местного референдума устанавливается
уставом муниципального образования в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 36. Выборы депутатов Советов муниципальных образований
1. Выборы депутатов Советов муниципальных образований
осуществляются на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании при обеспечении
избирательных прав граждан, установленных федеральным законом и
избирательным законодательством Республики Коми.
2. Порядок проведения выборов определяется избирательным
законодательством Республики Коми.
3. Органы государственной власти Республики Коми гарантируют
проведение выборов в органы местного самоуправления.
Статья 37. Собрание (сход) граждан
1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного
значения могут созываться собрания (сходы) граждан (далее - сход).
2. В работе схода принимают участие граждане, достигшие
18-летнего возраста, проживающие на территории соответствующего
муниципального образования и обладающие избирательным правом.
3. Сход проводится в обстановке гласности. На сход могут
быть приглашены представители органов государственной власти,
органов местного самоуправления, руководители организаций,
расположенных на территории муниципального образования,
представители общественных объединений и средств массовой
информации.
4. На сход выносятся вопросы, непосредственно затрагивающие
интересы населения, проживающего на соответствующей территории,
отнесенные настоящим Законом и уставом муниципального образования
к вопросам местного значения.
5. Сход созывается по мере необходимости.
6. Сход может быть созван по инициативе:
- группы граждан, проживающих на территории
соотствующего муниципального образования и обладающих
избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 10
процентов избирателей соответствующего муниципального образования;
- Совета муниципального образования;
- депутатов Совета муниципального образования (не менее
одной трети от их установленного числа);
- исполнительного органа муниципального образования.
7. Решение о проведении схода принимается Советом
муниципального образования, кроме случаев, когда полномочия
представительного органа муниципального образования выполняются
непосредственно сходом граждан.
Статья 38. Подготовка и проведение схода
1. Подготовка и проведение схода обеспечиваются главой
администрации муниципального образования.
2. Население муниципального образования оповещается о дате,
месте, времени, вопросах, выносимых на рассмотрение схода, не
позднее чем за 5 дней до проведения схода через средства массовой
информации.
3. Перед открытием схода проводится обязательная регистрация
его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года
рождения, места жительства.
4. Сход является правомочным, если в нем приняло участие
более половины граждан из числа жителей муниципального
образования, обладающих избирательным правом.
5. Для ведения схода и его протокола избираются президиум
или председатель и секретарь схода. Повестка дня утверждается
сходом.
6. В протоколе указываются дата и место проведения схода,
общее количество граждан, имеющих право на участие в сходе,
количество присутствующих граждан, повестка дня, краткое
содержание выступлений и принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем схода и
передается в Совет муниципального образования.
Статья 39. Решения схода
1. Решения схода по вопросам повестки дня принимаются
открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него
проголосовало большинство присутствующих граждан.
Решения, принятые на сходе, имеют обязательный характер для
граждан, проживающих на территории соответствующего
муниципального образования, органов и должностных лиц
соответствующего муниципального образования.
2. Решения, принятые на сходе, не требуют утверждения
органами муниципального образования. Если для реализации решений
схода требуется принятие нормативного акта, соответствующий орган
муниципального образования обязан принять такой акт.
3. Изменения и (или) дополнения в решения схода могут
вноситься только самим сходом.
4. Решения схода и информацию об итогах их выполнения глава
администрации муниципального образования или по его поручению
иное должностное лицо муниципального образования доводит до
сведения граждан через средства массовой информации или путем
обнародования.
5. Решения, принятые на сходе, могут быть обжалованы в
судебном порядке в случае их противоречия законодательству или
принятия с нарушением требований настоящего Закона.
Статья 40. Народная правотворческая инициатива
1. Население в соответствии с уставом муниципального
образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах
местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесенные населением в органы местного самоуправления,
подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с
участием представителей населения, а результаты рассмотрения -
официальному опубликованию (обнародованию).
2. Порядок осуществления народной правотворческой инициативы
устанавливается уставом муниципального образования.
Статья 41. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные
обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления обязаны дать мотивированный ответ по
существу обращений граждан в течение одного месяца.
Статья 42. Иные формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления
1. Граждане вправе реализовать свое право на участие в
местном самоуправлении через общественные советы (комитеты,
коллегии и другие органы), формируемые при органах и должностных
лицах местного самоуправления; общественные объединения по
вопросам местного самоуправления; собрания, конференции жителей;
другие формы общественной самодеятельности.
2. Порядок формирования, организация деятельности и
полномочия общественных советов, формируемых при органах и
должностных лицах местного самоуправления, устанавливаются этими
органами и лицами.
3. Деятельность общественных объединений по вопросам
местного самоуправления регулируется законодательством об
общественных объединениях.
4. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами
участия населения в осуществлении местного самоуправления
граждане вправе участвовать в осуществлении местного
самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральным
законам, настоящему Закону, иным законам Республики Коми.
ГЛАВА VI. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 43. Понятие и система территориального общественного
самоуправления
1. В Республике Коми признается и гарантируется
территориальное общественное самоуправление.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части
территории муниципального образования (территориях поселений, не
являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов и других территориях) для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения
непосредственно населением или через создаваемые ими органы
территориального общественного самоуправления.
2. Система территориального общественного самоуправления
включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан,
органы территориального общественного самоуправления (советы или
комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских
населенных пунктов), а также иные органы территориального
общественного самоуправления по месту жительства (советы или
комитеты улиц, кварталов, домов и т.д.).
3. Территории, на которых действуют органы территориального
общественного самоуправления, устанавливаются по предложению
граждан Советом муниципального образования.
Статья 44. Общие собрания (сходы), конференции граждан
1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются
Советами муниципальных образований и (или) органами
территориального общественного самоуправления по мере
необходимости.
2. К компетенции общих собраний (сходов), конференций
граждан относятся следующие вопросы:
- избрание органов территориального общественного
самоуправления и принятие положений (уставов) о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального
общественного самоуправления по социально-экономическому развитию
соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- решение других вопросов, относящихся к компетенции
органов территориального общественного самоуправления,
затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов
общественного территориального самоуправления правомочны, если в
них принимает участие не менее половины избирателей
соответствующей территории, а конференции - при участии не менее
двух третей представителей избирателей соответствующей
территории.
Статья 45. Выборы органов территориального общественного
самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления
создаются по инициативе граждан на основе их добровольного
волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления
могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях
граждан по месту жительства открытым или тайным голосованием.
Срок полномочий органов территориального общественного
самоуправления устанавливается уставом муниципального
образования.
2. Советы муниципальных образований по предложению
инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы
представительства и сроки проведения выборов органов
территориального общественного самоуправления, а при проведении
прямых выборов образуют из числа жителей избирательные комиссии
по избирательным участкам и согласовывают порядок выдвижения
кандидатов.
3. Подготовка и проведение выборов органов территориального
общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов,
финансируются за счет средств местного бюджета при согласии
Совета муниципального образования.
4. Выборы органов территориального общественного
самоуправления по избирательным участкам признаются
состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины
избирателей, внесенных в списки.
5. Избранными в состав органов территориального
общественного самоуправления считаются граждане, получившие
большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в
голосовании.
Статья 46. Полномочия органов территориального общественного
самоуправления
1. Полномочия органов территориального общественного
самоуправления определяются их положениями (уставами) с учетом
полномочий, передаваемых им Советами муниципальных образований.
2. Органы территориального общественного самоуправления
вправе:
- создавать в установленном порядке организации,
удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
- выступать заказчиком на выполнение работ по
благоустройству территории и коммунальному обслуживанию
населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов
социальной инфраструктуры и контролировать использование
предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и
собственных финансовых ресурсов;
- кооперировать на добровольной основе средства населения,
организаций, общественных объединений для финансирования целевых
социальных программ;
- организовывать иную деятельность, не запрещенную
законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических
потребностей населения;
- определять в соответствии со своим положением (уставом)
штаты и порядок оплаты труда работников.
3. Органы местного самоуправления могут передавать свои
отдельные полномочия органам территориального общественного
самоуправления на основе решений и договоров с согласия органов
территориального общественного самоуправления.
Органам территориального общественного самоуправления не
могут передаваться полномочия по принятию обязательных для
исполнения органами местного самоуправления, гражданами,
организациями правовых актов.
Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления определяется уставом муниципального
образования в соответствии с настоящим Законов и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Органы территориального общественного самоуправления
подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке,
установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с уставом муниципального образования
указанные органы могут являться юридическими лицами. В этом
случае они подлежат также государственной регистрации в органах
юстиции Республики Коми в порядке, определяемом законом об
общественных объединениях. Отказ в регистрации может быть
обжалован в суд.
Статья 47. Финансирование деятельности органов
территориального общественного самоуправления
1. Финансирование деятельности органов территориального
общественного самоуправления осуществляется за счет собственных,
заемных средств, а также средств, передаваемых им Советами
муниципальных образований.
Собственные финансовые средства образуются за счет доходов
от экономической деятельности органов территориального
общественного самоуправления, добровольных взносов и
пожертвований организаций и граждан, а также других не
запрещенных законодательством поступлений.
2. Органы территориального общественного самоуправления
самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые
средства в соответствии с уставными целями и программами
социально-экономического развития соответствующих территорий.
Статья 48. Взаимоотношения органов территориального
общественного самоуправления с органами
муниципальных образований
1. Советы муниципальных образований, главы администраций
муниципальных образований содействуют органам территориального
общественного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного самоуправления
вправе участвовать в работе заседаний Советов муниципальных
образований при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
ГЛАВА VII. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют
собственность муниципального образования, местные финансы,
имущество, находящееся в государственной собственности и
переданное в управление органам местного самоуправления, а также
в соответствии с законом иная собственность, служащая
удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления в установленном
федеральными законами и законами Республики Коми порядке вправе
осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 50. Собственность муниципального образования
1. Имущество, переданное из государственной собственности,
муниципальной собственности в собственность муниципального
образования, а также приобретенное на иных законных основаниях,
является собственностью муниципального образования.
2. Формирование собственности муниципального образования
осуществляется за счет:
- собственности, находящейся во владении, пользовании и
распоряжении местных органов власти и переданной муниципальному
образованию;
- объектов государственной собственности Республики Коми,
переданных муниципальному образованию;
- создания и (или) приобретения объектов собственности на иных
законных основаниях.
Порядок передачи объектов в собственность муниципального
образования определяется законом Республики Коми.
3. В состав муниципальной собственности входят средства
местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и
другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия и организации,
муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные
учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
другое движимое и недвижимое имущество.
4. Органы местного самоуправления управляют собственностью
муниципального образования. Права собственника в отношении
имущества, входящего в состав собственности муниципального
образования, от имени муниципального образования осуществляют
органы местного самоуправления в рамках их компетенции,
установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными
законами Республики Коми, уставами муниципальных образований.
5. Органы местного самоуправления в соответствии с законом
вправе передавать объекты собственности муниципального
образования во временное или постоянное пользование физическим и
юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном
порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в
собственности муниципального образования, иные сделки, определять
в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых
или передаваемых в пользование объектов.
Статья 51. Земельные отношения на территориях муниципальных
образований
1. Порядок использования земель, переданных в ведение
муниципального образования, устанавливается Советом муниципального
образования в соответствии с законодательством.
2. Органы местного самоуправления могут в интересах местного
сообщества устанавливать в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Коми дополнительные условия
использования земель, находящихся в границах муниципального
образования.
Статья 52. Финансовая основа муниципального образования
1. Финансовую основу муниципального образования составляют
средства местных бюджетов и внебюджетных фондов муниципальных
образований, а также иные финансовые ресурсы в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации вправе выпускать
муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты,
создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные
учреждения.
Статья 53. Местные бюджеты
1. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов,
контроль за их исполнением осуществляются органами местного
самоуправления самостоятельно.
2. Органы государственной власти не вмешиваются в
формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за
исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет
государственных программ, реализуемых на территории
муниципального образования. Расходование средств за счет
государственных дотаций и субвенций подконтрольно органам
государственной власти.
3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве
составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и
территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 54. Доходы и расходы местных бюджетов
1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги,
сборы и штрафы, отчисления от федеральных и республиканских
налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными
законами и законами Республики Коми, финансовые средства,
переданные органами государственной власти органам местного
самоуправления для реализации отдельных государственных
полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи
имущества муниципального образования в аренду, от местных займов
и лотерей, часть прибыли предприятий, учреждений и организаций
муниципальных образований, дотации, субвенции, трансфертные
платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями
органов местного самоуправления, а также другие средства,
образующиеся в результате деятельности органов местного
самоуправления.
Средства от указанных источников зачисляются непосредственно
в местный бюджет.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно
распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения
доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного
года не подлежит изъятию органами государственной власти.
3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно
предусматривается финансирование решения вопросов местного
значения и осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий.
Статья 55. Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти Республики Коми в соответствии с
федеральными законами и законами Республики Коми обеспечивают
муниципальным образованиям минимальные бюджеты путем закрепления
доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов
местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов
устанавливаются законами Республики Коми на основе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов
обеспечивается путем закрепления на долговременной основе
доходных источников муниципальных образований законом Республики
Коми.
В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета
не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников,
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти Республики Коми передают органам местного самоуправления
иные доходные источники федерального бюджета и республиканского
бюджета Республики Коми, при этом свободные переходящие остатки
местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают
удовлетворение основных жизненных потребностей населения в
сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне
не ниже минимальных государственных социальных стандартов,
выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в
доходы местных бюджетов федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти Республики Коми
отчислений от федеральных и республиканских налогов.
5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности
органов местного самоуправления, предприятий, организаций и
учреждений, создаваемых муниципальным образованием, подлежат
учету органами государственной статистики в установленном
порядке.
Статья 56. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
устанавливаются Советами муниципальных образований самостоятельно
в соответствии с федеральными законами и законами Республики
Коми.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на
собраниях (сходах) граждан или Советы муниципальных образований с
учетом мнения населения могут предусматривать разовое
добровольное внесение жителями средств для финансирования решения
вопросов местного значения.
Статья 57. Право органов местного самоуправления на получение
платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными
законами, законами Республики Коми получают плату, в том числе в
натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые
добываются на территории муниципального образования.
Статья 58. Финансирование осуществления отдельных
государственных полномочий, компенсация
дополнительных расходов органов местного
самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления
органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в
федеральном бюджете, в республиканском бюджете Республики Коми и
местных бюджетах.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов
местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти Республики Коми, компенсируются органами,
принявшими данные решения. Размер компенсации определяется
одновременно с принятием соответствующего решения. Решения
органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы
органов местного самоуправления, реализуются органами местного
самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации
средств.
Статья 59. Внебюджетные фонды муниципальных образований
Советы муниципальных образований вправе образовывать
внебюджетные фонды муниципальных образований в порядке и на
условиях, установленных законодательством Российской Федерации и
Республики Коми.
Статья 60. Финансирование объектов, обслуживающих население
нескольких муниципальных образований
Финансирование объектов, расположенных на территории одного
муниципального образования и обслуживающих население нескольких
муниципальных образований, осуществляется за счет местных
бюджетов обслуживаемых муниципальных образований. В соответствии
с законом Республики Коми финансирование указанных объектов может
осуществляться и за счет средств республиканского бюджета
Республики Коми.
Статья 61. Отношения органов местного самоуправления с
предприятиями, учреждениями, организациями
1. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с
законами Российской Федерации и Республики Коми создавать
предприятия, учреждения, организации, а также выступать
участником иных коммерческих и некоммерческих организаций в
соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и
порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в собственности муниципальных образований, утверждают
их уставы, назначают и увольняют руководителей данных
организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
3. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного
самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями,
организациями, не указанными в части 2 настоящей статьи, а также
с физическими лицами строятся на основе договоров.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с законом
вправе координировать участие предприятий, учреждений,
организаций, осуществляющих свою деятельность на территории
муниципального образования, в комплексном социально-экономическом
развитии данной территории.
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком
на выполнение работ по благоустройству территории муниципального
образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству
и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству
продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых
и социально-культурных потребностей населения соответствующей
территории, на выполнение других работ с использованием
предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых
средств (муниципальный заказ).
5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать
ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений,
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами и законами Республики Коми.
ГЛАВА VIII. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 62. Государственная поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти Республики Коми способствуют
становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают
гарантированное Конституцией Российской Федерации, Конституцией
Республики Коми, федеральными законами, законами Республики Коми
участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают
программы поддержки местного самоуправления, создают условия
организационно-правовой и финансово-экономической
самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают
систему подготовки и повышения квалификации муниципальных
служащих.
Статья 63. Запрет на ограничение прав местного самоуправления
Ограничение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми,
федеральными законами, настоящим Законом, иными законами
Республики Коми запрещается.
Статья 64. Обязательность решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий,
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории
муниципального образования предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовых форм, а
также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления могут быть отменены органами и
должностными лицами, их принявшими, либо признаны
недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений,
принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
влечет за собой ответственность в соответствии с законами
Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 65. Рассмотрение обращений органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления.
Право законодательной инициативы Советов
муниципальных образований в Государственном Совете
Республики Коми
1. Обращения органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению
органами государственной власти, государственными должностными
лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым
эти обращения направлены.
2. Советы муниципальных образований обладают правом
законодательной инициативы в Государственном Совете Республики
Коми.
Статья 66. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального
образования, органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный
суд иски о признании недействительными нарушающие права местного
самоуправления акты органов государственной власти и
государственных должностных лиц, органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций, а также общественных объединений.
ГЛАВА IХ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 67. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность перед населением
муниципального образования, государством, физическими и
юридическими лицами в соответствии с законом.
Статья 68. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед
населением
Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед населением
наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и
условия ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления в результате утраты
доверия населения определяются уставами муниципальных
образований.
Статья 69. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед
государством
1. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед государством
наступает в случае нарушения ими Конституции Российской
Федерации, Конституции Республики Коми, федеральных законов,
законов Республики Коми, устава муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления несут ответственность за осуществление
отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти
полномочия обеспечены соответствующими органами государственной
власти материальными и финансовыми средствами.
3. В случае установленных судом нарушений органами местного
самоуправления и выборными должностными лицами местного
самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции
Республики Коми, федеральных законов, законов Республики Коми,
устава муниципального образования Государственный Совет
Республики Коми может обратиться в Верховный Суд Республики Коми
за заключением о признании несоответствия деятельности органа
местного самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции
Республики Коми, федеральным законам, законам Республики Коми,
уставу муниципального образования.
4. Заключение суда о признании несоответствия деятельности
органа местного самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления Конституции Российской Федерации,
Конституции Республики Коми, федеральным законам, законам
Республики Коми, уставу муниципального образования является
основанием для рассмотрения Государственным Советом Республики
Коми вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа
местного самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления. Прекращение полномочий органов местного
самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления и одновременное назначение новых выборов
осуществляются законом Республики Коми.
Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед
физическими и юридическими лицами
Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед физическими и
юридическими лицами наступает в порядке, установленном
федеральными законами, законами Республики Коми, уставами
муниципальных образований.
Статья 71. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений и действий
органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в
судебном порядке.
ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 72. О вступлении в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. До принятия закона Республики Коми о муниципальной службе
в отношении муниципальных служащих применяется законодательство
Республики Коми о государственной службе.
3. Главы администраций районов, городов, назначенные Главой
Республики Коми, сохраняют свои полномочия до избрания глав
администраций муниципальных образований в соответствии с
настоящим Законом, но не более двух месяцев со дня начала работы
Советов муниципальных образований нового состава.
Статья 73. Приведение нормативных правовых актов Республики
Коми в соответствие с настоящим Законом
1. Органам государственной власти Республики Коми привести в
соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты органов государственной власти в
Республике Коми до приведения их в соответствие с настоящим
Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Признать утратившими силу:
Закон Республики Коми "О местных представительных органах
власти в Республике Коми" (Ведомости Верховного Совета Республики
Коми, 1994, N 3, ст. 28; Ведомости нормативных актов органов
государственной власти Республики Коми, 1996, N 10, ст. 550) с
момента начала работы Советов муниципальных образований нового
состава;
- Закон Республики Коми "О муниципальных образованиях в
Республике Коми" (Ведомости нормативных актов государственной
власти Республики Коми, 1997, N 12, ст. 757) с момента вступления
в силу настоящего Закона.
3. Предложить местным представительным органам власти не
позднее 1 октября 1998 года принять уставы муниципальных
образований.
Статья 74. О должностных лицах, избранных в соответствии с
Законом Республики Коми "О проведении в Республике
Коми выборов в органы местного самоуправления
первого созыва"
Должностные лица, избранные на собраниях (сходах) граждан в
соответствии со статьей 46 Закона Республики Коми "О проведении в
Республике Коми выборов в органы местного самоуправления первого
созыва" вправе исполнять функции органов территориального
общественного самоуправления до формирования этих органов в
соответствии с главой VI настоящего Закона, но не более
восемнадцати месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
Полномочия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей
статьи, могут быть прекращены досрочно решениями собраний
(сходов) граждан, их избравших, на основании личных заявлений
этих лиц.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
16 июня 1998 года, N 25-РЗ
"Республика", N 126
30.06.98
|