В целях обеспечения становления и развития местного самоуправления Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить представленную Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.
3. Министерству финансов Российской Федерации при распределении ассигнований, утвержденных в федеральном бюджете на 1996 год для финансирования федеральных программ по развитию регионов, предусмотреть выделение 35 млрд. рублей на выполнение мероприятий Программы.
4. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета и перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, на 1997 и последующие годы учитывать представляемые в установленном порядке предложения Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по финансированию мероприятий Программы.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать мероприятия Программы при разработке и реализации региональных программ поддержки местного самоуправления.
6. Предоставить Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике право вносить изменения и уточнения в содержание и сроки реализации программных мероприятий по предложениям федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 1995 г. N 1251
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА государственной поддержки местного самоуправления
I. Общие положения
1. Конституция Российской Федерации закрепила самостоятельность местного самоуправления. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления ( далее именуется - Программа) разработана с целью реализации положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1616 "O некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местному самоуправлению", определяющих основные принципы системы местного самоуправления и перехода от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на формирование системы местного самоуправления.
2. В настоящей Программе определены основные направления государственной поддержки местного самоуправления. Местное самоуправление в системе государственного устройства через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует следующие задачи:
укрепляет основы народовластия; создает условия для обеспечения жизненных интересов населения; проводит мероприятия по социальной защите населения; стабилизирует политическую систему; готовит кадры для муниципальных органов.
3. Учитывая роль местного самоуправления в государственной системе, Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления.
II. Цель и основные задачи Программы
4. Целью Программы является обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации.
5. Основные задачи Программы:
обеспечить разработку правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающую условия для выполнения его функций;
создать необходимые условия для формирования развитой системы местного самоуправления;
обеспечить постепенный переход от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
отработать формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечить правовые, финансовые и ресурсные гарантии прав местного самоуправления.
III. Формы и методы осуществления Программы
6. Выбор форм и методов реализации Программы осуществлен на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. В целях реализации Программы осуществляются:
а) разработка и издание федеральными органами государственной власти федеральных законов и принятие в соответствии с ними органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательных и иных правовых актов, предусмотренных переходными положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
б) оказание научно-методической помощи органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления;
в) организация подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления;
г) создание информационных сетей местного самоуправления;
д) координация деятельности Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реформы местного самоуправления;
е) привлечение к сотрудничеству с государственными и муниципальными органами союзов и ассоциаций органов местного самоуправления.
IV. Основные направления государственной поддержки местного самоуправления
8. Настоящая Программа предусматривает следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления:
формирование правовой основы местного самоуправления;
формирование финансово-экономической основы местного самоуправления;
организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;
информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;
создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.
9. В целях формирования правовой основы деятельности местного самоуправления необходимо принять правовые акты субъектов Российской Федерации, закрепляющие:
разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
особенности организации местного самоуправления в гг. Москве и СанктПетербурге;
порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления;
формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово-экономической основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования правовой основы местного самоуправления в 1996 году представлены в приложении N 1.
10. С целью обеспечения функций местного самоуправления соответствующими финансово-экономическими ресурсами необходимо:
сформировать муниципальную собственность;
обеспечить четкое разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, а также внутри субъектов Российской Федерации: между республиканскими, краевыми, областными, окружными, городскими гг.Москвы и Санкт-Петербурга бюджетами, с одной стороны, и местными бюджетами, с другой. Бюджеты каждого уровня должны соответствовать полномочиям и функциям, которые возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
учесть при формировании программы приватизации права органов местного самоуправления на самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью;
уточнить права муниципальных образований по распоряжению землей.
Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования финансово-экономической основы местного самоуправления в 1996 году представлены в приложении N 2.
11. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов требует перехода от централизованного руководства их деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к законодательному регулированию, методической поддержке местного самоуправления и формированию органами государственной власти субъектов Российской Федерации эффективной системы контроля за соответствием федеральному законодательству и законам субъектов Российской Федерации решений, принимаемых органами местного самоуправления. Для осуществления этого перехода и оказания организационно-методической помощи в становлении местного самоуправления необходимо:
осуществить подготовку министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления методических рекомендаций по реализации органами местного самоуправления функций, относящихся к их ведению;
отработать порядок согласования рекомендаций государственных органов власти по вопросам местного самоуправления между всеми уровнями власти;
сформировать систему анализа, обобщения и обмена опытом деятельности органов местного самоуправления.
Организационно-методические меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году представлены в приложении N 3.
12. С целью обеспечения деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти необходимо создание системы информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий.
Для этого предполагается: создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой;
принятие согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации управленческих решений, обеспечивающих единую программную политику в этой области;
оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления прежде всего для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники;
разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации;
подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной системы.
Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области информационного обеспечения в 1996 году представлены в приложении N 4.
13. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо создание системы подготовки и переподготовки кадров.
В рамках Программы необходимо осуществить: подготовку и распространение научно-методической литературы, программ обучения; определение базовых учебных заведений для подготовки и переподготовки муниципальных служащих; создание консультационных центров и центров переподготовки кадров в субъектах Российской Федерации; создание всероссийского центра по научно-методическому обеспечению органов местного самоуправления на основе существующих кадровых центров.
Конкретные меры по созданию системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году представлены в приложении N 5.
V. Основные этапы осуществления Программы
14. В Программе предусматриваются два основных этапа ее исполнения:
первый этап - в течение 1996 года - предусматривает создание базовых условий для формирования системы местного самоуправления, и прежде всего правовой основы местного самоуправления, закрепление его правовых гарантий, разграничение финансовых и материальных средств между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, создание системы кадрового и информационного обеспечения (разработка концепций кадрового и информационного обеспечения и т.д.);
второй этап - в течение !997-1998 годов - предусматривает осуществление мероприятий по реальному становлению системы местного самоуправления.
VI. Основные исполнители Программы
15. Основными исполнителями Программы являются:
министерства и ведомства Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
союзы и ассоциации органов местного самоуправления.
16. Контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.
VII. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и по согласованию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций органов местного самоуправления.
Приложение N 1 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления
Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования правовой основы местного самоуправления в 1996 году
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующие права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам и учитывающие разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами |
Минфин России, Миннац России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
март |
Разработать предложения для подготовки проектов законодательных и нормативных актов по вопросам уточнения порядка землепользования и недропользования в городах и других поселениях Российской Федерации, включая закрытые административно-территориальные образования, а также предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о земле, определяющие права муниципальных образований на земли своей территории |
Роскомзем, Минстрой России, Минатом России с участием Минобороны России, Минприроды России, Рослесхоза, Госгортехнадзора России |
март |
Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по закреплению права муниципальных образований на распоряжение муниципальной собственностью с учетом особенностей приватизации и реализации права собственности в закрытых административно- территориальных образованиях |
Госкомимущество России, Миннац России, Минэкономики России, Минатом России, органы исполнительной власти субъектов |
март |
Подготовить предложения к проекту законодательного (нормативного) акта "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" |
Миннац России, Минюст России, министерства и ведомства Российской Федерации с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
март |
Разработать проект федерального закона "Об основах деятельности муниципальной системы здравоохранения" с учетом особенностей организации медицинского обслуживания в закрытых административно-территориальных образованиях
|
Минздравмедпром России, Минобороны России, Минатом России, Минюст России, Миннац России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного управления |
март |
Подготовить предложения о внесении
изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации об охране окружающей
природной среды, определяющие права и
полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности |
Минприроды России, Миннац России, Госкомсанэпиднадзор России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
март |
Приложение N 2 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления
Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования финансово-экономической основы местного самоуправления в 1996 году
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Подготовить предложения по разграничению доходов и расходов по бюджетам различных уровней власти |
Минфин России, Миннац России, органы исполнительной, власти субъектов Российской Федерации, союзы и ассоциации органов местного самоуправления |
июнь |
Подготовить предложения по механизму формирования муниципальной собственности, включая муниципальные земли, обеспечивающему выполнение функций местного самоуправления |
Роскомзем, Миннац России, Минстрой России, Госкомимущество России, Минюст России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
март |
Предусматривать в соответствии с предложениями Миннаца России начиная с 1996 г. в федеральном бюджете средства для учебных мероприятий, научно-исследовательских, информационных, издательских работ, связанных с разработкой законодательных, нормативных, методических документов по местному самоуправлению (включая закрытые административно-территориальные образования). Рекомендовать субъектам Российской Федерации предусматривать в своих бюджетах соответствующие средства |
Минфин России, Миннауки России, Минатом России, Миннац России, Госкомстат России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
в течение года |
Разработать методические рекомендации по организации и формированию финансовой и материально-технической базы муниципальных служб и предприятий, оказывающих услуги населению |
Минстрой России, Минсельхозпрод России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
июнь |
Разработать рекомендации по разграничению компетенции, финансовых и иных ресурсов между различными уровнями власти |
Миннац России, Минэкономики России, Минфин России с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
март |
Приложение N 3 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления
Организационно-методические меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Подготовить проект примерного градостроительного устава территорий и поселений Российской Федерации |
Миннац России, Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Июнь |
Внести в Правительство Российской Федерации предложения об укреплении функциональных структур по вопросам местного самоуправления в министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и укомплектовании их квалифицированными кадрами |
Миннац России, Минфин России, Минэкономики России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
март
|
Внести в Правительство Российской Федерации предложения о регулировании особенностей организации местного самоуправления в закрытых административно- территориальных образованиях |
Минобороны России, Минатом России, Миннац России |
июль |
Разработать методические рекомендации и типовые модельные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к местному самоуправлению (о местном самоуправлении, о совершенствовании административно-территориального устройства, о выборах в органы местного самоуправления, о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о земельных отношениях и другие) |
Миннац России, Минюст России, Минстрой России, Роскомзем с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
декабрь |
Провести совместно с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления государственно-правовые эксперименты по отработке оптимальных моделей организации местного самоуправления |
Миннац России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
по отдельному плану |
Содействовать проведению мероприятий по взаимодействию союзов и ассоциаций органов местного самоуправления с европейскими и национальными ассоциациями местного самоуправления |
Миннац России с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
в течение года |
Оказывать организационно - методическую помощь органам местного самоуправления в организации работы по защите прав потребителей в соответствии со статьей Закона Российской Федерации "O защите прав потребителей" |
ГКАП России и его территориальные управления с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
в течение года |
Приложение N 4 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления
Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области информационного обеспечения в 1996 году
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации по информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления |
Роскоминформ*, Госкомстат России, Миннац России, ФАПСИ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
сентябрь |
Разработать унифицированную систему показателей, характеризующую социально- экономическое развитие города,района,сельского поселения,для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов |
Госкомстат России, ФАПСИ*, Роскоминформ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
июнь |
Обеспечить формирование и ведение (актуализацию) баз данных о товарной продукции в составе территориальных органов Госстандарта России и представление аналитической информации органам местного самоуправления |
Госстандарт России, Минэкономики России, Минфин России |
декабрь |
Внедрить единую систему классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации (ЕСКК) в систему сбора и обработки информации органов местного самоуправления |
Госстандарт России, Госкомстат России, Минэкономики России |
июнь |
Подготовить необходимые методические материалы и рекомендации по совершенствованию учета и отчетности, автоматизированного сбора и обработки информации на предприятиях и в организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности |
Роскоминформ* с участием Госстандарта России, Госкомстата России, ФАПСИ*, Минфина России, Банка России*, Минстроя России |
июнь |
Подготовить предложения по техническому, программно-технологическому и информационному обеспечению программы поддержки местного самоуправления |
Роскоминформ*, Госстандарт России, Госкомстат России, ФАПСИ* |
март |
Разработать типовые проектные решения по информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления |
Роскоминформ*, Госкомстат России, ФАПСИ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
июнь |
Подготовить предложения об организации опорных зон для отработки и внедрения унифицированных проектных решений |
Роскоминформ*, Минэкономики России, ФАПСИ*, Госкомстат России, Миннац России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
июнь |
Оказывать организационную помощь в поставке средств вычислительной техники, связи и программного обеспечения органам местного самоуправления и государственной статистики |
Роскоминформ*, Госкомстат России, Миннац России, ФАПСИ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
в течение года |
Разработать статистические базы данных для информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления |
Госкомстат России, Роскоминформ*, Минстрой России, ФАПСИ* с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
сентябрь |
Разработать план организационно- технических мероприятий по созданию и Минэкономики России, внедрению информационно-вычислительных систем для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и довести до администраций городов минимально необходимые сведения по комплексу систем информатизации города |
Роскоминформ*, Госкомстат России, Миннац России, ФАПСИ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
июнь |
Собрать и обобщить информацию о служащих органов местного самоуправления, разработать программу и организовать обучение кадров по учету, статистике и экономике, информационным системам для предприятий и организаций городского и районного звена |
Роскоминформ*, Госкомстат России, Минтруд России, Минэкономики России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, Госкомвуз России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
сентябрь |
Приложение N 5 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления
Меры по созданию системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Определить базовые учебные заведения по подготовке и повышению квалификации кадров органов местного самоуправления и подготовить предложения о развитии сети соответствующих региональных и муниципальных учебных заведений |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления, общества "Знание" России* |
апрель |
Организовать разработку в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности по специальности “Государственное и муниципальное управление" |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, общество "Знание" России*, ГКФТ России |
июнь |
Организовать подготовку и повышение квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих обучение кадров для органов местного самоуправления |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общества"Знание" России* |
декабрь |
Организовать разработку и тиражирование учебной и методической документации(учебных планов, программ, учебных пособий) для обучения кадров муниципальных служащих |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, общество "Знание" России* |
июнь |
Обеспечивать финансирование оснащения действующих и вновь создаваемых учебных заведений по обучению кадров для Органов местного самоуправления современными техническими средствами обучения, компьютерной и оргтехникой (по отдельным проектам) |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
в течение года |
Организовать систему обучения кадров муниципальных служащих (сформировать сеть региональных учебных заведений, укомплектовать их преподавательскими кадрами, учебными программами и пособиями)
|
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Минстрой России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
декабрь |
Создать на конкурсной основе Всероссийский центр по научно-методическому обеспечению и подготовке кадров высшего звена руководителей органов местного самоуправления |
Госкомвуз России, Минобразование России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления |
март |
* По согласованию.
|